Две тысячи четырнадцатый год уходит в прошлое, а, значит, пришло время подвести итоги уходящих 12 месяцев и назвать самые интересные, самые запоминающиеся, самые лучшие игры 2014 года. Представляю победителей премии Игра года – 2014 по версии сайта BoardGamer.ru.
Поехали!
Лучшая семейная игра в этот раз определилась без вопросов и сомнений. На эту роль могла бы претендовать прекрасная, невероятно красивая и детализированная юбилейная версия Ticket to Ride или, может быть, даже стильная, спокойная и медитативная Токайдо, но им не оставила ни единого шанса Splendor.
Красивая, качественная, невероятно насыщенная решениями, концентрат всего хорошего, что есть в евро-играх, без чрезмерной нагрузки на серое вещество, без особых требований к игрокам и к времени партии, Splendor прекрасно зарекомендовала себя и как дуэльная игра для хардкорщиков и как семейная игрушка с детьми в возрасте от 8 лет. Крайне рекомендую!
* * *
Теоретически лучшей игрой для двоих могла бы стать вторая редакция Battlelore, с которой я хотя и достаточно поздно, но познакомился. Был шанс у сухой шахматной тактики Manoeuvre и, кто знает, возможно бы даже выше взлетели Окошки. Если бы у меня совершенно случайно не появилась Battle Line. Крайне простенькая, состоящая всего лишь из колоды из 70 карт, эта игра насыщена тактическими решениями с небольшим прицелом на стратегию. И, что самое приятное, неофициальные правила позволяют играть даже втроём, от чего Battle Line становится безоговорочным победителем.
* * *
В этом году среди компанейских игр появилось два хита, которые я оказался не в состоянии распробовать: Концепт и Мистериум. Обе эти игры эксплуатируют ранее известные идеи, и обе пользуются популярностью как у нас в стране, так и за её пределами. Но у них есть более чем достойный конкурент. Не совсем настольная, скорее, даже, разговорная игрушка Находка для шпиона – это самый настоящий супер-хит. Она прогремела в прошлом году на Игросфере, в этом году успешно выпущена официально у нас в стране и за границей и, уверен, мы ещё не раз услышим о ней в году будущем!
* * *
Из детских игр в этом году попалось несколько забавных экземпляров. Это и рубительно-колотельные игрушки про семерых гномов, и деревянно-головоломочная Микадо, и простые и привлекательные Гонки ёжиков, но больше всего мне запомнились Скоростные колпачки.
Игра на реакцию, игра на скорость, игра на ловкость. Игра, вызывающая смех, радость и бурные эмоции. Игра, которая походит и детям, и взрослым, и детям вместе со взрослыми. Очень хорошая настолка!
* * *
Лучшую карточную игру назвать одновременно и просто и не очень. Со всей очевидностью на две головы выше всех остальных претендентов стоит семейство Legendary, в котором наблюдается два кандидата: A Marvel Deck Building Game и An Alien Deck Building Game.
Кто из них лучше — решить не могу. "Чужие" выигрывают за счёт тематики, сценариев, механик с предателями и возможностью играть за страшного инопланетянина. "Супергерои Марвел" могут противопоставить этому менее (хотя для кого-то может и более) популярный сеттинг и большее разнообразие сценариев, героев, злодеев. Обе игрушки по-своему хороши, поэтому стоять им на пьедестале вдвоём!
* * *
В стане филлеров в этом году определённо всех порвала No Thanks!, появившаяся у нас в компании после достаточно продолжительного забвения. Если же смотреть в сторону новых игрушек, из филлеров самым интересным для меня оказались Зомби кубики.
Необычный поход к игре в сочетании с простейшим, если не сказать примитивным, игровым процессом, доступным абсолютно каждому. Пригодна к употреблению в любой обстановке, будь то дом, поезд, вылазка на природу или отпуск, в любой компании и с любым количеством участников. И всё это – в 13-ти кубиках!
