Третий день Игросферы стал продолжением второго. После вечеринки настольщиков, организованной Миром Хобби, расходиться не хотелось, и как-то незаметно все засиделись до пяти утра. Причём, когда мы ушли спать, самые стойкие ещё продолжали тусить. Поспали мы всего пять с половиной часов, но этого оказалось достаточно, чтобы проспать почти половину программы. К моменту, когда мы прибыли в дворец искусств, жюри уже посмотрело пять проектов:
— Бароны (И.Миргородский);
— Знаки (IGames);
— Пираты (IGames);
— Выборы (С.Голубкин);
— Судный день (С.Голубкин).
Я успел краем глаза увидеть два цифровых проекта от Сергея Голубкина. Первый — что-то абстрактное, поле в клеточку с фишками. Вторая — компьютерная адаптация Santiago de Cuba, очень красивая. Настольных же проектов было всего два, оба от автора А.Б.Цуркан, который присутствовал на Игросфере в прошлом году с Эпохой стали, красиво отрисованной но недостаточно проработанной вариацией Берсерка.
Земля без короля
Большое гексагональное поле с замками, деревнями и различными типами местностей. По нему ходят генералы, таскающие с собой армии. Армии состоят из трёх типов войск: пехоты, стрелков и кавалерии, убивающих друг друга по принципу «камень, ножницы, бумага». Войска покупаются за деньги и требуют зарплаты каждый ход. Когда два генерала встречаются, игра переносится на специальную тактическую карту, где отыгрывается сражение армий. Здесь каждая боевая единица представлена отдельной фишкой, они перемещаются по полю и атакуют друг друга.
В общем, ребята сделали настольный вариант Heroes of Might & Magic, рассчитанный аж на 8 человек максимум. Интересность только сомнительна, да и даунтайм закаливает, своего хода до получаса ожидать можно. Единственная оригинальная мысль — это боевая система. У отряды тут нет жизней, нет атаки. Чтобы убить чужую боевую единицу нужно просто подвести к ней две своих. Подошёл двумя своими фишками к одной вражеской, и она снимается с поля.
Проект сырой, неоригинальный. Но теоретически у него есть будущее. На его основе можно попробовать сделать две разные игры. Глобальную стратегию на большой карте и отдельную настолку про тактические сражения. Смешивать же их категорически противопоказано, потому что пока два игрока будут сражаться на тактической карте, остальные просто уснут в ожидании своего хода.
Дерби
Игра про автомобильные гонки на выживание. По полю, расчерченному на клетки, катаются автомобили. Оно могут таранить друг друга, толкаться, выбивать противника с трассы и т.п. Цель игры — проехать первым три круга или остаться единственным выжившим.
Задумка игры прикольная, она живо напомнила мне компьютерную Destruction Derby. Но реализация страдает ужасно. Беда в том, что машины перемещаются строго по принципу «кинь-двинь», и в таких условиях решений никаких принимать не надо. Ну, практически не надо, так как на самом деле ты можешь либо просто ехать вперёд, либо толкнуть противника и нанести ему урон (кажется именно так и стоит поступать всегда). В результате игра как таковая отсутствует. Действия игроков запрограммированы — мы кидаем кубик а потом тараним того, до кого можем доехать. Механику перемещения однозначно нужно менять, иначе настольной игры из этого не выйдет.
После демонстрации прототипов жюри уединилось для определения победителей. Награды должны были быть выданы в четырёх номинациях: лучшее оформление, самая инновационная механика, лучшая детская игра и лучшая игра выставки. По традиции, обсуждения были достаточно бурными, но в итоге мы пришли к общему, единому мнению. Правда, мне пришлось для этого устроить экспресс-знакомство с Пиратами и присмотреться к Знакам. В некоторых номинациях мы определили единоличных победителей, в некоторых — выделили лауреатов и номинантов. Плюс в ходе обсуждения номинация «лучшая детская игра» в связи с полным отсутствием достойных кандидатов преобразовалась в «лучшую семейную игру».
Обсуждение кандидатов на награды закончилось за 15 минут до церемонии закрытия выставки. За это время я успел купить у уезжающего Игнация Тржевика одну из последних коробочек Zombiaki, которую мне заказали самарские настольщики, сбегать в обменник закупать ещё гривен, приобрести ещё один заказ — Центральный рынок от Brain Games, и глянуть на игру Полигон, на которую мы опоздали в первый день.
В начале четвёртого собрались на церемонию награждения и закрытия выставки. В отличие от прошлого года она проходила в подвальное помещении. Схема была примерно такой же: зрительский зал и небольшой столик для жюри. Там и были объявлены результаты:
Лучшее оформление — Знаки от IGames, (номинанты: Звёздные миры, Символ боя);
Самая инновационная механика — Порталы от «Трёхгранника» (номинанты: Quattro, Гекаел);
Лучшая семейная игра — Голливуд от Николая Пегасова;
Лучшая игра выставки — Пираты от IGames.
