Matthias Cramer (создатель таких игр как Glen More, Lancaster и Rococo) в 2011 году порадовал свет игрой Helvetia. В ней игрокам предстоит строя здания и продавая товары на рынок стараться развить свою деревню и заработать 20 победных очков . Игра рассчитана на 2-4 игрока, время партии 90 минут. Не сложное на первый взгляд евро имеет свой туз в рукаве, который не только сможет удивить, но и преподнесёт несколько сюрпризов. Впечатлениями от игры делится читатель по имени Артём.
Конец 19 века, Швейцария, маленькая деревушка на окраине страны. Честные и трудолюбивые граждане трудятся на благо своего поселения, выращивают зерно, добывают камень, носят воду пекут хлеб, в общем занимаются своим повседневным бытом. Вам предстоит стать мэром такой деревушки их вождем и лидером и привести ее к еще большему процветанию. Продавайте товары и изделия на рынке , заключайте выгодные браки с соседними деревушками, обеспечивайте рабочими местами свое подрастающее поколение все это поможет добиться желаемого результата.
Содержимое коробки:
Внутри коробки нас ожидает : игровое поле, 5 планшетов « центр деревни », жетоны зданий, дополнительных очков и персонажей, а так же 4 набора монет кубиков и жителей деревни в различных цветах. Качество игровых компонентов не вызывает нареканий, печать четкая и выполнена на плотном картоне. Деревянные компоненты выполнены на уровне никаких сколов или заусенец не было обнаружено. Что еще хочется отметить, это вид миплов. Они выполнены в женском и мужском варианте, визуально конечно не сильно отличимые, однако в комплекте идет набор наклеек ( шапочек ) , которые необходимо наклеить на мужскую часть миплов. После данной процедуры все стает на свои места, обретается целостность картины и различие становиться очевидным и радует глаз.
Краткие правила:
В начале игры каждый игрок получает планшет с «центром деревни», жителей деревни своего цвета, кубики товаров и жетоны действий. Вокруг «центра деревни» размещается 3 тайла зданий. Выбирается 3 пары жителей деревни: первая ставиться на 2 здания в своей деревне; вторая пара: одного на оставшееся здание в своей деревне, второго в школу; третья пара: одного из них женим на жителе соседней слева деревни ( разнополый брак) , а последний остается в центре вашей деревни. По одному диску действий размещается в соседних центрах деревень игроков ( приданное ). В свой ход игрок может выбрать одного из 5 возможных персонажей: строитель, торговец, ночной сторож, повитуха и священник. Можно ставить столько жетонов действий на персонажа, сколько раз игрок хочет использовать его способности. Когда только у одного из игроков остаются жетоны действий раунд завершается. После этого смотрится кто из игроков положил больше жетонов действия на каждого из персонажей. При наличии преимущества игрок получает жетон персонажа в свое распоряжение на следующий раунд и производиться подсчет победных очков. Если ни один из игроков не набрал 20 очков ( цель игры ), то начинается новый раунд. Первым игроком становится тот, у кого остались жетоны действий в предыдущем раунде. И еще интересный факт: традиционно в Швейцарии ход игры идет против часовой стрелки, поэтому для большего погружения предлагается играть именно по такой манере, хотя можно и пренебречь данным правилом.
Впечатление от игры:
В этом разделе постараюсь показать все возможности игры, перенести ее атмосферность и настроение.
В начале игры все просто у Вас есть центр деревни, вокруг него разместились 3 здания в которых можно добывать ресурсы и по одному Вашему жителю в соседних деревнях, которые поженились на местных, но не забыли свои корни и готовы помогать своей деревни сколько смогут. И теперь восстает главный вопрос, что же делать в первую очередь, за что хвататься с чего начать?
А что же если построить? (Строитель)
Строительство в игре ( как и в большинстве игр) производиться с помощью уплаты в банк определенного количества ресурсов. Однако в Helvetia нет карт или жетонов ресурсов. Ресурсы — товары в игре производятся тогда, когда этого требует выбранное игроком действие. Однако не каждый товар можно добыть одним рабочим. В игре реализован цепочный механизм производства ресурсов. Их можно условно поделить на 2 типа: «базовый», то есть начальный уровень эти материалы добываются в одном здании и сразу же. (камень, палеты, вода и т.д.) «Сложный» уровень. Это товары, которые производятся по цепочке. Чтобы произвести данный вид ресурсов, необходимо чтобы люди работали и добывали базовые ресурсы из которых уже можно изготовить что то по сложнее, но сперва нужно построить здание для производства, затем вырастить и обучить односельчан, а уже затем поставить их создавать готовое изделие.
Здания в игре делятся на 3 типа: Производственные( в которых можно добывать ресурсы); торговые ( в которых ресурсы обмениваться); здания с победными очками. Каждый из типов имеет свое предназначение в игре. Самыми выгодными, конечно же являются здания с победными очками. Каждая такая постройка принесет игроку 3 очка в казну. Однако не стоит забывать и о зданиях для обмена товаров. Зачастую они дают огромную пользу, особенно тогда, когда нужного товара негде добыть. Но еще беда при строительстве в том, что архитекторы деревни не любят повторяться и поэтому здания каждого вида можно построить в единичном экземпляре.
Как по мне слишком много зданий строить в начале нет большого смысла, так как людей, которые могли бы работать на них нет, однако, если на столе лежит что то «вкусное» и за приемлемую цену, то грех не воспользоваться моментом. Можно так же простроить свою тактику игры на застраивании деревни, ведь тому, кто первым полностью обстроит центр деревни со всех сторон зданиями полагается бонус – 4 очка, а это уже пятая часть от необходимого количества, так что такую тактику можно взять на заметку.
