Сегодня мы пообщаемся с Евгением Курбатовым, занимающим должность директора по маркетингу и PR компании Звезда. Евгений расскажет о себе, своих увлечениях, своих обязанностях и – о компании Звезда.
Ю.Т.: Евгений, здравствуйте! Благодарю, что согласились побеседовать.
Е.К.: Здравствуйте! Спасибо за предоставленную возможность!
Ю.Т.: Для начала расскажите немного о себе. На кого учились, кем работаете, чем увлекаетесь?
Е.К.: Готовился быть инженером). Учился в МИРЭА, факультет кибернетики, специализация – техническая журналистика, но жизнь внесла свои коррективы. В настоящий момент, занимаю должность директора по маркетингу и PR ООО “Звезда”. Увлечения? Их много, периодически меняются. От страйкбола и фотографии, до подводной охоты и компьютерных онлайн-игр. Ну и само собой, никогда не откажусь сыграть в хорошую настолку с друзьями.
Ю.Т.: Как Вы познакомились с настольными играми?
Е.К.: Мне было лет 5 наверное. Старшие товарищи самостоятельно изготовили “Монополию”, так и познакомился.
Ю.Т.: Как Вы сами относитесь к настольными играм? Можно ли Вас назвать любителем настолок? Какие игрушки Вам нравятся больше всего?
Е.К.: Безусловно меня можно назвать любителем настолок. Из игр, в которые регулярно играю со своими друзьями, могу выделить Dixit, Oltre Mare, Makabana (издавалась нашей компанией, как “Райский остров”), ну и очень много лет увлекаюсь MTG.
Ю.Т.: Давно ли Вы трудитесь в «Звезде»? Что сейчас входит в Ваши обязанности?
Е.К.: В компании Звезда с 2002 года. В этом году будет 10 лет, если бы не напомнили, то обязательно пропустил бы). Основные обязанности — анализ рынка перед принятием решения о выпуске того, или иного изделия, продвижение продуктов, реклама, информирование СМИ и конечного потребителя, о новостях компании и интересных особенностях наших продуктов. И еще пару десятков мелочей).
Ю.Т.: Играете ли в настольные игры в рамках служебных обязанностей? Можете ли назвать ТОП-5 любимых игр от «Звезды»?
Е.К.: Само собой. Райский остров, Плоский мир, Три мушкетера, Гремучие джунгли, Топ Гир.
Ю.Т.: Чем Вы занимались в «Звезде» на предыдущих должностях?
Е.К.: Руководил дизайнерами и игровым отделом, контролировал весь процесс производства (и настольных игр, и сборных моделей) от идеи, до выхода изделия из печати.
Ю.Т.: Если разделить Ваши теперешние обязанности в сфере маркетинга и PR, то каково будет соотношение сил «маркетинг/PR»: 50/50 или же наблюдается уклон в какую-либо сторону?
Е.К.: На данном этапе, больше внимание оказывается PR, есть ощущение, что в этом компоненте мы немного не дорабатывали последнее время.
Ю.Т.: Из чего состоит типичный производственный цикл в «Звезде»? Анализ предложений – принятие решения об издании игры – печать тиража – выпуск в продажу? Есть ли ещё какие-то стадии?
Е.К.: Ну практически так. Единственное, что между решением об издании и печатью тиража, есть еще очень непростой и важный этап – дизайн. Иногда это самый длительный этап во всей цепочке.
Ю.Т.: Обращают ли в «Звезде» внимание на продукты других российских настольных издателей? Пробуете ли «чужие» настолки?
Е.К.: Естественно. Мы постоянно отслеживаем новинки наших друзей. Многие нам знакомы, если это что-то новое, то обязательно приобретаем, и играем.
Ю.Т.: Некоторое время назад у меня сложилось впечатление, что настольные игры для «Звезды» — это побочный вид бизнеса, доля настольных игр в общем доходе компании невелика (по сравнению, например, с миниатюрами) и поэтому настолками иногда занимаются по остаточному принципу. А как обстоят дела на самом деле? Насколько ценным представляется компании рынок именно настольных игр?
Е.К.: Отчасти вы правы. Настольные игры действительно появились, как побочный продукт. Но последние 3 года, это направление стало для нас, как минимум равноправным, со сборными моделями. А с недавнего времени, даже, пожалуй, приоритетней. Если в сегменте сборных моделей мы достигли больших высот, а кое-где даже выбились в мировые лидеры, то настольным играм явно требуется больше нашего внимания и усилий. Тем интереснее! Резюме — рынок настольных игр представляется нам ОЧЕНЬ перспективным.
