Конец года — пора подведения итогов, это время, когда можно окинуть взглядом прошедшие 12 месяцев, посмотреть, что важного и значимого случилось в мире настольных игр за прошедший календарный год и отметить наиболее яркие события.
О предыдущих успехах
Основным итогом прошлого года я определял прорыв наших игр, разработчиков и издателей на Эссен. Отрадно, что достигнутые в 2011-м году успехи были развиты в 2012-м. Мир Хобби объявил о намерении выйти на международный рынок, в том числе — американский. Правильные игры успешно продают на запад Зельеварение и Эволюцию, от Франции до Японии. Звезда выпустила за рубежом Битвы самураев и продолжает продавать линейку игр Великая Отечественная.
Очень приятно было увидеть в 2012-м году мультиязычный релиз Космонавтов. Пусть эта игра и выпущена аж в Португалии, происхождение-то у неё российское. И в России она тоже продаётся. Надеюсь, в следующем году на мировом рынке появятся новые качественные отечественные игры. Первый шаг в этом направлении уже сделан — это Септикон, дуэльная стратегия от Игрологии и Мира Хобби. Думаю, будут и другие зарубежные релизы от российских авторов. Хотелось бы только, чтобы выпускали их, всё же, отечественные издатели.
О былых пожеланиях
Позволю себе вспомнить собственные прошлогодние пожелания:
В 2012 году хотелось бы увидеть больше мировых хитов на русском языке от Мира Хобби, как минимум одну интересную разработку от Правильных игр, качественные игрушки от Звезды и какую-нибудь неожиданную локализацию от Игроведа и Моисигры. Ну и ещё чтобы появился какой-нибудь небольшой, но замечательный издатель. Например такой, как iGames.
Хотелось бы, чтобы тенденция выпуска русских версий настолок почти одновременно с оригиналами (см. Цивилизацию, Анк-Морпорк и К2) сохранялась и в перспективе игры появлялись бы у нас на прилавках одновременно с другими странами. Ну и, конечно же, чтобы для самых интересных игр на русском языке выходили бы дополнения, как это уже случилось с Колонизаторами, Манчкином, и вот-вот случится с Ужасом Аркхэма и Доминионом.
Представляете, почти всё сбылось! Мир Хобби выпустил за год почти полсотни игр, среди которых были такие приятные настолки как Картахена, Санкт-Петербург, Империал 2030, Power Grid с картой России и вторая редакция Игры престолов. Правильные игры порадовали Космонавтами и Я твоя понимай!, плюс достаточно интересной собственной разработкой Синоби. Звезда подарила нам дополнение для 100 000 лет до нашей эры, Майя, и, конечно же, Андор. Мосигра выдала Hive и анонсировала, но не успела выпустить Манхэттен. Игровед отметился неплохой дуэльной абстракцией Stratopolis, плюс завёз в страну Eclipse. Что касается нового небольшого издателя, на эту роль, вероятно, может подойти Сергей Голубкин, который решил издавать свои игры самостоятельно. Первая ласточка — это Времена и эпохи. Смута. Уверен, за ней последуют и другие игры.
Одновременные релизы также продолжаются. Самые свежие примеры — это Хоббит (и тот, что от Звезды, и тот, что от Мира Хобби) Андор и Космонавты, игры одновременно вышли и в России и за рубежом. Дополнения выходят, это и доп к Ужасу Аркхэма, и к Stone Age, и для Санкт-Петербурга и Кингсбурга.
Об издателях
Небольшой спад, наметившийся в индустрии в прошлом году, в 2012-м успешно преодолён. Настольная жизнь внутри России кипит! Релизы появляются один за другим, в этом плане нельзя не отметить Мир Хобби, который, как мне кажется, поставил рекорд по выпуску настолок за последние несколько лет. Крайне порадовала Звезда, выпустившая ряд любопытных проектов крайне высокого качества. Отрадно, что "треш по лицензиям" остаётся в прошлом, а в ассортименте компании появляется всё больше действительно хороших игр. Тому доказательство — обилие настолок от Звезды в нашей "Игре года 2012".
