На Игросфере мы познакомились с новой украинской настольной компанией Третья планета. В её активе уже есть две игрушки: локализованная версия Манчкина (на украинском языке) и наполовину локализованная Эволюция (правила на русском и украинском, карты на русском). Сегодня мы узнаем о Третьей планете немного больше, побеседовав с руководителем компании Игорем Гуровым

Ю.Т.: Игорь, добрый день! Как ощущения от «Игросферы» месяц спустя?

И.Г.: Приветствую, Юрий. Ощущения в сущности не сильно поменялись по сравнению с первыми впечатлениями – это был один из немногих праздников на нашей улице. Вам в России чуть проще в этом плане, все же ваш рынок настолок года на 3-4 опережает украинский в развитии, и такого рода мероприятия происходят достаточно часто. Для нас же львовская «Игросфера» это, пожалуй, единственный на сегодня шанс в течение года посмотреть, чем живут друзья-конкуренты, как меняется рынок, что нового на нем происходит. Еще есть весенняя киевская выставка «Беби Экспо», но она откровенно никакая.

Ну и от магии города Льва никуда не деться, каждый раз попадая туда – чувствуешь себя в Европе. 

Ю.Т.: Для начала, расскажите, пожалуйста, о себе. Кто Вы и откуда? Чем занимаетесь и что любите? Где и чем живёте?

И.Г.:  Я коренной киевлянин, вот уже 43 с небольшим года. По специальности физик-теоретик, хотя это было очень давно, и по большей части неправда – в год окончания киевского Универа развалился СССР, настали смутные времена, и поработать по специальности мне так и не довелось. Больше 15 лет проработал в рекламной сфере в одном из старейших украинских рекламных агентств «Артмастер», которое мы с друзьями основали в далекие 90-е. С 2010 года с небольшой, но зубастой командой занимаюсь проектом Hobby&Games – оптовая продажа в Украине настольных игр и всего околонастольного. В этом году запустили издательство «Третья планета», что и послужило поводом к этой беседе ?.

Люблю путешествия, итальянскую кухню, кино, книги, рок-музыку. По Зодиаку – «Близнец». Женат, двое детей. 

Ю.Т.: Как Вы попали в настольные игры?

И.Г.: История достаточно древняя и запутанная. В юности я увлекался всевозможным собирательством – марки, значки, футбольные програмки, позднее книги. В общем, побывал и филателистом, и фалеристом, и библиофилом ?. Как по-научному называется собирательство альбомов фентези-художников, я, к сожалению, не знаю, но в начале 2000х при помощи ebay, Amazon и Budplant я собрал приличную коллекцию фентези-арта, она и по сей день радует глаз.

В какой то момент я увидел в офисе как два наших сотрудника играют в какие-то красивые карточки с яркими фентези-картинками (нетрудно догадаться, что это был Magic: the Gathering) – и обнаружил для себя новые горизонты в коллекционировании. Вычислить в Киеве клуб («Саргона» на Оболони) было делом техники. Думаю у постоянной клубной тусовки того времени я был любимым клиентом – в картах меня интересовали картинки, а не возможности той или иной карты, поэтому мне без проблем можно было впарить самые бесполезные карты по вполне привлекательной цене (в ценах я в первое время тоже ориентировался очень слабо). Однако со временем меня заинтересовали не только красивые картонки, но и игровой процесс, видимо сказалось увлечение преферансом и шахматами в студенческие годы. Постепенно я «присел» на Магию, да и не слажу до сих пор. За годы активных «выступлений» у меня скопилось 3 топа чемпионата Украины, три участия в про-турах, два чемпионата мира.

Собственно, увлечение Магией и переросло в полноценный бизнес. С момента получения «Миром Фентези» дистрибуции от Wizards of the Coast в 2006 году я стал их представителем в Украине, открыл клуб в центральной части города (клуб «Аватар», к сожалению ныне закрытый), начал понемногу расширять ассортимент за счет хитовых настолок (линейки «Манчкин», «Каркассон», «Колонизаторы»). Так шаг за шагом создавался тот проект, который сегодня известен под маркой Hobby&Games.