Ю.Т.: «Звезда» выпускает игры различной направленности: есть экспортные настолки (как «Три мушкетёра»), есть локализации (например «Каменный век»), есть игры для внутреннего рынка (как «Чужие против хищника»). Существует ли у «Звезды» какие-то внутренние градации издаваемых настольных игр по категориям? Если да, то что это за категории и чем они отличаются?
Е.К.: Да, безусловно, есть. Мы выделяем два больших направления – масс маркет и игры для более продвинутых и требовательных игроков. Игры для масс маркета, как правило, лицензионные, с узнаваемыми персонажами и не очень сложной механикой. Игры для более требовательных игроков, это в основном локализации, хорошо зарекомендовавших себя на западном рынке. Но и внутри этих направлений есть свои “разделы”, детские, обучающие, семейные, игры для компании, военные.
Ю.Т.: Правильно ли я понимаю, что в области «масс маркета» позиции «Звезды» достаточно устойчивы? Как обстоят дела сегментом для более требовательных игроков?
Е.К.: Получается так, что на “масс маркете” у нас наиболее сильные позиции среди всех отечественных производителей. А вот в сегменте более требовательных игроков, нам хочется завоевать более сильные позиции. Будем стараться.
Ю.Т.: Как работает система контроля качества в «Звезде»? Как проверяется комплектность игр? Вычитываются ли тексты правил, перед отправкой тиража в печать?
Е.К.: Естественно система контроля существует, причем на всех этапах. Проверяются и правила и комплектность, многие вещи бракуются. Совсем недавно мы очень серьезно ужесточили требования по полиграфии. Мы получаем сигнал с рынка, и стараемся на него реагировать.
Ю.Т.: Не могли бы Вы уточнить, в чём именно выражается ужесточение требований? Заметны ли будут его результаты игрокам?
Е.К.: Смена поставщиков, подбор более качественных материалов. Естественно будет заметно. Первым проектом, с игровым полем улучшенного качества, станет “Камисадо”.
Ю.Т.: Помимо обновлённых игровых полей, будут ли ещё какие-то компоненты нового качества? Не планируете ли перейти на коробки нового формата для «масс маркета»?
Е.К.: Обязательно. Если вы заметили, большинство последних новинок Звезды, выпускается в “еврокоробках”, из хорошего картона, крышка и дно отдельно. Привычных многим коробок из микрогофры, вскоре не останется совсем. Так же, в ближайших планах улучшение качества вырубных элементов и карточек.
Ю.Т.: Неоднократно подмечалось, что продукция «Звезды» присутствует почти во всех регионах страны и основная аудитория компании – это люди из оффлайна, в том числе и те, кто далёк от настольных игр. В последнее время «Звезда» появилась ВКонтакте, в Фейсбуке, означает ли это, что компания ориентируется и на интернет-пользователей? Насколько важен этот сегмент аудитории, учитывая, что людей из оффлайна заведомо больше?
Е.К.: Причины, почему “Звезда” стала больше проявлять активности в интернете, очевидны. Во-первых, все больше людей из оффлайна, стало использовать интернет, как источник информации при принятии решения о покупки того, или иного товара. Во-вторых, среди интернет-ползователей проще выделить целевую аудиторию, соответственно проще донести информацию. В-третьих, нам очень важно мнение о нашей продукции, чтобы постоянно ее совершенствовать, а интернет прекрасный инструмент для получения среза общественного мнения. Ну, и отвечая на вопрос о важности интернет-аудитории, нужно отметить, что это аудитория наиболее активная, продвинутая, молодая, интересующаяся и очень важная, как для нашей компании, так и для рынка в целом.
Ю.Т.: Недавно Зордок (diced.ru) обнаружил на сайте Тесера несколько пустых профилей пользователей, и все как на подбор поставили высокие оценки играм «Звезды». По этому вопросу были высказаны различные предположения: кто-то говорил, что этим людям просто нравятся игры «Звезды», кто-то полагал, что что попытка «накрутки рейтинга». Можете как-то прокомментировать эту ситуацию?
