До окончания декабря осталось совсем немного, а, значит, пришло время оглянуться назад и отметить самые лучшие настольные игры уходящего 2016 года. А посему – представляю победителей премии «Игра года» по версии сайта BoardGamer.ru в 2016 году.
Поехали!
Первая номинация – это «лучшая семейная игра». В этом году мы пробовали немало хороших настолок семейного уровня. Это и Chicago Express, и Сабурбия, и Among the Stars. Но безоговорочный лидер в этой категории – старая добрая «Агрикола», которую в этом году в обновлённом виде на русском языке выпустило издательство Hobby World.
«Агрикола» – отличная игра семейного уровня, позволяющая с головой окунуться в фермерское хозяйство, прекрасная как внешне, так и по содержанию. Примечательно, что играть в неё можно как в упрощённый «семейный» вариант, так и в «продвинутую» версию с картами профессий и мелких улучшений. В 2009-м году я назвал её «Игрой года», семь лет прошло, а она всё так же хороша.
Следующая номинация – «лучшая игра для двоих игроков». Здесь не наблюдается даже подобия конкуренции. Год назад эта премия досталась 7 Wonders: Duel, которая в 2016-м вышла на русском языке благодаря издательству «Стиль Жизни», плюс по этой игре стараниями простых настольщиков под предводительством Михаила Лойко организовали всероссийский турнир. В этом же году хороших игр для двоих, пожалуй, была всего одна – «Пэчворк». Красивая, умная, быстрая и хорошая, да ещё и издана на русском языке. Простая и приятная. Достойная награды. И пусть мы раскладывали «Пэчворк» не так уж часто, зато каждая партия – это полное погружение в игру и очень хорошие ощущения.
Лучшей игрой для компании в этом году можно было бы признать «Кодовые имена», только награда уже досталась этой игре год назад. Но и без «Кодовых имён» достойных претендентов достаточно. В первую очередь это «Визуал», игра на объяснение слов с уникальными прозрачными карточками, позволяющая создавать анимированные изображения. Ещё это Time’s Up!, ещё одна классная объяснялка для компании, где одни и те же слова нужно раз за разом объяснять по-разному. Time’s Up! мы пробовали неоднократно в самых разных компаниях и везде результат был просто отличным. Благодаря ей у нас в компании даже появилось несколько локальных мемов («путешественник Владимир Позднер» и «сын-чай»).
С оценкой детских настольных игр я испытываю определённые сложности, но из того, что было в уходящем году однозначно лучшая игра – «Айс-класс», представленная на российском рынке компанией «Стиль Жизни». «Айс-класс» – игра про пингвинов, в которой нужно щелчками отправлять их в путешествие по оригинальному игровому полю, складывающемуся из нескольких коробок-в-коробке(!). А ещё конструкция пингвинов позволяет проделывать с ними различные трюки: щёлкать так, чтобы они прыгали через стены или летали не по прямой линии, а по хитрой траектории.
На звание лучшей карточной игры в этом году есть несколько претендентов. Это и Hero Realms, вариация «Звёздных империй» (прошлогодней «Игры года»), только в стилистике фентези вместо космоса. Это и «Порт-Ройал» – крайне приятная пиратская игра с механикой «испытай удачу». Это и «Ханаби» – простенькая, но уникальная крайне интересная игрушка, которая заставляет напряжённо размышлять целую компанию. А поэтому именно она – лучшая!
В уходящем году также было несколько неплохих филлеров. В первую очередь это Between Two Cities, которая вроде и быстрая, и приятная, но у нас в компании как-то не пошла. Ещё мы играли в Tides of Time и Deep Sea Adventure, обе они – хорошие и довольно оригинальные микро-игры, но надолго у нас не задержались. Ещё были «Прогулки в подземелье», приятная игрушка про героев в подземельях. Но больше всего из быстрых игр нам понравилась Grizzled, простенький карточный пасьянс про Первую мировую войну. Мы пробовали его в разных условиях, в разных компаниях и всегда в ответ от новых игроков слышалось одно и то же – «А давайте сыграем ещё».
