Сегодня мы поговорим с Антоном Лозовским, автором игры Гобба, недавно изданной Правильными играми. Антон расскажет о себе, о своих игровых проектах и дальнейших планах.
Антон, здравствуйте! Спасибо, что согласились на интервью.
День добрый! Вам спасибо, что пригласили.
Антон, вы не очень-то известны широкой игровой общественности. Поэтому, если можно, расскажите немного о себе.
Да, не очень. Разве что некогда я был клубмейкером московского клуба «Легион», судьей по «Магии», «Варкрафту» и всяким там «Небожителям». Плюс во время учебы выиграл Чемпионат Германии по WarCry, это такая в свое время популярная ККИ по фэнтезийной Вахе. Новый Warhammer Invasion — ее основательно переделанная реинкарнация.
По жизни же я переводчик в далекой от настольных игр отрасли. Веду «уютный бложик». Увлекаюсь — стандартный набор — футболом, кино и путешествиями.
Как вы познакомились с настольными играми? Играете ли вы в современные настольные игры? Как пришли к разработке собственной игры?
Это долгая история. Все началось в детстве, когда мне подарили НЭП — перестроечный клон «Монополии». Любимой игрой Нэп таки и не стал, но вот интерес к настолкам во мне пробудил. Еще не представляя, что такое баланс, механика и прочие мудрые словечки, нарисовал в большой тетради свою игру — НКП или «Новую космическую политику», с блэкджеком и космопортами, ювелирной «Сплав алмазов», рестораном «Шатер Мамая» и моим любимым «Магазином внеземных продуктов». Ничего сверхъестественного, но за игрушкой было проведено немало вечеров. Впрочем, движок у подобных игр немудреный.
Спустя несколько лет старые идеи были переработаны и в соавторстве с Wuurzag'ом появились «Тайны Купцов Подлунного Мира» (ТКПМ для краткости). Основа та же — кубики и деньги: ходим по заданному маршруту, покупаем ничейные лавки и платим в чужих. Все это посреди фэнтезийных кущ: тут вам и дубоватые крестьяне, и чахнущие над златом драконы, и враждующие с ними огры.
Сверху же мы добавили много своего. К примеру, можно выбрать быстрый путь обогащения — ставить на дорогах шайки и собирать плату с каждого проходящего. А можно, наоборот, покупать репутации (сокращенно репы, они так и рисовались в виде овоща), ставить на свои лавки и получать больше денег, если другой игрок попадет в ваши лавки данной страны или данной гильдии.
Для тех, кому в жизни не повезло— лавок не скопилось, да и денег все меньше — была заготовлена армия. Прикупив ее на последние сбережения, игрок целый круг при попадании на чужие клетки не платил, а, наоборот, их захватывал. Попав к себе, наоборот, игрок терял энную сумму на восстановление после погромов.
ТКПМ стал семейным хитом на несколько лет. Мы даже собственные деньги сделали: двусторонние, разного номинала, пропитанные воском, чтобы не стирались.
Еще позже появилась игра РОК — «Разборки отъявленных контрабандистов». Больше свободы передвижения, больше боевых действий, а главным новшеством стала новая экономическая модель. Теперь, попадая на чужую клетку, можно было не опасаться, что придется заплатить крупную сумму, основные финансовые операции перешли в область «в одном месте купил товар, отвез за тридевять земель, в определенной стране продал, заработал». Подчинив себе целую страну, игрок получал местное воинство, с помощью которого можно было начинать захватнические войны. Хоть игра и предоставляла больше выбора, но впечатление подпортил неудачно выбранный сеттинг — псевдоистория с «Лесоповалом им. Ивана-Царевича», «Шварцвальдом» и «Кумысом в разлив».
А потом начался наш с Wuurzag'ом долгострой — ТКПМ 2. Фэнтезийная составляющая Подлунного Мира сохранилась, но на ее основе мы создали нечто глобальное. От «Монополии» остались лавки-клетки и деньги. Все остальное поменялось и стало ужасающе разнообразным. Сколько было модификаций правил, цен, героев — страшно вспомнить: баланс оттачивался годами.
