Ещё когда я только-только запустил свой сайт, в компании Звезда на должности PR-менеджера работала Татьяна Соколова. Долгое время мы активно переписывались. Татьяна сообщала о новостях компании. С ней же мы договаривались о предоставлении игр для обзоров. У неё уточняли детали и нюансы различных новостей.
Летом 2011 года Татьяна уволилась из Звезды. А сегодня мы с ней побеседуем и узнаем, что произошло в её жизни за прошедшие 365 дней и каково это – провести год без настолок 🙂
Ю.Т.: Татьяна, добрый день! Рад снова приветствовать Вас на страницах своего сайта!
Т.С.: День добрый, Юрий! Взаимно!
Ю.Т.: Сразу главный вопрос – чем Вы занимались последние 12 месяцев? Не скучаете по своим служебно-настольным обязанностям?
Т.С.: Скучать было некогда, были крупные проекты в одёжном ритейле, новые обязанности, новый коллектив, много новых бизнес-контактов.
Ю.Т.: Были ли за этот год какие-то запоминающиеся события? Как связанные с настольными играми, так и не связанные?
Т.С.: Связанные с настольными играми – если «Мафию» можно считать настольной, это первая игра с коллегами в антуражной обстановке, мне как ведущему было интересно посмотреть со стороны, как бойких директора по персоналу и директора по развитию «убивали» молчаливые и скромные мафиози: IT-директор и коммерческий директор. Связанные не с настольными играми-их побольше, наверное: осваиваю новую машину-вождение «американца» Ford Expedition с коробкой на руле – необычное ощущение, до сих пор не могу привыкнуть до конца, сменили место жительства — теперь вид с 25-го этажа вдохновляет меня каждое утро на новые подвиги, муж защитил второе высшее (естественно МАДИ ?) — это и для меня большое событие, в очередной раз отдохнули на Кипре, посмотрели там очень много интереснейших экскурсий, связанных с православным наследием этого прекраснейшего острова.
Ю.Т.: Вы ушли из «Звезды» «в никуда». Долго ли искали новую работу? Какие рассматривали варианты? Связана ли Ваша текущая работа с настольными играми?
Т.С.: Искала примерно полтора месяца, столкнулась с тем, что процесс трудоустройства в крупную компанию может занимать более месяца, состоять из 5 и более этапов. Трудоемкий надо сказать процесс… Два пакета портфолио, которые приходилось возить с собой, успели порядком надоесть. Рассматривала очень разные варианты, в результате остановилась на должности директора департамента рекламы и маркетинга группы компаний «Сток Центр», но вот буквально на днях ухожу уже в другую компанию — «Евроокна», буду вновь возглавлять департамент маркетинга. Моя работа этот год не была связана с настольными играми, весь год прошел в составлении квартальных медиа-планов, оптимизации крупных рекламных бюджетов, организации фотосессии с топ-моделями, выборе новых коллекций для промоушена, организации открытия более 50 000 квадратных метров торговой площади и т.п.
Ю.Т.: Интересовались ли на новых местах работы продукцией, которую Вам приходилось продвигать ранее (читай – настольными играми)? Не случалось ли так, что новый работодатель делал круглые глаза и спрашивал: «А что это, вообще, такое»? 🙂
Т.С.: Конечно спрашивали, интервью при трудоустройстве на первом этапе с HR – а это как правило молодежь, проходило без «круглых глаз» и хотя бы при минимальном представлении о настольных играх. Интервью с собственниками компании – да, встречалось непонимание современного рынка настольных игр, его объемов, специфики и это отсутствие понимания продукта было почти каждый раз.
Ю.Т.: Насколько успешно удавалось донести до потенциальных работодателей и собственников компаний информацию о том, что такое современные настольные игры? Вообще, какими словами вы объясняли вот это всё: коробки, карточки, фишки и люди, сидящие рядом друг с другом за одним столом?
Т.С.: Преодолевала стереотип, что это просто «фишечки и кубики», объясняла, что это огромная высоко конкурентная быстрорастущая отрасль, в которой только направлений насчитывается более 100, что ценовой диапазон варьируется от 100 до 3000 рублей в рознице, а хорошую настольную игру отличает, прежде всего: автор игры, уникальность игровой механики, качество компонентов и дизайн игры.
Ю.Т.: Во время работы в «Звезде» Вы, наверняка, периодически просматривали сайты о настольных играх. Сохранилась ли эта привычка сейчас?
Т.С.: Да, сохранилась, как ни странно – по привычке регулярно просматриваю Ваш блог, Юрий, а также периодически заглядываю на сайт Игроведа и читаю блог Zordoka.
