В сентябре популярны были 316 игр, из них 10 игр – новинки, только что появившиеся в списке. В последних обзорах я стал писать не обо всех новинках списка, а только о тех, кто закрепился в нём. И это правильно – например, из игр, ставших популярными в августе, уже 8 или покинули список, или вот-вот сделают это. То есть прошёл всего 1 месяц, а эти игры наскучили игрокам и, можно сказать, уже забыты.
Главное событие прошедшего месяца – смена лидера. Игру Splendor, которая чуть ли не целый год была самой популярной, легко потеснила новинка – Codenames, которая за прошедший месяц стала №1 по рейтингу в категории игры для вечеринок, и продолжает уверенно подниматься в общем рейтинге. К слову, лучший результат из всех игр первой десятки рейтинга – у Terra Mystica, которая занимает всего лишь 26-е место, в то время как хвалёный лидер рейтинга, Twilight Struggle находится на позорном 96-м месте, и его популярность в последний год неуклонно снижается. Похоже, игрокам постепенно надоедает процесс непрерывного метания кубиков с нудной перестановкой жетонов туда-сюда, и они постепенно переключаются на более осмысленные игры. Осталось только дождаться, когда эту игру игроки оценят правильно и скинут с незаслуженного пьедестала. Но, к сожалению, процесс этот не быстрый: тон задают американцы, которые традиционно не представляют себе настольные игры без кубиков, а их оценок на BGG – пока что подавляющее большинство.
Итак, какие же новинки принёс игрокам сентябрь? Подробнее рассказывает тов. Pard.
Steampunk Rally (2015)
семейная
средняя сложность
45 минут
2-8 игроков
выбирание карт, размещение работников
192 карты, 108 кубиков, 64 жетона
рейтинг 7,82
Автор – Орин Бишоп (дебют).
Создание фантастических машин, которые способны побеждать в гоночных состязаниях.
Кампания на Kickstarter завершилась в конце прошлого года очень успешно (собрано почти четверть миллиона долларов при цели в 42 тысячи), а саму игру игроки получили в августе. Игроки собирают механизмы, выбирая карты с их частями на общем рынке. Несмотря на огромное количество кубиков в игре, понятие плохих бросков в ней практически отсутствует – даже низкие результаты можно как-то использовать, в том числе и для перебрасывания кубиков. Поскольку большинство действий игроки выполняют одновременно, игра проходит очень быстро, а забавные иллюстрации поднимают настроение и отлично работают на тему игры. Особое удовольствие каждый игрок получает, когда видит, как части, которые он добавил в конструкцию создаваемого им механизма, начинают хорошо взаимодействовать между собой. Игра не слишком сложная и даже начинающие игроки получают удовольствием от соперничества с более опытными противниками. Игру можно попробовать, просто скачав и запустив её вассаловский модуль.
Игра в списке "Настолки по-русски"
Tides of Time (2015)
абстрактная
несложная
15 минут
2 игрока
выбирание карт, собирание наборов
18 карт, 4 жетона
рейтинг 7,25
Автор – Кристиан Курла (дебют).
Игроки в течение 3 раундов выбирают карты, стараясь получить наибольшее количество победных очков.
Довольно простая и короткая игра на двоих. Карты, при всей их красоте, чересчур громоздки и плохо читаемы, поэтому неудивительно, что игроки сделали так много самодельных, более удобных для игры, вариантов. Некоторые из них представлены на форуме.
Игра в списке "Настолки по-русски"
Mottainai (2015)
стратегическая
средняя сложность
20 минут
2-3 игрока
выбирание карт, компоненты игры в руке, собирание наборов, изменяемый порядок фаз хода
54 карты
рейтинг 7,20
Автор – Карл Чудик: Glory to Rome (2005) Слава Риму, Innovation (2010) Изобретения, Impulse (2013) Импульс.
Название игры означает сожаление об упущенных возможностях. Каждый игрок является работником восточного храма, удовлетворяющим запросы туристов. Он получает победные очки, изготавливая и выставляя сувениры, сделанные из различных материалов, а также продавая копии этих сувениров.
Колода из 54 уникальных карт предназначена для 2-3 игроков. Как и в своей духовной предшественнице Glory to Rome, карты в новой игре могут выполнять разные функции – быть материалом, работой или помощником, и от мастерства игрока зависит их наиболее эффективное использование. Вторая колода позволяет участвовать в игре 4-6 игрокам.
Кампания на Kickstarter была успешной – собрано 67 тысяч долларов при цели 5 тысяч, и автор принял решение навсегда оставить официальную пнп-версию игры бесплатной. Про локализацию игры пока ничего не известно, но существует пара самодельных вариантов переводов игры на русский язык.
Игра в списке "Настолки по-русски"
Artifacts, Inc. (2015)
семейная, стратегическая
средняя сложность
60 минут
2-4 игрока
управление областями, выбирание карт, кубик, размещение работников
72 карты, 7 кубиков, 35 жетонов, 48 фигур
рейтинг 7,01
Автор – Райан Локат: Eight-Minute Empire: Legends (2013) Империя за 8 минут. Легенды, City of Iron (2013) Железный город, Eight-Minute Empire (2013) Империя за 8 минут.
