По случаю новости о локализации мы подготовили перевод обзора Gaia Project — идейной наследницы любимой многими Terra Mystica. В статье мы узнаем, разные ли это игры или просто перенос исходной игры в космический сеттинг, в чем оригинал лучше сиквела, а в чем продолжение превосходит прототип, а так же выясним роль в игре загадочного явления под названием Gaia. Материал перевёл на русский язык читатель по имени Михаил

Gaia Project имеет много общего со своей предшественницей — игрой Terra Mystica.  Здесь есть 14 различных космических рас на 7 двусторонних планшетах разных цветов, есть все здания, знакомые нам по ТМ, и здесь нужно выполнять терраформинг, чтобы жить на планетах, не принадлежащих к вашему родному биому.  Есть бонусные тайлы в награду в конце раунда, тайлы с условиями получения очков, и на несмежную территорию можно попасть только при особой раскачке планшета.  Все возможности игроков по-прежнему циркулируют на планшете в чашах, есть действия, которые блокируются при выполнении, есть постоянно доступные действия с меньшей наградой.  Имея достаточно зданий по соседству или в пределах расстояния хода, можно заключать альянсы с другими игроками, чтобы получать жетоны, дающие немного очков или иной небольшой бонус.

Но, кроме сходства, есть и различия.  Трек культа сменили на планшет исследований, где вы можете продвинуться в 6 различных областях технологий.  Помимо очков в конце игры, исследования связаны со способностями вашей расы.  Например, одна из веток исследований позволяет сокращать затраты на колонизацию территории чужих биомов.  Другая даёт постоянный доход в мощности, ресурсах и монетах, увеличивающийся с каждым уровнем.  Эти пути развития связаны с определенными тайлами технологий.  Вы можете получать их, строя местный эквивалент храмов из ТМ, позволяющих продвинуться в соответствующей технологии, или, если вам достанется один из трех независимых тайлов технологии, продвинуться в любой области исследований.  Кроме того, в игре есть продвинутые тайлы технологий.  Они приобретаются таким же образом, но имеют дополнительные требования.  Чтобы получить продвинутый тайл технологии, необходимо иметь в этой отрасли 4 или 5 уровень и потратить жетон альянса (это возможно только для жетонов альянса, которые предоставляют вам и очки, и бонусы).

Другим отличием, которое имеет огромное влияние на игру, является сборное игровое поле.  Во-первых, это позволяет нормально играть вдвоем на маленьком поле, во-вторых, каждая партия будет больше отличаться от предыдущей благодаря новой компоновке поля из 9 (насколько помню) фрагментов.

В Gaia Project появляются 2 новых ресурса: Знания и QIC (Quantum Intelligence Cubes – Кубы квантового разума).  Жрецов больше нет, поэтому Знания используются для продвижения по трекам технологий.  QIC используются различными способами.  Нужно, чтобы они заселяли так называемые планеты типа Gaia.  Трата одного QIC позволяет вашей расе заселить одну отдаленную планету-Gaia (придется также выплатить стоимость рудника).  Кроме того, QIC могут временно увеличить дальность вашего путешествия.  Это более важный вариант, чем в ТМ. К каждой планете прилегает максимум 4 смежных планеты, и для дальнейшей экспансии необходимо расширить дистанцию колонизации заранее или потратить QIC, поскольку в начале партии большинство рас способны высадиться только на соседних планетах.  Третий вариант использования QIC — это бонусные действия, при которых QIC можно обменять на победные очки.

Также на поле есть планеты, которые должны быть преобразованы в планеты-Gaia, прежде чем их можно будет колонизировать.  Это делается через новое «здание», так называемый Gaia-перобразователь, который можно построить, конвертировав 6 мощности из любых знакомых нам чаш в чашу Gaia.  Эти Gaia-преобразователи не являются частью вашей стандартной раскладки, их можно получить, продвигаясь в определенной области технологий.  По мере исследования вы сможете получить до трёх таких Gaia-преобразователей и снизите стоимость каждого. В начале каждого хода любая планета с Gaia-преобразователем превращается в Gaia-планету (без необходимости платить QIC, чтобы их колонизировать) и зарезервированы для игрока, разместившего преобразователь.  Затем мощность из чаши Gaia возвращается в первую обычную чашу (за исключением одной расы) и может использоваться снова.

Помимо некоторых других небольших изменений в игровом процесс, я хочу отметить еще одну важную для меня деталь.  Игроки начинают с меньшей мощностью, чем в Terra Mystica.  Мощность все еще можно потратить на продвижение в третью чашу, но теперь мощность можно восстановить, расходуя ресурсы, бонусные действия, тайлы и т.д. Это важно еще и потому, что теперь для закрепления альянса нужно выставить жетон спутника на гекс между зданиями на секторах космоса.  Размещение каждого спутника требует перманентного удаления из игры одного пункта власти.  Кстати, формирование альянса — это теперь действие, и оно не происходит автоматически.

Итак, чем мне игра понравилась:

Прежде всего, это Terra Mystica, в которую я влюбился в первый же раз, когда играл, но теперь в ней случайная стартовая раскладка и она отлично играется на двоих.  Поскольку размер поля зависит от количества игроков, вы всегда получаете полноценное напряжение независимо от того, сколько игроков участвует.  Каждая партия проходит очень интерактивно до сих пор, и поле очень быстро заполняется.  Добавление двух новых типов ландшафтов, которые могут быть колонизированы каждым игроком в одних и тех же условиях, еще более разнообразит решения и стратегию.  Также для рас с меньшей стартовой мощью действие получения мощности перестало быть обязательным дебютом, как это было в ТМ.  Мощность в целом или, если быть более точным, менеджмент мощности, стали более важными элементами игры, чем в ТМ, так как вам нужна мощность для разработок по Gaia, усиленных действий и вывода спутников.

Области исследований выполнены более элегантно, чем треки культа в ТМ.  Они оказывают непосредственное влияние на дальнейшую игру.  Поскольку продвижение по определенным трекам дает вам возможность получить только новую технологию с этого трека (и они выбираются случайно перед каждой игрой), различные стратегии получают право на существование в зависимости от раскладки.  Эти изменения изящно решили претензии многих игроков к трекам культа, которые были какой-то игрой в игре.

Кроме того, добавление в игру переменного порядка хода и вариативные правила финального подсчета очков сразу в основной игре стало отличной идеей. Я был бы разочарован, если бы это отложили в дополнение.

Еще один момент, не имеющий смысла для меня, но важный для многих: у Gaia Project есть сольный вариант с включенными картами управления искусственным интеллектом противника.  Как минимум, всегда можно протестировать возможности неизвестной для себя расы, прежде чем играть ею против живых игроков.

При всех преимуществах Gaia Project перед ТМ, стоит указать на пару моментов, которые стали хуже, чем были:

1. Здания изготовлены из пластика.  Мне нравится внешний вид старых деревянных домиков, хотя теперь эти здания более детализированы.

2. Игра ограничена 4 игроками. Черт, похоже, почти каждый еврогейм в настоящее время ограничен 4 игроками.  Я бы хотел иметь возможность для партии на 5 игроков. Впрочем, для того и существуют дополнения.

Надеюсь, мой обзор окажется полезным для кого-то из читателей!