Одной из любопытных новинок минувшей выставки в Эссене стала игра Hyperborea, выпущенная издательством Asmodee. К созданию игры причастны Andrea Chiarvesio, один из соавторов Kingsburg, и Pierluca Zizzi, автор игры Asgard. Представляю вашему вниманию перевод обзора игры, сделанного автором блога Metagames Джеймсом Шиханом. На русский язык материал перевёл Синцов Сергей

Hyperborea показалась мне отличным еврогеймом типа Civilization (кстати, одним из создателей игры стал Andrea Chiarvesio — соавтор игры Kingsburg). Игроки занимаются исследованием и контролем территорий игрового поля, созданного из больших гексов. Мы уже не раз видели подобное, но эта игра, прежде всего, интересна своей ключевой механикой, которая даёт игрокам возможность совершать какие-либо действия. У каждого игрока есть тканевый мешочек с разноцветными кубиками, и каждый цвет кубика отвечает за определённое действие. В свой ход игрок не глядя достаёт из мешочка три кубика и распределяет их по различным зонам на своём поле игрока для активации действий (технологий), или развития своей цивилизации (не обязательно распределять все кубики по технологиям, их можно положить в специальную зону неиспользованных кубиков — прим. перев.).

Каждый цвет кубика представляет отдельный аспект развития цивилизации: красный – войну, зелёный – разведку, синий – науку и т.д. Действия (технологии) на поле игрока требуют для активации 2 или 3 кубика определённых цветов, для чего в игре сделано хорошее тематическое обоснование. Например, один красный и один зелёный кубик создают военную технологию, которая позволит игроку атаковать и двигаться. Игроки могут размещать кубики так, что некоторые комбинации не будут заполнены до конца, чтобы завершить разработку технологии и воспользоваться её эффектом в одном из своих следующих ходов. Вместе с тем, игрок обязан активировать разработанную технологию именно в том ходу, в котором она была разработана. Каждая технология на поле игрока имеет два немного различающихся варианта заполнения и разрабатывать второй вариант технологии, если на одном уже начата разработка нельзя. Размещённые кубики нельзя перемещать между технологиями, поэтому распределять их нужно очень аккуратно, не начиная развитие технологий, которые дадут бесполезные в будущем действия или действия, которые невозможно будет совершить.

Если игрок должен начать свой ход с пустым мешочком, выполняется сброс: игрок кладёт все свои неиспользованные кубики обратно в мешочек, добавляя к ним любые кубики с поля игрока на своё усмотрение. Сброс выполняется до начала хода игрока (согласно официальным правилам сброс выполняется в конце хода игрока, если у него не осталось больше кубиков в мешочке — прим. перев.).

Некоторые технологии позволяют игроку повысить уровень развития любого цвета для своей цивилизации. Для каждого цвета на поле игрока есть отдельный трек. Игроки могут повышать уровень развития для каждого цвета и зарабатывать на этом прогрессе 1 или 2 кубика соответствующего цвета, которые добавляются в мешочек. Выбирая цвет для развития, игроки определяют цвет кубиков, которые будут добавлены в мешочек. Это привносит в игру элемент колодостроения, но не с картами, а с кубиками.

Продвигаясь по игровому полю, игроки могут исследовать руины, атаковать и захватывать города, а также атаковать других игроков. Игра заканчивается после выполнения одного, двух или трёх условий окончания игры (в зависимости от выбранной длительности игры). Победителем становится игрок, набравший большее количество победных очков, которые присваиваются за контроль территорий, получение дополнительных карт технологий и плашек целей, устранение нейтральных фигурок и фигурок оппонента и т.д.

В игре присутствуют дополнительные элементы: крепости, дополнительные карты технологий, индивидуальные способности игрока и т.д. Дополнительные карты технологий представляют собой специальные действия, также активируемые набором кубиков, но имеющие особые эффекты, которые может применить только владелец данной технологии.

Итак, Гиперборея похожа на игры, которые мне нравятся. Это еврогейм с чёткой игровой механикой и интересным содержанием. Мне нравятся упрощённые игры о развитии цивилизации (что я уже отмечал в обзоре к игре Nations: the dice game (английский язык)).

Мне нравится, что кубики ограничивают возможности игрока в каждом ходу. Вам придётся изрядно потренироваться в искусстве оптимального использования как кубиков под вашим контролем, так и кубиков под контролем оппонентов. Вы можете планировать свои действия, размещая кубики таким образом, чтобы разработка технологии не завершалась в текущем ходу (хотя таким образом вы сообщите оппонентам о своих планах). Такие ситуации можно использовать и для передачи оппонентам предупреждений (например, о готовности атаковать, добавив всего один кубик). Это сработает, если вы будете помнить, кубики какого цвета есть в вашем мешочке. Так вы сможете начинать разработку только таких технологий, которые сможете быстро завершить.

В игру могут играть от двух до шести игроков. Я подозреваю, что в игре для 5 и 6 игроков между ходами одного игрока будет происходить множество событий, и игра приобретёт некоторую хаотичность. Однако такая ситуация нередко происходит в играх для 5 и 6 игроков, в которых ходы делаются по очереди, так что это нельзя считать негативом. Я вижу возможность ускорить игру введением дополнительного правила, согласно которому игроки смогут заранее брать кубики для предварительного планирования своего хода. Нечто подобное я практикую при игре в Carcassonne: беру тайл заранее и планирую ход вместо того, чтобы ждать очереди, брать тайл и только потом думать над его позицией.

Более подробно об игре вы можете узнать на сайте Asterion по ссылке bga.me/hyperborea (итальянский язык).

Другие обзоры игр к выставке Spiel 2014 вы сможете найти здесь (английский язык).