Очень странное ощущение, когда анонсируют локализацию игры, которую ты пробовал почти 10 лет назад и как-то не впечатлился.
Hansa Teutonica, «Ганзейский союз», минималистичное евро с новаторской функцией. Это, кажется, первая игра, где появились планшеты с кубиками, работающие по принципу «снял кубик — получил улучшение». Эта система потом прогремела в Eclipse, Scythe и других играх.
В целом ощущения от «Ганзы» в памяти отпечатались как «не очень». Поле с маршрутами. Мы выставляем на них цветные кубики. Почти как вагоны в Ticket to Ride, только для выставления не надо собирать никаких цветных карт, просто берёшь и выставляешь. И ещё можно прогонять с занятых маршрутов других игроков.
А тут как пошла новость о переиздании, сразу мысль, а, может, сделать ещё один подход? Вон, «Инновация» со второго взгляда оказалась очень даже ничего. Глядишь, и с HT сложится?
А специально для тех, кто не знаком с игрой — перевод одного из отзывов с Board Game Geek:
Hansa Teutonia – отличная динамичная «песочница» с партиями на 90-10 минут
На заре своего увлечения настольными играми я знакомился с разными жанрами, и больше всего мне нравились хорошие стратегии европейской школы. Но лишь немногие из них могли дать то, что я очень любил в играх: ощущение «песочницы». Если кто не в курсе «песочницами» называют игры, в которых у игрока есть большая свобода действий, можно делать много всего разного и разнообразными способами взаимодействовать с окружающей средой. Типичные примеры подобных игр – это видеоигры GTA и Skyrim, а также ролевая система Dungeons & Dragons. Очевидно, что реализовать нечто подобное в формате настольной игры довольно сложно. Для каждого игрока надо будет учитывать все его действия, может потребоваться множеством компонентов и немало времени (например, на партию в полноценную настольную «Цивилизацию» требуется минимум 3 часа). Hansa Teutonica – одна из немногих игр, которая довольно-таки минималистична, и предлагает огромную степень свободы с партиями, требующими вполне разумных временных затрат.
С точки зрения компонентов и подготовки к игре, тут всего лишь нужно расставить деревянные кубики на нескольких планшетах и разложить бонусные жетоны на игровом поле. Это очень просто, но очень эффективно. Игра предлагает динамичный, интересный и захватывающий процесс. По сравнению с другими евроиграми, например с «Конкордией» или «Агриколой», видна очень большая разница в плане количества компонентов (в HT не нужно постоянно раскладывать какие-то компоненты, ВООБЩЕ не нужно!). Не то, чтобы такие компоненты делают игру плохой, но игра без них ощущается значительно проще.
В части игрового процесса тут есть 4 доступных действия. Выставление своих кубов на поле и изгнание оттуда чужих кубов приводит к высокому уровню взаимодействия, т.к. игроки постоянно блокируют друг друга и пытаются найти обходные пути. И это взаимодействие взаимовыгодное. Если кто-то кого-то выгоняет, этому игроку достаётся выгодное место на поле. Изгнанный же игрок получает дополнительный кубик, который можно поставить куда-нибудь в другое место. Эта механика также способствует реиграбельности, потому что в каждой партии прокладка маршрутов и «схватки» за них складываются по-разному.
Ещё большее разнообразие обеспечивают бонусные жетоны, которые крайне просты для понимания и применения. Единственное замечание с моей стороны – жетон, позволяющий удалить с поля 3 чужих кубика, выглядит непривычно агрессивным для евроигры. Но это единственный подобный момент. Никаких супер-атак или проявлений механики Take That! в игре нет.
У игроков есть древа технологий, и их можно развивать совершенно по-разному, что также приводит к разнообразным, неповторяющимся партиям. Опять же, у меня есть небольшое замечание, касающееся обязательного упора на дополнительные действия – хотя это и не доминирующая стратегия, но она очень распространена. Хотелось бы, чтобы она была чуть менее важной (например, если бы все начинали с 3 действиями, а максимум можно было бы получить 4). Игра же сбалансирована вокруг 2 стартовых действий и, честно говоря, ничего страшного в этом нет. Разве что есть несколько стандартных дебютов.
Связь с темой игры прослеживается, но не сильно. Например, тут есть механика телепортации кубиков, которая не имеет никакого отношения к реальности. Возможно, разработчики могли бы пойти по примеру других игр и объяснить подобное эффективное перемещение кубиков применением транспортных средств (лошади, аэропланы и др.), чтобы хоть как-то привязать эти действия к теме. Но по большому счёту мне всё равно, т.к. играть весьма интересно, и на слабо выраженную тему особого внимания не обращаешь. Хотя если бы она чувствовалась лучше, возможно ощущения от игры были бы ещё более восторженные.
Hansa Teuttonica может ощущаться несколько суховатой, но лично мне это ни сколько не мешает наслаждаться ею. Лучше всего играть в неё полным составом, впятером, на троих и четверых она тоже работает очень хорошо (хотя есть мнение, что втроём играть не рекомендуется). Дуэльные партии я никогда не пробовал, подозреваю, вдвоём лучше играть во что-нибудь другое. Больше всего мне нравится в ней это самое ощущение «песочницы» и высокий для евроигры уровень взаимодействия игроков. Минимальное количество компонентов, быстрая подготовка к партии и двухстороннее поле (на одной стороне вариант для 2-3 игроков, на другом для 4-5 игроков) в совокупности дают прекраснейшие партии и очень хорошие впечатления от игры.
Если вас привлекают вышеперечисленные аспекты, обязательно сыграйте в Hansa Teuronica. Я считаю её одной из лучших игр в мире с одними из самых умных евро-механик среди вообще всех настольных игр.
Тот неловкий момент, когда делаешь себе ПНП игры, а спустя небольшое время издатель объявляет о локализации. Хорошо, что в «Ганзе» минимум компонентов (поле, планшеты, жетоны).
И сама игра очень понравилась. А, например, с «О мышах и тайнах» было очень жалко затраченного на изготовление времени.