* * *
Отечественные авторы в этом году порадовали своей плодовитостью. Мы увидели немало проектов от самобытных авторов и студий, таких как Бестиарий Сигиллума, Трапперы, Z-Game и Шазар. Порадовали и крупные издательства, например, Стиль Жизни выпустил для внутреннего употребления, а также на экспорт Коста Руана и Артифициум. Мир Хобби способен похвастаться Наместником, дополнением к Голливуду и карточным Танкам. Но лично для меня самой интересной отечественной игрушкой стала Знаменитость.
Простая компанейская викторина в реальном времени для любого вменяемого количества игроков отлично походит как для развлечения опытных настольщиков, так и в качестве приманки для неофитов. Хорошая игрушка, честно слово!
* * *
В уходящем году было немало достойных локализаций. Это и мощнейшие Войны магов, и хардкорная Терра Мистика, с которой мне пока, увы, так и не довелось ознакомиться, и вторая редакция Battlelore и даже русская версия Neuroshima Hex!. Но самой интересной игрой, изданной на русском в 2014 году я считаю Робинзона Крузо, польскую настолку, в которую мы заигрывались ещё весь 2013-й, и в перевод которой на русский язык внёс небольшой вклад и лично я.
Робинзон Крузо — это командное приключение игроков на необитаемом острове, которое может закончиться как общим успехом, так и общей неудачей. Игрушка непростая, требует некоторых усилий в освоении, но зато и вознаграждает за это сторицей!
* * *
Претендентов на лучшее дополнение было несколько. Теоретически им могли бы стать Перекрестки для Токайдо, Alien Artefacts для Race for the Galaxy, Пираты и первооткрыватели для Колонизаторов, Dark City для Legendary: A Marvel Deck Building Game. Но больше всех мне определённо понравилась Railways of Great Britain.
Railways of Great Britain – это новое игровое поле для Railways of the World, переносящее действие игры в Великобританию. Это дополнение исправляет все недостатки, присущие полю с восточным побережьем США: территория заполнена городами равномерно, у каждого игрока есть возможность занять выгодный участок и, наконец, несмотря на официально заявленный "потолок" в 5 игроков, успешно играть в Великобританию можно и вшестером!
* * *
На звание самой инновационной игры могла бы претендовать Rampage, презентующая совершенно оригинальный поход к взаимодействию с игрой: тут нужно рушить домики, выстраиваемые из игровых компонентов, бросаясь в них фигурками динозавров. Но эту настолку на два корпуса обходит Risk Legacy, игрушка с необратимо модицируемыми компонентами.
Risk Legacy хотя и строится на устаревшей механике оригинального Риска, предлагает доселе невиданное: тут иногда нужно рвать и выбрасывать из игры карты, делать надписи прямо на игровом поле и периодически клеить на него неубираемые стикеры, модифицирующие правила игры. Плюс в коробке есть несколько пакетов с дополнительными компонентами, открывающиеся только при определённых условиях. Всё это очень необычно и крайне оригинально!
* * *
Разочарованием года для меня стал Мистериум. Эту игру очень сильно хвалили и продолжают хвалить, про неё писали и продолжают писать положительные отзывы, а у нас она просто не пошла. Пробовали с разными людьми, в разных компаниях, но результат один – медленно, долго и скучновато. Совсем не те ощущения, которых ожидаешь.
* * *
Удивительным открытием этого года для меня стала Friday. Игра для одного игрока про приключения Робинзона Крузо. Никогда бы не подумал, что в настолки может быть интересно играть и одному, аж, вон оно как – сидел и раскладывал одну партию за другой.
Игрушка достаточно простая, но при этом тяжёлая. Пока не получается осилить её даже на самом первом уровне сложности, а их там всего четыре!