В прошлом году номинация «лучшая отечественная игра» не досталась никому. А вот в этом претендентов хватает. У нас есть Master of Orion, громкий релиз мирового уровня от Hobby World, представляющий собой карточную игру уровня «Поселенцев». Присутствует «Стальная арена» – не столь громкая, как Master of Orion, но также замеченная на мировой арене игра от GaGa Games про сражения огромных роботов. Но лучшей отечественной игрушкой я, всё-таки, назову «Взлёт разрешён!», игру про вывод самолётов из аэропорта в небо. Как написано на коробке – это достойная игра мирового уровня 🙂 Да ещё и выпущена она не крупным издательством, а разработчиком самостоятельно.
Насчёт лучшей локализации никаких сомнений даже и не было. «Эволюция. Естественный отбор», игра про развитие животных и их приспособление к меняющейся игровой ситуации. Игрушка с непростой судьбой. Впервые изданная в России, она была серьёзно переработана в США и выпущена там, а затем вновь попала на родину уже в изменённом виде. В новом варианте игра обзавелась очень хорошим оформлением, доработанными правилами и стала ещё лучше, чем была.
Хороших дополнений в этом году было немало. Мы освоили Shadow of the Rift для Eclipse с новыми видами инопланетных угроз и невиданными доселе космическими расами. Мы попробовали двухцветные карты для Star Realms в наборе United. Мы познакомились с новыми механиками для Race for the Galaxy в дополнении Xeno Invasion. Но самым лучшим дополнением стал, конечно же, набор Alternate Histories для Quartermaster General. Это дополнение подняло интерес к игре на новый уровень, а партии в «Генерала» стали с ним ещё более разнообразными.
Как только это дополнение появилось в цифре, я тут же сделал перевод карт и напечатал их, а также вылепил из полимерной глины фишки, и какое-то время мы играли в «Генерала» именно в таком виде. И когда чуть позже приехал официально изданный комплект, мы даже оставили некоторые самодельные фишки в игре, настолько они оказались удобными. Очень хорошее дополнение для очень хорошей игры.
В номинации «самая инновационная игра» в этом году, увы, пусто. Ничего особо инновационного за 2016 год в плане настольных игр опробовать не удалось. Хороших игр было достаточно, но ни одна из них не отличалась чем-то принципиально новым от того, во что мы уже играли. Поэтому звание «самой инновационной игры» в 2016 году не достаётся никому.
В уходящем году я познакомился с тремя играми, от которых ждал какого-то «вау-эффекта», но по факту его не получил. Первая игра – Impulse от Карла Чудыка. Это космическая 4Х-стратегия, полностью построенная на картах с разнообразными эффектами. В игру заложены интересные идеи, вот только чтобы оценить их, нужно потратить очень много времени и сил, чтобы полностью разобраться в правилах и осознать, как и что в игре работает. Не уверен, что оно того стоит.
Вторая – Baseball Highlights: 2045, оригинальная колодостроительная игра про бейсбол, в которой на самом деле никакого колодостроения не ощущается и комбинаций карт обнаружить не удалось. По факту игрушка получилась занимательная, она довольно проста, даже несмотря на то, что от бейсбола мы очень далеки, но играть в неё как-то совсем не тянет.
И, наконец, Scythe. Выглядящая 4Х-стратегией, она оказалась банальной евроигрой с низким уровнем взаимодействия между соперниками. Да, компоненты в ней шикарные, да, внешне всё замечательно, но если копнуть глубже – ничего особенного нет. И, несмотря на большое количество поклонников, меня она разочаровала.
Будучи весной в Казани, я зашёл в магазин настольных игр и в качестве сувенира приобрёл «Порт-Ройал». И не прогадал! Игрушка оказалась увлекательной и интересной. Вскрываем карты, нападаем на корабли и набираем себе команду. Партий в неё за год наиграно не очень много, но каждый раз когда она появляется на столе, все остаются довольны.
