Игросфера-2013. Послесловие. Часть вторая


Смайлик, я, Вадим

Вторая часть репортажа с Игросферы посвящена программе выставки, её посетителям, продемонстрированным новинкам и неофициально озвученным новостям, а также особенностям работы жюри. 

Программа выставки

Помимо конкурса разработчиков, программа Игросферы-2013 была наполнена и прочими мероприятиями. В первую очередь – турнирами по настолкам. Ещё до Игросферы были анонсированы турниры по Цуро, Камисадо, Локалке, Королевствам, Манчкину и этап мирового чемпионата по Каркассону.

За время проведения выставки ни один из турниров мне на глаза не попался. Насколько я знаю, по Королевствам соревнования не проводились, на Манчкина собралось не очень много желающих. Успешнее всего в турнирном зачёте выступила Локалка. По ней прошли аж три турнира, в первом участвовали 16 человек, во втором – 24, в третьем – 18.

Также на выставке прозвучал как минимум один доклад, связанный с настольными играми и маркетингом. Читал его Сергей Абдульманов из Мосигры. Посетить не смог, потому что доклад был запланирован как раз на короткий перерыв в работе жюри, который мы потратили на обед. Но ничего, стенограмма должна в интернете появиться!


Zerg Rush на входе на Игросферу

Персоны и посетители

Как и в прошлом году львиную долю посетителей Игросферы составили местные жители. Выставка проходила параллельно с различными детскими развлекательными мероприятиями, все три этажа Дворца искусств были заполнены стендами, рассчитанными на детей. Тут были и шахматный турнир, и какие-то игры на ловкость и даже странный блочный футбол.


Блочный футбол. Блоками надо ударять по мечу мячу

У посетителей был стимул побывать на всех точках выставки. Для этого, как и год назад, проводилась игра «Собери слонов». В некоторых секциях, в том числе и в зале Игросферы, желающим выдавали наклейки со слонами, которые можно было потом обменять на различные призы. Как следствие – некоторых товарищей просто достали дети, ежесекундно подбегающие к столу с криками «Слоны есть?».


— Слоны есть? А если найду?!!!

Игросфера-2013 также собрала множество представителей настольного сообщества, в первую очередь это сотрудники компаний-издателей. На выставке присутствовали практические все российские компании. Из известных мне личностей не было Максима ИстоминаДмитрия КибкалоКонстантина Комарова. В первый день во Львове даже был руководитель Игроведа Александр Пешков. Стенда компании в зале не было, видимо, Александр ещё только присматривается к выставке. Думаю, в следующем году мы увидем и отдельный стол Игроведа/Стиля Жизни.


Александр Пешков (Игровед)

Было очень приятно увидеть множество блоггеров, значительно больше, чем на Тишинке. С Миплом, куда приехал только я, контраст был, вообще, разительный. Во Львове побывали Константин Ласко (Настольные игры в Беларуси), Александр Тараненко (Настольные игры в Украине), Владимир Шлапак и Екатерина Бондарик (Настольные игры в Латвии), Анна Юшина (Не домино), Дмитрий Тэлэри (Арсенал настольных игр), Влад Попков (живой журнал sNOwBODY), Юрий Тапилин (boardgamer.ru), Николай Пегасов (pegasoff.livejournal.com). Жаль, Саши Булгакова не было. Мне кажется, Тесере свой человек на месте событий совсем не помешал бы.


Денис Лошанков, разработчик Рутении и Вия

Среди участников выставки было несколько разработчиков, имеющих в портфолио как минимум одну готовую игру. В первую очередь – Игнаций Тржевчеик. От России – Сергей Голубкин и ребята из ТрёхгранникаАнатолий Шкляров и Анатолий Пальцев. В роли начинающего разработчика выступал и Николай Пегасов, показывающий свои прототипы всем желающим.


Перспективный начинающий геймдизайнер Николай Пегасов

Не приехал в этом году Юрий Журавлёв, признанный «перспективным автором Игросферы-2012». Анонсировалось прибытие Адама Калужи, автора К2, но на выставку он не приехал.


