Добро пожаловать в мир настольных игр

Insula. Обзор игры

Обложка

Вслед за авторским обзором Insula свой взгляд на игру представляет Дмитрий Шугаев. По его словам эта настолка не относится к числу суперхитов, но предлагает интересную возможность окунуться в кооперативную игру, где может быть только один победитель, плюс каждому игроку позволяется понемногу отыграть за силы зла. 

Знающие меня люди осведомлены, что я специализируюсь не только на чешских настольных играх, но и на играх с хорошим оформлением. За разглядыванием красивого дизайна компонентов можно неплохо скоротать время даунтайма или просто смягчить сердце, дабы быть не столь уж придирчивым к возможным недостаткам игры. Сегодня я расскажу о чешской настольной игре 2009 года под названием Insula.

Те, кто уже читал оригинал или мой перевод статьи автора игры, могут смело пропустить первую часть обзора и переходить к впечатлениям, для остальных в главе «Коротко о главном» я постарался лаконично описать игровой процесс.

Коротко о главном.

Insula – это недлинное и несложное приключение для 2-5 игроков с приятным оформлением и комбинацией элементов разных механик.  Герои высаживаются на берег и, открывая тайлы-локации, постепенно продвигаются вглубь острова в направлении Цитадели, имея целью сразиться её хозяином по имени Кингош. Приключенцы ограничены одним световым днём — по ходу игры Солнышко постепенно движется от рассвета к закату, после достижения последней отметки игра считается проигранной.

Персональный планшет игрока

В свой ход игрок из 4(5) возможных действий может выполнить до двух разных: первое бесплатно, второе за 1 Жизненную Энергию (уходит в усталость). Ещё на планшете героя есть небольшая табличка с описанием местных монстров и два счётчика: бонусов и штрафов. Рука героя состоит из полезных карт – т.н. Цветочков – они могут быть трёх видов: обычные, специальные и боевые.

Карты волшебных Цветочков

Исследуя остров, есть шанс открыть ограниченное кол-во локаций: у редкого Озера или на Полянке можно соответственно набраться сил или разжиться полезными картами, но большую часть локаций представляют дремучие Леса с обитающими в них Стражами.

Тайлы локаций - дремучие леса

Движение осложняют шипы на тайлах локаций – проходя через них, игроки получают карты из колоды Проклятие, которые блокируют одно из их действий. Появившиеся Стражи также блокируют продвижение вглубь острова.

Стражи, герои, кубик и Солнышко

Боевая система весьма простая. Бои отыгрываются в конце каждого раунда, всё персонажи игры наделены жизненной энергией, и чтобы победить в сражении, нужно иметь её больше, чем у Стража. Победившие Стражей получают плюшки – новые карточки Цветочков, дополнительный жетон жизненной Энергии или возможность подвинуть маркер Солнышка на одно деление назад. Проигравшие опять же получают карты Проклятий, блокирующие какие-то из трёх основных действий игрока (по его выбору).

Карты Проклятий

Рандома в игровой процесс, кроме тайлов, добавляет кубик, ответственный одновременно за исход боя и скоротечность светового дня.

Особенность первая.

«Инсула» необычна своей частичной, я бы даже сказал, ложной кооперативностью. Все приключенцы играют против игры, попутно соревнуясь друг с другом, т.к. победитель  в «Инсуле» чаще всего оказывается только один. В критические моменты они могут объединять усилия, чтобы отсрочить закат Солнца или вместе завалить монстра, но большую часть партии над игровым столом витает дух манчкинства.  

Сражение 2 на 2

Главная изюминка игры – это карты Проклятий, которые моментально были идентифицированы нами как Непотребства. Суть в том, что эффект Проклятья знает только игрок, получивший эту карту, и разыгрывает её в тот момент игры, который он выберет сам.

Гадостный эффект Проклятья действует или на всех приключенцев сразу, или на лидирующих и наиболее сильных игроков. Эффект может быть постоянным или одноразовым. Так, по чьей-то милости игрок может лишиться части жизненной Энергии, а на его локацию будет внезапно послан Страж. При таком раскладе получать карты Проклятий становится не столько вредно, сколько выгодно. Какое-то время они ограничивают возможности вашего Героя, но, сбрасывая их, вы не только разблокируете действия, но и на время сами начинается представлять Силы Зла, получая шанс насолить вырвавшимся вперёд конкурентам.