Е.К.: Если кому-то наши игры нравятся, больше остальных, то могу этому только порадоваться) Если серьезно, то ни я, ни мои сотрудники этого не делали. На “Звезде” работает больше 200 человек, есть достаточное количество очень лояльных, но независимых людей. Не могу исключить, что кто-то из них, в частном порядке проявил подобную инициативу. Как вы понимаете пресечь это практически невозможно. Уверен, что подобные вещи происходят сплошь и рядом, и не только в нашем бизнесе. И вряд ли эти люди, отметившись на Тесере (если это действительно произошло), стали “пионерами”.
Ю.Т.: Когда примерно стоит ожидать поступления в продажу «Samurai Battles»? Где впервые будет выпущена эта игра: в России или за рубежом?
Е.К.: Английская версия – май. Русская версия — конец мая, начало июня. Из этого следует, что впервые она появится в продаже именно на Западе. Вообще это абсолютно нетипичная ситуация, в подавляющем большинстве случаев происходит с точность наоборот. Дело в том, что в коробке будет две игры. Одна от “Звезды” (Art of Tactic), а другая от Ричарда Борга (Commands&Colors), для обеих систем используются одни и те же миниатюры. Правила, Ричард закончил всего неделю назад, естественно, они на английском. Наши правила уже готовы на двух языках. Нам просто требуется время на перевод и адаптацию правил Ричарда Борга. С этим и связана разница во времени релизов.
Ю.Т.: Расскажите, как происходит в «Звезде» процесс отбора кандидатов на локализацию?
Е.К.: Процесс отбора кандидатов, выглядит примерно так: у нас достаточно много партнеров на западном рынке, естественно они информируют нас о своих новинках и планах, предлагают взять что-то на локализацию, определенные игры привлекают наше внимание на различных выставках. Далее образцы тестируются и изучаются профессиональной командой, на предмет интереса для нашего рынка, а так же экономической целесообразности выпуска. Высокая конкуренция и большое разнообразие на рынке заставляют нас все тщательнее отбирать игры для локализации.
Ю.Т.: Сотрудничает ли «Звезда» с какими-либо западными издательствами на постоянной основе? Что это за компании?
Е.К.: Да. Прежде всего это KOSMOS и Huch and Friends.
Ю.Т.: В чём именно заключается сотрудничество? Будут ли в ближайшее время на русском языке изданы какие-то продукты этих компаний?
Е.К.: Сотрудничество заключается в кооперации, мы достаточно часто изготавливаем пластиковые компоненты для игр этих компаний, участвуем в совместных тиражах, занимаемся локализацией. Да, от KOSMOS – Tsuro, от Huch – целый ряд логических игр. Все подробности можно найти в нашем каталоге на 2011 год.
Ю.Т.: Около половины ассортимента «Звезды» — это игры с громкими именами, сделанные по лицензии. К сожалению, временами их внешнее выражение значительно ценнее содержания. Планируются ли какие-то изменения по данному направлению?
Е.К.: Вопрос сложнее, чем может показаться. Очень часто упрощение комплектации и игровой механики вызвано не нашим стремлением, а серьезными ограничениями со стороны правообладателя. Иногда это похоже на настоящую войну! Нам приходится защищать каждое слово в правилах, каждую клетку игрового поля! И все это в очень сжатые сроки. Но мы постоянно работаем над этим вопросов, правообладатели, с каждым новым проектом все больше и больше прислушиваются к нам, доверяют. Мы прикладываем все возможные усилия, чтобы мы сами могли гордиться каждым проектом. Сделать игру по лицензии не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. У нас в компании есть отдельный бренд-менеджер, который занимается исключительно лицензиями. Это не так просто, вторгнуться в отдельную устоявшуюся вселенную и внести в нее корректуры «настольного» рынка. К тому же согласитесь, у нас есть очень успешные проекты по лицензиям. Например, «Терминатор: да придет спаситель», «Тачки», «Чужие против Хищника».
Ю.Т.: Чем обусловлены ограничения, выдвигаемые со стороны правообладателей? Неужели они не заинтересованы в том, чтобы сделать игру максимально интересной?
Е.К.: Как ни странно, но многие правообладатели не очень хорошо себе представляют, что такое настольные игры. Они относятся к ним, больше как к пазлам. Дадут три картинки и считают, что нам этого хватит. Далее начинаются прения, мы запрашиваем больше материалов, они знакомятся с правилами игры, выражают сомнения, а может ли их герой, делать то, о чем говорится в правилах? Консультируются, чуть ли не с автором книги (например, с Гарри Поттером именно так и получается), это все затягивается, потом приходят к выводу, что нет, не может их герой ходить по фиолетовым клеткам, а может только по черным и т.д. Но мы боремся, и с каждым годом наши продукты становятся интереснее и лучше.
