Сегодня мы побеседуем с Иваном Поповым, одним из руководителей издательства Мир Хобби. Тема разговора – производство настольных игр и всё, что с ним связано.
Ю.Т.: Иван Попов, в первую очередь, известен как соавтор «Берсерка». Во-вторую – как сооснователь компании «Мир Хобби». Как получилось, что в Вашу сферу ответственности попало производство настольных игр?
И.П.: Наверное потому, что исторически за все производство «Берсерка» отвечал именно я. Причем на раннем этапе сам ездил по типографиям, присутствовал на разных этапах производства, заводил знакомства в сфере производственников и печатников.
Ю.Т.: Иван, со стороны игрока каждая игра распадается на несколько компонентов: поле, карты, кубики, фишки, жетоны. Это всё уже лежит в коробке. Расскажите, как производятся все эти компоненты? Какое для них нужно оборудование и материалы?
И.П.: Поле, карты, жетоны – производятся путем кашировки (наклеивания) напечатанных на тонкой бумаге материалов на плотный картон, который потом рубится специальными ножами (вырубка). То есть для каждой новой игры делается свой новый нож. Кубики, пластмассовые или даже деревянные (как это не удивительно для России) фишки – мы заказываем за рубежом. С картами очень интересно. Сначала их печатают на листах, потом эти листы режутся на прямоугольники и только потом из пачки таких прямоугольников мощным ножом-прессом выдавливаются карточки. При такой технологии все карты гарантированно получаются одного размера. Ну и потом – ручная сортировка колод.
Ю.Т.: На каких фабриках печатаются российские настольные игры? Правильно ли я понимаю, что некоторые компоненты издаются на западе, а что-то делается у нас? Где?
И.П.: Мы крупнейший российский издатель и производитель игр. И наша цель – максимальное количество компонентов делать в России. Это и выгоднее и надежнее – ибо перестаешь зависеть от дальних поставок и попадания в международные тиражи компонентов. Большую часть наших игр мы производим полностью в России («Манчкин», «Свинтус», «Крагморта», «Берсерк», «Зоолоретто» и многие другие). По значительной части оставшихся игр мы заказываем за рубежом лишь один компонент — деревянные или пластиковые фишки («Каркассон», «Колонизаторы», «Цитадели»). У нас есть собственные станки по упаковке игр, вырубке карт, производству коробок). Печать и кашировку мы делаем на нескольких внешних производствах в соседних областях.
Ю.Т.: Есть такое понятие как «копринт», когда российский тираж игры печатается одновременно с зарубежным изданием. Расскажите, какие с этим связаны особенности? Насколько удобна такая схема для выпуска локализованных настольных игр?
И.П.: Для нашей компании это самое невыгодное понятие. Ведь оно означает – что ВСЯ игра производится не у нас. Соответственно ее цены будет значительно выше (из-за дорогой доставки коробок и воздуха в них ?). Вдобавок наличие таких игр будет нерегулярным. Такой вид производства выгоден в первую очередь производителю игры — ведь оно позволяет одномоментно запустить гигантские тиражи на разных языках (технически все печатает одновременно – меняется только черный цвет в печатных машинах – собственно тексты на разных языках).
Ю.Т.: У нас в стране до сих пор не делают складные поля. Мы видим различные эксперименты, можно вспомнить игры прошлых лет от «Звезды», где поля складываются, но качество их невысоко. Тут же рядом стоят поля-паззлы от «Мира Хобби». Почему так происходит? Когда у нас будут привычные складные поля, как, например, сделали в «Метро 2033»?
И.П.: Ну вообще это не совсем так. Действительно до середины 2012 года складные поля были основной проблемой в плане производства в России. Причина – через некоторое время после печати они всегда начинали выгибаться в различных направлениях. Этой проблемы удавалось частично избегать производя пазловые поля, причина – некачественный картон в России, его недостаточная просушка на производствах и, наконец, наш климат – например зимой эта проблема возрастала многократно. В результате большие складные поля и поля к дорогим играм мы были вынуждены заказывать за рубежом (например к игре Ticket to Ride). И даже они при хранении в зимний период начинали выгибаться. Однако мы пытаемся решить эту проблему, так с осени 2012 – на новом производстве мы сейчас делаем поля складывающиеся вдвое и вчетверо вполне приемлемого качества (игры Властелин Колец, Берсерк «Буря стихий»).