Ю.Т.: Следите ли за рынком настольных игр? Если да, можете ли отметить изменения, произошедшие на нём за последний год?
Т.С.: Однозначно производителей настольных игр стало больше, новые игроки выходят на рынок, основных производителей «Звезду» и «Мир хобби» уже пытаются догонять по количеству (но, к сожалению, как мне показалось, не по качеству) новинок в год «Правильные игры», «Статус Белли» и другие компании, о которых раньше никто не говорил всерьез. Количество производителей из России на Эссене 2011 году было внушительное, думаю, в 2012 оно будет еще больше. Проводится больше игротек, появилась организация АКНИ, появилось несколько новых блогов по настолкам.
Ю.Т.: А что скажете про «Игровед» и «Мосигру»?
Т.С.: «Игровед» растет, развивает собственную розницу в Москве и Питере, думаю, что и в регионы со временем будет продвигаться не только через интернет-торговлю. «Мосигра», как мне показалось, теряет свои позиции.
Ю.Т.: В чём выражается утрата позиций «Мосигры»?
Т.С.: За последний год не было громких новинок и локализаций, порадовавших бы настольщиков. Однако компания изначально ориентирована на масс-маркет. Многие узнают о существовании настольных игр именно через внушительный ассортимент «Мосигры». Однако есть проблемы и здесь: отсутствие работы по улучшению сервиса в интернет-доставке, не во всех розничных точках выдержан единый корпоративный стиль, узнаваемость брэнда «Мосигра» пока не 100%. Желаю компании пережить вторую волну кризиса безболезненно и развиваться дальше.
Ю.Т.: Общаетесь ли сейчас с бывшими коллегами из «Звезды»? Не всплывали ли за этот год какие-нибудь вопросы из прошлого? Скажем, может быть, с работы просили помочь по какой-нибудь теме, которую Вы прежде вели?
Т.С.: Иногда созваниваемся с Костей Комаровым, с некоторыми ребятами из игрового отдела, всегда очень рады друг друга слышать, увидеться, правда, все никак не получается. Рабочих вопросов никаких не возникало, я постаралась максимально подробно передать дела, чтобы не пропали наработки и тем, кто будет работать в направлении PR в «Звезде» было максимально комфортно продолжать начатое.
Ю.Т.: Раньше вашим выбором были шахматы и «Мафия». Не изменились ли эти предпочтения? Играете ли Вы в настольные игры сейчас?
Т.С.: Нет, не изменились, шахматы – по-прежнему любимая семейная игра, в «Мафию» собираемся с друзьями и несколько игр провела в «Сток Центре» для коллег.
Ю.Т.: А я так надеялся услышать, что вы-таки полюбили настолки. Думал, возможно, среди Ваших родных и близких есть кто-нибудь, кто увлекается настольными играми… Может быть, Вы хотя бы «Фараона» от «Звезды» пробовали? Как-никак «лазерные шахматы» 🙂
Т.С.: Нет, «Фараон» не пробовала. Предпочитаю классический вариант шахмат. Были мысли прикупить «Top Gear», но после обзоров передумала. Играю с племянниками иногда в игры от «Мосигры» и головоломки от «Игроведа», однако назвать это серьезным увлечением, отнимающим много времени, не могу. Семинары, вебинары по маркетингу, чтение специализированной литературы, бальные танцы и гонки. Приоритеты за год не поменялись 😉
Ю.Т.: Как насчёт всяких новомодных цифровых устройств? Не пробовали ли настольные игры на телефонах или планшетах?
Т.С.: Нет, телефон как правило разрывается в течение дня от рабочих звонков, за рулем по дороге домой также не особо поиграешь, так что – нет, не опробовала, да и off-line игру нельзя сравнивать с on-line –это в принципе, два разных занятия…
Ю.Т.: Увольняясь из «Звезды», Вы отметили, что «4,5 года для pr-специалиста на одном месте – это нонсенс». Сейчас, оглядываясь назад, не жалеете, что ушли?
Т.С.: Не сомневалась ни минуты в правильности принятого решения. Это действительно был застой: и для меня, как для специалиста, и для компании, которая свела важное направление на одного сотрудника. Отлично, что я это поняла, и моему достаточно быстрому уходу не препятствовал Константин Кривенко. Вообще я очень благодарна ему, как руководителю и как человеку, во многом мой уход был безболезненным именно благодаря его пониманию ситуации. На мой взгляд, за этот год и направление PR в «Звезде» также шагнуло вперед, стали осваиваться новые направления формирования имиджа компании.
Ю.Т.: Какие, на ваш вгляд, успешные шаги сделала «Звезда» в области PR за последний год?