Трёхгранник: Анатолий Шкляров и Алексей Пальцев

После возвращения с Игросферы в прошлом году я писал, что во Львове параллельно проходили две выставки. Одна – «подвальная» для членов жюри и разработчиков и вторая – «открытая» для всех желающих. В этом году выставок, по-моему, было куда больше. Два слоя были те же, что и раньше. Первый – выставка для жителей Львова, приходивших в Дворец искусств и приводивших туда своих детей. Эти люди увидели и, надеюсь, открыли для себя новый мир настольных игр. Второй слой – разработчики. Им, наверное, была не так важна сама выставка, как возможность показать свои наработки членам жюри. Третий слой – члены жюри, которые в этом году благодаря расположению в общем зале увидели чуть больше, чем просто стены, потолок и новые проекты. Четвёртый слой – блоггеры, для которых выставка – это возможность не только посмотреть на новые игры, но и лично пообщаться друг с другом и с представителями индустрии. Пятый слой – это издатели и продавцы, которые смотрели на всё происходящее из-за прилавка и, как мне кажется, оценивали мероприятие с точки зрения продаж и продвижения настольных игр. 

Новые игры

На выставке не было каких-то громких анонсов или презентаций, но пару новых игр увидеть удалось. Звезда показывала Quarriors!, которая лично для меня новой не была – увидеть локализованный экземпляр я успел ещё дома, и даже подготовил к публикации фотообзор компонентов. Мир Хобби привёз один экземпляр локализованного Знака Древних (Elder Sign) и русскую версию Сантьяго де Куба.

Правильные игры представили почти изданную игрушку Семейное древо. Поиграть в неё я не успел, но пощупал коробку и посмотрел на карты. Первое заочное впечатление – это какой-то мультиплеерный пасьянс, где нужно собирать игры по парам (мальчик + девочка).


Семейное древо, игровые карты

Помимо персонажей в игре есть ещё что-то вроде карт характеристик. У меня случайно зацепился взгляд за текст на одной из них: «Дал интервью как очевидец падения метеорита в Челябинске».


Тот самый метеорит

Чёрт возьми, здорово, когда в игре появляются события из реальной жизни, да ещё и с такой скоростью. Издано Семейное древо по словам Ивана Туловского будет совсем скоро.


Семейное древо, коробка

Свежие релизы были на стенде Мосигры и Бомбат Геймс и, у IGAMES лежали коробки с Низамом. Лично для меня новыми были три игры Бомбат Гейм и… всё. Никаких громких релизов к Игросфере приурочено не было.

Помимо официально изданных игр разработчики привезли несколько прототипов разной степени готовности. Например, Сергей Голубкин демонстрировал цифровую версию той же Сантьяго де Куба, отличающуюся очень красивой и качественной графикой. Денис Лошанков показывал далеко не финальный вариант Вия. Две перспективные разработки были на стенде Синдиката 13. Порядка шести прототипов можно было увидеть у Игнация Тржевичека, среди которых были проекты, планируемые на Эссен-2013.


Сергей Голубкин

Неофициальные новости

В разговоре с Иваном Туловским удалось по кусочкам накропать несколько новостей и слухов. Так, Правильные игры планируют в течение этого года выпустить ещё минимум пять проектов. Помимо уже упомянутого Семейного древа и двух игр от студии Трёхгранник (Шахты и Гонки жуков, о которых я рассказывал прошлым летом), свет увидят две новых версии Эволюции. Первая будет представлять собой упрощённую версию игры, рассчитанную на детскую аудиторию. Для этой игры будут переработаны как правила, так и оформление. На картах не будет текста, а в качестве иллюстраций будут использованы рисунки, как в неофициальном азиатском редизайне.


Иллюстрации к детской версии Эволюции будут выглядеть примерно так

Вторая будет тоже про эволюцию, но совсем в другом масштабе. Игрокам нужно будет оперировать целыми популяциями, а не отдельными животными. Вероятно это будет совершенно новая игра в сеттинге Эволюции.

От Дмитрия Павлова я услышал о готовящихся проектах от Звезды. Дима очень эмоционально отзывался о Спартаке. По его словам игра прямо-таки передаёт дух интриг Древнего Рима. Конкретные сроки выхода пока не называются, но скоро она должна появиться на русском. Причём, в коробке сразу будет лежать ещё и дополнение. Заодно я узнал об особенностях перевода. Дело в том, что в оригинальной версии игры используется довольно грубая лексика, местами её отцензурили.