Ю.Т.: Кстати, поля-паззлы, ведь, это не новое изобретение. Аналогичное поле было в одной из самых первых российских настольных игр современного уровня, я имею в виду «Господин великий Новгород». Это было почти 10 лет назад. Изменился ли уровень технологий в России за это время?
И.П.: Уровень технологий в производстве пазловых полей? нет… разве что более качественные картоны, клеи и просушка.
Ю.Т.: Как насчёт прочих компонентов? Старые легендарные «круглые» кубики, всякие фишки-кегли: где они выпускались раньше и где делаются сейчас?
И.П.: Кубики и фишки – как пластиковые, так и деревянные мы заказываем за рубежом. Это получается и дешевле и качественнее. Конечно можно сделать старые добрые кубики или фишки из мягкой пластмассы ? но боюсь наши клиенты этому не обрадуются.
Ю.Т.: Подозреваю, что производственные мощности в нашей стране отстают от запада. Расскажите, существуют ли сегодня какие-то технические ограничения, например, может быть у нас не умеют делать какой-то тип фишек или карточек?
И.П.: Если говорить о фишках – никаких технических ограничений нет. Более того – небольшие станки в России позволяют делать умеренные тиражи вполне рентабельными, тогда как печать за рубежом тиража в 1000 комплектов фишек в принципе не выгодно. Что касается карточек – с качеством печати все в порядке. А вот с картоном и сортировкой есть проблемы. В Европе используется специальная карточная бумага с прослойкой, закупаемая специализированными типографиями в гигантских объемах. В Россию ее пока ввозить не выгодно. Основная проблема с сортировкой. За рубежом она везде автоматическая – где сборка колоды карт идет с листа и все рубашки у карт должны получаться одинаковыми, хотя, как, например, в случае с Эклипс или 7 Wonders от Асмоди тоже бывают накладки. У нас же вся сортировка ручная – что А. Повышает процент ошибок сборки. В. Дает периодически гуляние цветов рубашек карт – ведь карты берутся с разных листов, а даже на самых хороших печатных станках такое гуляние имеется.
Ю.Т.: А отличается ли чем-нибудь производство карт для настольных игр и традиционных игральных карт? Насколько я припоминаю, не разу не попадалось, чтобы в колоде обычных карт гуляли рубашки, даже у самых дешёвых китайских…
И.П.: Основное отличие в том, что игральные карты — и карты ведущих в мире коллекционных карточных игр (например Magic the Gathering), выходящие гигантскими тиражами печатаются на станках, где запуск малых тиражей нерентабелен в принципе. Это очень дорогое оборудование – буквально одна типография в Европе и одна в штатах – и гуляния рубашек там и правда нет. Ну и вторая причина – я ее уже озвучивал – это автоматический подбор с листа. Уверяю, что если вы сравните рубашки карт в разных колодах – с высокой долей вероятности они будут отличаться друг от друга, и там гуляние если появляется, то сразу целой колоды ?.
Ю.Т.: Есть такое понятие «фактура лён», обозначает высокое качество материала, такого текстурированного картона, он известен многим по картам из игр от Fantasy Flight Games. Как считаете, когда и при каких условиях такие карты могут начать печатать в России?
И.П.: Стоимость издания таких карт в России будет существенно дороже. Основная причина – опять-таки текстурированный картон, который не ввозится в нашу стран в достаточных объемах.
Ю.Т.: Чем это обусловлено? Такой тип картона ещё где-то используется помимо печати компонентов для настольных игр? Что должно случиться, чтобы у нас в стране его стало больше?
И.П.: Он используется только для печати карт. И его у нас в стране просто нет – так как недостаточны тиражи. Как только они достигнут определенных объемов – мы сразу станем его заказывать. Прицениваемся каждый год.