Победители получают дипломы, а также «кубки» — тарелки с символом выставки. Отдельно жюри отмечает четыре проекта, которые обладают потенциалом, но оценить их полностью в рамках получасового регламента просто не получилось: Сухой закон (Трёхгранник), Хозяин парка (Андрей Колупаев), Кобольды (Андрей Колупаев) и Munivers de Paris (Павел Медведев). Приз симпатий жюри получает пати-игра Находка для шпиона Александра Ушана.
Следом идут выступления издателей. Слово берут Николай Пегасов (Мир Хобби), Дмитрий Павлов (Звезда), Иван Туловский (Правильные игры), Сергей Абдульманов (Мосигра). Выступают представители издателей, приехавших впервые, это Brain Games (Латвия) и Hobby Games (Украина). Все говорят тёплые слова и каждый подчёркивает — Игрсофера — это крупное, успешное и классное событие, полностью оправдывающее все ожидания. Затем слово берут Олег Сидоренко и Александр Невский и Игросфера официально объявляется закрытой.
P.S. Это, фактически, сокращённое описание событий. Как только вернусь домой, сделаю нормальные публикации о каждом из трёх дней выставки, о всех конкурсных разработках, об издателях-участниках и обо всей выставке в целом. С хорошими, качественными фотографиями.
Хотелось бы почитать про издательство игр за свой счёт и способы реализации в дальнейшем. Чем больше цифр тем лучше. Например в варгеймы никто не верит(и не без основательно, глядя на фотку с шахматами и гексами) , но я верю и готов рискнуть своими деньгами, денег коплю, готов взять кредит на тираж(не под квартиру :)). Допустим отпечатал я что дальше? Что нужно сделать что бы оказаться в магазинах, какой процент накидывает магазин? Какое количество коробок для одной точки (максимальное-минимальное). Я читал что могут взять в интернет магазин и если будет продаваться в инет магазине, но меня такое не устраивает хотя бы потому что одна доставка по москве +250р не говоря о других городах и если игра достаточно бюджетная, например рублей 600 то кто её закажет? Может мне самому их заказывать что бы вызвать видимый спрос и попасть на полки? Было бы интересное почитать такое или послушать в виде доклада. Прошлые видео доклады были очень интересны хотя и не однозначные.
Николай в трениках был просто бесподобен…
@DedoK
http://www.forum.ohobby.ru/index.php?topic=2716.0
http://tesera.ru/article/Chuzhie_grabli/
Статьи 2011 года, но думаю, что поменялись только цены.
@Алексей
спасибо, но больше всего интересен процент в случае если игра напечатана, знаю что просто авторы получают 5 процентов, сколько получат люди если не только придумали но и за свои деньги нарисовали и отпечатали, а такой информации я не нашёл.
@DedoK
Напишу, что слышал. А там может знающие люди набегут и поправят, если что не так. Во-первых, после напечатанной игры надо получить сертификат Росстандарта, что материалы, шрифты и т.п. не вредны для указанной на коробке возрастной категории. Без него игра может продаваться только через интернет-магазины. Ну а во-вторых, можно уже сдавать игру в магазины. Была когда-то статья от МИ на хабрахабре об их политике в отношении сторонних издателей. Дескать, мы всегда рады и место на полке предоставим. Вот там и звучала цифра, что магазин настолок берет настолку за 50% от РРЦ. Можно еще попробовать пристроить в сети магазинов детских товаров. Может там процент и больше будет, но зато меньше экземпляров будут брать.
@DedoK
Если есть конкретные вопросы, пишите в личку на Тесере, расскажу на примере Карманных сражений.
@vladdrak
про Росстандарт интересно, не знал. про 50 процентов, всё таки у нас конкретный феодализм, только не по площади земли , а по торговым площадям, их владельцы ничего не делая, тратясь только на коммунальные, получают 50 процентов, интересно как с этим процентом за рубежом?
@Michael
спасибо большое.
Интересно, а есть ли вообще примеры(особенно в России) когда разработчик сам придумал, сам издал, да еще и сумел заработать на своей игре. Не просто хотя бы вернуть затраченное, или просто потерять деньги, а действительно получить прибыль? Ну и стал известным, а не просто очередным из тысяч таких же.
в здоровом обществе больше всех получает кто придумал, следующий кто сделал и только потом тот кто довёз до потребителя, потому что придумать новое очень сложно, производство тоже требует умственных усилий, а довезти и разложить на полках можно научить даже обезьяну.