Пример Проклятья с постоянным эффектом

Чтобы этого не было мало, ещё одним способом нагадить товарищу являются совместные бои. Дело в том, что жизненная Энергия и Цветочки в командных боях выкладываются втайную. Разная степень участия в таких боях предоставляет разный размер вознаграждения. Бойцам можно попробовать договориться, но ведь никто не запрещает и обмануть соратника, выложив, например, на один жетончик больше обещанного и заграбастав самый жирный бонус; или вовсе не выйти на поле боя, сыграв для себя карту, позволяющую игнорировать штраф от поражения.

Боевые карты Цветочков

Особенность вторая.

Как уже была сказано, автор и дизайнер игры – один и тот же человек, дополнивший не самый стандартный сплав механик довольно оригинальным дизайном. Согласно легенде, за стенами мифической Цитадели в центре таинственного Острова скрывается дерево, которое приносит плоды исполненных желаний. В таком вот стиле чудесной флоры и фауны оформлена вся игра. Роль оружия и прочих бонусов выполняют карточки разных цветочков, разжиться которыми можно, к слову, на таких вот чудесных полянках, а отдохнуть и набраться сил — у одного из прудов с зайцами или лягухами.

Начальный и конечный тайлы

Пруды и полянки

А Проклятья оформлены в виде лесных насекомых: комаров и слизней.

Карты Проклятий

Отдельного кайфа заслуживают рубашки всех карт и тайлов.

Рубашки карт

Рубашки тайлов

На этом фоне несколько блекло смотрятся счётчики стандартных цветов, шайбы с наклейками героев и монстров, да и планшеты Кингоша и Солнца.

Счётчики, маркеры, шайбы монстров и персонажей

Планшет Солнышка и одна из сторон планшета Кингоша

Зато игровые планшеты игроков понятны и удобны.

Персональный планшет игрока

Кстати, эта игра также издаётся в походной версии – в ней, в частности, игровые планшеты разделены на несколько самостоятельных частей, вместо жетонов Кингоша и Стражей – картонки, потоньше картон у тайлов и ещё несколько несущественных отличий, улучшающих портативность.

Сравнение коробочной и походной версий

В «Инсулу» можно играть по простым правилам и двум вариантам продвинутых. При этом лёгкая версия почему-то называется «Б», а более сложные — «А». Игру выигрывает тот герой, который первый одолеет босса или вложит в финальной битве больше жизненной силы. Одним из вариантов игры предусмотрена совместная победа, но каждый следующий герой,  пришедший на финальную битву в цитадель с целью пополнить список триумфаторов, очень злит Кингоша, чем серьёзно уменьшает шансы группы на общую победу.

На подступах к Цитадели

Впечатления.

Мой путь к пониманию того, какой игрой автор задумал «Инсулу», был долог и тернист, как путь от берега острова до финальной битвы с Кингошем. Сначала мы с женой играли в неё, как в чистую кооперативку. Я недостаточно внимательно прочитал чешские правила и упустил несколько важных нюансов, благодаря чему мы играли заодно: избегали шипов, прокладывали дорожку к Цитадели, в совместных боях помогали друг другу и вообще вместе шли к успеху. Стоит ли говорить, что в таком варианте игра казалась весьма заурядной и привлекала внимание только за счёт зайчиков и цветочков.

Вдвоём заодно от начала до конца

Потом мы три раза сыграли с друзьями каждый сам за себя. Ребята хорошо относятся ко всяким DnD и «Манчкину», поэтому полу-кооперативная «Инсула» им потенциально понравилась, но, во-первых, выглядела довольно простовато, а, во-вторых, в игровом процессе всё равно ощущалась какая-та нестыковка и дыра в правилах. Оказалось, что мы всё-таки не до конца разобрались с картами Проклятий, разыгрывая их эффект моментально при получении.