Правильные игры в этом году подняли планку своими релизами. Начав с Ундервуда, они подарили нам новое дополнение к Эволюции, Синоби и две, возможно, неоднозначных, но стопроцентно оригинальных игрушки Японский домик и Конфетти. Наконец, ПИ привезли в Россию Космонавтов. Стиль Жизни продолжает двигаться собственным курсом, в приоритете по-прежнему несложные семейные игры, но появляются и новые собственные локализации, например, дополнения к Бонанзе и Затерянный храм. Мосигра отметилась локализацией Алькатраса.
Среди издательств появились и новые имена. Например, питерская компания Сквирл и Играто. А вот Статус Белли, которую я год назад охарактеризовал как динамично развивающееся издательство, похоже, пропала с радаров. Последнее, что было слышно об этой компании — намерение выпустить достаточно большой пакет детских игр, которые я бы не назвал настолками в привычном смысле этого слова. Вероятно, с выпуском варгеймов что-то не заладилось в коммерческом плане, из-за чего было принято решение скорректировать род деятельности.
Развивается новое направление в работе отечественных издательств — привлечение зарубежных авторов. Например, Правильные игры выпустили игру Фарт, разработанную Райнером Книциа. На выставке Мипл-2012 было озвучено, что для Мира Хобби полностью оригинальную игру разрабатывает Бруно Файдутти. До этого такая практика была эпизодичной, Звезда как-то выпускала Трёх мушкетёров. Потом была пауза в несколько лет и сейчас это направление вновь активизировалось.
О продажах
Всё новые и новые настолки находят своих покупателей. Магазины настольных игр есть уже почти по всей стране и встречаются во многих крупных городах. Лидирующую позицию здесь занимает Мосигра со своей сетевой франшизой. Параллельно с ней развиваются и локальные торговые точки, например GaGaGames в Питере, Игрион в Самаре и других регионах, различные "безымянные" магазинчики. Сетевая торговля также развивается. Звезда, Игровед, Мир Хобби, Мосигра — эти магазины у всех на слуху.
О настольных сайтах и блогосфере
В сети ежегодно появляются всё новые и новые проекты о настольных играх. Не стал исключением и 2012-й год. За 12 месяцев появилось более десятка новых настольных сайтов. В основном это блоги о настольных играх, но есть и проекты, посвящённые варгеймам. Из "новичков" самые заметные на мой взгляд, это Нюсечка и Random_Phobosis. Другие новые авторы тоже пишут неплохо, но, на мой взгляд, не так интересно и не так регулярно.
Происходят изменения и среди "старичков". Периодически вновь стал обновляться Блог жёлтого мипла, к великому сожалению реже стали публиковать свои интересные обзоры Михаил "Новосибирский настольщик" Баландин и Александр Беляков. Зато вновь активно пишет Зордок, радующий своим вкусом и игровыми пристрастиями. Радуют своими публикациями коллеги из ближнего зарубежья, это, в первую очередь, известный мельник Spotty, с Остапом Гевко и Владом "sNOwBODY" Попковым, Александр Шерстук из Белоруссии, Владимир Шлапаков и Екатерина Бондарик из Латвии. Всё менее и менее интересным видится один из старейших проектов — Настольный дайджест. Ему на смену уже, фактически, пришёл новый дайджест мира настольных игр от "Настолкуса". Развивается Тесера, крупнейшая настольная интернет-энциклопедия.
О популяризации настолок в оффлайне
Настольными играми уже никого не удивишь. Связанные с ними мероприятия проходят довольно части и регулярно. Это и игротеки, которые проводятся во многих городах, и появление настольных игр на различных выездных мероприятиях, летних фестивалях. Это и отдельные праздники, непосредственно связанные с настольными играми. В первую очередь — день настольных игр, который в 2012-м году впервые состоялся одновременно по всей стране. Это и настольные выставки-ярмарки, которых у нас уже набирается несколько в течение года: Игросфера, весенняя "маёвка" АКНИ, площадка на Зилантконе, Мипл. Есть основания полагать, что в следующем году таких мероприятий будет ещё больше, а по содержанию они станут насыщеннее и интереснее. В этом плане важна также работа Ассоциации клубов настольных игр, организации, специализирующейся на проведении настольных событий.
