Добро пожаловать в мир настольных игр

Игра года – 2017

Сегодня подводить итоги и называть лучшие игры года – обычно дело. А, вот, десять лет назад такого не было вообще. И в 2007-м на сайте BoardGamer.ru было впервые объявлено о вручении настольной премии «Игра года». Сегодня, 10 лет спустя, мы можем видеть, что премия прижилась. Не все и не всегда согласны с победителями, но в каждой номинации всегда представлены гарантированно хорошие игры. Значок премии можно встретить на полках магазинов, обнаружить на свежеотпечатанных коробках, и, не скорою, наблюдать его – очень приятно.

А, посему, как и 10 лет назад, пришло время назвать лучшие игры уходящего 2017-го года. Представляю победителей премии «Игра года» по версии сайта BoardGamer.ru в 2017 году.

Поехали! 

Традиционно первая номинация – это «лучшая семейная игра». В этом году мы видели несколько отличных представителей жанра, игр, в которые можно с удовольствием сыграть всей семьёй, разложить с друзьями и даже пригласить за стол знакомых, далёких от настольных игр. Это и интересное колодостроительное приключение Clank!, и небольшая абстракция про сбор цветных доминошек Kingdomino, но больше всего, мне всё же понравилась Blokus.

«Блокус» – это давно известная игра, которую я распробовал только в этом году. Абстрактная стратегия, в которой нужно выставлять на поле тетрисо-образные фигуры, стараясь заблокировать пространство для соперников, и самому избавиться от максимального количества фигурок. Простые правила, элементарный процесс и огромнейший простор для совершенствования – вот что такое «Блокус». Если есть кто-то, кто как и я, запоздал со знакомством с этой игрой, срочно исправляйтесь! Она – классная!

Ну а если абстрактные стратегии вам не по душе, играйте в «Кингдомино» (оно же – «Лоскутное королество», локализована «Стилем Жизни» / «Игроведом»). Она тоже несложная, крайне доступная для понимания, но при этом столь же глубокая и интересная. Если бы не «Блокус», на первом месте стояло бы именно Kingdomino.

Следующая номинация – «лучшая игра для двоих игроков». Здесь представлены исключительно дуэльные игры, рассчитанные строго на двоих. И подобных хороших настолок в этом году тоже было немало. Это и классная вариация на тему «Парка Юрского периода» «Раптор», и минималистичные мега-продвинутые «крестики-нолики» «Пентаго», и старая добрая военная игра Memoir ’44 со свежим дополнением. Но больше всего мне понравилась дуэтная версия «Кодовых имён», игры на отгадывание слов. Вот уж на что была хорошая версия для компании, и никогда бы не подумал, что её можно адаптировать для двоих. Огромное спасибо издательству GaGa Games за локализацию!

В «Кодовых именах» нужно отгадывать слова, опираясь на подсказки из одного слова и одно цифры. Слово обозначает ассоциацию, а цифра – количество слов, которые этой ассоциацией объединено. Представлены они на карточках, разложенных на столе. Услышав подсказку, игрок должен внимательно их рассмотреть и определить, к каким же карточкам она относится. Раньше это была игра с ведущими, каждый из которых давал подсказки своей команде. Теперь же в неё можно играть вдвоём, задавая подсказки друг другу.

У «Кодовых имён» помимо версии на двоих есть ещё и вариант с картинками. И теоретически лучшей игрой для компании могли бы стать «Кодовые имена. Картинки», но, вот, только нам, всё-таки, больше нравится угадывать именно слова. Ещё одним претендентом могла бы стать «Комната 25», игра по сюжету фильма «Куб», где участники должны выбраться из запутанного механического лабиринта. Интригу добавляет тот факт, что несколько участников могут оказаться предателями, чья задача – не допустить побега остальных. К сожалению, только, у нас не собралась достаточно жёсткая компания, чтобы в это играть. Ещё неплохо себя проявила на-самом-деле-не-игра, а забава по генерированию смешных картинок под названием «Телевизор».

Но больше всего удовольствия доставила нам игрушка Ca$h’n’Gun$, простенькая игра про гангстерские разборки при делёжке добычи после ограбления. Тут и компонентов всего-ничего, фактически только карточки с деньгами и сокровищами, но зато есть классные пистолеты, которые нужно наставлять друг на друга! Причём, мы играли и во вторую редакцию, где добавилось множество всяких «фишек», но именно первая, построенная на чистом незамутнённом игровом процесс понравилась куда больше! Отличная игрушка для компании!!! Кстати, странно, что она до сих пор не локализована.

 

«Лучшую детскую игру» в этот раз я назвать не могу. За весь год практически ни одной детской игры не попадалось, а те, что были – не запомнились.