Ещё Звезда выпустит собственную разработку Самолёты, по мотивам диснеевского мультфильма Planes. Игра будет в такой же коробке, как и Тачки. Кроме того, планируется выпуск фигурок «тачек» и «самолётов», которые будут продаваться не только в России, но и на экспорт. Ещё Звезда планирует выпустить детскую игру Дракон и рыцари (Drachenritter); игрушку с лабиринтом Попался! (напоминает Quorridor, я заинтересован); игру на ловкость Пизанская башня, где нужно будет расставлять по этажам шарики; трёхмерную строительную игрушку Эльфийский замок; евростратегию Летопись (Village); настольную игру по мотивам анимэ Наруто; детский филлер Чехарда и детскую геометрическую игру Галаксия; две экономические игрушки — Финансовая академия и Стратегия бизнеса и, конечно же, гремучую смесь MTG и БерсеркаMage Wars.

  

Из этих игр я жду Попался, там нужно строить трёхмерный лабиринт почти как в Коридоре; Mage Wars (всегда питал слабость к карточным играм, даже по дорогу на Игросферу отыграли на планшете пару партий в Orions2), Village (все её в прошлом году хвалили) и экономические игры Стратегия бизнеса и Финансовая академия. Обе они числятся как локализации, что воодушевляет. Но немного отпугивает оформление. Оно, как бы это сказать, выполнено практически в стиле первой редакции игры Коммерсант. Деньги. И есть опасения, что основная механика этих игр — кинь-двинь.


Стратегия бизнеса. Внешний вид


Финансовая академия. Внешний вид

IGAMES планирует издавать две собственные  разработки – Знаки и Пираты. Показанные на прошлогодней выставке революционные муравьи – Viva la Resistance! – отложены в долгий ящик. Насчёт дополнений к ККИ За волю!, о которых ходили слухи год назад, пока ничего не слышно.

О работе жюри

Для представления проектов разработчиков организаторы выставки выделили целых два стола. По ходу конкурса разработчиков жюри должно было перемещаться между ними. Идея такая: сначала за одним столом смотрим игру, в это время за соседним следующий участник раскладывает свой прототип. Затем жюри перемещается к нему, а предыдущий конкурсант собирает свою игру и на его месте размещается новый участник, к которому потом тоже переходит жюри и так далее.


Столы для презентации разработок

Членами жюри в этом году были заявлены пять человек. Функции председателя вновь исполнял Влад Попков akasNOwBODY, членами жюри были Дмитрий Тэлэри (сообщество жж Арсенал настольных игр), Владимир Шлапаков(Настольные игры в Латвии)Анна Юшина aka Нюсечка (Не домино), а также ваш покорный слуга Юрий Тапилин(boardgamer.ru). По факту конкурс судили четыре человека, Владимир сложил с себя полномочия в самом начале выставки. Причиной тому послужило количество проектов. Вместо ожидаемых 10-15 штук их оказалось немногим более 30, из-за чего график работы жюри был весьма и весьма напряжённым и практически не оставлял времени ни на что более.


Жюри, слева направо: Дмитрий ТэлэриВладислав ПопковЮрий ТапилинАнна Юшина

В отличие от прошлого года члены жюри заседали в общем зале, прямо там, где проходила выставка. В какой-то степени это было комфортнее прошлогодней подвальной комнатки, где мы три дня подряд не видели ни белого света, ни свежего воздуха, но, я, пожалуй, предпочёл бы вариант с изолированным помещением.

Общий зал – это достаточно высокий уровень шума и множество отвлекающих факторов. Когда мы сидели одни, за одним столом с автором, между нами был только прототип и всё внимание было приковано к нему. В этот же раз из-за множества посетителей участникам конкурса часто приходилось повышать голос (иначе жюри бы просто ничего не услышало), а сами члены периодически отвлекались на то, чтобы с кем-нибудь поздороваться, отойти в сторонку или сделать удачное фото. Не буду говорить за всех, но лично у меня так бывало часто. Более того, пару раз я просто вставал из-за стола чтобы просто побродить по выставке. Сидели бы мы снова в подвале, такого бы не было.

Кроме того, когда мы работали отдельно и автономно, лично на меня это оказывало сильное дисциплинирующее воздействие. В какой-то момент я открыл свои прошлогодние заметки и схватился за голову – мы начинали работать в 9 утра, а то и раньше. В этом году первые проекты назначались только на 10, и я умудрялся опаздывать.

Вообще, пользуясь случаем, хочу попросить прощения у всех участников конкурса разработчиков, чьи прототипы я не успел посмотреть. По моим подсчётам их набралось порядка 7-8 штук. С некоторыми, например, ПиратамиНаходкой для Шпиона и En Garde, я ознакомился позже, а на некоторые, например, Полигон и Знаки, успел только полюбоваться внешне. В следующем году обязуюсь такого не допускать и не предаваться сну сверх меры!


