Итоги 2013 года

Календарный год подходит к концу и по традиции мы подводим итоги последних 12 месяцев, отмечаем наиболее значимые моменты и события из мира настольных игр.

Важное и главное

Наиболее знаковым событием 2013-го года я считаю зарождение традиции проведения фестивалей настольных игр. В самом начале этого года в Москве прошла Тишинка, затем осенью состоялся Игрокон. И это не разовое событие, такие фестивали будут регулярными. Зимний Игрокон-2014 уже запланирован на 18-19 января 2014 года, осенью 2014-го будет ещё один, осенний. Такого крупного мероприятия, собирающего в одном месте издателей, игроков, разработчиков и блоггеров у нас ещё не было. 

Наши издательства 

Производство настольных игр, вышедшее на ударные мощности в 2012-м году, не сбавило оборотов. Год 2013-й подарил нам немало новых релизов, и, что особенно приятно, есть за что поблагодарить фактически каждого издателя. 

Флагманом отечественного игропрома по-прежнему остаётся Мир Хобби. Это издательство по-прежнему выпускает в среднем 1 новый продукт в неделю и не сбавляет темпы. Правда, в 2013-м году компания несколько отступила от своей привычной целевой аудитории и прицелилась к детским и компанейским игрушкам. Примеры тому – Запретные слова, Заврики, Тайга, Тише мыши. К счастью, это направление развивается не в ущерб основному производству и игры для опытных игроков с логотипом МХ также продолжают поступать на рынок. В продажу уже поступили Токайдо, Зомбицид, Замес, в работе находится Робинзон Крузо.

Нельзя не отметить издание игр с больших коробках совместно с Игрологией. Я имею в виду Настолье и Септикон, которые продвигаются в том числе и на международный рынок. Ну и, конечно же, World of Tanks: Rush, вероятно, наиболее коммерчески успешный продукт за всю историю Мира Хобби. Игра отлично разошлась в России, будет продаваться за рубежом, а в МХ тем временем подумывают о дополнении.

На 2014-й год у Мира Хобби самые амбициозные планы. В том числе они касаются игр от Fantasy Flight Games. Михаил Акулов намекнул на некие успешные договорённости, которые позволят выпустить на русском недоступные ранее игры. Очень надеюсь, что среди них будет в том числе Battlestar Galactica! Кроме того, в 2014-м МХ будет сотрудничать с издательством Asmodee, а значит линейка продуктов компании обязательно пополнится хитовыми играми мирового уровня.

На втором месте в плане выпуска настольных игр для опытных игроков идёт Звезда. Крупнейший производитель миниатюрок, не чурающийся также издания настолок. В прошлом году Звезда взяла очень хороший старт, выпустив Андор, Анк-Морпорк и Майя. В 2013-м темпы немного сбавились, но всё равно мы увидели несколько громких релизов. Это и Quarriors, и Спартак, и Плоский мир. Ведьмы, и Летопись. По системе Art of Tactic, на основе которой построена серия игр Великая Отечественная, выпустили Битвы самураев, тактическую игру про сражения кораблей, а также военную игрушку в современном сеттинге Hot War.

В работе всё ещё находятся Mage Wars и Терра Мистика, анонсировано дополнение к Андору. Также в 2014-м планируется некий ещё неанонсированный проект, над которым работа идёт совместно с Ричардом Боргом. Велика вероятность, что это будет игра на тему Второй Мировой войны. В связи с 70-й годовщиной открытия второго фронта в 2014 году нас может ожидать всё, что угодно, вплоть до второй редакции Memoir '44. Словом, Звезде ещё есть чем порадовать настольщиков. Развиваются также и альтернативные направления. 