Насчёт лучшей игры для опытных игроков у меня было несколько претендентов. Это Mare Nostrum 2016 года издания, вызывающая ностальгические чувства, но не более (играть в неё не тянет). Это Cry Havoc, расхваленная новинка от поляков, которая хотя и предлагает ряд интересных механик, уступает Nexus Ops в динамике и сбалансированности. Это и Star Wars: Rebellion, масштабная стратегия, сделавшая со «Звёздными войнами» то же самое, что и War of the Ring с «Властелином колец», – сагу очень классно полностью перенесли в настольный формат. Но лучшей игрой для опытных игроков я авансом называю Pax Pamir. Маленькую коробочку, в которой скрывается огромная игра. Я ещё не уверен, что она мне понравится, потому что недостаточно близко с нею знаком, но то что я уже увидел вызывает большое уважение. Разработчики Pax Pamir – молодцы, у них получилось уместить большую стратегию в крайне небольшой набор компонентов.
Ну а с лучшей игрой года всё просто. В 2016–м случилось невиданное. В настолку с партиями на час-полтора-два мы сыграли 68 раз. Это игра про Вторую мировую войну, которая называется Quartermaster General. Мы с ней познакомились на «Игроконе» осенью 2015 года, и с тех пор играем регулярно, буквально каждую неделю. В нашей компании есть люди, которым «Генерал» уже надоел, но вот что удивительно – каждый раз получается собрать за столом 6 человек.
Quartermaster General – удивительная игра. Достаточно простая в освоении, захватывающая, и невероятно разнообразная. А ещё она многим у нас нравится потому, что играть нужно не по принципу «каждый сам за себя», а командами, Союзники против Оси. Повторюсь, за год мы сыграли в неё почти 70 раз, и в следующем году будем играть ещё. Если только не переключимся полностью на Quartermaster General: 1914 – вариант про Первую мировую с усовершенствованной игровой механикой.
«Лучшая игра года» – для меня особенная награда. Она достаётся только самым-самым играм, оставившим заметный след и много-много положительных впечатлений. Quartermaster General – именно из таких.
* * *
Список победителей предыдущих лет:
Какой-то дилетантский выбор, честное слово. Такое ощущение, что Тапилин с другой планеты вообще.
««Лучшая игра года» – Quartermaster General»
И почему я не удивлён? 🙂
Хотя без костылей, которые автор блога сам добавлял, это обычное поделие kickstarter, не более.
Ханаби — лучшая карточная игра? Аха-ха-ха
Это первоапрельский пост?
вот это топыч. пожалуй выкину все игры и куплю лучшую игру 2016 года.
На сайте Тапилина в личных итогах Тапилина говорят, что у Тапилина неправильные итоги. Аромат «Тесеры», уходи!
Да уж. Всем топам-топ. Даже у ГаГи адекватнее топчик будет.
Эволюция — лучшая локализация. Ну-ну. При таком-то качестве. И вообще для меня это скорее разочарование года. Одна надежда на доп, поскольку в базовом варианте игре явно не хватает возможностей и кризиса.
Взлет разрешен — лучшая отечественная игра. Еще раз ну-ну. Мне игра нравится, но если подходить объективно — она недалеко ушла от Манчкина с его take that, обилием рандома и низкой ценой принимаемых решений. Из плюсов — азартна и играется легко. Исполнение — да, шикарное. Но при наличии в этом же году МоО и Стальной арены выбор очень странный
Лучшая карточная игра — Ханаби? И именно 2016-го года, при том, что игрушке много-много лет, и примерно половину из них она переведена на русский? последние 3-7 лет карточные игры вообще не выпускали?
А пати-геймы только на объяснение слов бывают разве?
и т.д.
Это выбор автора. У каждого свои вкусы.
Понятно, что это выбор автора. С игрой года вполне можно согласиться. Мне игра тоже очень нравится. Но вот филлер на память — лучшая карточная игра. Это я понять не могу, извините:(
Хм… А каким образом игра 2010 г. стала лучшей карточной игрой 2016? Собственно, и лучшая игра — новая редакция игры 2007 — логичнее было бы назвать «Лучшим переизданием» или «Лучшем возвращением» или типа того. Ну и для семейной она слишком кризисная всё же, как мне кажется (не в упрёк игре).