Игроки отправляют экспедиции, чтобы найти артефакты для музеев.
Все, кто поддержал игру на Kickstarter (всего было собрано 25 тысяч долларов при цели 10 тысяч), дополнительно получили пнп-версию игры. По сути игра представляет собой скрещивание Ticket to Ride (в плане выполнения заявок музеев по сбору артефактов конкретного вида) и Machi Koro (построение игрового движка на основе бросков кубиков). Игроки добывают артефакты разных видов и сдают собранные комплекты в музеи. Конечно, игроку хочется собирать более крупные коллекции, но есть вероятность, что кто-то из противников тебя опередит, так что иногда имеет смысл получать меньше очков, но чаще.
В целом игра всем нравится, но лично я не понимаю, зачем вообще было добавлять в игру кубики, раз все горячо убеждают, что даже плохие результаты бросков кубиков можно куда-то пристроить. Но и оставили бы в игре привычную механику определённое количество действий, раз неудачные броски кубиков всё равно могут помешать вам выполнить действие, которое очень нужно в данный момент игры. Но, по крайней мере, игру перед покупкой можно опробовать на игровом столе, и решить, нужна ли она в коллекции.
Игра в списке "Настолки по-русски"
Churchill (2015)
стратегическая
средняя сложность
240 минут
1-3 игрока
военные карты
100 карт, 7 кубиков, 130 жетонов, 168 фигур
рейтинг 7,99
Автор – Марк Герман: Washington's War (2010) Война Вашингтона, Fire in the Lake (2014) Озеро в огне,
For the People (1998) Ради народа.
Лидеры держав, побеждающих во второй мировой войне, в ходе конференций стараются получить больше выгоды для своих стран в послевоенном переделе мира.
Игра не является военной в общепринятом смысле этого термина. Это скорее политическое перетягиваение одеяла на себя. В ходе 10 встреч Рузвельта, Сталина и Черчилля, происходивших в в 1943-1945 годах, а также поездок советников между этими встречами, решалось множество вопросов: военные операции на фронтах, приоритеты в производстве вооружений, политические и стратегические (создание атомной бомбы) действия. От успеха в тех или иных областях зависело то, с чем останутся державы после войны. На картах игры изображены как реальные исторические личности, влиявшие на ход переговоров, так и события, которые могли произойти в то время события и повлиять на переговоры (сердечный приступ у Черчилля, замена Рузвельта на Трумана). Кроме основной игры, которая может продолжаться около 3 часов, в правилах есть короткий и средний варианты игры.
> То есть прошёл всего 1 месяц, а эти игры наскучили игрокам и, можно сказать, уже забыты.
Вот, поэтому я и ввёл для себя правило ждать пару лет после выхода игры и смотреть на статистику и отзывы игроков. Неохота тратить время, деньги на коробку, которая будет занимать место на полке и всем своим видом напоминать об ошибочном решении ))
Из этого списка игр заинтересовала «Steampunk Rally» — буду отслеживать.
Ну ждать пару лет это тоже не вариант))
Что за глупость про нудное переставление жетонов, незаслуженный пьедестал Twilight Struggle и более осмысленные игры?
@gazza
Просто надоели игры, _результат_ которых зависит от броска кубиков. Уберите из Twilight Struggle случайность в виде кубиков — и получится прекрасная игра Pax Pamir, в которой есть, над чем думать и что планировать, не надеясь на удачу.
Вчера только просматривал на BGG Pax Pamir — удивительно низкий рейтинг ей ставят 5,6.
Да уж, назвать Twilight Struggle неосмысленной игрой — это надо просто вообще в неё не играть. Если вы не в курсе, то там между редкими метаниями кубиков карты разыгрываются за события и за очки, которые, собственно, и являются основой игры.
@Pard
Не могу сказать, что дружу с кубиками, скорее наоборот. Но отношусь к ним как к одной из механик и не согласился бы с исключением их из ТС. И никакая это не случайность, а теория вероятности. Минусы есть в каждой игре, и в ТС их меньше, чем в других, а первое место на БГГ в результате голосования самих игроков — наиболее объективная оценка игры. Просто если тебе, Игорь, больше нравится 1830, где вообще нет места случаю, то просто dice rolling не твоя механика. Мне же нравятся обе эти игры.
А я посмотрел сегодня — рейтинг 8,09 (против 8,34 у TS и 8,08 у Eclipse). То число, которое вы указали, рассчитывается по формуле, включающей в себя число проголосовавших — чтобы трудно было специально накрутить рейтинг новым играм, поставив им одни десятки.
ТS — хороша)) Кубики там не мешают, хотя и злят проигрывающего, мол только они и виноваты))
For the People принято переводить Для народа.