* * *
Лучшая игра для опытных игроков безо всяких спором и сомнений – это Eclipse. Два года назад эта игра уже получала такую же награду. Затем на какое-то время мы задвинули её на полку, а теперь, вот, снова играем, да ещё и со всеми дополнениями, а также всякими неофициальными улучшалками. Каждую неделю вот уже на протяжении почти трёх месяцев подряд. Постоянным составом опытных игроков. И, знаете что? Это одни из лучших впечатлений от настольных игр за все те 10 лет, что я увлекаюсь настолками!
* * *
Самая главная награда, "лучшая игра года", вот уже второй год подряд остаётся без победителя. Назвать самой лучшей я могу игрушку, которая останется в памяти надолго, в которую мы будем играть снова и снова, возвращаясь к ней не один год подряд. Теоретически из новинок этого года такой игрой могла бы стать Splendor, но, всё-таки, до такого высокого звания она не дотянула. А другие претенденты были ещё дальше. Поэтому игры года у нас снова нет.
По традиции перечисляю пятёрку игр, которые не заслужили никаких наград, но заслуживают внимания.
1. Manoeuvre. Неплохая тактика в стилистике наполеоновских войн для двух игроков с ощутимой, но управляемой случайностью.
2. Окошки. Простая дуэльная игрушка, где процесс важнее результата.
3. Мачи Коро. Экономическая игра про строительство города. Современная замена Монополии.
4. Legendary: Dark City. Отличное дополнение для Legendary про супергероев!
5. Эльфийский замок. Крайне удачное и забавное сочетание конструктора и настольной игры.
Со всей очевидностью лучшая карточная игра года — Star Realms. Много ли найдётся таких, кто, познакомившись с нею, отыграл менее сотни партий? Идеально отшлифованная колодостроительная игра.
Она на две головы выше всех остальных по популярности (во всём мире, а не только у нас), в том числе и громоздких (что не есть признак гениальности) — по 500-600 карт каждая — игр семейства Legendary.
Интересно, а если бы Мистериум издал МХ, она бы у Юрия стала не разочарованием, а игрой года? Похоже, что так. 😉
@Pard
ИМХО Star Realms слишком абстрактная, тем и проигрывает. Когда играешь в Legendary ощущение точно такое же, как от хороших марвеловских мультиков. И тт либо тебя прет от этого и ты просто в вочторге, либо не прет и тогда ты просто играешь в механику, которая таки да, проигрывает отшлифованным Star Realms.
Из списка согласен только с Робинзоном, и Пятница для меня слишком старый «сюрприз».
Всё остальное — это дело вкуса. Но «Знаменитость»-то как? Мы выдержали только минуту в этот «шедевр».
Splender — отстой!
Хе-хе, Юра, спасибо! Никто не поверит, что два года подряд я беру «Игру года» на boardgamer.ru в абсолютно честных и конкурентных условиях! :)))
@pegasoff
Николай прав! Никто не поверит. Иду покупать Мистериум.
@pegasoff
))))) ухаха )))
Очень субъективный ТОП. Такое ощущение, что Юра живет в своем мире, никак не граничащим с реальным.
@Алексей
А причём здесь объективность, если пишешь о собственных предпочтениях?
У меня вот разочарование года — ticket to ride, до которой я только-только добрался. Это чушь (объективно — игра старая и пользуется популярностью), но лично у меня получилось так.
Нормальный субъективный рейтинг с российской переферии, присмотрюсь к Пятнице, Сплендору и Баттл Лайну. Если бы дал бы «лучшую отечественную» Бестиарию — претензий и подозрений в «продажности» было бы на порядок меньше )
Хм… Робинзон Крузо лучшая локализация!?) Пан неразумее польску мову а бо такое не писал бы!). Правила на польском языке более понятливее. Уже об этом говорилось и не раз! Перевели самую путаную английскую версию правил. Игра сама хорошая.