Претендентов на роль лучшей карточной игры было немного. Точнее, всего один. Зато какой! Red 7 – минималистичная карточная игрушка про сбор разноцветных абстрактных цифр. С виду всё просто, нужно выкладывать карты перед собой на стол, собирая комбинации, диктуемые неким условием. Только нюанс в том, что эти условия нужно всё время менять, так что игроки вынуждены внимательно анализировать карты на руках и продумывать свои действия на будущее. Игра, можно сказать, крошечная, а мозги заставляет работать – будь здоров! Настоятельно рекомендую! Издательству Hobby World огромная благодарность за выпуск российской версии! Тем более с таким классным оформлением!

С «лучшим филлером» сомнений нет никаких. Jump Drive. Берём популярную карточную космическую стратегию «Борьба за галактику» и убираем всё, что только можно. Остаются, фактически, только миры и улучшения. И механика розыгрыша карт каждый ход с одновременным выбором. И всё, буквально за 5 минут можно отыграть полноценную партию. Конечно же, кому-то может очень повезти, а кому-то – наоборот, но ещё за 5 минут можно попытаться взять реванш. А потом – ещё раз! Очень маленькая, очень простая, и очень классная игра. Надеюсь, в будущем году кто-нибудь издаст её на русском!

После Jump Drive лучшим филлером считаю «Пентаго». Тоже играется буквально за 5 минут, только в отличие от Jump Drive заставляет как следует пораскинуть мозгами. Кто-то может даже сказать, что для филлера тут нужно думать слишком уж много.

С «лучшей отечественной игрой» в этот раз какая-то напряжёнка. Вроде бы и дефицита особого нет, вон, и «Индейцы», и «Покорители космоса», и даже «Бронза» издана, но всё-это как-то не то. Не вижу я в этих играх какого-то огонька, привлекательности, не вызывают они желания раскладывать снова и снова. Так что, в этот раз – без победителя.

 

«Лучшей локализацией» могла бы стать «Адреналин» или даже «Сквозь века: Новая история цивилизации». Я мог бы назвать победителем «Покорение Марса» или второй сезон «Пандемии: Наследие». Но среди изданных в России в этом году игр есть настолка, которая уже дважды засветилась в «Игре года» в 2015 и 2016 годах, да и к её локализации я немного приложил руку, из-за чего по согласованию с автором русская версия одной карточной отличается от оригинала.

Конечно же имеются в виду «Генералы»! Глобальная стратегия о Второй мировой войне, у которой есть только один недостаток – крайне желательно играть вшестером или хотя бы впятером, а собрать такую компанию может не каждый. А в остальном – игра просто шикарная. Про неё уже столько написано, что повторяться, пожалуй, не буду, просто отсылаю к обзору, написанному по итогам более чем сотни партий. На сегодня счётчик перевалил уже за 150, и мы всё ещё продолжаем играть и ждём третье(!) дополнение в следующем году! Hobby World – респект за русскую версию. И за гигантский экземпляр на «Игроконе-2017»!

 

Очередная номинация – «лучшее дополнение». Не сказать, что мы переиграли в множество расширений в уходящем году, но они были. Это и новые колоды для Tyrants of the Underdark, и набор United для «Звёздных империй», и даже Elder Sign: Omens of Ice и «Эволюция. Полёт». Но лучшим дополнением я, всё же, называю «Бои на Халхин-Голе» для Memoir ’44.

Это набор дополнительных сценариев, объединённых в кампанию. Десяток карт, несколько дополнительных миниатюрок, 4 заранее напечатанных сценария и упрощённые правила кампании. Ничего особенного, но вызывает сильные ностальгические чувства. Да и кампанию эту мы за год почти прошли, всего один сценарий остался!

Перед «Боями на Халхин-Голе» для Memoir ’44 достаточно долгое время никаких новых наборов не выходило, прошёл даже слух, что игра больше развиваться не будет, но нет! Появились «Бои» и, если всё будет нормально, будут и ещё дополнения.

 

«Самая инновационная игра» в этом году для меня – это Unlock. «Живой квест» в настольном формате. Кто бы мог подумать, что с помощью всего-навсего колоды карт и таймера возможно настолько хорошо полностью передать ощущение квеста?! Вот прямо-таки сидишь, перекладываешь эти карточки, и чувствуешь себя точно так же, как в запертой комнате, где нужно непонятно что сделать, чтобы выбраться. Очень классная игрушка! Очень жду, когда её локализуют, чтобы раздаривать друзьям! Надеюсь, у «Стиля Жизни» всё получится, и скоро мы увидим игру на прилавках!

