В 2018 году немецкий разработчик Вольфганг Варш придумал игрушку «Иллюзия», бросающую вызов глазам и мозгам настольщиков. Разработчик, между прочим, плодовитый, известен он как минимум «Шарлатанами из Квидлинбурга», а также небольшими, но запоминающимися играми The Mind и «Хитрый ход». В 2020 году «Иллюзия» появилась на русском языке, локализатором выступило издательство GaGa Games. Давайте посмотрим, что это за игра такая и чем она способна зацепить настольщиков.

Компоненты

По части компонентов тут всё на хорошем уровне. Небольшая коробка, внутри пластиковый органайзер, листок правил, и карты. Карты – это две колоды, основная, с раскрашенными в разные цвета картами и вспомогательная со стрелками разных цветов. Карты выполнены из плотного картона, текстурированы «под лён», держать их в руках очень приятно. Прям, хорошее качество, даже очень.

Собственно, больше ничего в коробке нет. Игра сугубо карточная, так что оперировать игрокам придётся картами. Сами карты двухсторонние, с одной стороны на них изображены всякие хитрые комбинации фигур, слов, да и просто цветных клякс, а с оборотной стороны указано сколько процентов площади карты каким цветов закрашено. Но эти «рубашки» в процессе игры просто так смотреть нельзя, они открываются только в специально оговорённых случаях.

Как в это играть

«Иллюзия» эксплуатирует ровно одну механику. Тут нужно раскладывать карты по возрастанию площади заданного цвета. Звучит несложно, но на деле сделано всё, чтобы максимально усложнить эту задачу. На картах попадаются надписи, линии, какие-то цветные пятна, фигуры неправильной формы разных размеров. Короче говоря, рисунки такие, что на первый взгляд не всегда и поймёшь где какого цвета больше. Не верите? Проще один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Всё начинается с выбора цвета. Из небольшой вспомогательной колоды вскрывается карточка со стрелкой, определяющая, в каком цвете будет идти раунд. Потом надо взять карту из игровой колоды и выложить её рядом со стрелкой. Следующий игрок тоже берёт карту и кладёт её перед или после предыдущей – в зависимости от того, больше на ней этого цвета или нет. Следующий игрок опять берёт карту и вновь должен правильно расположить её относительно уже выложенных: можно класть до, можно после, можно между какими-то картами.

Помимо того, чтобы выложить новую карту, есть альтернатива. Игрок может не выкладывать карту, а проверить уже выложенные. Для этого он переворачивает их рубашкой вверх, не меняя их позиций. На обороте карт вместо рубашек пропечатаны подсказки, сколько процентов карты залито каждым цветом. Ну и, соответственно, сразу видно, лежат карты по возрастанию заданного цвета. Если обнаружена ошибка, игрок, проверивший карты, получает одно очко. Если ошибок нет, очко достаётся тому, кто сделал предыдущий (правильный) ход.

Партия идёт до трёх очков. Как только кто-то набирает столько, это победитель, игра заканчивается. В реальном времени это минут 15, максимум 20. Затягиваться партии теоретически могут, но на деле обычно, как только скапливается 5-6 карт, уже появляется подозрение, что кто-то где-то что-то напутал, и можно смело идти искать ошибки.

Впечатления

Игрушка получилась очень простой. Единственная механика, это либо мощный козырь, либо слабый аргумент. И тут всё зависит от того, удастся ли игре зацепить аудиторию своей головоломной составляющей. Сам по себе подобный интеллектуальный тренажёр глазомера выглядит забавно, но насколько интересно решать такие задачи на практике, да ещё и сразу нескольким игрокам – тот ещё вопрос. Поэтому тут либо пан, либо пропал. Если вдруг вам нравится подобная механика, игра попадает в дамки, и вы будете ею наслаждаться. Если же вдруг вы или ваши друзья не испытываете воодушевления от размещения карт по порядку возрастания цветных областей, ничего другого «Иллюзия» предложить, увы, не может.

Ближайшая аналогия в плане механики – это «Таймлайн», или, если кто-то помнит, такую серию небольших игр Comparity. Только там надо было располагать игры, ориентируясь на память (исходя из даты тех или иных открытий, года выпуска фильмов, ценника в советский период и т.п.), а в «Иллюзии» востребована не память, а другие навыки. Тут нужно уметь смотреть на карты, прикидывать в уме размер площади залитой тем или иным цветом, и, как минимум, сопоставлять её с другими картами, чтобы правильно определить, где больше, а где меньше.

По причине её крайней простоты и наглядности (редкий случай, когда в игру в прямом смысле словам надо играть глазами), показать и объяснить «Иллюзию» можно буквально за 15 секунд. И игроком может быть кто угодно, никаких специальных знаний, навыков и, вообще, опыта знакомства с настолками не требуется.

К плюсам игры относится разнообразное оформление карт. На них действительно встречается множество оптических иллюзий, которые будут вводить игроков в заблуждение и не единожды станут причиной допущенных ошибок. Также положительной стороной можно счесть её компактность. Это всего колода карт, которую легко и просто взять с собой в гости или в кафе. Если говорить о минусах, к таковым можно отнести минимальную глубину игры. Она настолько проста, что способна наскучить опытным игрокам буквально за пару партий.

Заключение

Вольфганг Варш – большой молодец. Это уникальный разработчик, способный придумывать запоминающиеся и неординарные игры. К таким относится и «Иллюзия», очень простая и очень быстрая настолка, пригодная для всех и каждого, но обладающая не очень большой глубиной, из-за чего она может быстро приесться. Понравится ли эта игра многим настольщикам? Пожалуй, нет. Запомнится ли она? Скорее, да. Ну а те, кому нравятся оптические иллюзии, и кому нравится вглядываться в карты и раскладывать их по принципу «больше – меньше», те точно останутся довольны.

Заинтересовала игра?

Вот она прямо в интернет-магазине издателя