Ю.Т.: Как-то Иван Туловский сказал, что в России дешёвый ручной труд, но всё сложно с автоматическим производством и печатью, а на западе – наоборот. Приходилось ли с этим сталкиваться «Миру Хобби»?
И.П.: Ручной труд у нас и правда недорог – особенно если подальше от Москвы. Например «Берсерк», «Манчкин», «Свинтус», «Колонизаторы» и другие игры, продающиеся большими тиражами, сортируются у нас в соседней области, где подбором колод занимается почти все взрослое население деревни в 35-40 человек. А автоматической сортировки карт у нас попросту нет. Те станки, что были в Питере, были скуплены гигантскими западными компаниями монополизировавшими рынок производства карт. И на данный момент стоимость такого оборудования так высока, что его приобретение не окупится в ближайшие 10 лет.
Ю.Т.: Существуют ли какие-то особенности в производстве настольных игр в России, помимо технологических? Например, играет ли какую-нибудь роль зимние морозы? Или, например, когда летом 2010 года по всей стране горели леса, не пропахли ли гарью какие-нибудь компоненты настолок?
И.П.: Ну про гарь сказать ничего не могу – не сталкивался. А вот морозы точно влияют на качество хранения и производства всех материалов из плотного картона – коробок и полей.
Ю.Т.: Нам известны отдельные случаи, когда тираж игры отзывался из магазинов в связи с необходимостью замены компонентов, например, случай с «Турн и Таксис», где «поплыло» поле. Были ли подобные случаи, о которых не сообщалось?
И.П.: Мы отслеживаем этот вопрос. Учитывая особенности производства настольных игр (много компонентов, сложная сортировка) – причем не только отечественного, но и западного – у нас существует процедура по оценке и возмещению брака. Получая претензии от оптовых или розничных клиентов мы всегда рассматриваем ее и высылаем на замену компонент игры или игру целиком. Если же обнаруживается брак во всем тираже ушедшем в продажу – такой тираж отзывается и перепечатывается. Выше я упомянул о браке в играх западного производства. Исправить такой брак за короткое время уже невозможно – приходится ждать следующего западного тиража, долго везти компоненты, растамаживать их…. 3-6 месяцев в пролете, а ведь деньги вложены, другие компоненты к игре лежат мертвым грузом на складе ? Из последних обидных браков – печать карт Ticket to Ride в России. Привычный картон оказался бракованным – отследить это невозможно и все всплыло только вырубке карт – их края слегка ворсились. В принципе терпимо – но мы приняли решение перепечатывать, а это почти 700 000 р.
Ю.Т.: За чей счёт пошла такая замена? «Мир Хобби» выходил с претензиями к поставщику картона?
И.П.: Как это не печально – за наш счет. Претензии мы, конечно, предъявили – но скорее с тем что бы эта проблема не повторилась в будущем.
Ю.Т.: Наверняка на производстве случались какие-нибудь казусы, забавные случаи. Поделитесь парочкой историй 🙂
И.П.: Помню мой первый опыт с «Берсерком» — а это было 10 лет назад – когда нам по неопытности пришлось перепечатывать ВЕСЬ первый тираж: около 3 000 000 карт. Торчали весь день в типографии, никак не получалось то что нам было нужно, под конец дня так устали, что подписали таки листы показавшиеся в сгущающихся сумерках приемлемыми. А наутро… глянув на них еще раз… молодым бизнесменам впору было закрывать проект на старте 🙂
Вот еще интересная история связанная с сортировкой. Все знают что в ККИ есть бустера, и как важен в них случайных подбор карт. На этом основаны половина турниров по ККИ. Так вот – прихожу я на первый турнир по Берсерку, естественно начинаю сам играть – и О УЖАС – у всех игроков абсолютно одинаковые бустера, с одинаковыми картами. Турнир провален!!! Еду на производство – и оказывается, что типография организовала сортировку бустеров в клинике для пациентов с нарушением мозговых функций. А те просто выбрали 10 понравившихся им карт из всего выпуска и клали в бустера только их. И отсортировали таким образом 24 000 бустеров!