@Krot
не думаю, в нашей стране если рассматривать настолки то не придуманная игра зарождает цепочку автор-завод-магазин, а наоборот, магазин(если нечего продавать или появился хороший знакомый который придумал игру)-завод
Вы, похоже, не предпринимательствовали в России. Так попробуйте, это очень увлекательно.
Честно сказать, я бы сильно подумал вкладывать свои деньги в столь рискованное предприятие, а если бы это были мои последние сбережения, то думать бы уже не пришлось.
Насчет ничего не делания, вы сильно заблуждаетесь. По сути магазин вам предоставляет торговую площадку, а чаще всего это сеть торговых площадей, а также людей, которые будут продавать ваш продукт. За торговую площадку и людям платит магазин. А теперь попробуйте с нуля создать свою торговую сеть, или снимите торговую площадь, наймите продавца, который сможет уболтать клиента купить ваш продукт, или стойте семь дней в неделю у прилавка сами.
Просто идея редко чего-то стоит, так что не обольщайтесь. Не в России авторы получают такие же роялти, как и у нас. Я правда не сравню цифр, так как не знаю, но сомневаюсь, что они сильно больше. Зарубежом продажи просто лучше.
Идея с готовым прототипом, бизнес-идеей или планом будет стоить больше. С этим вы уже можете попытаться привлечь людей с деньгами. А вот хорошая реализация хорошей идеи стоит дороже всего.
По-моему, я настолько очевидную вещь написал, что сам себе удивляюсь.
Писали про авторов-миллионников, где то была статья, но они на одной руке умещаются. Помню, что автор Колонизаторов, он же издатель смог очень хорошо заработать на своей игре. Остальных не помню.
Тут надо либо много успешных игр придумать и получать процент, либо придумать хороший продукт и самом издавать, превратить это в бренд, и продавать всё, что с ним связано.
@Алексей
о чём ты мне говоришь? у моей тёщи точка с продуктами, наценка 10-15 процентов от оптовой. Я понимаю что игры не продукты, ну я понимаю наценку 20, ну 30, но блин! получается что если от продажи 50 процентов забирает магазин, то накрутка на настолку 100 процентов, это ни в какие ворота не лезет.
может я не правильно что то понял?
@DedoK
50 % это вроде цепочка оптовик-розница. С прожуктами можете несравнивать там совершенное иные правила и ценообразование. Продукты предмет первой необходимости у человека может нехватать денег на что угодно но на продукты он найдет.
Оборот у магазинов настолок небольшой отсюда высокая наценка, маленькая наценка возможна только при больших оборотах. Обычно при небольшом обороте наценка менее 35% тупо нерентабельна налоги аренда зарплата продавцам. Плюс зарплата буху даже приходящему это стабильная статья расходов.
@DedoK, предполагаю, потому что продукты продать проще, чем настольную игру.
Насчет наценки 10-15%, это как-то совсем мало для России. Не знаю масштабов продаж, поэтому наугад. Чтобы заработать хотя бы тысяч 100 чистой прибыли, нужно при посещаемости 100 человек в сутки со средней корзиной 500 рублей закупить товара примерно на 1,2 млн рублей и продать его. И это я по-моему, очень оптимистично написал, не посчитав налоги.
В блоге Мосигры есть статья на тему того, как складывается розничная цена на игры http://habrahabr.ru/company/mosigra/blog/169875/
@DedoK, 15% мало хотя бы потому, что с одной зарплаты налогов накапливается 40%.
@Алексей
теперь моя очередь написать «Вы, похоже, не предпринимательствовали в России» дело в обьёмах продаж одним продавцом.
@DedoK, какой объем должен продать один продавец?
продавец оформлен на пол ставки, естественно пашет весь день целеком он обходится нам 12000р /30=400р в день, если он продал товара на 4000р то мы вышли в ноль если не учесть налоги на ИП 6 процентов.
4000р это всего лиж четыре человека которые решили плотно пожрать и выпить.
Во первых 12000/20, а не /30. Во вторых с ЗП продавца отчислается процент в пенсионный фонд и т.д. В третьих кроме продавца есть еще аренда и другие расходы.
@BaBuin
20? не смешите меня, это бизнес по русски что ли в выходные не работать? с таким подходом не удивительно что кавказцы отхапали всю мелкую торговлю. Мля пол ставки от минимальной з п это примерно 2500р отчисления примерно одна треть, тем более что я написал что продавец нам обходится целиком в 12 000, это значит что 12 000 он не получает. Аренды представь себе нет, но да есть другие расходы, но они менее 6 процентов.
Вспомнилось вот что…
одни раз приехал к товарищу и говорю давай откроем инет клуб, а он мне начал считать смету и показывает что по законодательству на каждый комп положено чуть ли не по одному унитазу, я говорю не может быть, он говорит вот такой закон, я говорю ну давай спустимся в местный клуб глянем, естественно мы туалета не обнаружили.
