На сайте Настольные игры в массы! появился фото-отчёт о распаковке коробки с игрой Ганнибал, в котором можно разглядеть все компоненты этой настолки. Автор утверждает, что качество игры на достойном уровне и Ганнибал явно стоит своих денег.
Почти месяц назад я получил посылку с игрой "Ганнибал: Рим против Карфагена". К сожалению, мне пока не удалось сыграть в нее, зато компоненты рассмотрены во всех подробностях:
Книга правил – из более чем 25 страниц, напечатана на отличной глянцевой бумаге, держать в руках (и читать) их приятно. Единственный недостаток – они достаточно запутаны и сложны. Освоить с первого раза такой объем информации проблематично (особенно в «отрыве» от самой игры), поэтому рекомендую перед изучением правил разложить игровое поле.
Игровое поле составное из 6 частей (вроде бы в англо-язычной версии таких частей 9). Напечатано на плотном картоне. Собирается легко
В собранном состоянии – размер (на глаз) 0.5 х 1 м
Фишки военных частей, а также командующих занимают 3 листа. Картон тоже очень хорошего качества.
Кроме этого в коробке остались две колоды карт, подставки для полководцев, и кубики:
Единственный минус – это карты. Хотелось бы, что бы они были на более плотной основе. По толщине картон сопостовим с Городом Синей Луны (хотя там он, все же несколько похуже).
Если сравнивать размеры карт – то в Ганнибале они такие же, как и в игре «Город Синей Луны». (несколько уже стандартных ККИшных), что опять же ставит проблемы подбора протекторов.
Кроме того в игре есть два кубика (d6). Один с Римской нумерацией, второй – с Карфагенской. Что бы не запутаться в правилах есть таблица перевода для Карфагенских знаков.
Подводя итог, хочу сказать что локализация удалась. А учитывая цену на игру и ее рейтинги на BGG, вопрос о покупке передо мной даже не стоял.
Приобрёл, конечно, но вот пока слабо представляю, как осилить правила… И как их потом сопернику объяснить.
В Ганнибале правила только кажутся сложными — это просто широта возможностей. Всё становится ясно после парочки партий.
@Red_front
Сначала просто прочитайте правила, не вдаваясь в подробности. Затем разложите игровое поле, посмотрите на него, почитайте надписи на стратегических картах, имена лидеров на фишках. Потом снова возьмите правила и снова прочитайте их, уже представляя себе компоненты игры по ходу чтения. Затем прочитайте в третий раз те моменты, которые не поняли.
Ещё бывает полезно почитать отчёты об играх, они есть на русском.
@MakVlad
а играть то когда? 🙂
Прочитай по диагонали, потом начни играть. После первой партии перечитай правила, найдешь ошибки, которые исправите в следующей игре. Делов то.
Интересно, а правила вообще адекватно переведены?
А то мы в «Царей скарабеев» 5 партий сыграли, постоянно что-то уточняя, и всё равно, пока англицкий players aid не распечатали, до конца разобраться не могли.
Вообще адекватно. Но если что-то неясно, всегда можно спросить. Есть пара небольших ошибок, например:
В английских правилах в пункте 12.4 написано, что модификатор применяется при перехвате в область с вражеским ПК и без дружественных ВЧ. В русском переводе про вражеское ПК ничего нет.
Вот ещё косяк в переводе: http://www.boardgamer.ru/forum/index.php?topic=1129.0.
Эти две ошибки фактически единственные в правилах, так что перевод вполне адекватен, на мой взгляд.
Правила на мой взгляд изначально поданы не слишком удачно. Например не сразу удается сообразить какие есть способы захвата территорий. Такие ключевые вопросы теряются среди общего описания на все случаи жизни. Я в первой партии, если честно, очень долго искал на какое расстояние можно перемещать армию. Все думал что оно наверное зависит от цифры на разыгрываемой карте, но никак не мог найти ни подтверждения этому, ни правильного варианта. И на то чтобы понять как работают союзники, пришлось сыграть еще партию.
@VDmitry
Ну, неудачно скомпонованные правила — это не проблема перевода, к тому же у каждого своё видение «удачной компоновки».
Захват территорий в игре назван политическим контролем и по нему есть отдельная глава в правилах. Про расстояние, на которое может пойти полководец, написано в первом же предложении параграфа «Процесс движения». Союзникам посвящены два параграфа и четыре примера. Так что всё при желании можно найти в правилах, а то что нельзя в правилах — можно найти в FAQ, а чего и там нет, можно спросить у других игроков, благо их в сети достаточно.
@MakVlad
Да, все это там есть, но учитывая размеры рулбука и стиль изложения — после прочтения рулбука и попытке сыграть оказывается что ничего многое не понятно, и попытка на скорую руку найти ответ в правилах не всегда удается.
