Удачно стартовавшая на летнем фестивале Gen Con игра Игнация Тшевичека Imperial Settlers была с интересом встречена и на прошедшей выставке Spiel 2014. Представляю вашему вниманию перевод обзора игры, сделанного Уолтом Мюллером – одним из авторов сайта Board Game Quest. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов.
В августе этого года мне посчастливилось попасть на первый в моей жизни фестиваль Gen Con. Хотя я был там всего один день, он оказался под завязку заполнен всякими игровыми радостями. Для истинного любителя настольных игр один день – это ничтожно мало для того, чтобы увидеть и сделать всё, что хочется, на крупнейшей американской конвенции настольных игр. Несмотря на обилие ярких впечатлений больше всего удовольствия мне доставила встреча с одним из ведущих современных гейм-дизайнеров Игнацием Тшевичеком – автором игр Neuroshima Hex, 51’st State и Robinson Crusoe. Вместе со своей женой он посетил Чикаго в выходные перед фестивалем, и мы приняли участие в обучающем семинаре по последней игре Игнация Imperial Settlers. Дебют игры состоялся на Gen Con, и вся «фестивальная» партия была распродана за 26 минут из-за высокого резонанса вокруг игры. С той встречи я сыграл в неё несколько раз и хочу поделиться с вами особенностями игрового процесса и своими впечатлениями.
Imperial Settlers – это созданная Игнацием Тшевичеком игра, основанная на выборе карт и управлении имеющимися ресурсами. В игру могут играть от одного до четырёх игроков, продолжительность партии 45-90 минут.
Краткий обзор
Каждый игрок контролирует одну из четырёх фракций: римляне, варвары, египтяне и японцы. Задача – построить и расширить свою империю так, чтобы она была самой сильной и эффективной. Это достигается умелым использованием карт, которые можно сыграть по-разному. У каждого игрока есть собственная колода карт, доступных только для данной фракции. Также в игре есть большая колода общих карт, которые могут использовать все игроки. Игроки будут исследовать новые земли, получать и использовать ресурсы, строить и разорять локации, заключать сделки, а иногда даже атаковать противников. Всё это ради великой цели набрать наибольшее количество победных очков и выиграть игру.
Компоненты игры
Imperial Settlers – карточная игра, потому главные компоненты в ней – карты. Много карт. Как я уже сказал, у каждого игрока есть собственная колода из 30 карт выбранной фракции. Также в игре есть колода из 84 общих карт и дополнительные карты атаки для сольной игры. Структура всех карт примерно одинакова. На них указана стоимость постройки локации в ресурсах, название локации, победные очки, которые она принесёт в конце игры и цветовая полоса в левом нижнем углу для идентификации возможных преимуществ от наличия других локаций. Карты можно разделить на три типа: карты производства, карты получения преимуществ и карты выполнения действий. Текст на карте чётко определяет её тип перечислением получаемых ресурсов (карта производства), указанием выгоды за соблюдение определённых условий (карта выгоды) или указанием специальных действий, которые могут быть выполнены игроком (карта действия). Также карты из общей и японской колоды показывают, какие ресурсы можно получить, если «разорить» эту карту. Качество карт не вызывает нареканий, но поскольку во время игры они часто переходят из рук в руки, имеет смысл защитить их протекторами.
Каждый игрок получает планшет выбранной фракции, который используется как основа его империи: все сыгранные карты располагаются по сторонам планшета. Планшет содержит справочную информацию о действиях, которые можно предпринимать в разных фазах игры, и используется как место хранения фигурок и жетонов ресурсов, получаемых игроком в каждом ходу. Ресурсы – это фигурки, представляющие дерево, камень и еду, а также жетоны защиты (щит), разорения (меч) и золота (монета). Золото используется как универсальный заменитель единицы дерева, камня или еды. Деревянные розовые миплы символизируют рабочих. Также в игре имеется поле подсчёта очков с маркерами для отслеживания баллов игроков и текущего раунда. Наконец, есть жетон первого игрока и несколько особых жетонов, используемых египетской фракцией. Все картонные компоненты отличного качества и достаточно толстые, чтобы выдержать множество партий. Деревянные фигурки ресурсов имеют соответствующую форму. Играть ими приятнее, чем обычными деревянными кубиками.
Процесс игры
Для начала игры каждый игрок выбирает фракцию, которой он будет играть, получает соответствующий планшет и колоду выбранной фракции, а также берёт 2 карты из общей колоды и 2 карты из колоды своей фракции, которые образуют его стартовую руку. Продолжительность игры – 5 раундов, в каждом из которых 4 фазы.