Кстати про аренду, была история, знакомый держал точку на рынке и платил аренду, оказалось что его сосед платит гораздо меньше на прямую администрации рынка без чеков.
Резервы нужно искать что бы быть конкурентно способным, а не тупо ломить увеличение цены. Это делают не только мелкие магазинчики, например в нашем городе есть сеть крупных магазинов, моя знакомая работает там не хилым экономистом и з п у неё соответствующая, но тоже оформлена на пол ставки по минималке. В пенсии никто не верит, все хотят здесь и сейчас, строить за свой счёт олимпиаду, содержать ментовской и судебный беспредел никому не нужно, поэтому все спят спокойно в отличии от мужика из социальной рекламы.
@DedoK, а теперь посчитайте так. Налоги и другие расходы не учитываем, и то, что в магазине обычно работают не только продавцы. У вас два продавца с зарплатой по 12000 рублей в месяц, которые работают посменно по 15 дней в месяц. По вашей формуле каждый должен продавать на 8000 рублей в месяц, чтобы выходить в ноль. Но на деле один усердно продает на 10000 рублей в день, а другой только на 6000 рублей. Стало быть по вашей логике предприятие не выходит в ноль? А если посчитать их сумму, то как раз тот самый ноль. То есть считаем, как я написал выше общий объем продаж. А то, что посчитали вы объем продаж одного продавца, так это эффективность его работы.
При уровне зарплаты 12000 рублей в месяц у продавца, делаю вывод о среднем уровне зарплаты в городе, и почему-то мне кажется, что 1000 рублей на человек это много. Это, конечно, всё условности, но всё ж обратил на это внимание. Не занимался оффлайн продажами и продажами продуктов, дальше спорить не буду, какая там корзина и сколько человек проходит в день.
@DedoK, про оплату аренды без чеков, вы предлагаете банально работать в серую :). Это может плохо сказаться. К примеру, сменился директор рынка, а новый заявил, что продавец не оплачивал аренду уже n-е время. Может, конечно, ничего и не быть.
Аналогично с интернет-клубом. Будет проверка, придется давать взятки.
@Алексей
представь себе у нас один продавец, и работает он месяц, нет он не прикован к батареи и если ему нужно отлучиться на пол дня(что бывает крайне редко) его меняем сами, мы прекрасно знаем когда бывают проверки.
Далее цены на продукты в регионах выше чем в московских Ашанах, люди так же тратятся на еду, просто не летают в отпуск в Париж, на еде не сэкономишь если у тебя семья или банкет. Второе, в городе живут разные люди и если один человек получает 10 000р это не значит что другие не работают в Газпроме.
Дневной оборот в среднем у нас 12 000 — 17 000, так что не переживайте. Тем более что 10 процентов накидки это я посчитал по минимуму. Есть товары и по 15 процентов. Больше накидку ставить просто опасно потому что если появятся конкуренты по соседству вообще в минус придётся торговать, такой случай был.
Ребята я вас не понимаю, вы то ли магазин не держали то ли в регионах не жили. Поэтому вам удивительно.
@Алексей
Кстати вы правы, взятки обходятся зачастую дешевле, вы знаете сколько стоит протянуть канализацию в угоду закону? Те кто берёт понимают что если сильно лютовать то точка закроется и тянуть будет нечего, это реальность какая бы она мерзкая не была.
Могу сказать несколько слов по теме.
Думаю, один из самых высокооплачиваемых авторов в России — это Дмитрий Кнорре, придумавший «Эволюцию».
А человек, который придумал свою игру, издал и теперь хорошо известен — это Сергей Мачин. А начинал он с СКИ «Война».
На Европейском рынке все еще жестче по скидам, чем в России.
Розничные магазины там стандартно получают скидку 50% от РРЦ.
А национальные дистрибуторы 65% от РРЦ.
Так что не обольщайтесь.
При этом интернет-магазины часто устраивают демпинг и сильно просаживают РРЦ. Иначе Вы бы не могли так дешево заказывать игры из Америки.
Авторы обычно получают 5-7% от продажной цены издательства, которая составляет 40% от РРЦ (при скидке в 60%). И авторов в Европе много. У издателя всегда стоит выбор что покупать.
Игру нового российского автора или уже раскрученного западного.
Самая сложная связка это придумать-издать-продавать.
И делать это стабильно.
На Западе это ценится точно также как и в России.
Новых идей на Западе в разы больше, чем в России.
На Эссене Вы можете помотреть у специализированных агентств целые подборки каталогов с невыпущенными идеями.
@Rightgamer
спасибо за конструктив, очень полезно.
@DedoK http://tesera.ru/article/214554
ну это я давно читал, мне цифры нужны были )