На портале Board Game Geek опубликован очень любопытных список, отражающий эволюцию настольных игр с древних времён и до наших дней. В нём несколько десятков наиболее значимых настолок, оказавших существенное влияние на индустрию (что характерно, без «Монополии»). Материал очень интересный, предлагаю ознакомиться в вольном переводе.
3500 лет до н.э. – Сенет
Самая старая из известных настольных игр. Она пришла из Древнего Египта. Основана на механике «кинь-двинь», тут нужно бросать кубик и двигать фишки. Оригинальные правила «Сенета» неизвестны, их попытались воссоздать учёные.
3000 лет до н.э. – Мехен
Как и «Сенет», это игра про броски кубика и перемещение фишек. Однако в отличие от «Сенета», в «Менех» могли играть более 2 человек.
3000 лет до н.э. – Нарды
Одна из самых старых игр (возможно, вообще самая старая). Её вариант найден у древних шумеров.
2600 лет до н.э. – Ур
Брат «Сенета». Как и «нарды», это игра, где надо бросать кубик и двигать фишки, а также захватывать чужие фишки, останавливаясь на них.
2200 лет до н.э. – Го
Крайне популярная игра из Китая, о происхождении которой до сих пор ведутся споры.
2000 лет до н.э. – Hounds and Jackals
Игра из Древнего Египта, возможно один из первых вариантов «Змей и лестниц».
1400 лет до н.э. – Мельница
Предшественник современных «крестиков-ноликов». В «Мельницу» играли тысячелетиями, в основном монахи.
200 лет до н.э. – Змеи и лестницы
Древнеиндийская игра, основанная не идее кармических перемещений.
400 – Пачиси
Национальная индийская игра (индийский ответ «нардам»).
700 – Манкала
Одна из первых игр с различными вариантами правил. По свидетельствам очевидцев в неё играли камушками, выкапывая ямки в грязи.
1150 – Шашки
Проложила дорогу «шахматам».
1475 – Шахматы
Самая сложная абстрактная стратегия для двоих и самая соревновательная игра в мире. Характеризуется большим количеством стратегий.
1500 – Домино
Одна из первых игр. В ней впервые реализованы подсчёт очков и командная игра.
1587 – Гусёк
Первая настольная игра, вышедшая промышленным тиражом. Заложила основы «ходилок», основанных на механике «кинь-двинь».
1600 – Pitch
Первая карточная игра на взятки.
1783 – Patience
Первый популярный пасьянс (карточная игра для одного человека).
1810 – Покер
Самая популярная карточная игра в мире. Со ставками и блефом.
1850 – Маджонг
Крайне популярная игра с костяшками, родом из Китая.
1876 – Крокинол
Одна из первых игр на ловкость.
1893 – Китайские шашки
Одна из самых популярных игр на 6 человек.
1903 – Landlord’s Game
Предшественник «Монополии».
1948 – Скраббл (Эрудит)
Первая популярная игра в слова.
1949 – Clue (Улика)
Первая детективная настольная игра. Первая настольная игра, по мотивам которой снят фильм.
1959 – Риск
Первая популярная военная игра.
1959 – Дипломатия
Первая популярная игра, основанная на переговорах.
1973 – Заяц и черепаха
Первая игра, завоевавшая премию Spiel des Jahres (немецкая «Игра года»).
1974 – Advanced Dungeons & Dragons
Первая современная настольная ролевая игра.
1974 – 1829
Первая 18ХХ-игра (экономическая игра о железнодорожных компаниях)
1977 – Cosmic Encounter
Одна из самых известных игр с переговорами. Основана на том, что у игроков есть совершенно уникальные свойства (что в будущем оказало влияние на Magic: The Gathering).
1983 – Warhammer
Популяризировала военные игры с миниатюрами.
1986 – Die Macher
Первая игра в базе данных портала Board Game Geek.
1986 – Werewolf (Мафия)
Первая игра на социальную дедукцию.
1987 – Ужас Аркхэма
Первый большой настольный ужастик.
1993 – Magic: The Gathering
Первая коллекционная карточная игра. Многие механики, впервые появились именно в MTG и до сих пор встречаются во многих играх.
1995 – Catan (Колонизаторы)
Первая большая евро-игра. Стала очень популярной, из-за чего множество людей, игравших от случая к случаю, сделали настольные игры своим хобби.
1995 – Mystery of the Abbey
Первая успешная игра от Days of Wonder, после которой издатель стал уделять большое внимание качеству игровых компонентов.
1998 – Cranium
Очень популярная викторина.
1999 – Apples to Apples
Одна из самых популярных несложных игр для компании. На её основе выпущено немало «пиратских» версий.
2000 – Каркассон
В этой игре впервые появились «миплы» (фигурки в виде человечков). Также популяризировала механику «выкладывания тайлов» (формирование игрового поля из отдельных фрагментов).
2001 – Манчкин
Как и «Колонизаторы», стала крайне популярной и привлекла в хобби много людей.
2004 – Ticket to Ride, она же «Билет на поезд»
Крайне популярная игра, оказала влияние на множество настольных игр с похожими механиками.
2008 – Пандемия
Популяризировала командные игры.
2009 – Доминион
Изобрела новый жанр колодостроительных игр.
2010 – Alien Frontiers
Первый успешный настольный проект на «Кикстартере».
2011 – Risk Legacy
Самая первая игра с механикой «наследия» (с необратимым изменением игровых компонентов).
2012 – Qwixx
Популяризировала жанр roll & write (броски кубиков и записи на листочках).
2012 – Тайное послание
Популяризировала микро-игры.
2014 – Алхимики
Одна из первых настольных игр с цифровым приложением.
2017 – Мрачная гавань
Одна из первых огромных игр с большим количеством компонентов, после которой на «Кикстартере» появилось множество подобных массивных проектов.
2019 – Крылья
Популяризовала тематику природы, очень доступную обычным людям, не относящимся к любителям настольных игр.
Подборка прикольная, но к датам есть много вопросов.
«1475 – Шахматы». Интернеты говорят, что «Первое упоминание о шахматной игре присутствует в персидской поэме, в которой изобретение шахмат приписывается Индии. Поскольку нет никаких других упоминаний в литературе об этой игре до 570?го г. н. э., большинство историков признают именно эту дату.»
С Манкалой то же самое. Вики дает такую информацию: «Место происхождения игры — по-видимому, Африка, возможно, северная часть Африки, время происхождения — возможно, 1000—3000 лет назад.»
Махджонгн явно не в 1850м появился…
@VV
Видимо, автор имеет в в иду современные шахматы. Или более-менее современные. Всё-таки, протошахматы, что были до нашей эры, от современных отличаются сильно.
Advanced Dungeons & Dragons появилась в конце 70-х. В 1974-м вышла просто Dungeons & Dragons.
И, кстати, если уж там речь про игры, которые оказали сильное влияние, и при этом упомянуты ролевые игры — то почему там нет Apocalypse World от Винсента Бэйкера? Эта игра дала жизнь целому направлению игр (PbtA), позволила огромному количеству людей делать игры самим и в целом изменила представление о подготовке и проведении игр.
В общем странный список, очень странный… ))))
А где Талисман?
@denside
А она на что повлиял, кроме появления «Магического меча» на постсовке в 1991 году? 🙂