pic01

Любителям экономических настолок рекомендую обратить внимание на игрушку Incorporated. Она дебютировала на выставке Spiel в Эссене в 2016 году, автор распродал все экземпляры, привезенные с собой. Представляю обзор игры в переводе читательницы по имени Анна

Incorporated – это необычная экономическая игра.  Если вы играли в Imperial, Imperial 2030, вы должно быть знаете, что конфликтная часть игры скорее вторчина, главная идея игры делать деньги. Но, честно говоря, все-таки это хорошая возможность поупражняться в управлении и максимизации дивидендов и выгод, что, в конечном итоге, приносит большую прибыль.

Правила игры лучшие из всех виденных мной. Они настолько четко составлены, что у меня даже не хватит восторженных слов для их описания. В буклете проиллюстрированы все возможные действия и результаты.

Остальные компоненты игры прочные, добротно исполненные с превосходным дизайном. Бумажные деньги напечатаны на очень плотном картоне. Игровое поле исполнено отлично, оно достаточно широкое, чтобы видеть все четко, но и не настолько большое, чтобы вы испытывали проблемы с поиском места для игры.

pic02

В Incorporated вы окажетесь в роли крупного капиталиста, чтобы попытаться сколотить самое большое состояние в мире.

Карта мира со связями между странами и регионами очень напоминает смесь Pandemic и Twilight Struggle. На карте есть две сверхдержавы США и Китай, весь экономический мир поделен между ними. Страны США входят в NATO, а союзники Китая объединены в SCO (Shanghai Cooperation Organization – Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС)). Ваша цель зарабатывать деньги, стараясь для этого переманить страны из одной экономической зоны в другую.

На выбор игрокам предложены четыре мега-корпорации.

Fortress Derivaties: доступна для любого количества игроков, всегда идет первой.

Giant Squid: доступна для игры втроем или вчетвером, управляет всеми бросками кости и результатами кризисов. В игре всегда вторая по очереди.

Big Brother: для любого количества игроков, не контролирует ничью и карты прогнозов, но просматривает следующую карту прогноза, что дает корпорации такую силу, за которую большинство биржевых трейдеров убить готовы. Всегда третья в очереди.

Old Money: доступна для игры вчетвером. Эта корпорация всегда крайняя по очередности, но у нее 3 руководителя вместо обычных двух.

Все корпорации стартуют с 20-ю миллиардами долларов наличными и смешанным портфелем глобальных инвестиций и региональных активов. Игра основана на динамике владения акциями с одного из основных фондовых рынков: S&P 500 (США), SENSEX (Индия), BOVESPA (Бразилия), Eurostoxx (Еврозона), Nikkei 225 (Япония) и CSI 300 (Китай). Владение акциями в любом из этих регионов позволит вам оказывать влияние в этих регионах путем размещения цветных кубов на этапе конкуренции. Для каждого региона доступно ограниченное количество акций  — по два для России и Бразилии, три для Индии и Японии, шесть для Европы и семь для США и Китая.

Активы представляют собой запасы в конкретных секторах в каждом регионе: финансы, технологии, тяжелая промышленность, энергетика и горнодобывающая промышленность. Если у вас есть цветной куб в любом из этих секторов, вы можете получить выплату на этапе получения прибыли.

В игре есть 4 шкалы-трека: глобальный стресс (шкала уверенности в экономическом росте), процентные ставки, глобальный рост (на который влияют множество факторов) и баланс сил.
Прежде чем продолжить, замечу, что автор использовал НАТО для представления политического баланса сил на Западе. Меня, как ветерана многих военно-стратегических игр, данный факт приводит в некоторое замешательство: что военный альянс делает в биржевой игре!

Игра длится 4 раунда, каждый из которых состоит из пяти фаз.

Фаза 1. Глобальный прогноз.  В наборе 10 карт прогнозируемых событий. В игре участвуют по 4 карты. Природные явления оказывают различный эффект, включая влияние на четыре трека и экономические регионы. Все они хороши и плохи в одинаковой мере, в зависимости от того, в какую “корзину вы положили яйца”. В первом раунде никто не знает о происходящем, в остальных Большой Брат будет наблюдать.

Фаза 2. Инвестиции. Игроки отправляют своих руководителей в регион для покупки акций или для частной продажи одной из своих акций. В первом случае игрок начинает торги с 3 долларов минимум, далее по часовой стрелке игроки делают ставки, выявляется максимальная ставка, которая оплачивается в банк. Во втором случае игрок ставит личную акцию и назначает начальную цену, затем за нее идут торги между оставшимися игроками. Если начать с высокой ставки, то никто не будет ее покупать, и вы зря потратите ход. Можно ставить больше, чем у вас есть, и остальную сумму взять в займы на рынке облигаций. Так же можно пропустить ход, но это скучно.

Фаза 3. Соревнование. Бросайте кости — начинается грязная игра. За каждую вашу акцию в регионе вы можете поставить свой куб, затем побороться за активы в этом регионе или попытаться расширить влияние НАТО или ШОС.

Фаза 4. Лоббирование. Не довольствуясь обманом, мегакорпорации начинают дергать за геополитические ниточки. Власть имущие играют в расширение сфер влияния, отмывая деньги в необлагаемых налогами регионах, манипулируя процентными ставками в центральном банке, убеждая правительства устанавливать жесткую экономию (или стимулирование), выбирать победителей в исследованиях и разработке и субсидировать отрасли.

Фаза 5. Заработок. После всех усилий, наконец-то! Время получать прибыль! Но возможен кризис. Бросок костей решает, что же произойдет, хотя опытные игроки заранее предскажут каковы шансы. Если наступает кризис, рост и проценты уменьшаются, так же, как и выплаты.

Наконец, на рынке есть карты вознаграждений, показывающих какая отрасль будет генерировать эту прибыль. Не забудьте отдать проценты по облигациям.

В конце игры будет еще один раунд, в котором все отрасли делают свои выплаты с бонусом главному держателю в этом классе активов, оплатой непогашенных облигаций. Игрок с наибольшим капиталом становится победителем.

pic03

Как было сказано ранее, бухгалтер-аналитик, так же, как и хороший менеджер хедж-фондов, сможет выигрывать чаще остальных, несмотря на непредсказуемость костей.

Как и в Imperial/Imperial 2030 игроки могут легко потерять фокус основной цели – делать деньги. К примеру, инвестировать в Австралию свои средства, чтобы перетянуть ее в ШОС имеет смысл только для получения горнодобывающих активов, чтобы во время выплат вы смогли их обналичить.

Меня немного напрягает строгий порядок хода в зависимости от мегакорпорации. Но, возможно, это хороший резон для сбалансированной игры. Не фатальный недостаток, просто личная придирка.

Еще хотелось бы больший выбор мегакорпораций, и я уже предвижу выпуск дополнительных наборов. Все представленные компании по-своему интересны. В зависимости от количества игроков, это будет один и тот же набор, и, если вы играете часто втроем, средства использования силы Old Money будет запомнить не так легко, как остальные. Я бы посоветовал свободно смешивать корпорации и смотреть, что в итоге получается.

Несмотря на небольшие недочеты, это качественная дебютная игра от дизайнера Can Adatepe. Надеюсь, он на этом не остановится.