А почем у нас нынче пшеница, никто не знает? (Торговец)
Продажа товаров на местный рынок является, пожалуй ключевым способом заработка победных очков. Конечно палеты , кирпич и камень принесут не много дохода, однако если поспешить и стараться продавать остальные изделия первым можно получать двойную выгоду. Каждый товар можно продать всего один раз и кто это делает первым, кроме одного очка за сам товар получает дополнительно 1-2 очка ( в зависимости от уровня товара ) за то, что продал его первым. То есть выходит, что быть передовиком труда, производить много и продавать на рынке может быть ну очень выгодно.
Обычно я всегда стараюсь в первый ход отгрузить побольше на рынок, тем самым занять нишу дешевой продукции и получить максимальную выгоду с этого, а после того как заработал, можно теперь и на строительство засматриваться.
Объявляю вас мужем и женой! (Священник)
Девушкам особенно нравиться выбирать это действие, ведь кто же не мечтает о красивой и пышной свадьбе?! Да, возможно всего лишь в игре, да возможно женятся деревянные фигурки, но никто же не запрещает подключить фантазию, включить марш Мендельсона и осыпать фигурки конфетами и мелочью. Правда в действии женитьба тоже есть свои минусы, мы находимся во времена жесткого консерватизма, поэтому однополые браки запрещены, все должно быть чинно и благородно, ведь мэр же смотрит!) Выбирая персонажа священник, игрок получает возможность выбрать одного из своих не работающих жителей и поженить его на жителе другой деревни. Выгода от этого действия на лицо, кроме того что игрок может занять новое здание в соседней деревне и начать добывать нужные ему ресурсы, так еще в добавок можно забрать приданное — свой дополнительный жетон действия. Либо можно поступить хитрее и забрать чужой жетон дополнительного действия, чтобы сваты из соседних деревень приходили к вам.
Акушера, позовите акушера! (Повитуха)
Рождение ребенка прекрасное мгновение в жизни любой пары, к тому же пройдет всего 2 хода , и этот малец превратиться в добропорядочного и к тому же работящего жителя деревни. Интересное как по мне действие, точнее как оно проходит.
Выбрав персонажа повитуха у одной из пар в деревне игрока рождается младенец, однако перед тем как он станет работать на одном из зданий в деревне или его можно будет женить на ком либо, ему необходимо подрасти и отучиться в школе. Все это время занимает ровно один ход. Поэтому планирование наперед является очень важной частью игры.
Иванко на печи. (Ночной сторож)
После того как жители деревни работают в здании они ложатся отдыхать и поднять их снова на работу можно только с помощью персонажа «ночной сторож». Как ни странно действие сторож очень сильно переплетается с действием священника, ведь будить можно как в своей так и чужой деревне, а если ночной сторож будит, то будит он всех без исключения и своих и чужих, поэтому появляется выгода завлекать соседей жениться на людях в вашей деревне. При выборе данного действия разбудить жителей деревни можно только по секторам, если условно провести горизонтальную и вертикальную линии через центр деревни, получаем 4 сектора , по одному в каждом углу. Одно действие разбудит один сектор.
Дополнительно хотелось бы сказать пару слов о бонусных очках. В игре бонусы бывают 2-х видов: за строительство зданий вокруг деревни ( первый игрок, который обстроит деревню получит 4 очка, а второй 2 очка ) и за продажу ресурсов ( необходимо продавать ресурсы цепочками ) . Без дополнительных очков очень затруднительно выиграть игру, ведь Helvetia простроена таким образом, что каждое очко очень сложно добыть, тем самым бесплатные очки ( коими являются бонусы ) дают несомненное преимущество обладателю. Так же по одному очку даться обладателю жетона первого игрока и жетона персонажа .
В Helvetia не так много стратегий, как по мне есть 3 вероятно рабочих.Первая: ударно идти в застройку своей деревни, первый застроил – 4 очка, это много, тем более если еще и удалось парочку 3 очковых здания прикупить, то можно считать победа в кармане. Вторая и третья схожи но немного разняться. И в той и в той предлагается отвозить ресурсы на рынок, но если по второй необходимо это делать первому, чтобы получать двойную выгоду, то по третьей необходимо отвозить товары по заданию в цепочке, ведь , кто первый отвозит определенные товары из цепочек так же получает бонусные очки.
Подводя итог хочется сказать , что арт в Helvetia отлично передает атмосферность игры, а механики подобраны настолько элегантно, что создается впечатление настоящей деревенской жизни. Тут у нас и женитьба со всеми вытекающими ( я имею ввиду рождение детей) и школа с подрастающим поколением, и тяжелый труд с добычей ресурсов, и местный рынок, на котором можно торговать товарами. товарами. Однако во всей этой череде плюсов есть и несколько негативных моментов. К примеру в игре не так много вариаций на заработок очков, никакого прямого конфликта между игроками не может быть ( хотя это свойственно многим евро играм) и что больше всего в этой игре мне лично не нравиться, это даунтайм по подсчету очков после каждого раунда. По сути дела игроки не могут набрать 20 очков как минимум 5 раундов и подсчет сам по себе не обязателен в эти раунды, однако любителям следовать букве правил не укоризненно следует знать о таком неприятном моменте.
В общем Helvetia – это не та игра в которую хочется играть снова и снова, однако иметь ее в коллекции не плохой вариант. Ведь со всеми так бывает, что иногда хочется взять под свой контроль маленькую затхлую деревушку на юге Швейцарии и привести ее к процветанию. Моя оценка 7,5 из 10
Добавить комментарий