 

В номинации «Разочарование года» я всегда рассказываю о каких-то играх, от которых я чего-то ждал, но этого не получил. В этом году подобные настолки были. Скажем, Tragedy Looper. Мне очень хочется поиграть в хороший детектив, но пока не получается. Нет подходящей компании, так что игра простаивает без дела. Но я в ней ещё не разочаровался! Были ещё всякие  Blood Rage, «Крёстный отец», «Иниш», которые мне совсем не понравились, но и ожиданий от них не было никаких, так что о разочаровании речь не идёт. Ещё я не справился с Pax Pamir и «Сквозь века», но это не игры плохие, просто я не готов с головой уходить в столь сложные настолки.

Пожалуй, единственная игра, которая не дала того, на что я рассчитывал – это «Последняя пятница». Вроде как настольный ужастик про маньяка и подростков, в котором маньяк почти всегда проигрывает. Ну и что же это за ужастик-то такой???

В этом году я внезапно познакомился с несколькими хорошими настолками. Это и Unlock, которая неожиданно продемонстрировала, что квесты могут существовать и в настольном формате, и Magic Maze, крайне удачно совместившую лабиринт с механикой реального времени и большой красной фишкой молчаливого упрёка, и новая, неизданная пока версия «Генерала» про Холодную войну.

Но самой большой неожиданностью, «сюрпризом года», стала Flamme Rouge, настольная игра про велогонки. Небольшая, несложная, динамичная, и невероятно азартная гонка – вот что такое Flamme Rouge. Составная трасса, пары велосипедистов и хитрые правила перемещения, позволяющие висеть у соперников на хвосте в воздушном потоке, всё это очень классно сочетается между собой. Некоторым игрушка может показаться слишком уж простой, но по моему мнению она очень классная!

Кстати, в следующем году благодаря «Лавке игр» эта настолка выйдет на русском. Увидите в магазине коробку с названием «Крути педали!», знайте, это она!

Очередная номинация – это «лучшая игра для опытных игроков». Победителем в ней могла бы оказаться Pax Pamir, если бы я научился продираться через её сложные механики (которые на самом деле сами по себе не очень сложные, но, вот, чтобы они сложились в голове в целостную картинку, да ещё и так, чтобы видеть через неё путь к победе – вот это на самом деле тяжело). Лучшей настолкой для опытных могла бы стать Cuba Libre, но до неё банально не дошли руки. Так, разок мы попробовали, оказались погребены под горой правил и свернули игрушку до лучших времён. Можно было бы назвать ещё одну игру, но я обещал Михаилу Акулову никому о ней не рассказывать (даже с учётом того, что сейчас уже, по сути, можно), да и высидеть до конца единственной партии, признаюсь, не смог.

А посему вариант один. В этом году появился новый «Генерал», про Первую мировую войну, с доработанными и усложнёнными механиками. В отличие от варианта про Вторую мировую, в Quartermaster General: 1914 усадить случайного человека значительно сложнее, но игра при этом смогла сохранить достаточную глубину и разнообразие, чтобы привлекать к себе внимание снова и снова. И мы бы играли в 1914 чаще, если бы не любили так сильно именно Вторую мировую.

С лучшей игрой года небольшой вопрос. Раньше я никогда ещё не называл лучшей одну и ту же настолку два года подряд. Но что поделаешь, раньше такого никогда и не было, чтобы за год мы раскладывали одну и ту же игрушку десятки раз, а год спустя продолжали бы играть в неё столь же часто. Что тут скрывать, на первом месте на сегодняшний день для меня по-прежнему стоит Quartermaster General, та самая игра про Вторую мировую войну, с которой я практически случайно познакомился на «Игроконе-2015», и на которую вот уже больше ста недель подряд у нас регулярно набираются желающие.

Некоторые не воспринимают «Генерала» из-за требовательности к компании. Ведь тут нужны 6 человек или хотя бы 5. Ну, в крайнем случае, можно играть вчетвером. А у нас необходимое количество собирается запросто. Бывает и так, что кому-то даже не достаётся места за столом, поточу что играть приходят и 7, и 8, и 9 человек! Вот такая вот это игрушка! Неимоверно классная! И, подозреваю, в следующем году в «Игре года – 2018» мы про неё ещё услышим!

* * *

Список победителей предыдущих лет:

Игра года – 2016

Игра года – 2015

Игра года – 2014

Игра года – 2013

Игра года – 2012

Игра года – 2011

Игра года – 2010

Игра года – 2009

Игра года – 2008

Игра года – 2007

21 комментарий

  1. ivan111

    Red7 взял на заметку

  2. sputnik1818

    Неожиданно!

  3. pilot63

    Ну, с лучшим допом в следующем году уже всё ясно ). Ждём также Генералы: Джуниор (как вариант, Май фёрст статус %)) и получение автором игры российского гражданства – зря что ли две номинации пустуют )).

  4. wil_low

    а где номинация «Лучшая соло-игра»? 😉

  5. sputnik1818

    @wil_low Так в Генералах же нет соло-режима? Или есть?