Пираты, разработка IGAMES

Ещё у нас было новшество. Правила конкурсных разработок рассылали заранее по электронной почте. Однако заблаговременно с ними ознакомились далеко не все члены жюри. Я, например, не прочитал ничего, но не жалею об этом. Во-первых, в ходе бесед с организаторами выяснилось, что многие участники конкурса прислали свои наработки и правила буквально в последний день, так что даже при всём желании прочитать их все я вряд ли смог бы. Во-вторых, я не считаю, что незнание правил — это серьёзное упущение. По опыту предыдущих конкурсов мне известно, что впечатления от игры по правилам и от реального знакомства могут быть совершенно разными.

Вообще, в работе жюри было заметно явное отличие от прошлого года. Тогда на рассмотрение каждой разработки отводилось около часа и рабочий режим был достаточно лёгким. Мы спокойно просматривали проекты, шутили, общались с авторами. В этот раз на одну игру было только полчаса. Из-за этого работа превратилась в конвеер. Разложили игру, посмотрели, поблагодарили докладчика, перешли к следующему. Атмосферы веселья и беззаботности не было. Не было так полюбившихся в прошлом году вопросов «Как вы пришли к идее этой игры?». Не было дискуссий с авторами, рекомендаций на тему того, что можно изменить или улучшить в игре. Посмотрели, сказали спасибо, попрощались. Сухо, быстро, по графику.

Далее я подробно расскажу о всех представленных на конкурс разработчиков прототипах, о привезённом с выставке улове, о предложениях по улучшению организации Игросферы и обо всяких забавных моментах, связанных с поездкой во Львов.

Продолжение следует…

Игровые мероприятия, Репортаж



Похожие записи
  • No related posts
    1. Blaster_Master
      30 Май 2013 из 11:04 | #1

      >передаёт дух интриг Древнего Рима

      Хе, передает дух от большой зависимости броска кубиков.


    2. Ostap
      30 Май 2013 из 14:05 | #2

      Здорово!

      Ток ты вроде хотел написать как много всех было, и половину упустил 🙂

      Из блогеров ты забыл сказать, что были: я, Смайлик (вы же с ним пару дней гуляли, а ты его забыл 🙂 ), Саша Скафандр, Дима и Оля с ipadstory.ru (не совсем настольные, но все же блогеры 🙂 ), еще Коля Фалетский вот начинающий блогер есть (http://boardgameskh.wordpress.com/).


      Из уже изданных авторов был еще Андрей Колупаев, «Огород» которого мы смотрели на прошлогодней выставке, а сейчас она уже изданная продавалась на стенде «Правильных Игр». Вот, можно сказать игра вышла в свет благодаря Игросфере!


    3. arlekin
      30 Май 2013 из 14:52 | #3

      Боевку хуже Спартаковской, конечно, еще поискать надо. Впрочем, игра по франшизе, потому фанатам сериала понравится, а на других не расчитана.


    4. azazel
      30 Май 2013 из 15:43 | #4

      «Причём, в коробке сразу будет лежать ещё и база.»

      Эта фраза про Спартака не совсем понятна. Это опечатка в тексте и следует читать — «Причём, в коробке сразу будет лежать ещё и ДОПОЛНЕНИЕ»?


    5. kissmybass (Falya)
      30 Май 2013 из 16:43 | #5

      @Ostap

      Остап, у меня фамилия почти польская, и пишеться через «Ц» 😉


    6. Vladimir
      30 Май 2013 из 16:55 | #6

      Круто, а у меня вообще две разные фамилии, не отпустило Юру львовское пиво ещё.


    7. Грамотей
      30 Май 2013 из 17:11 | #7

      зерлинг раш


    8. Дед Бабай
      31 Май 2013 из 7:37 | #8

      @Ostap

      Та какие вы блоггеры для Юры? Так мошкара ))


    9. Ostap
      31 Май 2013 из 19:48 | #9

      @kissmybass (Falya)

      сорри, буду знать 🙂


      @Дед Бабай

      100% 🙂


    10. smilek
      31 Май 2013 из 23:37 | #10

      «Три богатыря» повеселили изрядно 🙂 — ведь мы специально не позировали, так случайно под настроение получилось.


      В остальном Юра, как всегда, пытается объять необъятное. Но это уже такой фирменный стиль :), а очерки — хорошие, мне приятно их читать.


    1. Трекбеков пока нет.