Лидер интернет-торговли – Игровед продолжил в 2013-м году работу по своему направлению, ориентированному на качественные, красивые и простые игры для детей и молодых семей. За настолками такого типа я совершенно не слежу, но новые релизы там случаются регулярно. Зато не могу не отметить выход на русском нового издания Пандемии, к которому, надеюсь, будут выпущены и русские дополнения, а также проведение на постоянной основе конкурсов разработчиков. Этапы конкурса Корни длятся уже, фактически, больше года, в них постоянно участвуют несколько десятков человек, люди приносят свои наработки, и получают призы. Правда, конкретного результата в виде какого-либо изданного проекта пока ещё не появилось, но, я надеюсь, в следующем году Игроведу удастся найти свою жемчужину, игру, которая «взлетит» не только в России, но и по всему миру!

Правильные игры, известные своей специализацией на карточных проектах, несколько расширили свои возможности в уходящем году. Помимо чисто карточных игр (Огород, Семейное древо, Эадора, Подземных королей и Стань Суперзлодеем), компания выпустила свою первую игру с тайлами, это Поселенцы, придуманные Петром Тюленевым и Алексеем Калининым. К сожалению, ни одна из выпущенных в этом году Правильными играми настолок не получилась хитом уровня Зельеварения и Эволюции. Зато компании удалось успешно собрать деньги на запуск игры Эволюция. Случайные мутации. Необходимая сумма в размере 50 тыс. рублей была превышена в 6 раз и буквально неделю назад тираж игры отправился по заказчикам. Насколько Случайные мутации хороши мы узнаем уже в Новом году.

Несколько особняком от других издательств стоит Мосигра. В прошлом году ходили слухи о финансовых затруднениях в компании, но, судя по всему, они оказались именно слухами. Обшероссийская сеть магазинов живёт и здравствует. Ориентир на казуальные игры для широких масс не меняется, хотя в этом году появилось три проекта для опытных настольщиков – это Космические дальнобойщики (Galaxy Trucker), Первый контакт (Steam Torpedo) и Проект Манхэттен (The Manhattan Project). Будем надеяться, в следующем году Мосигра порадует нас ещё какими-нибудь неожиданными локализациями.

Наконец, в уходящем году появился ещё один небольшой издатель – студия Геменот. Под её логотипом вышло уже несколько проектов: Купи слона!, Меценат, Мой зоопарк – лучший!, а также Мазайцы, но пока что лично меня ни одна из этих игр сильно не порадовала. Будем надеяться, в наступающем году Геменоту удастся запустить в производство большее интересные игры, которые будут регулярно и на постоянной основе появляться на столах по всей стране.

Из небытия в этом году восстала компания ЮНСИ. Правда, пока что их проекты про Колобочков вызывают лишь недоумение, но не любопытство или интерес. Пожелаем этому издателю переориентироваться в 2014-м году на выпуск современных качественных игр.

Раньше у нас на рынке были слышны ещё и такие имена как Сквирл, Статус Белли, но за прошедший год о них не было слышно ни слова.

Об игроделах

Отрадно, что на ниве отечественного игростроя всходят новые имена. Прежде всего, нельзя не отметить Николая Пегасова, выпустившего в этом году аж целых 6 игр (Голливуд, Заврики, Запретные слова, Знаменитость, Вображарий, World of Tanks: Rush). Продолжает свою работу появившаяся в прошлом году студия Трёхгранник. Вот-вот должна выйти серьёзная игра от Юрия Журавлёва. Дорабатывается железнодорожный проект Евгения Никитина и серьёзная замашка на игру мирового уровня от Павла Медведева. Ну и, конечно же, мы ждём новых хитов от проверенного дуэта Сергея Мачина и Дмитрия Кнорре, которые в начале 2014-го года должны как минимум придумать несколько новых карт для промо-дополнения к Случайным мутациям.

Конечно же, хочется, чтобы авторов стало больше, чтобы они делали качественные и интересные настольные игры и радовали издательства отлично продаваемыми проектами, а обычных игроков – настолками, за которыми интересно проводить время с друзьями.

