Есть у меня маленькая стратегическая игрушка Maneouvre. Формально она посвящена сражениям армий времён наполеоновских войн, но по факту это такая небольшая тактика на поле 8х8 клеток с 8 фигурами с каждой стороны. Звучит как будто это вариация на тему шахмат, но тут есть ещё карточки и кубики, так что шахматами не особо-то и пахнет. Мне "Манёрв" нравится, хотя играем мы в него не часто.
К чему я это? Тут Зордок у себя на сайте нахваливает игрушку Duke, которая мне по описанию напомнила "Манёрв". Тоже квадратное поле, тоже фигуры, только кроме фигур ничего больше и нет. И игрушка, вроде бы, очень хорошая.
Ну вот, добрался я до Дюка. Точнее, до обзора по нему. 16 партий записаны на BGG, но на самом деле их было больше, в последнее время грешу с отметками о жизнедеятельности. Всему виной ужасный редизайн на BGG, к которому я так и не привык за пол года. Даже подумываю перенести ведение коллекции на Тесеру. Но ладно с этим.
Заголовок видите? Чего греха таить — игра имеет сейчас 10 баллов в личном зачёте. Это одна из лучших игр, в которые я когда-либо играл. И совершенно точно лучшая игра для двух игроков.
Дюк поставляется в увесистой коробке. Внутри вчетверо сложенное поле и два (как хочется сказать «парчовых», но я понятия не имею, что это, а мешки в этой игре, увы, хлопчатые, без выпендрёжа) мешка, туго набитых деревянными квадратными дощечками, с обоих сторон которых выжжены некоторые символы.
Коробка плотная, претензий нет. Но формат довольно необычный, особенно для игр на двоих.
Я испытываю особую любовь к абстрактным играм, притом почему-то не перевариваю проект GIPF. Он мне кажется снобским. Оформление нарочито строгое, коробки скучные, каждая игра имеет свои хитрости и стратегии, но в целом относится к разряду «игр на опыт», как Го, Ричи и другие старинные развлечения.
Кастомные фишки для изобретений (в комплекте с наклейками)
Что такое «игры на опыт»? Ведь опытный игрок в Агриколу уделает новичка, аналогично и в Сумерки Империи. Да нет, хорошие игры все учитывают опыт, но в том числе и интеллект.
В игре на опыт дурак, наигравший сотню партий, сделает вундеркинда, который пробует впервые. Не люблю такие игры, интересно соревнование в интеллекте, а не в задротстве. Для последнего играйте в Доту и прочий онлайн, там много «опытных ветеранов» прожигания свободного времени.
В Дюке опыт важен, но он даёт лишь определённый перевес. Ведь Дюк в целом — тактическая игра.
О да, ощущения тут как у шахмат. И если вы любите (любили) эту замечательную игру, и не сноб, то вы полюбите Дюка. Тут оно самое — кто куда бьёт, куда ходить нельзя, шах королю (дюку) и загоны в угол.
Основных отличий несколько, и они все идут на пользу. То есть да, Дюк — современные шахматы. Причём, я бы сказал, это современный вариант Сёги, японских шахмат, где фигуры ровно как и в Дюке представлены плоскими дощечками с символами.
Итак, бонусы и отличия от шахмат (а это исключительно плюсы):
Шах белому игроку, но не мат.
— На старте у игроков всего две местные «пешки» и фигурка Ддюка, который тут что-то типа короля.
— Каждая фигура имеет две стороны, и флипается после своего хода между ними. И эти стороны, что важно, содержат правило хода фигуры, которое — внимание! — почти всегда отличается у этих сторон.
— Новые фигуры выходят из мешка случайно. То есть игра имеет недетерменированные элементы.
— Сам Дюк что-то вроде ладьи, то есть вполне себе мощная атакующая фигура.
И игра идёт примерно как эндшпиль в шахматах, дюки гоняют друг друга по минному полю, пытаясь поставить «мат». И это круто, так как поле маленькое, фигур всегда с гулькин нос, а накал страстей, ох уж этот накал страстей.
Фигуры все как на подбор — маги, колдуны, ведьмы, рыцари, лучники, арбалетчики. И они не просто повторяют классические шахматы, это интересные фигуры, которые имеют ряд движений в радиусе двух квадратов вокруг себя. Каких-то «летучих отрядов» вроде ферзя или слона тут почти нет: в основном, хитрые варианты коня или та же классика, но ограниченная небольшим упомянутым радиусом.
Игра медленно взбирается на настольный Олимп, т.к. никакими крейсерами, вселенными Вахи, престолами, кубиками и миньками тут не пахнет. Да, это абстракт. Да, он довольно дорого стоит для игры на двух человек. И к нему какая-то туча дорогих (совершенно ненужных) дополнений, а так же недавно вышедшая реинкарнация под названием Jarl. Но он имеет очень высокую среднюю оценку. Это дорогого стоит.
Но что я могу сказать про допы и Ярла. В самом базовом наборе есть два доп-тайла, плюс вариант с местностью, плюс фишка дракона. Плюс около пяти вариантов игры — capture-the-flag, вариант классической забавы «заяц и волки» с фишками игры и несколько сценариев. Всё это шлак. Как допы. Как и Ярл, где поломали изумительно отточенную механику, сделав ключевую фишку слишком мощной для умного захвата.
В Дюке вы часто сидите и пялитесь в доску. Причём оба. Вы оба знаете следующие два-три хода при любом ходе соперника. Или думаете, что видите их. Когда гамбит соткан, руки взлетели и опустились на свои места, а захваченные дощечки стукнули рёбрами о зоны сброса на столе, над полем снова тишина.10 баллов. Или нет?
Поле ведь 6 на 6 клеток,
и не Манерв, а МанеВР!
Юра, похоже, был рассеян
Ну и дали бы сразу ссылку на офиц. сайт, где эта «довольно дорогая» игра раздается в формате PnP: http://www.catalystgamelabs.com/casual-games/the-duke/ (внизу странице есть ссылка на pdf)
Манёвры мне не понравились, хотя в своё время были в вишлисте. Тут, как написал выше, скорее шахматы с ограниченным числом более разнообразных фигур. Пнп смысла особого нет, разве что попробовать, потому что ощущение деревяшек в руке — это и есть настолка Duke.
Так и не понятно, почему уважаемый Zordok, убеждает что игра не «на опыт», хотя вся статья как раз говорит об обратном. И сравнение с шахматами не в пользу сего довода — в шахматы новичку опытного игрока сложно обыграть.
А что Maneouvre не зашла-то? Вроде интересная, да ещё и с разными армиями (можно балансить, себе брать если что послабее). Разве что противника не так-то просто найти.
А чего просто не играть в Сёги?)