Главное в ТКПМ 2 — почти полная свобода. Да, кубик остался. Но направление движение зависит от желания игрока, скорость передвижения — от того, на чем передвигается игрок. Точность попадания на определенную клетку можно скорректировать десятком разных способов. Нужны деньги? Торгуйте. Покупаете груз одежд в «Линии эльфийской моды» — и отвозите на продажу феям. Или груз снадобий из «Игривой пыльцы», или груз нечисти из «Проклятого карьера».
Хотите победить — начинайте выполнять квесты или лезть вверх по различным карьерным лестницам. К вашим услугам заклинания, магические телепорты и транспортные гильдии, наживы для быстрого обогащения, войска для захвата и шайки для отбора денег.
В ТКПМ 2 мы играли уже не просто семьей, но и с друзьями, и друзьями друзей. Главный минус — игра действительно большая. И долгая. Начавшись в девять, едва ли партия заканчивалась до трех ночи.
Мы думали ее издать, предлагали «Миру Фэнтези». Но дальше «да, классная игра, нам понравилась» дело не пошло. Зато у нее есть сайт, хоть и не до конца доделанный, где ее можно скачать, а также прочитать небольшие зарисовки про Подлунный Мир.
Вот из этого-то Подлунного Мира и родилась идея Гоббы. В ТКПМ 2 есть Большая Гобба — это столица Гобланда и самая большая клетка на карте. Она ведь ба-а-альшая.
То есть, когда вы работали над «Гоббой», тематика была более первична, чем механика? Идея сделать игру про «Гоббу» предваряла некий набор правил, на которые вы положили легенду «Гоббы»?
Да, тут я полный антипод Книции. Сначала захотелось сделать игру про Подлунный Мир, но много проще, чем были до этого. В ТКПМ 2 зачастую нужно столько всего просчитать за один ход, что возникает опасность схлопотать коллапс ментальной ауры. Вот и задались вопросом — чтобы было весело и просто. Но без кубика, кубик уже надоел.
Так и завертелось: сначала холм, потом ножики, кочерыжки и грибочки. Одно за другое — одни идеи уходили, другие приходили на их место. Активно играли, тестили. Тем, что получилось — довольны страшно. Предложили «Правильным играм» — им тоже понравилось. Теперь издали — наслаждайтесь.
На каких игровых механиках построена «Гобба»? Есть ли у неё схожие черты с какими-нибудь известными игрушками?
Накопление ресурсов, тесное взаимодействие с другими игроками (иногда слишком тесное), передвижение по карте, аукцион. Важна логическая составляющая, когда и что сделать.
По поводу второго вопроса. Не могу сказать, что активно вращаюсь в мире настолок, только c месяц назад добавил в RSS «Тесеру» и ваш «Nастольный Blog» (какая неприкрытая лесть). У меня самого игр двадцать, не больше. Среди них ничего похожего на «Гоббу» нет. Но вряд ли никто никогда не издавал чего-нибудь хоть в каком-либо отношении сопоставимого. Ведь сложно напечатать книгу и при этом сильно отличаться от Гуттенберга.
Можете ли вы обозначить целевую аудиторию «Гоббы»? Для кого эта игра подходит лучше, для новичков или для опытных игроков?
Для кого угодно. Правила намеренно сделаны максимально простыми и короткими. Однако в «Гоббе» можно собирать ножики или, там, кочерыжки, и весело проводить время, а можно просчитывать развитие ситуации и выигрывать.
По поводу целевой аудитории все сложнее. С одной стороны, гоблинская тематика предполагает людей, которых еще не воротит от классического фэнтези. Вместе с тем «Гобба» активно подтрунивает над актуальной сегодня темой выборов. То есть аполитичные подростки тоже могут пропустить изрядную долю лулзов.
Вообще же благодаря простоте и увлекательному процессу «Гобба» направлена на самые широкие слои населения.
