В настольных играх часто нужно что-то строить. Возводить поселения на острове, развивать свою космическую империю или просто развивать отдельно взятый город. Поэтому многим привычно, когда у тебя есть что-то своё, некий кусочек, надел, элемент, за который отвечаешь лично ты. Игра Between Two Cities ломает этот стереотип, предлагая каждому игроку строить сразу по два города, каждый на пару с соседом. И задача ещё осложняется тем, что города нужно стараться делать одинаково хорошими, потому что в зачёт всегда идёт менее развитый.
Компоненты
Between Two Cities, или, давайте называть её по-русски, Между двумя городами, – это квадратная коробка, внутри которой скрываются правила игры, большой счётчик очков с фишками в виде известных зданий, а также почти полторы сотни зданий, выполненных из плотного картона. Также присутствует колода карт, в которой есть памятки, специальные карты для случайной рассадки игроков, а также набор для соло-игры.
Все компоненты очень высокого качества. Карты – с текстурой «лён», фишки-зданий покрашены и смотрятся очень красиво. Тайлы зданий отпечатаны на очень плотном картоне и привлекательно выглядят. Я бы даже сказал, что компонентов положили больше чем нужно. Например, без стопки карт для случайной рассадки точно можно было бы обойтись, для этого просто на памятках можно было нанести цифры от 1 до 7, раздавать их случайным образом игрокам, и чтоб потом все рассаживались по номерам. Но много – не мало, пусть лучше будет с запасом.
Правила
Итак, игра предлагает компании от 2 до 7 человек попробовать себя в роли, так сказать, архитекторов, планирующих градостроительство сразу в двух разных городах. Причём, по-настоящему игра работает от 3 игроков, для двоих и одного предусмотрены отдельные варианты правил. Общий процесс весьма прост, каждый ход надо выбирать по два здания, а потом распределять их между двумя своими городами. Причём, важно не только в каком городе какое здание окажется, но и где именно в нём оно будет размещено.
Всего в игре есть 6 типов зданий, и для каждого предусмотрены свои правила начисления очков. Какие-то постройки нужно строить строго в ряд или просто рядом друг с другом, какие-то можно возводить в хаотичном порядке, просто главное чтобы их было в городе как можно больше, какие-то не желательно строить рядом с другими и так далее. Все эти нюансы нужно учитывать при размещении очередного здания, но, сразу хочу оговориться, что правила несложные. К тому же они вынесены на памятки, которые есть у каждого игрока перед глазами. Сами здания размещаются в городе, который должен укладываться в размер 4 х 4 квадрата.
Вся игра делится на три раунда. В первом раунде каждый получает по 7 построек, затем выбирает из них 2 и передаёт остальные соседу слева. Затем все одновременно вскрывают выбранную пару построек и далее уже распределяют их между двумя своими городам, обсуждая при этом с коллегой куда что лучше поставить. Так повторяется ещё два раза, после чего первый раунд заканчивается. Во втором раунде игроки получают по 3 двойных тайла, из которых оставляют два и один удаляют из игры. Выбранные тайлы также выкладываются в города. Затем отыгрывается третий раунд – такой же как и первый, только здания передаются по кругу вправо. После третьего раунда подсчитываются очки каждого города. Для каждого игрока в зачёт идёт менее развитый город, у кого он окажется лучшим, тот и победил. На всё про всё в реальном времени уходит 20-25 минут.
Впечатления
Первое, о чём нужно сказать – перед нами очень лёгкая игра, я бы сказал, настолка начального уровня. Весь её процесс, все три раунда умещаются в 7 игровых ходов. То есть за всю игру каждому участнику надо 7 раз сделать выбор, какие здания строить, а потом ещё дополнительно определиться, куда именно эти постройки разместить. Это, с одной стороны, немного, так как ходов мало, с другой – быстро, так как все выбирают здания одновременно, с третьей – несложно, так как здания нужно просто выбрать и всё. Не надо платить за их постройку какие-то ресурсы, нужно просто посмотреть на свои города, прикинуть, какие бы здания к ним подошли, и всё.
В то же время правила размещения построек подталкивают к размышлениям. Нельзя просто бездумно брать первые попавшиеся домики и подкладывать их в свои города. Нужно ориентироваться на ранее выложенные постройки, продумывать, как можно развивать город и как сделать так, чтобы он принёс максимально возможное количество очков. В этом плане игра привлекает тем, что в ней есть развитие. Первые, да и последующие ходы обязательно повлияют на дальнейшую игру. При каждом выборе надо учитывать какие здания уже есть в городе, стоит ли их развивать дальше или пора переключиться на что-то другое.
Ещё один уникальный момент, о котором нельзя не упомянуть – это предваряющее каждое строительство обсуждение с партнёром. Местоположение каждой постройки желательно обсуждать, чтобы обоим было понятно общее направление развития города, какие ещё здания в нём нужны, а какими уже можно пренебречь. А ещё надо смотреть какие здания есть у коллег. Например, может получиться так, что ты выбрал какое-то здание, планируя поставить его в город слева, а твой партнёр с этой стороны выбрал такое же, и твоё выгоднее теперь положить в город справа.
Between Two Cities очень сильно напоминает 7 Wonders. И там, и там надо строить города. И там, и там используется механика драфта. И там, и там партия делится на три раунда. Но сравнивая эти две игры нужно отметить, что Between Two Cities намного проще. Тут нет ресурсов, сами постройки тут отличаются не так сильно, как в 7 Wonders, да и местные три раунда не так различны, как эпохи в Семи чудес. Кроме того, за всю партию в BTC надо делать выбор 7 раз, а в Чудесах только в пределах одной эпохи надо выбирать 7 карт. Поэтому в подобном сравнении Between Two Cities смотрится намного более «лёгкой» игрой во всех отношениях.
Резюме
Перед нами качественная игрушка начального уровня, которая хорошо подойдёт для погружения в мир настолок новичков, а также для тех, кто только-только делает первые шаги на этом поприще. Более опытные игроки скорее всего сочтут Between Two Cities недостаточно глубокой, хотя и им она способна подарить новые ощущения за счёт совместной постройки городов.
Есть и более агрессивный вариант игры, одобренный автором — «Люблю левый» – каждый игрок старается сделать свой левый город как можно лучше (именно за него он получает очки в конце игры), а свой правый город — как можно хуже (это чтобы навредить соседу и он получил поменьше очков).
@Pard
После многих партий подсчёт ускоряется? А то мне показалось на него как-то много времени надо? И, не приедается ли игровой процесс?
Так очки же быстрее считать по видам зданий, передвигая все маркеры за каждый вид.
Конечно, всё приедается, но, когда есть опыт, играть обычно интереснее (как в «Сказке»). Прелесть данной игры в том, что она позволяет быстро (буквально за 10 минут) развлечь любое число игроков (в том числе и новичков), и допускает огромное количество вариантов игры — строительство городов на разных сетках, в том числе без передвижения участков, в том числе на втором (подземном) уровне, с разными плитками, в том числе и со случайно выданными/выложенными (которые открываются только на третьем этапе), с разным способом подсчёта очков («люблю левый», разные варианты командной игры), и прочие.