В мире постоянно публикуются обзоры новых настольных игр, а на портале BGG ежегодно обобщают их результаты, выявляя самые лучшие игры. Тов. Pard анализирует, насколько верными в итоге оказываются оценки, которые даются обозреваемым играм.
Ежегодно публикуется несколько тысяч новых настольных игр. Сделать обзоры по всем подобным играм немыслимо, и в фокусе внимания обозревателей оказывается в лучшем случае сотня новинок. Что это будут за игры, в первую очередь зависит от издателей: обзоры получат только те игры, для которых ими заманчиво описан процесс игры и сделаны восхитительные картинки, а бесплатные образцы игр предусмотрительно разосланы всем тем, кому надо. Каков при этом будет обзор – восхищённо-положительный или гневно-отрицательный – не имеет значения. Настольные игры – обычный товар, на продажи которого положительно действует золотое правило «хороша любая реклама, кроме некролога». Даже если в обзоре игра разносится в пух и прах, обязательно найдутся те, кто захочет это опровергнуть или проверить лично. Негативные оценки в какой-то степени даже более эффективны для рекламы – дополнительные споры вокруг мнения автора обзора лишь увеличат шумиху, создаваемую вокруг игры. А тысячи других игр, многие из которых отнюдь не хуже обозреваемых, останутся вне поля зрения потенциальных покупателей и с невысокими продажами. Хорошо, если найдутся энтузиасты, которые со временем обратят внимание других игроков на эти незамеченные жемчужины, но скорее всего эти игры так и останутся в тени.
Я посмотрел на суммарные результаты оценок разных обозревателей за 5 последних лет и в качестве примера указываю на те случаи, когда их мнение со временем подтвердилось реальной популярностью игр, а также, когда обозреватели недооценили, а порой и вовсе не заметили не просто хорошие, а лучшие игры! Возможно, только эти игры и будут помнить через 10 лет! Ведь что такое обзор? Это – личное мнение одного человека. Оно зависит от массы факторов, зачастую совершенно не связанных с реальным качеством игры: наличие бесплатного экземпляра игры от издателя, фамилия автора на коробке, шумиха вокруг игры, игровая компания и даже текущее настроение автора. Конечно, это мнение не может быть объективным, поскольку у каждого игрока свой личный вкус на всё. Даже в своей игровой компании вы знаете, что в одни игры интересно играть с одними игроками, а в другие – с другими, а сами вы предпочитаете третьи. Кроме того, обозреватели ещё и поглядывают друг на друга. Если все дружно пишут об игре, как не написать о ней тоже?
Но есть иной метод оценки игр. Мы покупаем их для того, чтобы играть в них, а не для того, чтобы гордиться перед друзьями: вот эту игру все вокруг хвалят! Сколько раз вы слышали фразу «Эта игра очень хорошая (и я поставил ей высокий рейтинг), но сейчас в неё играть не хочется»? Игрокам навязывают мнение о том, что вот эти игры хорошие. Правда об истинной ценности игры для каждого игрока открывается лишь в тот момент, когда он раскладывает её на игровом столе, положительно решив гамлетовский вопрос: «Играть или не играть?» Если игрок играет в игру, значит она для него хорошая, что бы там ни говорили про неё обозреватели или рейтинги. Да, в год публикации игры, а также весь следующий год, когда она будет в широкой продаже, в игру играют все. Гораздо важнее – будут ли в игру играть в последующие годы или она будет пылиться на полках игроков? Поэтому число игроков, которые на BGG отметили, что играли в игру, я считаю наиболее точным показательным интересности игры. На рисунках для каждой игры отмечены итоговое место, которые ей суммарно дали обозреватели, график изменения числа игроков по годам (обратите внимание не только на форму, но и на числа) и итоговое место игры в списке самых популярных игр в 2018-м году. Палец вверх показывает правоту обозревателей, палец вниз означает, что они ошиблись.
Интересно: с «Роскошью» эксперты угадали, а с Azul и Sagrada — нет.
Спасибо за статью! В действительно, когда читаешь/смотришь огромное количество обзоров и пробуешь множество игр, начинаешь понимать, что большинство этих прекрасных и популярных игр тебе то и ненужны вовсе. Тут либо ты покупаешь кучу игр и играешь в них по 2-3 раза, либо покупаешь те 5-10 игр, в которые ты будешь играть постоянно. Игры ради игр или ради коллекции? — вот наверное основная проблема современного настольного мира:)
@Satrafox
В чем проблема? Каждый для себя решает просто. Большинство игроков относятся к части своих игр, как к коллекционным экземплярам, а часть постоянно оказывается на столе.
По статистике, в среднем из каждых 6 игр, имеющихся в коллекции, 1 игра играется постоянно, а 5 — лежат на полке.
@Мишаня Питерский
Я о том же:) Вы правы,большинство покупок — это коллекционирование, а играть все равно будешь в несколько экземпляров.