  6. wil_low

    нету, если не хочешь играть за все страны

  7. berezovskii

    @pilot63
    :)))))))))))))

  8. Red_front

    Я просто в шоке, что Генералы выиграли не во всех номинациях.

  9. Kariotip

    @Red_front
    В следующем году обязательно выиграют! 🙂

  10. Серега

    И снова Генералы! Как не зайдешь в «Народный отчет» обязательно Генералы! Какая неожиданность — теперь еще и игра года… куда уж там: Покорению Марса, Сквозь Века, Серпу и прочим, ведь есть новинка ( правда 2014 года) лучшая гениальная неповторимая уникальная шикарная игра современности-тысячелетия Генералы! Только гений мог придумать этот венец творения настольных игр!

  11. TroffMaster

    И снова Хейтеры! Как не зайдешь в «Народный отчет» обязательно Хейтеры! Какая неожиданность — теперь еще и в игре года… куда уж там: любителям, поклонникам, неравнодушным и прочим, ведь есть _они_ (с 2014 года) умные самые разбирающиеся играющие читающие во-всем-прекрасно-разбирающиеся игр-рейтинг-составляющие современности-тысячелетия Хейтеры! Только гений может прийти в чужой личный блог и давать свои рекомендации по рейтингу настольных игр!

  12. Red_front

    Эх, Юра, Юра… Всё за тебя надо делать…

    Итак, справедливое распределение призов в номинациях, где первоначально отчего-то не победили Генералы:
    «Лучшая семейная игра». Само собой, Генералы. В них можно играть всей семьёй, подключая даже старшее поколение.
    «Лучшая игра для двоих игроков». Разумеется, Генералы. Ибо, противостоят две стороны, то есть, игроков де-факто два.
    «Лучшая детская игра». Естественно, Генералы. Мы же собрали за ней всю семью, не забыли?
    «Лучшая карточная игра». В Генералах используются карты, так что, победитель очевиден.
    «Лучший филлер». Генералы. Ведь так здорово заполнять Генералами паузу между играми в Генералы!
    «Лучшая отечественная игра». Локализация Генералов, разумеется!
    «Лучшее дополнение». Да любое дополнение к Генералам!
    «Самая инновационная игра». Генералы. Холодная война.
    «Разочарование года». Первая недопиленная версия Генералов про холодную войну. Но потом они исправились!
    «Сюрприз года». Генералы! Сколько не играешь — в игре постоянно что-то новое открывается.

  13. tolya21

    Блокус шикарен. Уже почти 2 года играю в неё с друзьями-ненастольщиками. Всем нравится. Даже тому, который так и не смог освоить Ticket to ride:) Хотя со временем, конечно, немного приедается, как и любая игра. Минус у ней один: у первого игрока намного больше шансов выиграть, чем у ходящего четвертым.
    Собираемся вшестером, плохо, когда кому-то приходится ждать своей очереди поиграть. Поэтому купил недавно Гембло. Правила другие, но игра — такой же простенький абстракт. Для больших компаний, самое то (до 6-ти человек). Рекомендую попробовать! Минус у игры такой же. А в плюсах то, что она хорошо масштабируется на любое количество игроков. В Блокус же можно играть или вдвоем или вчетвером.

  14. tolya21

    @Red_front
    Красавчик!:) Надеюсь, Юра возьмёт на заметку и исправится в следующем году:)

  15. Spotty

    Учитывая то, что наклейку «игра года» печатают на коробке, Юра уже 2 года подряд кидает издателей — им нечего печатать. А ведь так хотелось на новую игру, свеженькую наклейку.

  16. Red_front

    tolya21 :
    Собираемся вшестером, плохо, когда кому-то приходится ждать своей очереди поиграть.

    Решение очевидное — Генералы! И никому не придётся ждать! )))

  17. Roma

    @Red_front +1 ГГГ !

  18. SkAZi

    Смех смехом, но из запоминающегося в этом году были только T.I.M.E. Stories и, да-да, Генералы. Серп, Покорение Марса, Blood Rage, это всё тоже было, в нашей игровой компании кому-то зашло, кому-то нет. Но так, чтобы абсолютно все участники, вне зависимости от пола и игровых предпочтений, встали из-за стола со словами: «Это было круто, когда играем ещё раз?»,— только эти две. В прошлом такой была Пандемия: Наследие.

    PS. Генералы: Junior — крутая тема! Я бы взял. Stone Age: Junior у дочки идёт на ура, взял TtR: Junior, ещё не играли, но «Генералы: Единороги против Фей» или «Генералы: Снежный бой в Солнечном городе» взял бы не глядя. =))

  19. Денис II

    оказались погребены под горой правил

    Да, Юра, не быть тебе варгейером. 🙂

  20. Игорь

    А где 2018,2019 года ? Сайт умирает ?

  21. Денис

    @Игорь
    http://boardgamer.ru/igra-goda-2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