[проект игры] "АБВГДейка"

Автор formosa69, 11 мая 2014, 07:01:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

formosa69

В процессе совместного обсуждения редизайна игры Рамзес II в моем воспаленном воображении родилась простенькая, но, как мне кажется, весьма практичная и полезная обучающая игра для детей, которую в память о своем безоблачном советском детстве я назвал "АБВГДейка" (была такая детская обучающая телепередача на Центральном телевидении). Итак, делюсь своими мыслями с нашим сообществом.

Основу игры представляет квадратное игровое поле, которое собирается из квадратных тайлов так, как это фигурировало в обсуждении редизайна Рамзес II.


Каждый тайл содержит в себе 4 буквы русского алфавита. В отличие от картинки выше, поле собирается размером 4х4 тайлов, т.е. общей сложностью поле содержит 64 буквы. Затем вся поверхность поля покрывается 64 маленькими квадратными тайлами, каждый из которых по размеру является 1/4 от размера тайла поля. После чего поле несколько раз поворачивается по и против часовой стрелки, чтобы не дать игрокам запомнить исходное расположение букв. В произвольном месте поля снимается один маленький тайл и убирается в коробку. Таким образом, все маленькие тайлы могут перемещаться по полю по принципу игры в пятнашки, или, другими словами, принцип перемещения по полю повторяет механику игры Рамзес II.


Теперь все готово для игры. Внизу я привожу три варианта игры для разных возрастных групп и разных уровней подготовки.

Если кому-то эти игры понравятся и захочется увековечить их в самиздате (в свете готовящегося редизайна игры Рамзес II, думаю, это сделать будет весьма просто), то я готов доработать мою идею в конкретную раскладку букв для каждого из тайлов поля как для русского, так и для английского алфавитов. Обращаю внимание, что все игры, представленные ниже, можно использовать и для обучения детей иностранному языку. Для английского языка я разработку, думаю, осилю. Что же до других алфавитных языков - французского, немецкого и т.п. - то тут потребуется помощь людей, достаточно хорошо владеющих этими языками и знающих частотное использование букв в словарном составе. Впрочем, можно просто опираться на списки частотности букв для разных языков, приведенные в Википедии:

http://en.wikipedia.org/wiki/Letter_frequency
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Также маленькая ремарка для серьезных деловых людей. Если вы считаете, что мои идеи заслуживают коммерческого воплощения, то добро пожаловать ко мне в личку или пишите на [email protected] - договоримся. :)
  •  

formosa69

Игра 1. "АБВГДейка".

Эта игра для самых маленьких детей, которые только-только приступили к изучению русского алфавита. В игре могут принимать участие любое количество детей. Целью игры является способствовать быстрому запоминанию учениками букв русского алфавита.

Итак, в самом начале игры игровое поле еще полностью покрыто 64 малыми тайлами, скрывающими все буквы поля. Первый игрок снимает один малый тайл в любом месте игрового поля и называет открывшуюся букву. Если он назвал эту букву правильно, то он может переместить малые тайлы один раз и перейти к другой букве. Малые тайлы можно перемещать как по одному, так и целыми рядами. Если первый игрок правильно называет очередную открывшуюся букву, то он опять может сделать один ход к другой букве. Так продолжается до тех пор, пока игрок не ошибается в названии буквы или пока он не наберет 5 правильных ответов. В случае ошибки ход просто переходит к следующему игроку, в случае 5 правильных ответов игрок получает 1 победное очко и ход переходит к следующему игроку. Игра ведется до получения кем-либо из игроков 10 победных очков.
  •  

formosa69

#2
Игра 2. "Алфавит".

Эта игра предназначена для детей, которые уже достаточно хорошо узнают русские буквы, но еще не твердо знают их порядок следования в алфавите. Дополнительно для этой игры каждому игроку понадобится полный набор букв алфавита в виде тайлов, которые раскладываются в произвольном порядке перед игроком лицом вверх, а также длинная линейка, с опорой на которую игрок смог бы выкладывать эти тайлы в стройный ряд, раздвигать буквы в ряду и соединять их вместе снова.

Ход игры следующий. Первый игрок делает первый ход, снимая один тайл с поля, называя открывшуюся букву и ставя из своего банка букв тайл этой буквы себе на линейку. Первая буква его алфавита уже заняла свое место. Ход переходит к следующему игроку, который просто сдвигает малые тайлы поля в произвольном направлении по принципу пятнашек (все дальнейшие ходы в игре производятся передвижением тайлов), тоже называет открывшуюся при этом букву, берет ее тайл из своего банка букв и ставит на свою линейку. Ход переходит к следующему игроку.

