Любителям красивых, несложных игр, в которых есть место и планированию, и удаче, предлагаю взглянуть на новую игру Бруно Каталы Histrio. Представляю вашему вниманию перевод обзора игры, сделанного Дейлом Ю – основателем и редактором блога Opinionated Gamers. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов.

Histrio

  • Создатели: Бруно Катала и Кристиан Мартинес
  • Издательство: Bombyx / Asmodee
  • Количество игроков: 2-5
  • Возраст: 10+
  • Время одной партии: примерно 60 минут
  • Количество сыгранных для обзора партий: 3

Игра для обзора предоставлена компанией Asmodee NA

Histrio – новинка французской компании Bombyx, игры которой распространяет Asmodee. Их первые релизы я воспринял равнодушно, но потом появились тепло встреченные Abyss и Sultaniya, и теперь я с интересом слежу за тем, что они выпускают. Один из авторов, Бруно Катала, хорошо мне известен, его игры отлично сбалансированы по стилистике и сложности. Второй участник дуэта, Кристиан Мартинес, мне особо неизвестен. Единственная его игра, о которой я знаю – странноватая Expedition Altiplano, в которую я не играл, но видел на наших встречах.

Histrio повествует об особом периоде, когда при королевском дворе проводится грандиозный театральный фестиваль. Действующие труппы со всех отдалённых уголков королевства собираются вместе, чтобы представить королю беззаботные комедии или душещипательные трагедии. Получат ли они благосклонность короля или его переменчивое настроение обречёт их труды на провал? Суть в том, что у короля непостоянные вкусы, и вам надо адаптировать своё представление под его постоянно меняющиеся пожелания, чтобы заработать как можно больше денег.

В игре два сезона, каждый из которых завершается грандиозным театральным фестивалем. В конце второго сезона самая успешная труппа (игрок, заработавший больше всего денег) становится победителем.

Королевская сцена, вид спереди

Перед началом игры соберите королевскую сцену. Наверху сцены есть индикатор, отражающий настроение короля (трагедия показана красным цветом и расположена слева, комедия – жёлтым цветом и расположена справа). Подбросьте монетку, и, в зависимости от результата, переместите указатель на одно деление в сторону трагедии или комедии. У сцены есть два задника (по одному для каждого настроения). Поместите нужный задник за сценой.

Королевская сцена, вид сбоку. 5 минут увлекательной сборки

Каждый игрок берёт из банка 3 экю. Игровое поле с изображением 8 городов королевства раскладывается на столе, и под каждый город выкладывается одна карта из колоды конкурсов.

Вытянутое игровое поле

Каждый сезон состоит из раундов, в каждом раунде три фазы:

1. Путешествие. У каждого игрока есть 8 карт путешествий (по одной для каждого города). Игроки тайно выбирают и одновременно открывают эти карты. Затем каждый игрок берёт пластиковый кораблик своего цвета и ставит его перед картой конкурса, которая находится в выбранном им городе. Карта путешествия сбрасывается в персональную стопку сброса.

Карты путешествий

2. Действия. Начиная с первого города, и заканчивая восьмым, в каждом городе с кораблём игроки совершают действия. В этой фазе возможно две различных ситуации.

Если в городе только один корабль, карты конкурса разыгрываются владельцем корабля, начиная с последней выложенной и до первой в стопке. Карты могут давать игроку деньги, могут быть актёрами (трагиками или комиками) с особыми способностями (например, позволят выставить на сцену фигурку управляющего, чтобы получать дополнительные монеты), могут быть акробатами (карты с особыми способностями, которые можно использовать один раз за сезон). После розыгрыша всех карт игрок может сбросить одного из полученных актёров и передвинуть индикатор настроения короля в соответствии с типом актёра (комедия или трагедия) и его уровнем опыта (от 1 до 5). Остальные актёры остаются лежать перед игроком лицом вверх.

Комики

Трагики

Если в городе стоят корабли нескольких игроков, карты конкурсов просто сбрасываются. Игроки не получают ни одной из этих карт. Все сброшенные актеры влияют на индикатор настроения короля. Затем каждый из присутствующих в городе игроков может взять карту секретной цели (дают возможность получить дополнительные победные очки). У игрока не может быть больше трех таких карт (излишки нужно немедленно сбросить). В конце каждого сезона игрок может зачесть очки за одну из своих карт секретных целей, если выполнил указанные на ней условия.

Каждый раз, когда настроение короля меняется с трагичного на радостное и наоборот, не забывайте менять задник сцены. Также в этот момент нужно вернуть все фигурки управляющих, стоящие на сцене, их владельцам.