Таких историй было много, только начитаешь думать, что ну все – наступили на все грабли – ан нет – всплывает что-то новое 🙂
Ю.Т.: Как считаете, насколько реально создать в России полный производственный цикл, чтобы на местных фабриках и заводах можно было целиком и полностью изготовить любую настольную игру с разумным набором компонентов?
И.П.: В принципе как я уже сказал выше – нам сейчас не хватает только сортировочного станка, который берет лист и выдает на выходе готовые термоусаженные колоды. Ну и дешевого производства деревянных фишек. Первое мы в ближайшее время думаю осилим сами ? Собственный печатный станок 100% не нужен – типографий много.
Ю.Т.: Если взглянуть на 30-40 лет в прошлое, можете ли Вы назвать какие-то заметные изменения в сфере производства настольных игр? Произошли ли какие-то серьёзные изменения, оказавшие влияние на процесс создания компонентов, помимо очевидного – повсеместного распространения компьютеров и подготовки макетов для печати в электронном виде?
И.П.: 1. Заметно выросло качество печати в производственном масштабе – раньше печатные машины были однокрасочные и печатный лист приходилось прогонять 4 раза печатая каждый раз по одному цвету — не видя конечного резульата после первых прогонов (вообще в типографии все оттенки цветов получают смешением всего 4-х основных – синего, фиолетового, желтого, черного – cyan, magenta, yellow, Kontour или CMYK).
2. Появилась автоматическая сортировка, вырубка, упаковка – да и вообще автоматизация большинства процессов, которые раньше были ручными и, соответственно, нерентабельными в производстве просто игр.
3. Появились всякие вкусности типа выборочного лака, ламинации, фойловых (голографических элементов).
Ю.Т.: Как-по Вашему, может ли так получиться, что лет через 5-10 какие-то компоненты для настольных будут производиться исключительно в России и у нас их даже будут заказывать иностранные издатели? В каких условиях это возможно?
И.П.: Не думаю ? Разве что за это время мы придумаем некое ноу-хау именно в плане технологий производства и не будем продавать права на его использование.
Ю.Т.: Иван, больше спасибо за интересное интервью с возможностью заглянуть по ту сторону коробок с настольными играми и узнать, откуда берутся все те компоненты, которыми мы играем. Желаю вам и «Миру Хобби» производственных успехов!
И.П.: Юрий и Вам спасибо за интерес к этой теме. Создавать с нуля производство продукта с претензией на европейское качество, причем продукта, который раньше тут никто не производил — дело действительно не простое. Учиться удается лишь на собственных ошибках.
Что еще сказать… Играйте в наши игры – а мы будем делать их достойными вашего внимания, как в плане качества лицензий или собственных игровых движков, так и в плане качества производства!
Интересное интервью, спасибо!
Интересно было бы увидеть этот арт — лучшее в берсерке по мнению психов.
Про пациентную сортировку возрадовало! Исключительно в плане шутки: «Это многое объясняет»…XD
Картинки в студию!
Картон — дело тонкое… 🙂
Отличное интервью! Юра очень интересные вопросы задал.
«Ручной труд у нас и правда недорог – особенно если подальше от Москвы … подбором колод занимается почти все взрослое население деревни в 35-40 человек.»
Буржуи-эксплуататоры 🙂 прочитают эту статью это «население» и потребует прибавки 🙂
«синего, фиолетового, желтого, черного – cyan, magenta, yellow, Kontour или CMYK).»
Если что CMYK — это голубой, пурпурный желтый и KEY — ключевой черный, а не контур…
«раньше печатные машины были однокрасочные» Раньше — это когда? В 50-е годы? Даже у нас в России на Московском комбинате игрушек (где многие настолки в СССР печатались) Planet-ы с конца 80 годов стоят, а уж про запад и говорить нечего…
Поле раскладное в МЕТРО2033 2-е издание — делалось китайским топором
…а так, спасибо за интервью, интересно
Спасибо за интервью, было интересно (во всяком случае местами 🙂 ).
@alt
тонко! )
«Собственный печатный станок 100% не нужен» — нам проще перепечатывать весь тираж, теряя по 700 тысяч. Не парьтесь, чуваки, покупатели всё возместят.