Таким образом, сделав круг, ход опять возвращается к первому игроку, задача для которого уже усложняется: взяв тайл очередной буквы игрок должен подумать, с какой стороны (левой или правой) ему следует поставить эту букву согласно ее места в русском алфавите. Начиная с третьего круга, задача игрока еще более усложняется, т.к. для очередной буквы уже становится возможным больше позиций: слева всего ряда, справа всего ряда или между уже имеющимися в ряду буквами. В конце каждого своего хода игрок должен сдвинуть все свои буквы на линейке вместе так, чтобы между ними не было никаких пробелов - каждый очередной ход все операции добавлений или вставок новых букв производятся над изначально сомкнутым буквенным рядом на линейке.

Ход игрока сгорает, если игрок допускает одну из следующих ошибок:

1. При перемещении малых тайлов по полю игрок открывает определенное количество букв, которые уже есть у него в алфавитном ряду. Если игрок набрал в своем алфавитном ряду менее 10 букв, то попадание на 1-ю же повторную букву на поле приводит к сгоранию его хода, от 10 до 20 букв в алфавитном ряду - попадание на 2-ю повторную букву, от 20 до 30 - на 3-ю, от 30 до 33 - на 4-ю. Таким образом, игроки должны следить за всеми ходами в игре и стараться запомнить расположения открываемых букв.

2. Неправильно называет открытую букву. Такое правило дисциплинирует игроков. Например, даже взрослый человек может ошибаться в названии букв русского алфавита: говорит "лэ", "рэ", "хэ", "ше", "й" (правильно: "эл", "эр", "ха", "ша", "и краткое") и т.п. Соперники должны следить за игроком и сразу отмечать его ошибку. Данная ошибка, зафиксированная уже после того, как буква была поставлена на линейку, не несет для игрока штрафных санкций.

3. Ставит тайл буквы на неверное место в своем алфавитном ряду. Соперники должны следить за действиями игрока и при обнаружении ошибки подать сигнал. В этом случае ход игрока сгорает, а взятый им тайл буквы возвращается в его банк букв. Если соперники заметили ошибку не сразу при постановке буквы в ряд, а через некоторое время, то ошибочная буква в любой момент изымается из ряда игрока и возвращается в его банк букв. Если же ошибку обнаружил сам игрок, то он в любой момент меняет позицию своей буквы на правильную и не несет никакого наказания.

Победу в игре одерживает игрок, первый собравший весь алфавит.
  •  

formosa69

#3
Игра 3. "Собери слово".

Эта игра предназначена для детей постарше и развивает словарный запас ребенка, а также закладываект основы грамотного письма. Подготовка к игре такая же, как и в двух предыдущих играх: собранное поле букв, покрытое 64 малыми тайлами. Еще для этой игры понадобится таймер или песочные часы на 1 минуту, а также каждому игроку потребуется лист бумаги и карандаш.

Ход игры. Ведущий снимает один покрывающий малый тайл с поля и громко называет открывшуюся букву. Все игроки записывают эту букву себе на лист бумаги. Затем ведущий перемещает тайлы в произвольном направлении и называет следующую букву - ее также все записывают себе на лист. Ведущий продолжает свои действия до тех пор, пока не будут названы и записаны 10 букв (можно менять количество букв по договоренности). После чего всем игрокам дается старт (таймером) и ставится задача в течение 1 минуты записать на своих листах как можно больше разных слов, которые можно составить из выпавших 10 букв (слова составляются в любом количественном буквенном составе, но обязательно с опорой на имеющееся количество выпавших букв, т.е. если из 10 букв выпали "к", "р", "н", "д", "ш", но только 1 или 2 буквы "а", то слово "карандаш" с 3 буквами "а" составить нельзя). По истечении времени игроки прекращают писать слова и открывают свои листы. Затем все слова, которые повторились хотя бы у двоих игроков, вычеркиваются из всех листов. После чего за каждое оставшееся в списке неповторяющееся слово игроку начисляется 1 очко.

Затем ведущим становится следующий игрок, который разыгрывает очередной раунд игры. Игра заканчивается как только, каждый из игроков побывал в роли ведущего. Игроки подсчитывают общее количество своих победных очков. Выигрывает игрок с наибольшим количеством очков.
  •  

medved_sanych

#4
Идея хорошая. Только нужно хорошенько всё просчитать. А потом я задизайню.

Я бы ещё предложил четвертый вариант: каждый игрок получает карточку с несколькими словами, его задача открывая те или иные ячейки поля, собрать одно из них.

На карточках могут быть слова короткие, средней длины и самые длинные.

Т.е. игрок может выбрать, буквы для какого слова ему собирать. Разумеется, короткие слова приносят меньше всего очков, зато их легче всего собрать.

Слова можно собирать взакрытую, чтобы соперники не знали, насколько каждый из них близок к выполнению задания.

При этом очки получает только тот, кто первым соберет слово (или, скажем, очки не получает тот, кто останется последним с несобранным словом).

Таким образом, игроки должны искать баланс между желанием заработать как можно больше очков и скоростью сбора букв
для выбранных ими слов.

Подбирая слова для карточек, будем опираться всё на те же таблицы частотности и на частотные словари.