Так же я вот не понимаю чего это вы так прицепились к игре Мистериум? И ещё вбухали РАЗОЧЕРОВАНИЯ ГОДА!! Хотя…….. Если Очень сильно (принюхаться), можно словить вонь собаки которую автор где то закопал и думает что эту собаку с лопатой не кто не найдет). Стыдно, ей богу.
В плане игры года.. Странноватой список и номинанты.
А где Descent вторая редакция и прочее??????? Тут из настольных игр только Эклипс, Railways и Risk, всё остальное тяготеет к патигеймам. А я всегда думал, что сайт для гиков…
P.S. Про игры от Пегасова вообще смешно читать
Из филлеров мне очень в этом году понравились суши го, куда веселее того же сплендора
У каждого настольщика свой топ игр, Юрий имеет право озвучивать свой топ на своем сайте, не правда ли?)
От себя добавлю, что лучшей игрой для меня в этом году стали «Замки Бургундии» (хоть они и вышли в 2011 =) Кстати, эта игра получила награду от Spiel der Herzen 2014, хоть и вышла 3 года назад =)
а Star Realms очень понравилась на андроиде, но такое ощущение, что эти 30-40 партий, что я сыграл на смартфоне — лимит по количеству партий, почему-то вживую не так хорошо пошла, ведь хоть и партии быстрые и динамичные — играем редко. Надеюсь, что еще расскроется с живыми игроками =)
ИМХО Однозначно лучшая карточная игра года — Star realms. Абстрактности никакой нет, игра атмосферная и механика неплохо сочетается с сюжетом. Eclipse непонятно зачем премировать, игра вышла уже давно, в этом году было много отличных игр, в том числе Deus и Five Tribes. Про Battle line вообще молчу, игра уже совсем старенькая. Из отечественных игр почему то не упомянуты, как будто и не выходили — Вагончики Жени Никитина. Для многолетнего блога объективности маловато.
P.S. Сплендор — на любителя.
знаменитость зашло, мистериум не зашел , ой лол 😀
Удивительно, как личный топ может вызвать такую чудовищную опаболь =)))
@futb_all
Как отписались выше, от многолетнего блока ждешь другого. За годы сущнствования, сайт набирал авторитет, и мнение автора считается авторитетным…А в итоге мы получили «знаменитость»…
Лучшая отечественная меня конечно удивила сейчас очень.
Хотя если посмотреть с другой стороны — примитивный лабиринт зеркал и слишком перемудреный бестиарий…? Какие еще варианты? «Я его слепила из того что было…»
Но лучше бы Юра оставил эту номинацию пустой!
Увы, я не успел опробовать Star Realms в уходящем году, но обязательно исправлю это упущение уже на новогодних праздниках!
Мне, честно говоря, без разницы кто издал Мистериум. Гораздо важнее то, что его сделали ребята, с которыми я хорошо знаком: Александр Невский и Олег Сидоренко. И мне действительно неудобно перед ними, что я не написал хорошо об их игре. Но так уж вышло, что я оцениваю не людей и не издательства, а игры, и опираюсь при этом исключительно на собственные ощущения, прислушиваясь иногда к мнению нескольких игровых групп.
Знаменитость хорошо идёт в самых разных компаниях, люди её отлично воспринимают, а игровой процесс увлекает с первой секунды. Что ещё можно требовать от игры, чтобы считать её хорошей?
PS: попробуйте поиграть без колоды стран 🙂
Это тебе спасибо за хорошие игры!
Успехов! Надеюсь вы окажетесь в числе представителей большинства, получающего от игры удовольствие!
Попробуй Nordic Countries, она классная.
База (Америка) страдает от рандомных заданий, в одной колоде намешаны и большие и маленькие.
В Европе дисбаланс на карте, строиться в западной части далеко не так выгодно, как в восточной из-за множества мелких перегонов и туннелей.
Швейцария также страдает из-за обилия заданий «построй маршрут в любую страну». Дотянул вагончики до края карты, а потом можно тянуть и тянуть новые маршруты.