Антон, не буду скрывать, я не в восторге от внешнего вида «Гоббы». И Поле, и фишки, и кубики – всё это отдаёт дешёвыми играми 90-х годов. Расскажите, как шла работа над оформлением игры. Участвовали ли вы в этом процессе? Как вы сами относитесь к результату?
Ну, что могу сказать, я результатом доволен, коммьюнити вашего сайта, как я заметил, нет.
Автор дизайна и рисунков — Wuurzag. Он не профессиональный художник, но гоблинов и орков любит, и они получаются у него, на мой вкус, отлично. Взять карточки: что расположение элементов, что сами картинки — просто няшные. Коробку, возможно, я бы сделал менее перегруженной элементами. Ролик делался им же. Для первой мультипликационной работы в жизни получилось недурно, другое дело, рынок такие мелочи совсем не волнуют.
Ко многим проектам от «Правильных игр» выпускались дополнения (Зельеварение, Эволюция, Ордонанс). Появятся ли какие-нибудь расширения для «Гоббы»?
Пока не планируется. Как мне кажется, «Гобба» — история самодостаточная. Если бы я что и добавил, так это объемный холм с террасами.
Есть ли у вас планы по дальнейшей работе в направлении настольных игр? Стоит ли нам ждать новых игрушек от Антона Лозовского?
Планов до неприличия много: от эпических продолжений ТКПМ, до простеньких стэнд-элонов. А вот что из них будет реализовано — посмотрим.
Антон, благодарю за интересное интервью. Приятно было пообщаться!
Взаимно. И смайл.
Статья пиар. А то, что ролик просто ужасен, а графика в игре страшная, авторы этого не видят или не хотят видеть. Главное, что им самим нравится. Ребенку такую игру не подаришь, например.
И тоже повод гордиться: «он не профессиональный художник и ролик — первая работа в жизни». Нас как и упомянутого издателя это не должно интересовать. Я смотрю на коробку, компоненты и на саму играбельность. И пока что не решил, что покупка оправдана.
В девять вечера или девять утра? 🙂
“он не профессиональный художник и ролик – первая работа в жизни”
первая работа в жизни, первая изданная игра, первый опыт на большом рынке и тд …
но почему деньги просят как за 21-ю игру (имею ввиду игры от компаний, где рука набита, художники опытны и талантливы, компоненты качественные)
Миша Магнит, а мне кажется или вы с героем интервью похожи внешне?:)
похожи, похожи.. немножко. 🙂
Арт конечно стрёмный, но вот здесь какая штука, когда вышла Эволюция большинство говорили о том же, но теперь это же большинство говорит, блин пацаны а ведь классно получилось. С Гоббой может быть та же песня.
И ещё такой вопрос, вот занимался человек своими переводами и был далёк от игр, в юные годы делал игры похожие на Монополию (а кто не делал???). И вдруг, внезапно, здравствуйте я автор новой классной игры «Гобба» мы издали её совместно с компанией «П» вот таким тиражом и хотим за неё вот столько деревянных… Мне, как и многим читателям интересен сам путь от переводчика до разработчика, почему вашу игру издали, что в ней привлекло издателя, почему именно вас издали, а не кого-то другого (думаю, что сейчас у издателей нет отбоя от талантливых, рьяных, молодых разработчиков со своими классными мега-проектами)
@vladdrak
@darth730
Странно, когда я увидел фотографию, мне сразу показалось, что этот человек мне откуда-то знаком, но про себя я не подумал 🙂
что ты говориш О_о
@monkey
Надо признать, что игра нравится многим далёким от настольных игр людям. Среди всего отечественного барахла на нашем рынке вполне себе звезда.
@ZoRDoK
мне правда интересно, откуда далекие от настольных игр люди знают об этом выкидыше….гоббу теперь продают в хлебном?=)
@molfar
ZoRDoK Имеет в виду Эволюцию.
@ZoRDoK
Monkey и greta говорили только о визуальном оформлении, но не об игре в целом.
Хорошо что я пришел, а то бы вы совсем запутались.