Тут, конечно, просчитать всё сложнее, но, думаю, играть тоже будет интересно. 
  •  

formosa69

Цитата: medved_sanych от 11 мая 2014, 09:41:54
Идея хорошая. Только нужно хорошенько всё просчитать. А потом я задизайню.

Замечательно! Если Вы беретесь за дизайн этой затеи в полноценный самиздат, то я постараюсь в ближайшее время рассчитать компоновку букв по тайлам поля. Предлагаю сделать тайлы двусторонними: на одной стороне - русский язык, на второй стороне - английский язык. Желательно было бы найти клипарт букв с каким-нибудь художественным оформлением для лучшего освоения маленькими детьми: например, когда буква сопровождается картинкой животного или предмета, начинающегося на эту букву, как то: "С" - "собака", "Л" - "лев" и т.п. для русского и английского языков.
  •  

formosa69

#6
Цитата: medved_sanych от 11 мая 2014, 09:41:54
Я бы ещё предложил четвертый вариант: каждый игрок получает карточку с несколькими словами, его задача открывая те или иные ячейки поля, собрать одно из них.

На карточках могут быть слова короткие, средней длины и самые длинные.

Т.е. игрок может выбрать, буквы для какого слова ему собирать. Разумеется, короткие слова приносят меньше всего очков, зато их легче всего собрать.

Слова можно собирать взакрытую, чтобы соперники не знали, насколько каждый из них близок к выполнению задания.

При этом очки получает только тот, кто первым соберет слово (или, скажем, очки не получает тот, кто останется последним с несобранным словом).

Таким образом, игроки должны искать баланс между желанием заработать как можно больше очков и скоростью сбора букв
для выбранных ими слов.

Подбирая слова для карточек, будем опираться всё на те же таблицы частотности и на частотные словари.

Тут, конечно, просчитать всё сложнее, но, думаю, играть тоже будет интересно.

Прекрасная идея! Итак,

Игра 4. "Набери слово".

Думаю, что на каждой карточке можно сделать набор из 5 слов: по 1 слову из 3-х, 4-х, 5-и, 6-и и 7-и букв. Какие слова подобрать в комплекты - это еще предстоит покумекать. Игрок может собирать буквы для слова в произвольном порядке и, собрав слово целиком, представлять его на суд соперников. Соотношение "длина слова - количество очков"  - это тоже непростая задача, которую решать нужно практическим тестированием.
  •  

formosa69

Пока буду планомерно развивать мысль... Если у кого-нибудь будут появляться другие мнения или идеи по тому, как сделать игру лучше и интереснее, то милости прошу высказываться.

Итак... Если у нас будет поле 4х4 больших тайла, каждый из которых содержит 4 гнезда для букв, то в общей сложности мы имеем 64 буквы. Русский алфавит мне представляется возможным количественно распределить следующим образом:

по 1 букве: ё/ъ/э/щ/ц/ю/х/й/ь/ы/з/ф/я = 13х1 = 13 букв
по 2 буквы: б/г/у/п/д/м/к/л/в/ш/ж/ч = 12х2 = 24 букв
по 3 буквы: р/с/т/н/е = 5х3 = 15 букв
по 4 буквы: а/о/и = 3х4 = 12 букв
-------------------------------------------------------
итого 33 буквы алфавита дают набор в 64 буквы.

Главные гласные русского языка (а, о, и, е+ё) повторяются по 4 раза. Думаю, этого будет вполне достаточно.

Следующим шагом я попробую распределить все 64 буквы по комлектам 4 букв так, чтобы была возможность играть как полем 3х3 тайла (с малыми детьми), так и полем 4х4 тайла (с детьми постарше).
  •  

formosa69

Только начал думать, как лучше разбросать буквы по тайлам поля, как тут же возникла мысль, что делать поле большими тайлами по 4 буквы будет нельзя по следующим причинам:

1. Поскольку в наборе есть буквы, встречающиеся только 1 раз, то большие тайлы с такими буквами будут очень легко запоминаться. Попав на такую индивидуальную букву, игрок сразу будет знать ее скрытых соседей. Поэтому поле для каждой игры должно собираться из малых отдельных тайлов букв, т.е. каждую игру комбинация поля должна быть разной.

2. Сделав поле наборным из малых тайлов букв, можно весьма значительно расширить возможности игры. Например, в такую игру можно будет играть с ребенком, который еще не выучил всего алфавита, а знает только несколько букв. Берем набор букв, которые ребенок уже знает, составляем из них поле поменьше, например, 3х3, 4х4 или 5х5, и играем, закрепляя в такой форме уже выученные ребенком буквы. Даже в таком усеченном виде можно будет вполне полноценно играть с ребенком в игры "АБВГДейка" и "Алфавит". Только нужно будет подумать над конструкцией поля, чтобы можно было его с полного размера 8х8 как-то стенками "ужимать" до любого меньшего размера.
  •