После выполнения действий в городе корабли игроков остаются на поле, показывая посещенные ими локации. Обычно игроки не могут получить обратно в запас эти корабли и сыгранные карты путешествий, пока у них на руке не останется одна такая карта, но есть несколько карт конкурсов, которые позволяют пополнить руку раньше.

Несколько городов на игровом поле

3. Новые горизонты. После действий во всех активных городах нужно выложить по одной карте конкурса в каждый из восьми городов. Если в городе есть карты с предыдущих раундов, новая выкладывается поверх, так, чтобы действия на всех картах в стопке были видны. Если оставшихся карт не хватает для добавления в каждый город, заполните столько городов, на сколько их хватает (слева направо). Следующий раунд будет последним в этом сезоне. Если сезон продолжается, начните новый раунд с первой фазы.

Завершение сезона и получение победных очков

В конце сезона очень важно текущее настроение короля. Игроки получают по 1 экю за каждого актера в своей труппе, который с королем "на одной волне".

Теперь проверьте, понравилось ли ваше представление королю. Для этого вычислите итоговый опыт актёров (сложите опыт актёров с амплуа, соответствующим настроению короля, и вычтите опыт актёров с противоположным амплуа) и получите 3 экю в первом сезоне и 5 экю во втором за положительный результат. Если ваше представление стало лучшим (наибольший итоговый опыт актёров), удвойте победные очки.

Наконец, каждый игрок может разыграть одну карту секретной цели и получить за неё очки, если выполнил указанные на ней условия. Разыгранная в первом сезоне карта остаётся перед игроком, и если в конце второго сезона он снова выполняет указанные на ней условия, карта засчитывается второй раз (в дополнение к новой карте, которую можно разыграть в конце второго сезона).

Карты секретных целей

Подготовка ко второму сезону

Карты конкурсов, выложенные под городами, сбрасываются. Также сбрасываются все карты актёров, выложенные перед игроками. Однако сыгранные акробаты остаются перед игроками и не сбрасываются. Их особую способность можно ещё раз использовать во втором сезоне. Перемешайте сброс и раздайте по одной карте в каждый город. Карты путешествий и фигурки кораблей оставьте как есть. Игра продолжается с того же состояния, на котором окончился первый сезон. Подбросьте монету для определения начального настроения короля и поставьте соответствующий задник сцены.

Карты акробатов

Второй сезон проходит по тому же сценарию, что и первый, и очки по окончанию начисляются так же. Побеждает самый богатый игрок, при ничейном результате побеждают все претенденты.

Мои впечатления от игры

Histrio намного интереснее, чем кажется с первого взгляда. После знакомства с новинкой, рассматривания компонентов и чтения правил, мне показалось, что это упрощённая игра с механикой одновременного выбора, и результат здесь в большей степени зависит от удачи. Однако после нескольких партий я обнаружил приятную глубину. Схема игры проста, и становится интуитивной после одного-двух раундов. Вместе с тем, во время раунда игрок принимает ряд важных решений…

Во-первых, выбор города, в который вы путешествуете. Это, возможно, самое важное решение, и оно явно непростое. Нужно взвесить кучу факторов: какие карты вам нужны (актёры и акробаты), какие карты нужны оппонентам, не имеет ли смысл попытаться спровоцировать ничью чтобы выкинуть сильные карты актеров в сброс и получить карту секретной цели. Для принятия решения у вас есть огромное количество информации: карты оппонентов (актёры и акробаты) и уже сыгранные ими карты путешествий (поставленные на поле корабли), которые позволяют знать доступные другим участникам ходы.

После получения карт конкурсов вам предстоит принять ещё больше решений. Управление актёрами – очень тонкая вещь. Плюс вы очень быстро поймёте, что настроение короля может быть весьма непостоянным. Вам захочется, чтобы набранная труппа соответствовала итоговому настроению короля, чтобы получить экю за каждого соответствующего актёра. Вы можете влиять на настроение, сбрасывая одного из актёров, полученных в свой ход, но при этом у вас будет на одну нужную карту меньше.

Хамелеон может в конце сезона стать либо комиком, либо трагиком первого уровня

Механика определения настроения короля даёт небольшое преимущество игроку, который последним ходит в финальном раунде сезона, так как он выбирает последнего сбрасываемого актёра и тем самым устанавливает окончательное (нужное ему) настроение. Однако, если у остальных игроков такая же стратегия, может получиться ничья, при которой все актёры сбрасываются (хотя для запланированной ничьей нужно играть очень уж вдумчиво).

