Недавно я подумал, что у нас в стране есть несколько компаний, занимающихся разработкой и (или) издательством настольных игр. А вот "пиарщик" настольный есть только у Звезды. Это Татьяна Соколова, специалист по связям с общественностью, которую многие встречали в комментариях у меня на сайте под ником "татьяна". И вот я подумал, почему бы не организовать интервью с единственным в стране настольным pr-специалистом? Сказано — сделано. Читайте.
Для начала расскажите о себе.
День добрый! Меня зовут Соколова Татьяна. Работаю специалистом по связям с общественностью в компании «Звезда», в свободное от работы время участвую в гонках по бездорожью на джипах, читаю Пикуля и Вербера, танцую в клубе сальсы, изучаю храмовую культуру России. Люблю скорость и дорогу, пишу стихи и играю на пианино.
Как состоялось Ваше первое знакомство с настольными играми?
В дошкольном возрасте много играли в домашнюю «Монополию» — самодельная такая настолка, в советское время она, наверное, была в каждой семье: игровое поле расчертили и отрисовали сами, кубик сделали из бумаги, вместо фишек — швейные наперстки, вместо карточек – лотерейные билеты определенных цветов. В школе начала играть в шахматы – это у нас семейная игра, подарочный набор шахмат передается по наследству, шахматы – пожалуй сама моя любимая игра до сих пор.
Планировали ли Вы связать свою работу с настольными играми?
Возможно, Вас это удивит – но нет, не планировала. В детстве мечтала стать театральным режиссером, в выпускных классах ставила спектакли, выступления КВН и т.п. Но потом решила получить более востребованную профессию, поступила в МГОУ на экономический факультет, получила специальность «менеджер по экономической политике», отработала 5 лет в оптовых продажах. До «Звезды» работала с другой группой товаров, в разных компаниях, на разных должностях: от менеджера среднего звена до руководителя компании, занималась и закупками, и реализацией, и производством.
Как Вы пришли в "Звезду"?
Получила дополнительное образование в крупном международном образовательном центре по специальности «Связи с общественностью», поработала в рекламе, прошла годовую стажировку в издании, попробовала себя в нескольких глянцевых журналах и поняла, что готова к серьезной работе PR-щиком в крупной компании. Разместила свое резюме на Head Hunter, отправила его и на «Звезду». Через пару дней мне перезвонил генеральный директор Константин Кривенко, приехала, прошла собеседование. Мне импонирует, что «Звезда» работает с детскими товарами, является производителем, поэтому осталась, работаю четвертый год.
Расскажите о своей работе. Из чего состоит Ваш типичный рабочий день?
PR подразумевает создание благоприятного имиджа компании, и моя работа – не исключение. Еще 5 лет назад на лекциях по связям с общественностью преподаватель сказала нам: «Если вы пришли в эту профессию за креативом и творчеством, то вы сильно заблуждаетесь, чистой воды творчество будет занимать всего 20% вашего рабочего времени». Так и есть…
Обычный день – это почта, презентация новых продуктов ключевым клиентам, контроль работы и наполнение контентом сайтов, медиапланирование, анализ продаж, бухгалтерская отчетность по рекламным бюджетам, рекламные макеты в печатные СМИ, контроль оптимизации и раскрутки сайтов, создание информационных поводов для СМИ, мониторинг конкурентов, разработка акций в торговых сетях и интернет-магазинах, составление технических заданий дизайнерам, заказ сувенирки, POS-материалов, обсуждение новых проектов и многое, многое другое… «Необычности» добавляют командировки, выставки, съемки на ТВ, экскурсии на производство, которые я провожу.
Вы работаете с клиентами и вживую, и в сети. Что требует больше усилий? Откуда больше отдача, из онлайна или оффлайна?
Офф-лайн — коммуникации за последние несколько лет в принципе начинают сдавать свои позиции, уступая место Интернет — технологиям. Общение на выставке или ведение блога – это просто два принципиально разных процесса.
Пока что мы сочетаем эти два виды общения с клиентами, но заметно смещая приоритет в сторону Интернета – реалии времени.