Ю.Т.: Так Вы, получается, кки-шник? В обычные настолки играете? Что вам больше нравится?

И.Г.: Опыт игры в обычные настолки у меня пока крайне скудный. Хорошо знаю правила «Манчкина» и «Эволюции», благо немало времени провел, допиливая переводы на украинский ?. С друзьями семьи частенько режемся в «Диксит», с дочкой в семейном кругу – в «Cargo Noir». Младшенького, когда подрастет, ожидают пару запечатанных реликвий – настольный World of Warcraft от FFG, Mystery of the Abbey, Colosseum и Battlelore от Days of Wonder.

В целом понимаю, что настольщик из меня совсем начинающий, обещаю в ближайшем будущем исправиться ?. Все же теперь, что называется, по долгу службы положено быть в курсе. 

Ю.Т.: Как появилась Третья планета? Расскажите об истории возникновения компании.

И.Г.: К сожалению, большинство игроков украинского рынка не сильно заморачиваются налаживанием производства в Украине – это достаточно затратный и непростой процесс, куда проще работать по принципу «привез – продал». Приятное исключение – наши давние друзья, ребята из хмельницкого издательства «I-Games». Есть еще пару издательских компаний, но тех больше прельщает выпуск в дешевой версии мировых хитов под другим названием, это точно не наш путь. Мы считаем, что будущее рынка – как раз за производством в Украине, здесь можно получить вполне качественный продукт по разумной цене (и первые результаты «Третьей планеты» это, в общем то, подтверждают). Поэтому на определенном этапе развития бизнеса было принято решение запустить самостоятельный издательский проект и инвестировать определенные средства в выпуск украинских изданий.

Почему «Третья планета»? Сложный был вопрос, примерно как при выборе имени для ребенка. После нескольких дней раздумий вот такое название пришло в голову. Показалось ярким и запоминающимся, можно обыграть с самых разных сторон. Ну и что скрывать, мультик «Тайна Третьей планеты» остается культовым для моего поколения. Интересно, что более молодые коллеги первое время воспринимали название «в штыки», пришлось положиться на почти 20-летний опыт рекламщика и принять волевое решение – будет вот так. А дальше было уже делом техники – замечательный дизайнер «Артмастера» Андрей Бордун разработал логотип и маскот, недолгий, к счастью, процесс регистрации компании – и вперед, к тяжелым рабочим будням.

Ю.Т.: Где находится офис «Третьей планеты»? Большой ли в компании штат?

И.Г.: Пока все только налаживается, поэтому офис Третьей Планеты находится в моем Скайпе ?. Штат – три человека, включая меня, плюс пара фрилансеров (дизайнер, копирайтер). Впрочем, после двадцати лет в бизнесе я точно знаю одну вещь – важно не количество сотрудников, а их квалификация, взаимозаменяемость, способность к командной работе. Например, в проекте Hobby&Games задействованы всего 4 человека, тем не менее на сегодняшний день мы на лидирующих позициях в своей сфере. Думаю, по такому же пути пойдет и «Третья планета», будет стараться по-суворовски брать «не числом, а умением».

Ю.Т.: Интересно узнать о кандидатах на первую локализацию. Почему именно «Манчкин» и «Эволюция»? Как выбирались эти игры? Почему именно они?

И.Г.: Благодаря многолетнему опыту оптовой продажи настолок сформировался определенный топ продаж. «Манчкин» и «Эволюция» на очень хороших позициях в этом топе. Начинать все же хотелось с игр, в популярности которых мы уверены, а не напечатать проекты «в склад». Ну и с точки зрения доступности для выпуска многое уже «разобрано». Зачастую права для Украины продаются российским компаниям как бы «в нагрузку» к правам для России. Украина в глазах Запада, к сожалению, вообще нечасто рассматривается как отдельное государство.

