С первого взгляда «Гайя» кажется похожей на «Каркассон». Понятно из-за чего: квадратные тайлы, миплы-человечки. Комплектация вызывает ощущение дежа вю, было это уже где-то. Со второго взгляда приходит мысль, мол, оформление почти как в Kingdomino, тоже большие разноцветные квадраты местности. Но на деле это совершенно другая игрушка, она не похожа ни на «Каркассон», ни на «Лоскутное королевство»

По сюжету игроки выступают в роли богов, создающих новый мир. Условно этот процесс подразделяется на три задачи: сперва нужно создать, собственно, мир, то есть территорию. Потом нужно построить города, и, наконец, нужно заселить их людьми. Именно этим и придется заниматься в ходе партии. И для этого и используются те самые компоненты, квадратные тайлы местности и деревянные фигурки, плюс еще в игре участвуют карты заданий и территорий.

В свой ход можно набирать и играть карты территорий, формируя на столе новые земли и создавая на них города. Принцип простой, сыграл карту — выложи на поле соответствующий фрагмент местности. Карта моря вводит в игру морской тайл, карта леса — лесной и так далее. Как же нужно эти карты играть, и что, вообще, нужно делать чтобы победить?

Все довольно просто. У каждого игрока есть фигурки, для победы нужно от них от всех избавиться, выставив их на стол. А делать это можно в двух случаях. Первое — выполнить условие на карте цели, сыграв нужные карты местности. Второе — можно строить и заселять города.

Чтобы построить город, нужно набрать его карту и выложить ее на стол, соблюдая указанные на ней условия: на карте определено какие типы местности должны лежать рядом. Так что чтобы город построить, обычно нужно немного постараться, создав подходящую местность. При строительстве города в него выставляется фигурка игрока. Интересно, что в уже построенные города можно «подселять» свои фигурки, если положить рядом с городом необходимую местность.

В свой ход можно сделать две вещи: набрать карту и сыграть карту. Можно выполнить одно и то же действие дважды. Карты набираются из двух колод, в одной из них лежат карты территорий, в другой — карты городов и еды (иногда чтобы построить город нужно иметь поблизости пропитание). Часть карт лежат в открытую на манер Ticket to Ride, при желании можно брать их, а можно тянуть вслепую из колоды. Берутся карты в руку, играются — либо на стол перед собой (территории), либо прямо на поле (города), либо в сборе (карты с едой).

Вот на этом вся игра и построена, возводим города и выполняем задания. Казалось бы, процесс незамысловатый, но очень классный. Как мне кажется, успех «Гайи» в том, что в ней отлично чувствуется соревновательность, соперничество. В игре не так-то много заданий, за которые идет борьба, плюс территорий на столе тоже не очень много, а города хочется построить каждому. Вот из-за этой своеобразной тесноты все время хочется опередить соперников, вырваться вперед, и это — классно.

А еще тут каждый ход дает ощутимый результат. Ты или приближаешь себя к выполнению задания за комбинацию карт, либо формируешь место для своего города, либо строишь его, выставляя туда своего человечка. Каждый ход, а они, кстати, делаются очень быстро, это небольшой, но явный прогресс. Из-за этого игровой процесс ощущается крайне осмысленно, ты осознаёшь, что все, что ты делаешь приводит к конкретному результату.

Ну и еще игра просто шикарно оформлена. Графика на тайнах территории не особо выдающаяся, но выглядят они крайне мило. Может, это субъективное, но мне такой стиль очень нравится. Коробка выглядит очень привлекательно, светлая с красиво выглядящими землями. Игровые карточки нормально хорошего качества, наглядны и функциональны.

Что особенно приятно, правила предлагают режимы для продвинутых игроков, где соперничество выходит на новый уровень. Во-первых, можно активировать правило выбивания, когда ты не просто подселяешься в чужие города, а выгоняешь оттуда хозяев. Во-вторых, в игру можно ввести дополнительную колоду стихийных бедствий, позволяющую манипулировать территориями на столе, заменять их друг на друга или перемещать. Благодаря этим вариантам можно варьировать уровень конфликтности, и играть в «Гайю» как в простенькую семейную игрушку, так и в жестокую соревновательную настолку.

Пожалуй, про игру можно говорить только хорошее. Она красивая, красочная, ходы в ней быстрые, пауз нет. Игрушка динамичная, не «пасьянсная», тут не приходится копаться в собственном «огороде». Нужно все время взаимодействовать с соперниками, ведь вы вместе формируете территорию планеты, конкурируете за города, за то, кто первым выполнит задания. Да еще и правила простые, новичка легко обучить с нуля, да и партии не затягиваются, укладываются в 20-30 минут. Отличный кандидат на роль семейной настолки.

PS: страничка с игрой на сайте издательства «Эврикус».