Во время выступлений на выставках, презентациях BTL-акций или выступления на конференции имеет значение много факторов – внешность, тембр голоса, мимика, жестикуляция, освещение, организация самого мероприятия в конце концов. При общении посредством Интернета нужно в принципе просто уметь слышать задаваемые вопросы и уметь доходчиво излагать свои мысли.
Но есть и общие моменты – если ты не знаешь о чем говоришь – тебя не станут слушать, ни он-лайн, ни офф-лайн. Кстати, именно поэтому, Ваш портал, Юрий, столь популярен — Вам есть что сказать о настольных играх.
Отслеживаете ли Вы упоминания о «Звезде» на сайтах о настольных играх? Обращаете ли внимание на появление в интернете обзоров продуктов «Звезды»?
Это часть моей работы, конечно обращаю внимание на обзоры и рецензии.
Расскажите, пожалуйста, подробнее. Вы как-то обобщаете информацию об отзывах в интернете и кладёте на стол начальству? Доводите до сведения разработчиков? Работает ли в данном случае обратная связь?
«На стол начальству»… Интересная формулировка. Я поняла, о чем Вы… Критика в адрес игровой механики – если она объективна – уйдет в отдел разработок, указание на неточность в правилах – тоже. Мы сейчас работаем и с новыми авторами, и активно задействуем тестировщиков правил – так что – обратная связь, безусловно есть… Руководству на стол уходят отчеты эффективности той или иной PR-компании, их объективная оценка, включая и экономическую эффективность… Работа PR-специалиста возможна и успешна, если PR-специалист понимает задачи, которые ставит руководство, а руководство устраивают методы, которыми пользуется сотрудник для достижения этих целей.
Есть ли какие-нибудь характерные отличия работы «пиарщика» у разработчика и издателя настольных игр от работы PR-специалиста в других компаниях?
Естественно есть нюансы, нужно знать свой продукт, разбираться в ценообразовании именно настольных игр, изучить рынок детских товаров в принципе и настольных игр в частности и, наверное, быть в душе немного ребенком… Но в целом PR-инструменты одинаковы почти везде.
Играете ли Вы в настольные игры на работе? В свободное от работы время?
В настольные игры «Звезды» обязательно играю на финальной стадии создания продукта, тестируем правила, принимаю активное участие в придумывании названия игры, позиционировании ее на рынке, возрастной адресации. Постоянно играем в настольные игры в командировках и на выставках – там на это больше времени.
В свободное от работы времени играю в «Мафию», сама организую и провожу турниры по этой игре,
По-прежнему люблю шахматы. Однако настоящий отдых для меня – это все же не партия в «Колонизаторов», а гонка по сложной трассе на хорошо подготовленном внедорожнике подальше от Москвы.
Какая игра от «Звезды» нравится Вам больше всего? Почему?
Одну выделить, пожалуй, не могу – их будет несколько:
«Эй! Это МОЯ рыба!» — многочисленное количество детей разных возрастов, вместе со мной за 10 минут освоив правила, становились поклонниками настольных игр в принципе – благодаря именно этой игре. Игра конечно простенькая, но психология ребенка видна уже на второй — третей партии: «боец» и любитель шахмат станет вырабатывать стратегию блокирования соперника, девочка-романтик отвлечется на цвет и схватит чужого пингвина, малыш-дошкольник будет всерьез считать льдин с большим количеством рыбин и т.п. Не особо отвлекаясь на сам процесс игры можно посмотреть за реакцией и эмоциями противника по игре – мне это импонирует.
Из последних- нравится «Коммерсантъ» — достаточно быстрая партия по сравнению с «Монополией», прикольное оформление карточек, изумительные фишки- приятно держать в руках.
Ну и естественно «Тачки» — пусть нет пластиковых машинок, зато трасса каждый раз разная, стратегия «ускорения» и «сброса противника с трассы» иногда позволяет придти первым к финишу. Опять же быстрая партия.
Как вы относитесь к другим российским производителям настольных игр? Знакомы ли лично с работниками других «настольных» компаний?