Ю.Т.: Есть ли первые результаты продаж украинского Манчкина? Оправдывают ли они Ваши ожидания? Вообще, какую версию чаще просят покупатели, на русском или на украинском?

И.Г.: Первые результаты безусловно есть, и они нас радуют. По итогам мая и половины июня все еще чуть чаще просят русскую, но у нас ряд восточных и южных регионов вообще очень скептически относится к украинскому языку, для того чтобы и там подтянуться по продажам к русской версии нужно определенное время, ну и важно не затягивать с выпуском продолжений.

Ю.Т.: Почему «Манчкин» локализован полностью, а «Эволюция» – лишь частично?

И.Г.: В силу двуязычности Украины я бы вообще с удовольствием выпускал все наши продукты в двуязычном варианте, чтобы не обрезать искусственно целевую аудиторию. Но не везде это возможно с точки зрения издательских прав. На «Манчкин» мы купили права именно на украинский язык, права на русский – у «Мира Хобби». Поэтому тут и вопросов никаких не возникало. Не стоит также забывать, что одна из важных задач, стоящих перед «Третьей планетой» — сделать игры дешевле, нежели стоят аналоги, завезенные из России. Потому, в частности, решили в «Эволюции» использовать оригинальные комплектующие – сразу печатать большой тираж своими силами мы не были готовы, а при небольших тиражах себестоимость существенно выше. 

Ю.Т.: «Третья планета» – это именно локализатор? Не думали об издании игр своими силами?

И.Г.: В планах безусловно есть и такое, более того, один из проектов уже в работе.

Ю.Т.: Если не секрет, расскажите подробнее? И кто автор или, хотя бы, скажите, из какой он страны.

И.Г.: Простите, пока не готов к более подробному разговору о проекте. Могу только пообещать, что вы одним из первых будете узнавать информацию, которая будет переходить из папки «Секретно» в папку «Доступно» ?.

Ю.Т.: Насколько мне известно, «Третью планету» активно поддерживает российский издатель «Правильные игры» в лице Ивана Туловского. Планируется ли сотрудничество с другими российскими настольными компаниями?

И.Г.: Мы давно сотрудничаем с «Правильными Играми», и очень признательны им за поддержку в наших начинаниях, за то, что они выбрали именно наше предложение по выпуску их игр в Украине. Что же касается сотрудничества с другими российскими компаниями — мы открыты для предложений и готовы участвовать в совместных проектах.

Ю.Т.: Расскажите о планах на будущее? Какие ещё игры будут изданы «Третьей планетой»?

И.Г.: Из ближайших планов – буквально на днях выходит украинское издание «Зельеварения», сделанное по тому же принципу, что и «Эволюция» — оригинальный комплект карт + две книжечки правил. На очереди «Зомби», «Синоби» и «Варенье», обсуждаем с «Правильными Играми» как бы одновременно с выходом в России запустить «Подземные Короли». Вот-вот должны дополировать перевод и запустить в работу украинский «Munchkin 2: Unnatural Axe». В стадии переговоров еще несколько проектов, но там пока рано говорить о какой-то конкретике.

Еще хотел бы отметить, что в планах «Третьей планеты» не только издание игр. Мы уже делаем определенные шаги, направленные на популяризацию настольных игр в Украине. В рамках «Игросферы» организовали дебютный турнир по «Манчкину», вчера (16.06) в Киеве провели второй. Турнир по "Эволюции" пройдет в Киеве в ближайшую субботу, 22 июня. В будущем планируем расширять турнирную активность и в другие города Украины. 

Ю.Т.: Игорь, спасибо за беседу! Было приятно пообщаться, всех Вам благ!

И.Г.: Юрий, и Вам огромное спасибо за интерес, проявленный к нашему издательству, всего наилучшего!