Блогосфера

В отличие от продолжающегося роста в части производства и разработки настольных игр в сети наблюдается некоторое затишье и даже спад. Сайты и блоги о настольных играх больше не появляются как грибы после хорошего дождя, а существующие проекты явно сбавили темп. За весь год я не могут назвать ни одного нового громкого имени. Достаточно активно и регулярно пишут Владимир Шлапак и Екатерина Бондарик (Настольные игры в Латвии) и Александр Шерстук (Boardgameby). Из российских же блоггеров более-менее активность проявляется Нюсечка, да Максим Трофименко. Новые материалы регулярно появляются в Арсенале настольных игр, да, с недавних пор снова заработала Настолкомания

Михаил Баландин, Александр Беляков, Слава Юмин, Влад Попков, Остап Гевко, Андрей Столяров и многие другие, к сожалению, фактически замолчали. Даже в отношении Тесеры, которой положено стабильно расти и развиваться, в последнее время слышны упрёки, мол, всё слишком непривлекательно для новичков. Эту тенденцию, конечно, хотелось бы в новом году сломать. Пусть блоггеров будет больше, а публикации чтобы были интересными и регулярными. Тем более, что все издатели активно сотрудничают с блоггерами и практически каждый релиз сопровождается веерной рассылкой посылок в адрес сетевых писателей.

Игры в оффлайне

Пусть настольные игры ещё и не пришли в каждый дом, но они уже достаточно хорошо известны по стране. Практически каждый месяц где-нибудь случается крупное мероприятие, связанное в том числе и с настолками. Это и те же Игроконы, и Игросфера, и Зиланткон и выездные «кэмпы»- игротеки и какие-то локальные события типа Толкона. Более того, о настольных играх стали узнавать благодаря открывающимся повсюду антикафе, а также так называемым «киноночам», когда люди приходят на три ночных сеанса посмотреть фильмы, а в перерывах играют в настолки. Я расцениваю эту тенденцию исключительно с положительной точки зрения. Хотелось бы, чтобы в каждой российской семье начинала формироваться небольшая библиотека настольных игр. Пусть там будет всего 5-7 коробок, но зато у папы с мамой всегда будет возможность собрать всю семью за одним столом и приятно провести время.

В 2013-м году стало меньше турниров. Если год назад мы играли в Колонизаторов, в Бэнг!, в Эволюцию и в сетевую версию 7 Wonders, то 2013-й ознаменовался только официальным турниром по Каркассону, да попыткой запустить общероссийский турнир по Memoir ’44. На следующий год пока заявлен только чемпионат по Ticket to Ride, но хотелось бы, чтобы он не остался единственным соревновательным событием. Хотелось бы видеть ещё турнирные игры, например, по той же новой Эволюции, или, например, по World of Tanks: Rush.

Ещё одно замечательное начинание – создание книги о настольных играх в формате путеводителя для новичков. Планируется красивое издание с отличными иллюстрациями на качественной бумаге. Как минимум это будет прекрасный подарок для каждого настольщика.

Игры в цифре

С распространением цифровых устройств и, в первую очередь, планшетов, всё больше настольных игр переводится в цифровой формат. Так, уже сейчас в цифровых версиях можно сыграть в Eclipse, Агриколу и Пандемию. Существуют компьютерные Доминион, Elder Sign и Hive. Это совершенно новое направление, и оно будет развиваться и дальше. Хотя лично я не считаю такие игры настольными. Всё-таки, есть особая прелесть, когда перед тобой лежит поле с фишками, ты можешь держать в руке карты и слышать как стучат по столу кубики. Цифровой вариант, это для меня некий суррогат. Предпочитаю настоящие настольные игры с физическими компонентами.

Не только о хорошем

Из негативных событий года можно отметить угасание работы Ассоциации клубов настольных игр, чья деятельность, как показывает практика, вызвала отторжение у издателей и не нашла достаточного признания среди клубов на местах. В адрес руководства ассоциации раздалось немало упрёков в попытке коммерциализации околонастольной деятельности. Убедительно ответить на замечания руководителям ассоциации не удалось, так что дальнейшая деятельность этой организации под вопросом. В практическом же плане наиболее значимый момент – в 2013-м году не состоялось общероссийского дня настольных игр, попытки ввести который предпринимались в 2012-м. Тогда, напомню, по всей стране играли в парках и на улицах 24 июня. В 2013-м году это было 30-е июня, но акция прошла достаточно незаметно.