Отношусь с уважением, конкурентов нельзя недооценивать. Знакома с некоторыми по переписке, мы не «дружим домами» — если Вы об этом, но и не работаем в режиме жесткой конкуренции – этот рынок еще пока достаточно емкий. «Звезду» позиционируют как производителя детских игр с известными персонажами, отличными фишками и специализирующуюся на лицензиях и локализациях. Что ж, в 2011 году мы добавим в копилку еще несколько направлений с появлением новых настольных игр.
Из всех российских «настольных» компаний свой «пиарщик» есть только у Звезды. Как Вы считаете, почему? И, кстати, не пытался ли Вас кто-нибудь переманить?
Почему PR-службы нет у других компаний я Вам, пожалуй, не смогу ответить, спросите у них. А у «Звезды» он есть видимо, потому что наш генеральный директор достаточно серьезно относится к своему бизнесу, причем ко всем его направлениям и нюансам.
Переманить, нет, не пытались, знаете, по опыту работы в PR-есть компании, которые PR-ить возможно, но проблематично, есть персонажи, которых PR-ить неприятно, а есть «Звезда»…
В заключении пожелайте что-нибудь читателям моего сайта.
Играйте и выигрывайте, цените победу и умейте проигрывать, узнавайте мир, не разочаровываясь в нем. Цените каждое мгновение Вашей жизни. А что наша жизнь? Игра…
не знаю чем отличается пиар менеджер от настольного пиар менеджера, но то, что Соколова Татьяна не любит настолки видно сразу.
выдерну несколько цитат:
— «Эй! Это МОЯ рыба!» за 10 минут освоив правила
— «Коммерсантъ» – достаточно быстрая партия по сравнению с «Монополией»
— «Тачки» – … Опять же быстрая партия.
т.е. настолками интересуется постольку поскольку, чтоб отделаться.
А мне нравится большое количество знаков препинания.
Такое в наше время не часто увидишь. 🙂
согласен с мнением «евгений»
теперь понимаю почему раскрученность настолок вообще и от зведвы в частности настолько слабо проработанно на постсовковом пространстве.
пиарщик-то всего один, да и тот … любит только шахматы 🙂
.. благодаря Юре теперь вся страна знает што есть такая Танюха Соколова.. которая непрочь погонять на джипе .. и почитать Пикуля.. а кстати неплохая мысль брать интервью у симпатичных девушек.. лично я бы хотел почитать интервью с Аллой из «Универа» и Верой Брежневой например..
Хм… не знал, что они настольщицы!
🙂
Пиар менеджер от настольного пиар менеджера скорее всего не отличается.
Какая разница, что продвигать — автомобильные бренды, унитазы или настольные игры. То, чем занимается Татьяна, для нее работа, которая приносит доход. Интересы совсем другие. Но она же не разработчик (было бы действительно забавно видеть разработчика настольных игр, который к ним равнодушен). А чтобы работа и хобби совмещались — такого практически не бывает (ну может один процент из ста).
P.S. Для полноты образа, Юрию надо было приложить к интервью ее комментарии в настольном блоге.
А в целом — рассказ ни о чем.
Интервью нормальное вполне. Но то что человек работает за денежку, а на идею ему впринципе пофиг, в глаза бросаеться сразу. Только обвинять в этом сложно. Каждому своё.
«в свободное от работы время участвую в гонках по бездорожью на джипах, читаю Пикуля и Вербера, танцую в клубе сальсы, изучаю храмовую культуру России. Люблю скорость и дорогу, пишу стихи и играю на пианино.»
А вы тратите деньги на настолочки.
Одно другому не мешает.
Хотелось бы конечно чтоб знали как «Татьяна». Ну и Танечка, жип триал и ралли оно конечно круть несусветная, ну а дети?…..
А в открытую спросить: «Татьяна, вы замужем? Если нет, можно пригласить вас на партейку в шахмато-монополию?» — духу не хватило? =))))
@SkyRover
))))А ты видел, как моя Татьяна с ножом обращается? А я видел……
@евгений
@zwyagel
Да, у Татьяны отличное от нашего хобби. Настолки для неё — всего лишь работа. Но я, например, не вижу в этом ничего плохого.
+1
Совершенно согласен.