«Игра для двоих» и «Дуэльная игра» всё же разные вещи, так что нельзя сказать, что в этом году вышел только Пэчворк (или же нужно называть категорию «Лучшая дуэльная игра»). А если не переименовывать (а лучше оставить как есть — иначе, скажем, Звёздные империи будет не понятно куда относить — в базе дуэльная, но из нескольких коробок получается игра на 6 игроков) — не изменится ли победитель?
Лучшая локализация — тоже сомнительно. В конце концов содержимое коробки хуже, чем на западе (водопой бумажный, планшеты игроков зачем-то не вырубили до конца — нужно выдавливать; с какой целью — совершенно не понятно).
К разочарованию года претензий нет — если учитывать что это мнение одного человека и таким разочарованием может быть что угодно. Хотя почему от игры, создатели которой вдохновлялись игрой Терра Мистика и которая была заявлена как евро ожидали 4-х стратегию — это вопрос. Я в неё не играл, но ещё на этапе кикстартера выяснил что это будет за игра и чего от неё ожидать — с тех пор и хотел в неё поиграть (именно в евро с элементами сражений), но теперь уже дождусь локализованной версии.
«Я ещё не уверен, что она мне понравится, потому что недостаточно близко с нею знаком» — следующий кандидат на «Разочарование года»? =)
Раз все ругают личный топ, я тогда тоже 🙂
разочаровало разочарование. не пойму почему ты говоришь об отсутствии взаимодействия, честное слово.
Видать, скурвился Юра! Рекламодатель у него — МХ, видеоконференцию он проводит — для МХ, Quartermaster General выпускает МХ. Ну а Серп, канечно, разочарование года.
а где же пандемия??!!
Где же вы были целый год?
Наверное стоило после каждого еженедельного отчёта указывать, в какие игры стоит играть, а в какие — нет.
«Обычная поделка Кикстартера» – это гора привлекательных миниатюр и какие-то прилагающиеся к ним правила. «Генерал» – совсем не такой.
А вы в неё играли?
Как вы смеете перечить знающим людям?!
Особенно коварно выглядит то, что наши массовые поигранки в «Генерала» начались ещё прошлой осенью, и в конце 2015 я назвал её «Сюрпризом года». Вот тогда-то и должны были зародиться подозрения в продажности, а не после того, как на неё обратил внимание «МХ».
Стала «лучшей локализацией» год назад. В 2016 по техническим причинам мы в неё практически не играли, хотя «Наследие» очень хочется пройти. Но у нас перманентный недокомплект 4-го игрока.
@hk
Играл. В целом Ваш топ и не моё дело, что у вас там в топе. Хоть Манчкин лучшей игрой выбирайте. Но рейтинг немного странный. Потом же эти значки будут вешать на коробки с играми…
меня вот тоже Scythe разочаровал, не понимаю этой шумихи вокруг нее
Как всегда странный топ,с которым я совершенно не согласен.Но почитать интересно. Спасибо Вам.
Вместо несогласия с выбором автора блога, написали бы свои Игры года. Это более интересный вариант для обсуждения).
Зачем называть список каким-то годом, если к году он никакого отношения не имеет?
Предлагаю следующий топ.
Лучшие игры 2016 года.
Лучшая семейная игра — Twilight Struggle (с женой играть кайф)
Лучшая игра на двоих — Twilight Struggle
Лучшая игра для компании (из двоих человек) — Twilight Struggle
Лучшая карточная игра — Twilight Struggle (карточки же)
Лучшая игра для опытных игроков — Twilight Struggle
Лучшая игра года — Twilight Struggle
Ладно. Я понимаю, что топ поднимет бурю возмущения, поэтому внесу следующие правки:
Лучшая семейная игра — Twilight Struggle(2016 Edition)
Лучшая игра на двоих — Twilight Struggle(2016 Edition)
Лучшая игра для компании (из двоих человек) — Twilight Struggle(2016 Edition)
Лучшая карточная игра — Twilight Struggle(2016 Edition)
Лучшая игра для опытных игроков — Twilight Struggle(2016 Edition)
Лучшая игра года — Twilight Struggle(2016 Edition)
Её хотя бы напечатали в этом году.