Очень интересный подход к рулбуку например в Space Alert. Там вместо рулбука предлагается внесколько раз более толстенная но куда более захватывающая книжка-туториал. Игрокам предлагается пройти курс летной академии в несколько уроков, на каждом открывая нечто новое. Так для Ганнибала можно было бы сперва научить ходить по карте, сражаться без союзников и захватывать территории. Затем постепенно рассказать про другие возможности карт, про союзников, консулов, уклонения, морские перевозки.
@VDmitry
Учитывая размеры рулбука, разработчики разделили правила на главы и пункты и подпункты. Так, например, если вас интересует вопрос передвижения, в первую очередь стоит прочесть главу «Движение». В которой в пункте «Процесс движения» описано пошагово всё, что надо делать, там семь подпунктов, начиная от «выберите полководца для движения» заканчивая «завершив движение, войско может вступить в битву». Кто вам мешает взять и повторить всё это на карте? Также отдельно можно разобрать и «проиграть на карте» остальные механизмы игры — штурм, битву, уклонения. Так что в правилах всё есть, чтобы постепенно обучиться игре, нужно только захотеть.
@MakVlad
Конечно есть, конечно можно. Я же научился. Но впечатления от рулбука этой игры остались не лучшие.
На мой взгляд его нельзя прочитать и понять с первой попытки. Этому мешает большой объем информации, равномерное изложение как существенных моментов, так и особых ситуаций, и необходимость быть предельно собранным при прочтении. Например в разделе о союзниках, который к слову идет лишь как _небольшая часть о подготовке_ к баталии, нам предлагается вот такая конструкция:
1. Игроки получают доп.карты за союзников
2. Игроки обладают союзниками поскольку имеют политический контроль над провинциями [политический контроль кстати поясняется уже после баталий, впрочем почему не почитать прямо сейчас]
3. Каждая провинция дает 1 карту
4. Кроме такой и такой которые дают по две карты
5. Некоторые союзники не помогают за пределами своих провинций [особенно впечатляет это «некоторые», после явного перечисления предыдущего пункта]
6. Но те, те и те помогают в пределах целой страны (согласно их цвету)
7. Островные провинции (эта, эта и эта) дают союзников только в битвах на этих островах
8. Вы получаете союзников только если в битве есть ваш генерал
9. Если несколько битв за ход в той же самой провинции то союзники каждый раз помогают.
10. Римляне никогда не получают больше двух союзников в Италии
11. Римляне не могут получить союзников за такую-то провинцию
12. Карфагеняне могут получить до 6 карт за союзников в Италии
Если взять конкретно этот раздел, посидеть, почитать, подумать и поразбираться некоторое время — то все станет понятно. Но если учесть что это лишь маленький фрагмент правил, то становится понятно, что просто прочитать такой рулбук, а потом попытаться сыграть партию — не выйдет.
@VDmitry
Нет, всё не совсем так, как вы говорите. Раздел о союзниках (которым кстати вполне место в разделе про сражения, поскольку в игре они себя проявляют только тем, что дают доп.карты в сражении) разбит не на 12 несвязных и противоречащих пунктов, как вы изобразили, а на два подраздела: собственно «Союзники» и «Ограничение Союзников». В первом разделе говорится за что и как их можно получить, а во втором — почему они могут не даваться (то есть второй подраздел описывает исключения из первого). Далее, после каждого подраздела следуют примеры подсчёта количества союзников в разных условиях. При желании можно расставить фишки на поле и воспроизвести эти примеры. Что такое политический контроль, кстати, поясняется в Словаре терминов (глава 3), который естественно идёт раньше раздела о союзниках (глава 14).
Вот и получается как вы хотели, сидите над каждой главой по-отдельности и проходите свою лётную школу.
@MakVlad
Я их изобразил строго в той последовательности, в какой они идут в книге правил. (Я буквально открыл рулбук на этой странице и переписал своими словами _предложение за предложением_, пронумеровав их по очереди). Примеры я действительно опустил.
Но летная школа не получается. Дело в том что там летная школа — это полноценная игра по неполным правилам, которую можно с новичками спокойно разложить с целью поизучать правила в процессе и с интересом (и новичкам хватит с головой и легко не будет). Если бы в Ганнибале предлагалось сыграть например сценарий отдельно в Испании, чтобы разобрать передвижение и сражения, затем предлагался новый сценарий с восстанием в Нумидии и высадкой консула и т.п., то тогда бы получилась летная школа. Хотя, юморной стиль пришлось бы опустить. Но его можно заменить на реальные сценарии с историческим бэкграундом.
Нет, не так. Вы взяли часть главы и произвольно разделили его на куски совершенно сломав структуру исходного текста. И при этом удивляетесь абсурдности и противеречивости получившихся кусков. Так она и получилась в первую очередь из-за того, что вы их произвольно разделили. последовательность это ещё не всё. Надеюсь, пример «казнить нельзя помиловать» вам знаком.