Т.С.: Активно пошли в социальные сети (уходя, я честно говоря, переживала – вытянет ли «Звезда» такой уровень информационной открытости; опробовали (но это – не по настольным играм, а по сборным моделям) – спец акции с купонами и запустили 3D-версии моделей на сайте, форум на основном сайте по настолкам заметно ожил, благодаря тому, что теперь там активно появляется Константин Комаров, провели несколько игротек в «Меридиане» по Великой Отечественной и пр..
Ю.Т.: Когда Вы вспоминаете о работе в «Звезде», что первым приходит в голову? Есть какая-то чёткая картинка или фраза? Какое-то яркое воспоминание?
Т.С.: Яркое воспоминание – это мое выступление на 5 тысячную аудиторию от имени «Звезды» на первенстве по шахматам среди юниоров в Сочи. Мы там были одним из главных спонсоров соревнований, представляли свои «трехмерные шахматы» и настольные игры как таковые («Гремучие джунгли» помнится – были хитом среди подростков 10-13 лет). Речь придумывалась за 3 минуты перед выступлением, выступать нужно было перед самой критичной ЦА, которую только можно представить, само открытие проходило как-то сумбурно, я сильно волновалась конечно. До сих пор помню почти в точности, что тогда говорила. Но когда спустилась в зал – коллега сказала: «теперь я горжусь «Звездой», наверное, эффект был достигнут ?)
Ю.Т.: Какие у Вас планы на будущее? Не планируете ли возвращение в настольную индустрию?
Т.С.: Возвращение чуть было не случилось само собой. Кадровое агентство, получив мое резюме в свою базу, предлагало мне вакансию директора по маркетингу у одного крупного игрока настольного мира, вело со мной активные переговоры. Однако, и руководство этой компании, и мое решение в результате было единогласным – да, я подходила им как специалист, однако, уходить к ним сейчас- было бы некорректно по отношению к «Звезде». Настольные проекты больше не рассматриваю, буду работать в сфере маркетинга на ведущего производителя и дистрибьютора пластиковых окон. А дальше – посмотрим…
Ю.Т.: Татьяна, спасибо большое за интервью! Было очень приятно пообщаться. Увидимся через год? 🙂
Т.С.: Спасибо и Вам, Юрий! Обязательно увидимся в 2013 (если Майя ошиблись) -))-
Майя, не ошиблись =)
О, Сток Центр, Евроокна — это хороший взлёт после Звезды. Очень рад за Татьяну. Всё-таки отнюдь не в никуда, а в крупные известные компании ушла.
Охо… ну если крупных, то это ж могли быть от Мира Хобби до российского поставщика Равенсбургера. Вот была бы новость =)
Про МосИгру и Игровед не соглашусь, у меня как раз обратное ощущение, но скорее изнутри Игроведа, в Мосигре даже ни разу не был и не заказвал ничего. В Питере явным лидером стала Гагагеймс, Мосигра сдаёт позиции по встречам, но вот по продажам я не в курсе. Мосигра очень хорошо представлена на том же Хабре например, и новинок у них вышло в этом году кажется около 6-и. И всё-таки, покупать в Мосигре никогда не буду, они слишком ориентированы на любителей всяких Алиасов и Активити.
Странные выводы по Мосигре и Игроведу. У меня совсем другие наблюдения. Игровед с трудом «родил» один магазин на Цветном, только-только появился второй. А Мосигра агрессивно поставила сеть по всей Москве. И если поначалу цены в Мосигре были гораздо выше игроведовских, то сейчас Мосигра хоть немного, но дешевле.
А вот в части ассортимента у Игроведа можно встретить довольно-таки интересные вещи, которых у других не бывает. Мосигра в этом плане беднее, ориентирована по-другому — в основном пати-геймы. В целом же, в плане чего-то интересного, лично для меня предпочтительнее Настолкин-Хоббигеймс.
У игроведа по два магазина в Москве и Питере, у Мосигры — в списке городов — штук 40. По новинкам тоже информация странная — только на Тесере
анонсировались штук 5 игр наших авторов, резистанс, пати-игры, алькатраз.
Игр 15 точно наберется.
Статья — монетка в копилку самолюбия Татьяны. Походу она одна из тех работников, которые с шумом, гамом и большими амбициями берутся за работу, но бросают ее на пол пути не доведя до конца…Хотя на то она и ПР-менеджер. Пропиарила себя на 4+ …
@Николай
Думаю, что дело скорее в том, что Игровед крутит рекламу на настольных ресурсах, а Мосигра — там, где настольщиков нет.
@ZoRDoK
Спасибо, Слава!
Не буду называть несложившегося работодателя, скажу лишь-что это одна из самых открытых и порядочных компаний в настольной индустрии.
Ждем статью «10 лет без Звезды» =)