Победа синего игрока одновременно с заходом Солнца

В итоге картинка наконец-то сложилась. Вместо заурядной кооперативки, «Инсула» оказалась необычной вариацией на тему соревнования и непрямого соперничества между игроками с возможностью временных союзов и объединения перед угрозой совместного поражения.

Победа достанется кому-то одному

Играя в «Инсулу», на самом деле чувствуешь себя пробирающимся по таинственному лесу приключенцем, причём, больше опасаешься не прячущихся в чаще Стражей, а подвоха от своих же соратников по ремеслу. После полудюжины партий играть ещё не надоело – мне кажется, для такой в целом несложной игры это хороший результат.

Чем дальше в лес..

Самой удачной находкой «Инсулы» я считаю отыгрыши за Силы Зла – каждый игрок получает возможность немножко побыть Dungeon Master’ом.

Часто в играх ценятся оригинальные механики: «Летопись» получает дополнительные баллы за идею хоронить миплов, «Космонавты» интересны, прежде всего, способом управления кораблём, из прошлогодних новинок свежими находками может похвастаться «Льюис и Кларк». «Инсула», даром, что вышла уже 5 лет назад, не показывает ничего кардинально нового, но предлагает любопытный рецепт смешения нескольких классических механик в свой оригинальный коктейль.

Результат получившегося микса из «манчкинства» и dungeon crawling’a мне в целом понравился, хоть я не являюсь фанатом ни того, ни другого в отдельности. Вообще, «Инсула» обитает на границах таких жанров, где от любви до ненависти один шаг. Вполне допускаю, что некоторое эпизодическое сходство с самой популярной игрой Стива Джексона отпугнёт большинство идейных манчкино-ненавистников, а поклонникам серьёзных dungeon crawling’ов «Инсула» покажется чересчур простой. С другой стороны, симпатичное оформление и незаурядные игровые моменты добавят игре привлекательности.

Общий вид: концовка

Да, и ещё, «Инсула» – игра не очень серьёзная, но может повлечь за собой вполне серьёзные обиды. Не садитесь за неё с теми, кто не в состоянии разделять предательства в игровой партии и реальную жизнь.

В общем, я бы охарактеризовал «Инсулу» словами «интересный середнячок». Настольщикам без предрассудков познакомиться этим любопытным экземпляром чешского игропрома должно быть любопытно, и помешать этому может только то, что игра довольно редкая и языкозависимая. При желании, как обычно, могу помочь со сканами компонентов и помощью в переводе правил и карт.

Задняя сторона коробки

Итого.

Плюсы:

— оригинальное сочетание разных механик;

— незаурядное оформление;

— невысокий порог вхождения, время партий 30-60 минут.

Минусы:

— небольшое разнообразие тайлов и карт;

— слабая боевая система;

— не распространённость  и языкозависимость.

5 комментариев

  1. djon_w

    очень понравилось оформление игры) да и механику хотелось бы попробовать.. Если вас не затруднит отсканируйте материалы, и если не трудно поделится ими.. моя почта [email protected].. Обещаю после ознакомления — сжечь))) заранее спасибо.. и привет вам из Приднестровья)

  2. Денис

    Отличный обзор и очень необычная игра, просто пленила меня своим артом ! Увидел на BGG что есть английское издание — обрадовался, но поискав в интернет-магазинах, нигде не нашел вообще ни какого издания 🙁 Если подскажете где можно приобрести с доставкой в Россию/США(до посредника) или сделаете сканы — буду безмерно вам благодарен. Заранее спасибо.

  3. Kuroi

    Спасибо, Дмитрий, за обзор и более ранний перевод слов автора об игре. Читать особенно интересно потому, что эту игру увидел недавно у друзей и есть надежда на то, что мы в неё сыграем.

    Из игр с подобным взаимодействием (играем за героев и при этом пакостим друг другу за зло) могу назвать ещё Dungeon Run, которую также сложно отыскать.

  4. pilot63

    @Kuroi Спасибо на добром слове и ссылку на похожую игру.

    Что-то странное с комментариями — в ленте показывает 4, а на странице — только 1.

  5. pilot63

    @djon_w @Денис

    Выложил сканы на форуме: http://www.boardgamer.ru/forum/index.php?topic=8957

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