Ю.Т.: Как Вы считаете, каким образом можно переломить ситуацию?
Е.К.: Должно пройти время. Чем больше нам доверяют, тем больше нам простора для творчества.
Ю.Т.: Не так давно я пробовал сыграть в «Войну клонов» и остался не очень доволен. И ладно ещё механика игры, но её оформление меня просто поразило – пустое поле, практически без графики с чёрными клетками (уровень «Коммерсанта. Деньги»). С точки зрения компании «Война клонов» оказалась успешным релизом?
Е.К.: Ну частично я ответил об этом в предыдущем вопросе. Война клонов – ярчайший пример воздействия правообладателя на издателя. Мы выжали максимум из дозволенного нам. Тем не менее, если рассматривать игру, как детскую, а не ориентированную на отчаянных фанатов, то она получилась вполне удачной. С коммерческой точки зрения, релиз, безусловно, успешный. Бренд “Star Wars” очень сильный.
Ю.Т.: Не так давно на сайте «Звезды» появилась возможность приобретать игры через интернет. Есть ли у компании планы по развитию сектора интернет-продаж? В чём они заключаются?
Е.К.: Хороший вопрос. Мы запустили эту возможность в тестовом режиме. Результатами остались очень довольны. В данный момент, мы готовим старт современного, удобного и интересного интернет-магазина. В самое ближайшее будущее у наших клиентов появится возможность совершать интернет-покупки с максимальным комфортом.
Ю.Т.: Если говорить о совершенствовании продукции, какие, по-вашему, в этом направлении могут быть сделаны шаги в ближайшие год-два?
Е.К.: Прежде всего качество исполнения. Качество упаковки и внутренних компонентов. Плюс, улучшение качества игровой механики, внедрение неких инноваций.
Ю.Т.: Планируется ли в ближайшее время выпуск каких-нибудь известных зарубежных игр на русском языке?
Е.К.: Конечно, и даже не одной. Пожалуй, самым ярким и интересным релизом, станет “Квориорс” (Quarriors! От Wizkids).
Ю.Т.: Евгений, большое спасибо за подробное и содержательное интервью! Было очень приятно пообщаться!
Е.К.: Спасибо вам! Всегда с удовольствием отвечу на любые интересующие вопросы.
Да, Звезда явно пошла в гору. Выпуск Тсуро и Квориорс — это правильный ход.
Интересно, Тсуро в какой комплектации будет?
А что? Девочку с джипами уволили? 🙂
Татьяна ещё летом ушла.
12 апреля 2012 г. 14:14 пользователь Disqus написал:
Тсуро и Квориорс — отличные игрушки. Отлично, если появятся в ближайшие пол года.
Что-то не видно работы PR отдела по продвижению Samurai Battles на западный рынок. Если есть директор по PR, то само собой разумеется, что у него есть подчинённые. Очевидно, что ни первый ни уж тем более вторые со своей работой не справляются.
А в чём должна выражаться видимая часть продвижения? (: «Звезда» работает с дистрибутором Alliance Game Distributors (а это все США), представила игру в Нюрнберге (представляет, уверен, и на других конвентах, в т.ч. профессиональном GAMA Trade Show), засветилась в новостях на BGG (в т.ч. отдельной статьёй, посвящённой тому, как Ричард Борг начал сотрудничество со «Звездой»; на BGG игру обсуждают)…
Чего не хватает? Послать игру на обзор Тому Вэселу и Ко?
Мне вот интересно.
Какие игры из двух направлений в целом более успешны — масс маркет, или игры для более продвинутых и требовательных игроков? Я имею ввиду именно коммерческую сторону вопроса. Какими играми прибыльнее заниматься? И насколько велика бывает эта разница?
Как окончивший МИРЭА, факультет кибернетики, позволю себе оффтоп: мирэашники настолько суровые, что фотографируются на фоне повешенного.
Причем повешенный очень поход на Эддарда Старка 😀
Меня не уволили, ушла сама. Расстались красиво, сейчас работаю над более крупными проектами, правда совершенно в другой сфере. За Евгения я по-человечески рада, наверное он наконец «нашел себя»… Жаль, что искать пришлось целых 10 лет…. с чем и поздравила его — лично — 12,04,2012 — непосредственно в день выхода этого интервью. Всем удачи!