В фазе наблюдения игроки берут верхнюю карту из колоды своей фракции, а затем осуществляют особый процесс выбора карт из общей колоды, в результате которого каждый игрок получает две карты из этой колоды. Вторая фаза – фаза производства. Игроки получают различные ресурсы, золото, рабочих, победные очки и карты, которые перечислены в секции производства на планшете их фракции и на сыгранных картах производственных локаций. Также игроки получают ресурсы, производимые заключёнными сделками (расскажу об этом далее). Затем следует фаза действий, в которой игроки по часовой стрелке производят одно из пяти доступных действий или пасуют. Фаза продолжается пока не спасуют все игроки. Наконец, на фазе очистки игроки сбрасывают использованных и неиспользованных рабочих, ресурсы, жетоны и золото. Всё, что игрок получил, но не использовал в текущем раунде, сгорает. Единственным исключением являются ресурсы определённого типа, указанные на планшете фракции, которые можно сохранять между раундами. Затем маркер текущего раунда на поле подсчёта очков передвигается на одно деление вперёд и начинается следующий раунд.
Главные события в игре происходят в фазе действий. Игроки могут:
- Построить локацию. Это действие позволяет игроку выложить с руки карту локации общей колоды или колоды фракции рядом со своим планшетом. Чтобы построить локацию общей колоды нужно заплатить требуемые ресурсы. Постройка локации колоды фракции часто требует от игрока разорить одну из уже построенных локаций (или основу, если локация была разорена). Локация карты производства сразу даёт игроку указанные на ней ресурсы, а также даёт эти ресурсы в начале каждого последующего раунда. Локация карты выгоды принесёт игроку бонус, как только он выполнит указанные на карте условия (это может произойти и в момент постройки). Локация карты действия может быть активирована не ранее следующего хода игрока.
- Заключить сделку. Вместо постройки локации игрок может заключить сделку при помощи карты колоды фракции. Нужно заплатить один ресурс еды и подложить карту в верхнюю часть своего планшета, оставляя видимой только область сделки. Игрок немедленно получает отмеченный в области сделки ресурс, а также получает его во всех последующих фазах производства.
- Разорить локацию. Действие позволяет игроку разорить (сбросить) карту локации общей колоды с руки, чтобы получить указанные ресурсы, или разорить возведённую локацию общей колоды (или колоды Японской фракции), принадлежащую другому игроку. Чтобы разорить карту с руки нужно заплатить один жетон разорения. Чтобы разорить локацию оппонента нужно заплатить два жетона разорения (или три, если на локации лежит жетон защиты). Оппонент переворачивает карту локации, превращая её в основу. Он теряет все бонусы, которые давала ему локация и получает одну фигурку дерева.
- Активировать локацию карты действия. Если игрок хочет использовать действие, указанное на одной из его построенных локаций карт действия, он платит необходимые для осуществления действия ресурсы (помещает их на карту, отмечая, что указанное на карте действие выполнено) и выполняет действие. Если иное не указано на карте, действие локации можно активировать один раз за раунд.
- Обменять рабочих на другие ресурсы. Игрок может обменять двух своих рабочих на одну единицу любого ресурса либо на одну карту общей колоды или колоды своей фракции. В течение хода игрок может обменять любое количество пар рабочих.
После пяти раундов производится окончательный подсчёт очков. В дополнение к победным очкам, полученным во время игры, каждая локация в империи игрока приносит одно (если это локация колоды общих карт) или два (если это локация колоды карт фракции) победных очка. Игрок с наибольшим количеством победных очков объявляется победителем.
Ощущения
Как только я начал первый раунд своей первой партии в Imperial Settlers, я понял, что меня ждёт нечто особенное. Карты с многовариантным использованием являются одной из моих любимых игровых механик, и в этом плане игра не разочаровывает. Каждая карта может быть использована как минимум двумя из трёх вариантов: локация, расширяющая империю, сделка, дающая единицу ресурса в каждой фазе производства, или разорённая карта, позволяющая немедленно получить нужные ресурсы. Сами локации могут быть трёх различных типов: производственные локации, локации карт выгоды и локации карт действия. Всё это даёт игроку пищу для размышлений с самого начала партии. Нужно ли использовать карту как локацию, которая потребует оплату ресурсами, но может давать выгоду в течение игры? Или лучше использовать карту как сделку либо разорить её? Это даст дополнительные ресурсы сейчас и потом (в случае сделки), но карту нельзя будет использовать как локацию. Большинство локаций колоды фракции в качестве части оплаты требуют, чтобы игрок разрушил уже возведённую локацию общей колоды. Имеет смысл наперёд планировать наличие в вашей империи локаций общей колоды, чтобы иметь возможность строить локации колоды фракции (обычно более мощные).
Одним из важнейших аспектов этой игры является обеспечение ресурсами (как это обычно и бывает в играх подобного типа). Поскольку фракции различаются наборами базовых производимых ресурсов, нужно найти способ получать недостающие ресурсы при помощи сделок, производственных локаций или локаций карт действий. Нужно подбирать оптимальный баланс производимых ресурсов, так как неиспользованные ресурсы сбрасываются в конце раунда. Мне кажется, что это некоторое новшество в стандартной механике производства ресурсов, и оно добавляет ещё один элемент к разработке стратегического плана на игру. В одной из партий я играл за японцев. Так как я мог хранить любой объём ресурсов еды, я сыграл несколько карт как сделки, которые давали мне ресурс еды, и построил пару локаций, которые также давали мне ресурс еды. Еды было очень много, но это не принесло ожидаемого мной результата. Я не мог эффективно использовать её полностью, и она превращалась в своего рода отходы.