до сих пор некоторые издательства на одно красочных печатают,@azazel
Иван, таких людей как вы мало! Желаю вам побольше вдохновения в вашем интересном и общественно полезном деле!
Интервью интересное, вопросы отличные.
Юре и Ивану спасибо!
«Собственный печатный станок 100% не нужен» — правда, зачем? «Привычный картон оказался бракованным … приняли решение перепечатывать, а это почти 700 000 р. … за наш счет»… Мда… пока покупатели продукции возмещают своими покупками и такие форс-мажоры — собственного печатного станка не будет…
Странные комменты…
вы хотели бы, чтобы бракованные карты были проданы, например, вам? Чтобы мы в очередной раз сказали: «В России ничего нормально сделать не могут, в России все через жопу»?
На днях вот был шуточный текст, точно в тему: http://nl.livejournal.com/1214265.html
А я вот очень рад, что производители не сломались под «в принципе терпимо». В настольных играх качество очень важно. Нам пока есть к чему стремиться. Возмем «Манчкин квест» — карточки напечатаны криво-косо, рубашки все разные, местами текст обрезан, шрифт замылен… в общем, буэ… Берем «Аркхэм» иностранного производства (да еще и в первом издании, когда еще была оригинальная коробка-лён) — и совсем другие ощущения.
И вот такие события, как отзыв всего тиража карточек из-за того, что там с ними «слегка что-то не то» — очень радуют и в, селяют надежду 🙂 Молодцы!
@Leviathan
Забавно, что вариант качественно делать продукт, не «попадая» регулярно тысяч на 700 даже не рассматривается… Мы бы хотели, чтобы издатели не имели дела с бракоделами. Так как все эти дикие убытки они с бракоделов взыскать не с состоянии, и перекладывают на покупателей, закладывая в цену продукта. А если небракоделов нет — то следовало бы делать самим, полностью контролируя процесс. При таких диких потерях и неспособности взыскать с бракоделов довод о дороговизне собственного производства и выгодности аутсорсинга становится абсурдным.
@печальное будущее
Собственный печатный станок — это дополнительные ЗП (квалифицированные печатники и технологи получают больше «менеджеров среднего звена» если что), расходники, обслуживание и куча других проблем. Дешевле заказать тираж на стороне, чем содержать свою типографию.
А то что не смогли с типографии вернуть 700 т. Это скажите как они смогли бы это сделать? Типографии сказали печатать на таком картоне — они напечатали. То что у МХ нет технолога, который мог бы предугадать, что с этими картами на таком картоне так получится — проблемы только МХ. При отсутствии таких людей есть такое понятие как пробный тираж. Производство в целом немного дороже, но зато перепечатывать ВСЕ не приходится.
Целая деревня крепостных крестьян занимается сортировкой
Без обид, просто смешно ))
@замечательный Иван
А причем тут возместят покупатели? покупатели бы возместили если бы это в продажу пустили, а так компания на себя это все взяла
картон одной и той же марки и граммажа, но в одном случае бахромиться при резке при другом нет, без специального исследования разницу не определишь а поставщик картона не извещает что марка то одна и таже, а вот делать теперь стали в другой стране, при регулярном обороте при использование одних и тех же материалов делать пробные партии бессмысленно да и не рентабельно ибо при каждой печати существует такая вещь как приладка! и она существует и съедает часть материалов на каждом этапе, печать, резка, высечка. И кому дальше предьевлять претензии? печатникам — они сделали работу напечатали, продавцу картона? их всего раз два и обчелся и логика у них в случае чего — у вас при печати поменялось свойство картона! как тут технолог поможет?@azazel
@Михаил
Пробный тираж делается из того же материала, что и весь остальной. Именно для того, чтобы исключить все описанные Вами «сюрпризы»… но если он «не рентабельно», а перепечатка всего тиража «рентабельно», что Вам еще ответить…
Но из Вашего описания я понял, что проблема была в поставщике картона. Если поставщик не извещает, что картон теперь от другого производителя, и приводит описанные вами «отмазки» — нафиг такой поставщик! А если заменить его не кем, то только пробный тираж. Другого пока не придумали.