Надо сказать, я не ожидал такой реакции, хотя Татьяна говорила, что так и будет. Из интервью хорошо видно, что настолки для неё — далеко не самое главное в жизни, но я почему-то думал, что это не будет воспринято читателями в штыки.
PS: хотел опубликовать интервью на 8 марта, но, к счастью, повесил его на сайт раньше. А то бы и праздник испортил 🙁
Да тут каждый, кто не фанатеет от запаха свежекупленного картона, воспринимается в штыки.
А вот лично мне интересно, входит ли каким-то образом сайт и форум Звезды в круг обязанностей PR менеджера. По логике должен бы. Просто есть мелкие претензии, не знаю, кому жаловаться.
«А чтобы работа и хобби совмещались – такого практически не бывает (ну может один процент из ста)»
Значит мне крупно повезло )
Помнится в The Villagee читал:
http://www.the-village.ru/flows/money/posts/100277-job
Как говорит комьюнити-директор Flickr, Хизер Чемп — «Быть комьюнити-менеджером — это как быть пинатой*. Люди колотят тебя палками, а ты всё равно должен раздавать им конфеты» *Пината — игрушка с конфетами внутри, которую дети разбивают на праздники
Должность Pr-менеджера во многом схожа. Хотя тут явно не по делу раздавались «комплименты»
Поддерживаю! =) Седокову и Анфису Чехову в студию =)
Ну а если серьезно, то черный джокер правильно привёл аналогии — в принципе можно было взять интервью у любого простого человека и был бы такой же результат.
А по сути — кому не пофиг на настолки, кроме нас, настольщиков? Работники Звезды (очень возможно, что и разработчики), руководство МКИ, интернет магазины — все они смотрят на игры как на работу и надо давать отчет самому себе в этом.
Конечно, мы, маньяки, на всех, кто не «в теме», смотрим искоса. И если не разделяют наши убеждения, то расстраиваемся. =)
Ну так, женщина знала что так и будет, потому что умная =)
И так было понятно, комментить тут нечего, а если нечего комментить, то надо в чем-нибудь кого-нибудь обвинить, чтоб веселее было…
Что-то форум Звезды вообще исчез с экранов. Странное совпадение.
Главное — это то, что Звезда с приходом Татьяны повернулась к взрослым настольщикам «передом», а не как раньше. Первые локализации, первые пробы аудитории, всегда спокойное отношение к критике (я помню, как на критику среагировали в Хобби однажды в блоге Юры), и вот — шаг за шагом, Звезда становится современным игроком (международным) в мире взрослых настольных игр. Я не говорю о солдатиках, они всегда славились за пределами нашей страны, я о настолках.
В целом, своеобразным пр-менеджером у СМАРТА выступает Алексей, правда, я не знаю, какую он должность занимает — но по онлайн-части он отвечает примерно за то же. По другим компаниями пока говорить рано — из крупных можно только Игровед взять, но там всё силами владельцев.
если Татьяна читает комментарии к данному блогу, то хотелось бы сделать предложение для звезды сделать локализацию игры bootleggers. мы бы с удовольствием сыграли 🙂
Даёшь локализацию Nexus ops! =)
Не думаю что пиарщик прям таки обязан фанатеть. Более того, подозреваю, что некоторая отстранненость помогает понять и прочуствовать, рынок, клиента и сбытчиков.
А все остальное тупые придирки.
да, бутлеггерс было бы круто
давно ее хочу
Можете уже и не жаловаться по второму пункту. «Cмещая приоритет в сторону Интернета», компания «Звезда» закрыла свой форум. 🙂
Самое забавное, что в тот момент, когда я сообщение писал, он ещё работал.
Но жалоба-то у меня была простая: я задал на форуме вопрос и за месяц не получил ни одного ответа. А теперь и вовсе закрыли.
Забота о клиентах просто удивительная.