В любой игре с управлением ресурсами / многовариантным использованием карт / построением цивилизации подобной этой, создание хотя бы одного хорошего элемента стратегии имеет большое значение. Именно поэтому очень важно знать силы и слабости каждой фракции. После нескольких сыгранных партий могу поделиться своими наблюдениями:
- Римляне производят мало ресурсов, но могут хранить жетоны разорения, что делает их очень агрессивными. Играя против римлян, всё время кладите жетон защиты на самую важную для вас локацию. Также у римлян есть множество локаций колоды фракции, которые при взаимодействии приносят немало победных очков.
- Варвары могут между раундами хранить производимых рабочих. Карты их колоды фракции тем или иным образом используют действия разорения, а также позволяют отбирать ресурсы у оппонентов.
- Египтяне могут хранить золото, что делает их более гибкими в плане построения империи, так как золото является универсальным ресурсом. Колода их фракции содержит множество локаций, тем или иным образом приносящих победные очки.
- Японцы – работоспособная фракция (хоть и менее работоспособная, чем варвары). Они могут хранить еду, которая позволяет заключать больше сделок, увеличивающих производство ресурсов. Множество локаций в колоде их фракции получают преимущество от заключённых сделок, что отлично сочетается со способностью хранить ресурсы еды. У японских локаций есть немаловажный недостаток: почти все они могут быть разорены оппонентами. Однако японцы также имеют уникальную возможность размещать рабочих на своих локациях в качестве самураев. Самураи действуют так же, как жетоны защиты, увеличивая число жетонов разорения, необходимых для уничтожения этой локации.
Когда в игре так много карт различной силы очень легко выделить несколько из них и кричать о том, что игра несбалансированна. Тем не менее, я так не думаю. Игра выглядит достаточно сбалансированной для игр такого типа. Очевидно, что если нужная карта придёт в руку в нужное время и в нужной обстановке, она может стать более мощной, чем другие. Но в процесс взятия карты, как и во множестве подобных игр, вовлечена удача, и я думаю, что фактор везения позволяет смягчить любые вопросы, которые могут возникнуть по поводу некоторых «сильных» карт. Если бы я и хотел сказать что-то негативное об игре (чего мне очень не хочется), я бы указал на то, что текст на картах стоило бы сделать немного больше. С тех пор, как я ношу очки для чтения, я обычно не испытываю трудностей с чтением текста на игровых компонентах. Однако в этой игре мне сложно было читать текст на картах. Я слышал, что у других игроков также возникали трудности с чтением карт, так что я не уникален. В некоторых ситуациях это может стать неприятным фактором и снизить полученное удовольствие от этой в целом отличной игры.
Резюме
Теперь вы понимаете, почему с момента дебюта на фестивале Gen Con игра вызвала такой резонанс? Шумиха вокруг игры вполне оправдана. Игрокам в стратегиях редко дают такое богатство выбора на каждом ходу. Господин Тшевичек создал умную, содержательную игру. Она не надоест за несколько партий, и главные причины тому – вариативность использования карт и четыре различных фракции. Если слухи о дополнительных фракциях в будущем – это правда, я бы очень хотел их увидеть.
Даже с таким обилием правил Imperial Settlers очень легко освоить, и играется она на удивление быстро для столь «заумной» игры. Книга правил, возможно, одна из лучших, с какими я сталкивался в современных настольных играх. Это касается и дизайна, и вёрстки, и удобного для понимания структурирования информации. Игра отлично масштабируется. В партии на двух игроков я получил столько же удовольствия, что и в партии на четырёх. Завершая обзор, хотелось бы сказать, что мой экземпляр игры будет покидать полку только чтобы оказаться на игровом столе, и происходить это будет довольно часто.
Если игра вас заинтересовала, приобрести её можно примерно за $45.
Итоговый рейтинг: 5 звёзд. ТОП-10, нет, ТОП-3 игр 2014 года.
Достоинства:
- Я большой любитель игр, позволяющих использовать одни и те же карты разными способами.
- Любой игрок, знакомый со стратегическими играми среднего уровня сложности, не должен испытывать трудности при освоении правил.
- Отличные рисунки на картах. Каждая карта локации имеет множество забавных деталей.
Пасхальное яйцо: выньте вставку из коробки и найдите небольшой сюрприз за одной из её внутренних сторон.
Недостатки:
Текст на картах маленький и трудночитаемый даже при использовании очков для чтения.
> Текст на картах маленький и трудночитаемый даже при использовании очков для чтения.
Мастерам редизайна брошен вызов!
Достоинства:
Я большой любитель игр, позволяющих использовать одни и те же карты разными способами.
Просто отличное достоинство!
Мастера редизайна скорее с удовольствием ещё раз наступят на те же грабли, чем сделают шрифт более читабельным.