О соревновательном элементе
В 2012-м году в нашей стране впервые состоялись масштабные соревнования по настольным играм. Главным, безусловно, стал Чемпионат по Колонизаторам, в котором в буквальном смысле слова принимала участие вся России, а национальный победитель участвовал в мировом финале США. Это и турнир по Бэнгу!, и чемпионат по Эволюции и игры в 7 Wonders. Будем считать, начало положено и со временем таких соревнований будет только больше, тем более, нам есть во что поиграть, мне видится, что можно было бы устроить турнир как минимум по Доминиону.
О главном и основном
Главный итог года для меня — это появление явного интереса издателей к российским разработкам. За 2012 год разработок было очень много. Это и конкурс на Игросфере, и конкурс от Правильных игр, и конкурс разработчиков на Мипле. Приятно поражает, что на каждом из этих состязаний представляются новые и оригинальные проекты, имеются и "кочующие" от конкурса игры, но их доля крайне невелика. Ещё в этом году успел объявить свой конкурс разработчиков Игровед. На выставке в Красноярске анонсировало свой конкурс и Мир Хобби. Да что там говорить, даже у нас, в глубинке, появились свои авторы. Лично я видел три самарских проекта. И, хотя они ещё требуют значительного "допиливания", живой пример на месте — это большая радость.
О грядущем
Очень хотелось бы, чтобы в 2013-м году всё было так же, как в году уходящем, только лучше! Чтобы игр выходило больше, чтобы они были интереснее, чтобы российские авторы радовали новыми оригинальными разработками, чтобы зарубежные настолки выходили у нас без отставания, а то и с опережением. Чтобы в индустрии появлялись новые имена, названия и проекты. Чтобы нам всем всегда было во что, с кем и где играть!
Странно, Юр, что не отметил Инновацию — самую популярную локализацию этого года:)
А я вот _НЕ_ хочу локализаций. И меня ужасно раздражает когда они появляются. Потому что это значит, что ещё одну игру можно будет купить только за рубежом.
Как только появляется локализация, иностранное издание продавать становится нельзя (это всякие лицензионные и копирастические разборки), а локализаций хороших практически не бывает.
Куча опечаток, металлические и деревянные элементы заменяются на пластмассовые, пластмассовые заменяются на картонные (из ужасного картона, разумеется). Издатели иногда делают широкие жесты и «перевыпускают тираж» или заменяют компоненты, но скачать у них на сайте Errata до сих пор не представляется возможным.
Российские издатели без зазрения совести собирают обычных людей, чтобы те им бесплатно вычитывали их переводы, вместо того, чтобы нанять редактора.
Юрий, я понимаю, что Вы с Пегасовым на Мипле вместе, можно сказать, чай пили и ничего плохого сказать о нём не можете. Я тоже уважаю этого человека, Мир Фантастики при нём — это лучший период журнала.
Но что касается локализаций… Пока он может себе позволить заявления вроде «Если на сотне карт допущена одна опечатка, то я считаю это приемлемым качеством редакторской работы.» ничего хорошего у нас и не будет.
Так что я в новом году желаю как можно меньше локализаций, и как можно больше уверенности в себе при игре в хорошие англоязычные издания!
Локализации нужны хотя бы для игры с детьми и с теми, кто не учил английский или учил очень давно, или очень немного
Отличный повод выучить! Тем более детям. Там слов 150 максимум. =)
На самом деле основная мысль моя была, конечно же, в том, что такие локализации, как сейчас могут только разочаровывать.
Может быть, это я такой перфекционист, но играть неправильно — меня всегда раздражает. Равно как и играть плохими компонентами, когда знаешь, что где-то можно купить игру дешевле и с хорошими компонентами.