Мне в целом нравятся работы Мартина Уолласа. Не сказать, что его настольные игры все до единого – шедевры, но очень приличных штук хватает. Это и Railways of the World, и Tinner’s Trail, и A Few Acres of Snow. Есть, конечно, настолки, которые мне пришлись не по душе. Это и «Плоский мир. Ведьмы», и A Handful of Stars, и Automobile, и недавняя P.I. А вскоре мы ещё познакомимся с «Мифотопией».
Здесь надо сделать лирическое отступление. Мартин Уоллас сделал очень классную игрушку «Несколько акров снега», A Few Acres of Snow. Это игра про Франко-индейскую войну, колониальный конфликт между Францией и Великобританией на территории Северной Америки.
Игрушка конфликтная, она про захват территорий и выдавливание друг друга из ключевых точек, построена на карточном движке, да ещё и с механикой построения колоды. Все эти составляющие сошлись как нельзя удачно. И тема неожиданно хорошо ощущается (хотя где мы, и где схватки англичан и французов в окрестностях современного Нью-Йорка), и механика годная, и сама игра – не вот что-то лёгкого уровня, а приличный крепкий орешек.
Словом, всем «Акры» оказались хороши, но выяснилась неприятная деталь. Игра оказалась «поломанной», в ней есть возможность гарантированной победа за одну из сторон. Собственно, наслаждаться ею это не мешает, но у разработчика появился вызов: а нельзя ли исправить это упущение.
Так появилась вторая редакция A Few Acres of Snow, в игру внесли некоторые правки, но избавиться от победной стратегии это не помогло. И тогда Мартин Уоллас сделал ещё одну похожую настолку примерно на той же механике – «Мифотопию». Она тоже про сражения, тоже на колодостроительном движке, только в отличие от «Акров» – не про исторические события, а про вымышленную фентезийную страну. И если «Акры» были исключительно дуэльной игрой, за «Мифотопию» можно садиться вдвоём, втроём и вчетвером.
На этом лирическое отступление можно заканчивать и переходить к жестким фактам. «Мифотопия» появилась в 2014 году и не снискала особой славы у игроков. Мало того, что ей не удалось «переплюнуть» свою предшественницу, она даже не сравнялась с нею по популярности. Причиной тому чаще всего называют недостаточную проработанность. Игра периодически плохо работает, а концовка почти всегда неприлично затягивается.
Спросите, зачем же в такой ситуации её пробовать? Что, мало других, точно хороших игр? Почему сразу «Мифотопия». Ответ такой. Во-первых, потому что Мартин Уоллас. Во-вторых, потому что среди отзывов всё же встречаются и очень положительные. В-третьих, потому что, кажется, удалось нащупать рецепт как сделать игру чуточку лучше. Собственно, об этом и хочется поговорить.
Ругают «Мифотопию» в основном за две вещи. Почти все сходятся во мнении, что концовка у игры невероятно затянута. Мол, часа полтора играем, приближаемся к финишу, а потом ещё часа полтора каждый изо всех сил старается пересечь финишную черту, но всё никак не получается. Так выходит, потому что в правилах игры написано: чтобы выиграть, вам надо выполнить условия победы, а потом продержаться до своего следующего хода. Соответственно, если вы выигрываете, у остальных игроков есть огромный стимул вам помешать. Правила им такую возможность предоставляют, до вашей победы каждый может сделать ход, чем, собственно, все и пользуются.
Чтобы избежать этой затянутости, рекомендуют применять неофициальное правило: партия длится пока не будут выполнены условиях 4 карт, предусматривающих начисление победных очков, затем все делают ещё по одному ходу, и всё. Те, кто играл именно так, пишут, что в таком случае по ощущениям игра заканчивается ровно тогда, когда её стоило бы закончить. Так что, в пробной партии будем руководствоваться этой модификацией.
Ещё в адрес «Мифотопии» раздаются упрёки следующего характера. На старте всем раздаются случайные карты из колоды, и может так получится, что изначально будет перекос. Кому-то начальная рука придёт более сильная, а кому-то более слабая. Опытные игроки чтобы этого избежать рекомендуют драфт. Но такой метод не годится перед самой первой партией. Тут же ещё никто ничего не знает. Где гарантия, что такой драфт будет осмысленным и результативным?
И тоже нашлось решение. Нужно просто предусмотреть, чтобы на старте каждому достались наборы карт с одинаковыми наборами ресурсов.
2 игрока:
- 3 еды;
- 3 кирпича;
- 2 золота;
- 3 армии.
3 игрока:
- 2 еды;
- 2 кирпича;
- 2 золота;
- 2 армии.
4 игрока:
- 2 еды;
- 1 кирпич;
- 1 золото;
- 2 армии.
Эту рекомендацию мы тоже учтём перед первой партией.
В общем, постараемся стартовать в идентичных условиях и окончить партию без затягивания. А там уже посмотрим, насколько понравится сам процесс. Ну и отдельно интересно как «Мифотопия», в целом, по сравнению с «Акрами».
A pochemu ne «handfull of stars»?
@Wirgis
Пробовали, не понравилось.
Подробности тут:
http://boardgamer.ru/nastolkemp-14-pyat-dnej-v-poshexone
А в ПвП эта Мифотопия есть? Не нашел на форуме.
Вру, нашел http://www.boardgamer.ru/forum/index.php?topic=10965.msg74197#msg74197