Ну Татьяна на форуме появлялась хоть и редко, но довольно регулярно. По крайней мере в моделистских ветках. Видимо собиратели моделей были более привлекательны. Хотя они считают, что Звезда катится в полную попсу и удовлетворяет только хотелки армии невысокоинтеллектуальных любителей покидать кубик
Насчет маньяков и убеждений — я согласен c Mazz_o, но хочу сказать, что PR-менеджер, рассказывая о себе в настольном блоге, должен хотя бы создать имидж того, что он близок по духу к настольщикам. Начинать рассказ о себе с того, что я люблю ездить на джипе и танцевать модные танцы — по-моему не очень располагает к дальнейшему общению. Создает видимость того, что настолки не интересуют в принципе — типа, ну работа такая, а так, могу пиарить все что движется. Вот народ и расстраивается. Хотелось бы поподробнее насчет молодых авторов — знает ли кто их?
PR-менеджер есть еще, как минимум, у Стиля Жизни.
@Amsh
Не понял? Т.е. если мне по работе придется общаться с кюмьюните, извините, как бы это по политкоректнее, геев, то я должен создать себе имидж и расположить их к себе. Человек такой какой он есть, он есть личность и есть профессионал. Тебе профессинально расказали о личности, а пихнуть шершавого тебе каждый барыга на рынке сможет……
@Oldman
Amsh объективно прав, у PR-менеджера работа такая, не правду матку рубить, а с комьюнити работать, в таком варианте обязательно нужно быть своим, даже если ты среди чужих 🙂
На вопросы, отправляемые на [email protected] (ныне это заменитель форума) тоже никто не отвечает.
Сейчас пишу обзор Терминатора, и хоть игра мне понравилась, но Звезде звездану по полной.
@Рыбыч
@White
Тут вопрос о чем статья. Если это пресрелиз «Звезды» то да: нарядной стороной к потенциальному клиенту. Если это рассказ о человеке который работает в индустрие, мне как раз интересно повседневное лицо героя.
Господа вы не постоянны: если бы Татьяна в статье только бы и делала что рассхваливала «Звезду» были бы вопли в стиле «фууу, нахрен нам нужна эта заказная реклама», еще бы и Юре перепало. А когда человек без лукавства и заигрывания, пишет о себе, это тоже плохо, мол не гик и игры не любит.
@White
Порочное понятие о профессионализме…
а ведь это супер-идея! текста там мало, миниатюры у «Звезды» — отличные, востребованность игры — высокая, цену легко можно выставить в 2000 руб и выше!
Лучше бы выпустили Спейс Халк только во вселенной Alien. Купили лицензию у FOX. Позаимствовали механику у Спейс Халка. Миниатюры чужих и пехотинцев уверен получаться на 100% отличными. Правила на нескольких языках. Ценник в 100 долларов. Будет улетать как горячие пирожки. Я бы сам первым встал в очередь.
PS. Если идея приживётся, то прошу не забыть об отчислениях за идею.
PPS Мне интервью показалось немного суховатым. Не в плане ответов, а даже скорее в плане вопросов и общего русла. В целом же мне интервью понравилось. А вот нерды из «первых рядов» откровенно удивили своим хамством.
@Legion
Судя по всему, лицензия на «Чужих» у них уже есть.
@ZoRDoK
Точно. Нашёл информацию об игре «Чужой против Хищника».
Осталось только идею этой настолки протолкнуть. 🙂
Лишь бы поспорить. 🙂
@евгений
Да уж. Профессионал от слова профанация))
В итоге и интервью не интересное.
эх, как же далеки они от народа, эти пиар-манагеры на джипах…
удивлён интервью… по идее, как высказался Amsh(+1), она должна была действительно сделать вид что настолки её интересуют более чем на 10 минут(пусть даже если это было бы и враньём, как ни как PR менеджер).
пример про геев Oldman-а не корректен, думаю ни один гетеросексуал который владеет гейским заведением не выскажется публично, типа -жизнь геев мне безразлична я только стригу купоны.
остаётся загадкой, или Татьяна действительно сделала PR ход высказав всё на чистоту в надежде что фанаты игр оценят честность, и таким образом получит уважение читателей или это не профессионализм…
в любом случае удивили )
не понравился вопрос «Какая игра от «Звезды» нравится Вам больше всего?»
почему именно «от Звезды»? наверно вопрос был сначала «Какая игра нравится Вам больше всего?», но потом выяснилось что кроме «от Звезды» (исключение монополия) ни во что не играли )