@gazza
У Парда просто кубиконенавистничество в тяжёлой форме. 🙂
@Денис II
Все время от времени сетуют на свои неудачные броски кубиков в какой-то прошедшей партии. Оно мне надо, это средство для выравнивания шансов на победу? А дизайнеров я понимаю: им прибыльно, когда в их игру могут играть и дети, с шансами на успех в случае удачных бросков. Вот и пихают кубики во всё…
Ну так используй свою придумку с представлением результатов бросков колодой карт — и кубики останутся, и все будет честно 🙂
Ты ещё посоветуй мне добавить кубики в шахматы 🙂
Кубиковая колода карт, ес-сно, даст более равномерное распределение результатов, чем кубики, но она лишь гарантирует одинаковую частоту выпадания всех граней _в каждой_ игре. Зависимость _результата_ игры от бросков по-прежнему останется. Конечно, дизайнеры порой разрешают в своих играх переброс кубиков (чтобы серьёзные игроки сразу от игры не отвернулись), но эти костыли лишь смягчают болезнь, а не лечат её.
@Pard
Да никакая это не болезнь. Есть, конечно, и клинические случаи, но речь не о них. Впрочем, подозреваю, ты это уже слышал. И, скорее всего, больше одного раза. 🙂
За примерами далеко ходить не надо. Мы знаем, что Юрий любит играть в Eclipse. Листаю его еженедельные отчёты, нахожу, когда он последний раз играл в него — оказывается, в отчёте 399. Читаю. И быстро нахожу искомое: «Много-много бросков кубиков, и удача не на мой стороне. Весь флот потерян»
И это — слова истинного фаната игры! Того, который продумал свою стратегию, с самого начала действовал по плану, был близок к безоговорочной победе, но ПРОИГРАЛ из-за ДУРАЦКИХ кубиков. Наверняка каждый из вас регулярно испытывает такие же чувства к кубикам.
А я — не мазохист, чтобы потратить кучу времени, а взамен получить не удовольствие и удовлетворение результатом моих умственных усилий, а досаду. Поэтому и пишу о кубиках, как о недостатках игр (в тех случаях, когда они определяют результат сражения, а не какое-то изменение общей для всех игровой ситуации, как в Seasons). В таких случаях проще разок бросить кубики и определить, кто выиграл, после чего перейти к следующей, нормальной, игре, без них. Странно, что до вас не доходит моя логика.
Логика-то доходит.
Но лучше расскажите, есть ли ПНП Artifacts! (:
Я же дал для Artifacts, Inc. ссылку на игровой стол. При желании можно и распечатать. Но эта не та игра, которая порвёт БГГ-рейтинги. О них — в следующем выпуске.
@Pard
1. Ты игнорируешь вероятности. Любые шансы ты приравниваешь к 50 на 50. Как в анекдоте:
Блондинку спрашивают:
– Как вы думаете, какая вероятность того, что по дороге в парикмахерскую вы встретите на улице настоящего живого динозавра?
– Пятьдесят процентов: или встречу, или нет.
2. Не надо ставить всё на одно сражение. Сражений должно быть много, не повезёт в одном месте, повезёт в другом. Если же игра такого не позволяет – тогда да, это не очень хорошая игра.
Странно, что ты не видишь столь очевидных изъянов в своей логике.
И ещё странно, что при таком отношении ты любишь карточные игры. Там ведь тоже можно проиграть из-за того, что тупо не идёт карта.
Почитал правила «Черчилля». Кубиков – хренова туча. А говорите, люди от них отказываются.
Кубики в «Черчилле» используются _не_ для определения исхода чего-либо, а для выбора (по таблице, стр. 8 в правилах) страны, на которую окажет влияние конференция.
@Pard
Кубики в «Черчилле» используются для:
* определения, удалось ли наступление фронту (читай: результата сражения) – раздел правил 7.7;
* определения «силы» начштаба после (!) того, как карта разыграна – правило 5.25;
* в некоторых ситуация – определения победителя (!!!) – правила 4.42 и 4.43.
Да, печалька. Я чуть не заинтересовался игрой…
Сегодня как раз играл Черчиля.
Мне вполне пошла игрушка, интересный аспект отыгрывается.
Мне кажется, Юре игра должна понравиться. Есть в ней что-то от «Мрачной борьбы».
Юра слышь?
Там ещё продолжение есть, которые потерялось при цитировании
«…Много-много бросков кубиков, и удача не на мой стороне. Весь флот потерян, и два из трёх врагов уничтожены. Жалко, конечно, у в запасе у меня было достаточно материалов, чтобы отстроить корабли заново…»
Так что о поражении из-за неудачных бросков речи не идёт. И по итогам партии я занял первое место.
Кубики в Эклипсе хотя и вносят определённую роль вероятности, в целом меня устраивают. Тем более, что в игре есть инструменты, позволяющие модифицировать броски. Этот фактор нужно просто учитывать и, например, я, когда дело идёт к большому бою, всегда стараюсь заложить двухкратное превосходство и сформировать резерв на случай неудачи.
То, о чём вы говорите – это кубики в Labyrinth. The War on Terror. Вот там обидно бывает, когда всё, что совершено в 3-5 предыдущих ходах обнуляется, просто потому, что не выпала нужная цифра.
Я пока ещё смотрю в сторону Cuba Libre, а из последнего, вообще, Quartermaster General очень заинтересовал. «Черчилля» — в далёкую очередь «на потом» с пометкой «может быть».