Marklin Edition может не понравится из-за механики пассажиров и необходимости раскладывать жетончики.
В Азию и Индию играл мало, толком ничего не скажу.
А вот Северные страны — классная, конкурентная, жёсткая!
Бестиарий при всех своих плюсах лично меня не зацепил. Попробовали, сыграли, положили на полку, и так и не возникло пока желания повторить.
На всякий случай напомню, что правила вычитывал в том числе и я, и ориентировался на то, чтобы текст был максимально понятным.
Мистериум стал разочарованием года потому что об игре много писали, её много хвалили. А у нас она совершенно не пошла, вопреки ожиданиям.
Не согласен категорически. В 14 номинациях названы лишь 4 игры, «тяготеющие к патигеймам». Это Находка для шпиона (номинация — патигейм), Колпачки (детская номинация), Зомби кубики (филлер) и Знаменитость (отечественный автор). Из них только Знаменитость может считаться неожиданным патигеймом в своей номинации. Но для меня это лучшая отечественная игра, которую я открыл в этом году.
Всякие Battle Line, Legendary, Splendor, по-вашему, патигеймы? И Friday тоже? 😉
В Deus и Five Tribes, увы, не играл. Вагончики меня не заинтересовали ещё на стадии прототипа. Для меня игра слишком случайна.
А насчёт того, что Splendor — на любителя, так даже и во Friday и в Battle Line не каждый сядет.
@Алексей
@Михаил
Интересно послушать другие варианты на звание лучшей отечественной игры.
Знаменитость:
а) оригинальна;
б) интересна;
в) проста и понятна и, как следствие, доступна широкому кругу игроков.
Назвать её лучшей отечественной игрой года совсем не стыдно!
Юра, а у меня Splendor совсем не пошла, пасьянс какой-то.
По Battleline — я смотрю, что для тебя она стала открытием года, как для меня Dungeon Twister. Скажу тебе по секрету, есть мобильное приложение, я в свое время обыгрался в нее до тошноты.
Находка для шпиона достойная, чую наиграем в нее несколько десятков партий в новогодние.
Мистериум — странно, что не пошла. Dixit же у вас шел?
Eclipse хороша, надо будет как-нибудь повторить.
В остальное не играл 🙂
Лучшая отечественная игра для меня все же «Находка для шпиона», хотя она уже и получила одну медальку. Но «Знаменитость» очень хороша тоже. Не успел попробовать Бестиарий.
@Алексей, как сказал Аршавин, «ваши ожидания — ваши проблемы» =))
А Splendor — у нас в клубе всем понравилась, полдня в нее резались.
«Находку» придумал Александр Ушан из Одессы. Поэтому, увы..(
Погорячился)
@Michael
Friday и Legendary попробуй!
@futb_all
Проводя аналогию с Аршавиным, можно вспомнить, что эти слова он сказал, когда уже «сдулся» как футболист и ничего из себя не представлял. Вывод сделайте сами.
@hk
Наместник, как бы удивительно не звучало. Игра не идеальна, не элементарна в освоении. Но вполне самобытна и очень интересна, к тому же постоянно ведутся работы над шлифовкой правил, что не может не радовать.
В этом году поиграл в Поселенцев от ПИ, которые приятно удивили. Считаю, незаслуженно мало информации о них.
Спасибо Вам за такой рейтинг!
С Наступающим 2015 годом!!!
@Алексей, аналогия неверна. Что, Марадона и Пеле — сдулись как футболисты и ничего из себя не представляют? =))
@futb_all
Значит, неправильно меня поняли. После какого турнира была сказана фраза? Что на этом турнире показал Аршавин?
Не понял, к чему приплели Марадонну и Пеле, но предлагаю закончить спор, ибо ресурс не того направления.
@Алексей, хорошо. Я просто намекнул, что в ваших обманутых ожиданиях по поводу номинаций виноват уж точно не Юрий.