По поводу лётной школы — Ганиибал не Спейс алерт, здесь немного другие правила и полноценной игры по неполным правилам не предусмотрено. Как я понимаю, это решение авторов, причём вполне логичное, они создавали нормальный полноценный варгейм. Среди варгеймов он считается достаточно лёгким, поэтому дополнительные «обучалки» ему ни к чему. Он сам может считаться «обучением» игры в более сложные варгеймы. Впрочем, варгеймы с обучающими сценариями тоже существуют, например Hellenes, Spartacus или Conflict of Heroes. И всё же вместо того, чтобы выступать с претензиями к варгейму, я бы вам посоветовал ещё раз прочитать правила, это гораздо продуктивнее.
> И при этом удивляетесь абсурдности и противеречивости получившихся кусков.
Не, я как раз не удивляюсь. Примером из рулбука я хотел только показать, что почти над каждым предложением приходится размышлять. А во всей полноте такой рулбук освоить сравнительно непросто.
А вот как вчера прошла партия с сыном.
«Сегодня пошел дождь, и мы с сыном снова играли в Ганнибала. Наверное это где-то 5-я наша партия, и при этом самая длинная (4 хода). Хотя не все партии ранее были доиграны до полного конца.
Вобщем я играл за римлян. Ганнибал сразу же перешел Альпы, атаковал нерешительного консула прямо под стенами Рима, и победил. Ответный удар обратил войско Ганнибала в бегство, и при отступление им были потеряны все части, кроме одной.
После этой неудачи Карфаген обеспечил себе контроль над Цезальпийской Галлией и северной провинции Иберии. Наступило равновесие. Несколько попыток добить Ганнибала в Галии полной победой не увенчались — у него хотя бы один отряд сохранялся, хотя и всех слонов Ганнибал потерял. В результате одной битвы были уничтожены оба войска, но так как римляне были разгромлены, Ганнибал вновь ушел.
Однако подкрепления Ганнибала в Италии не могли состязаться с римскими. И он бежал через Альпы обратно. До сих пор стоявшее на Сицилии войско (вернее 5 ВЧ из него) погрузилось на корабли и уплыло на перехват. Вобщем история Ганнибала должна была завершиться, но сын применил запрещенный чит, и в этот год догнать его не удалось.
Дальше дела пошли скверно. Сиракузы и еще одна крепость восстали. Македония вступила в союз с Карфагеном. Попытка римлян выбить враждебное племя в Цезальпийской Галли воинами Флавия проходила как к кошмарном сне, несмотря на помощь предателей. Гасдрубал с огромным войском высадился прямо у стен Рима и приступил к осаде. А в это время у Флавия сил уже не было для удара, а второй консул изготовился прищучить наконец Ганнибала.
Тут и произошла знаменитая битва при Каннах. Только она случилась в ничем ни примечательной Трансальпийской Галлии. Огромное войско в составе 13 БК, атаковало Ганнибала с его 5 БК и… было взято в клещи и уничтожено в полном составе. Единственная ВЧ Ганнибала не понесла потерь.
Сразу же после этого Гасдрубал взял Рим штурмом.»
В правила пришлось лезть что узнать по крайней мере это:
1. Чего будет если потеряны ВЧ сразу у обоих армий
2. Можно ли генералом без войска куда идти, вернее куда можно.
В наших играх мы практически не используем перехваты, уклонения и отступления. Как-то еще не привыкли к ним.
@VDmitry<
А сколько лет сыну?)
Восемь. Мой Рим он уже взял второй раз.
@VDmitry
Напиши потом, с чего ты начал с ним играть и в каком возрасте?
Едва ли я смогу уверенно ответить. Скорее всего с шахмат лет в пять, когда он посещал на эту тему школу олипийского резерва (ее оставили через год из-за нехватки времени), и в тот же год он принялся осваивать виолончель. Вероятно в то же время играли в Каркассон, Дремучий Лес и подобные. А здесь можно увидеть во что вообще играли: http://www.boardgamegeek.com/user/VDmitry
@VDmitry
Спасибо за отчёт, здорово что всё-таки играете и пытаетесь разобраться в игре. Но мне кажется, что для восьмилетнего ребенка игра всё же сложновата. Может, стоит ещё попробовать например эту: http://www.boardgamegeek.com/filepage/53090/russian-map-1-players-aid-players-list-in-russian
по поводу правил, я согласен, что они могли бы быть написаны и лучше. Но улучшать можно до бесконечности. Кстати, вот вариант изложения правил, который возможно вам понравится (на русском): http://www.boardgamegeek.com/filepage/55601/reorganized-rules-in-russian