Ещё одно нерадостное событие уходящего года – наметившаяся тенденция к выпуску неоригинальных игр. Хронология, Вображарий, Мухобойка – эти настолки основаны на широко распространённых идеях и по сути не предлагают игрокам ничего нового. С точки зрения бизнеса это оправданные коммерчески интересные шаги, но с точки зрения игрока ценности в таких играх мало. Они не предлагают ни принципиально новых впечатлений, ни принципиально новых ощущений. Хотелось бы, чтобы в следующем году выпускались именно оригинальные игрушки.

О главном и основном

Главный итог года для меня – это, как уже было сказано, зарождение традиции настольных фестивалей. Я верю в то, что регулярные двухдневные интенсивные встречи людей, завязанных на настольные игры, приведут к некоему новому, качественному скачку в развитии. У меня есть несколько конкретных примеров – это и презентации игр Александра Ушана, и живое общение, результатом которого стало моё участие в работе по локализации Робинзона Крузо, и просто куча приятных партий и замечательное общение с товарищами по хобби. Фестивалям – быть! И за это в первую очередь спасибо нашей «большой тройке» — Миру Хобби, Звезде и Игроведу.

О грядущем

В 2014-м году, как обычно, хочется, чтобы всего было больше и всё было лучше. Чтобы новые игры выходили ещё чаще, чтобы они были ещё интереснее, и чтобы у всех было всё больше свободного времени, чтобы в них играть. 

Околоигровое



Похожие записи
  • Релизы настольных игр в 2008 году
  • День настольных игр — теперь официально!
  • «Мипла» не будет :(
  • Отчёт за неделю с 11 по 18 января 2009 года
  • Подкаст 135. Предновогодние ожидания
    1. volt
      31 Дек 2013 из 10:37 | #1

      Есть какие-то намеки со стороны МХ на выпуск Battlestar Galactica ?


    2. Njuse4ka
      31 Дек 2013 из 10:52 | #2

      Юра, с наступающим Новым Годом!

      Мосигра еще локализовала Убонго… Так сказать — формально… )


    3. SSS
      31 Дек 2013 из 12:39 | #3

      С новым годом!!!!


    4. Ogro
      31 Дек 2013 из 12:50 | #4

      Хороший пост, охватывает картину происходящего в общем.

      Спасибо.

      С НГ!


    5. azazel
      01 Янв 2014 из 22:47 | #5

      Я конечно понимаю, что у нас в стране есть Москва и остальная территория России, но для одного из главных блоггеров по настолки писать о том, что фестивали настольных игр у зародились в 2013 году не профессионально. Как будто День игры, проходящий уже более 10 лет в июне и 3-4 года Тишинки (из которой собственно и вышел Игрокон) к ним не относятся. 3абавно получается — Юра этом году первый раз посетил подобные мероприятия, значит отсчет следует с этого момента и вести 🙂

      По wot — продукт конечно коммерческий успешный, только обязан он этому не самой игре, а как многие отметили, вложенный промо карте для компьютерного оригинала. Предположу, что если в дополнении не будет чего-то подобного, его «успех» будет более чем скромным.

      Анк-Морпок был выпущен Звездой в 2012. Корабли еще не выпущены.

      Почему турнир по Memoir 44 назван «попыткой»? Вообще-то первый региональный тур по регионам закончился в начале декабря, и в данный момент проходит 2 оборонный тур по федеральным округам, победители которого уже сойдутся в финальный битвах за чемпионское звание.

      Есть и еще несколько несоответствий действительности в этой заметке. Видимо желание подвести итоги года до его окончания сказалось на качестве материала.


    6. Bob Hunter
      04 Янв 2014 из 0:26 | #6

      Звезда радует, их список локализаций гораздо интереснее МХ.


    1. Трекбеков пока нет.