Ничьи во время раундов также могут быть полезны, поскольку это единственный способ получить карты секретной цели во время игры. Также с их помощью можно влиять на настроение короля. Обратная сторона ничейного результата: ни один из игроков не получает карт конкурсов, так как все они сбрасываются, а актёры используются для изменения настроения короля. В общем, непреднамеренные ничьи скорее принесут вам убыток, так как бонус от карт секретной цели не перекрывает потерю карт конкурсов.

В партии немного раундов: шесть гарантированных в первом сезоне, а во втором ещё меньше (из-за отсутствия карт акробатов). Таким образом, завершение раунда вничью означает для вас потенциальную потерю около 10% всех карт, которые могут быть у вас в игре. Некоторые карты секретной цели дают хорошие очки. У меня были карты, дающие целых 6 ПО. Однако в основном крутизна бонуса именно для вас зависит от везения. Особенно в конце второго раунда, когда у вас остаётся мало времени на изменение игровой ситуации так, чтобы она соответствовала критерию на карте секретной цели.

В первых играх мы думали, что с картами акробатов могут быть некоторые нюансы в части порядка разыгрывания, однако затем поняли, что проблема была в нас, а не в картах. На картах чётко указано, когда их можно разыграть, и если это делать в обозначенное время, никаких проблем с порядком разыгрывания не будет. Все игроки должны чётко знать, когда играется та или иная карта. Шпаргалка, в которой указаны способности акробатов и время, когда они могут быть разыграны, была бы очень кстати, чтобы быстро убедиться, что всё сыграно в русле правил.

В первой игре мы столкнулись со сложной ситуацией: один акробат позволял игроку разыграть две карты путешествий, направляя свои корабли в две локации за ход, а второй запрещал всем игрокам путешествовать в определённый город. Мы упустили, что блокирующая карта должна быть разыграна (и город – назван) до того, как игроки начинают выбирать карты путешествий, а решение использовать две карты путешествий принимается именно во время выбора карт. Поэтому два таких акробата не вступают в конфликт друг с другом. Недостатком такого подхода становятся мини-паузы, которые нужно делать, чтобы убедиться, что игроки получили шанс сыграть свою карту акробата в нужное время.

Есть очень сильные карты акробатов, и временами этот модуль может казаться несбалансированным. Акробаты действительно могут быть очень сильными, но поскольку эти карты лежат в открытую, и теоретически любой игрок может их взять, меня не очень беспокоит, что одни акробаты сильнее других. Кроме того, поскольку все карты акробатов у игроков открыты, вы никогда не станете жертвой «внезапного» применения карты, о которой вы не знали. Всегда можно планировать свои действия в соответствии с наличием конкретных карт акробатов на руках у игроков.

Интересный случай синергии между картами акробатов произошёл в нашей последней партии. Один из игроков (он в итоге победил), в начале первого сезона получил пару отлично взаимодействующих акробатов. Первый позволял ему выбирать карту путешествия после того, как остальные игроки выберут и откроют свои, а второй позволял забрать карты города в ничейной ситуации, вместо того, чтобы сбрасывать их. Это позволило игроку дважды спровоцировать ничью в городе с богатой добычей, а затем всё равно получить карты, оставив оппонента с секретной целью в качестве утешения.

Правила игры составлены отлично и снабжены поясняющими иллюстрациями. Буклет представляет собой квадрат со стороной около 30 см, и примерно 2/3 каждой страницы отведено под иллюстрации и примеры. Текст правил мог бы поместиться всего на трёх из 12 страниц. Любопытно, что это вторая игра партнёров Asmodee за последний год, у которой в правилах по непонятной причине отсутствует титульная страница (первая – «Timeline: Challenge»). На первой странице нет ни названия игры, ни имени автора, ни вступления. Только перечисление игровых компонентов. Мне кажется, я вообще не увидел в правилах названия игры! По-моему я раньше никогда не видел таких правил.

У Histrio прекрасное оформление, хотя по мне немного эксцентричное. Напоминает Animalia. Актёры представлены в виде ящериц, кроликов, лисиц и прочих животных. Замки в городах нарисованы прекрасно и вполне могли бы порадовать Людвига Баварского. В общем, для семейной игры всё прекрасно.

Мне кажется, что игра «хочет» побороться за Spiel des Jahres, но, на мой взгляд, она сложнее, чем предыдущие номинанты, а также немного несбалансированна в плане удачи из-за карт акробатов и секретных целей. Один из наших игроков сказал, что это отличная игра для знакомства с еврогеймами людей, которые любят Munchkin и Fluxx. Histrio основана на стратегии и планировании в сочетании с крупицами агрессивной игры и огромной долей удачи от карт. Это прекрасное лёгкое евро с «французским» привкусом.

Рейтинги игроков:

  • Очень нравится!:
  • Нравится: John P
  • Нейтрально: Dale Y
  • Не для меня