Добро пожаловать в мир настольных игр

Итоги 2015 года

Декабрь, последний месяц уходящего 2015 года, подходит к концу. Пришла пора подвести итоги прошедшего года, отметить значимые тенденции и назвать самые важные события года в сфере настольных игр.

Ситуация в России

Этот год был тяжёлым. Я думаю, это ощутили и обычные люди, а уж издательства – тем более. И тем отраднее видеть, что наши настольные компании живут и здравствуют. Не смотря на кризис, не смотря на скачущие курсы валют в России выходят всё новые и новые игры, и более того, появляются новые игроки на рынке. 

Основной расклад не изменился. Ведущую роль занимает Мир Хобби. Крупными игроками являются Звезда, Игровед и Мосигра. Правильные игры поутихли, их что-то особо и не слышно. Зато появились и новые имена. Так, несколько хороших проектов выпустила GaGa Games, появились локализации от компании Crowd Games, расчет число независимых проектов на Бумстартере.

Локомотивом индустрии остаётся Мир Хобби, или, как компания теперь называет себя на международный манер, Hobby World. Именно HW ставит рекорды по изданным играм, выдерживая какой-то бешеный темп, выпуская чуть ли не по одной игре в неделю. Именно HW организует и проводит крупнейший на постсоветском пространстве фестиваль настольных игр Игрокон. Именно HW издаёт львиную долю интересных зарубежных локализаций. При этом компания развивает и сопутствующие направления.

Так, в 2015-м появилось подразделение Crowd Republic, привлекающее средства на издание игр на условиях софинансирования, которое уже успело реализовать несколько успешных проектов. Мир Хобби уверенно чувствует себя на мировом рынке, издавая многоязычные тиражи World of Tanks: Rush с теперь уже двумя дополнениями и Находку для шпиона. Мир Хобби с уверенностью смотрит в будущее, обещая держать примерно тот же темп: много разных локализаций, масштабный осенний Игрокон и гарантированная локализация Twilight Imperium 4rd Edition (которая, впрочем, в 2016 году ещё не выйдет).

Что касается Звезды, тут всё сложно. Трагический и скоропостижный уход Константина Кривенко в прошлом году пошатнул позиции компании на рынке настольных игр. Так, компания даже не была представлена стендом на выставке-ярмарке настольных игр в Эссене. Да, настольное направление работы остаётся актуальным, но каких-то прорывов ожидать не стоит. Звезда продолжает выпускать всякие детские игрушки, поддерживает развитие собственной военной игры Великая Отечественная, но в плане издания современных настольных игр амбиции и планы компании в настоящий момент достаточно ограничены. Пара-тройка заметных игр в год, так, пожалуй, можно охарактеризовать работу Звезды. Например, в 2015-м это были Поселенцы и Андор. Путешествие на север. В следующем году стоит ждать дополнения к Войнам магов и дополнения к Атлантам. Будут, наверное, и ещё какие-то игры, но в целом Звезда, наверное, останется на прежнем уровне – стабильно несколько релизов в год.

Ситуация с Игроведом для стороннего взгляда выглядит стабильно хорошей. Компания как сосредоточилась на рынке детских игр, так и держит его в фокусе. Собственные разработки, такие как Артифициум и Коста Руана, пока больше не появляются. Но зато компания не забывает о проектах для взыскательных настольщиков. Самый яркий тут пример – русская версия Пандемии. Наследие, выпущенная одновременно с мировым релизом. Этому можно только аплодировать. Надеюсь, Игровед / Стиль Жизни и дальше будут радовать нас подобными приятными сюрпризами.

Про Правильные игры в этом году сказать нечего. Кроме какой-то странной новинки про построение мозговых импульсов, больше похожей на конструктор, головоломку или паззл, но не на настольную игру, да обновлённой версии Я твоя понимай, новостей, считай, и нет. Акватика, что-то совсем заглохла. Новые игры не анонсируются и не выходят. Из перспектив разве что «обратная локализация» одного из своих старых проектов – в планах компании выпустить в 2016 году русское издание американской версии Эволюции. Мне, как настольщику со стажем, заставшему расцвет Правильных игр, хотелось бы, конечно увидеть ренессанс компании. Обновлённую версию Зельеварения. Новую Эволюцию. Какую-нибудь новую качественную карточную игру, но, кажется, этим мечтам уже не суждено сбыться. Нишу Правильных игр, выпускавших карточные проекты, стремительно занимает GaGa Games.

На массовом рынке свой сегмент держит и Мосигра. Но она существует где-то там, в оффлайне и словно на периферии внимания, продавая всякие патигеймы, простенькие настолки, да, вообще, обычные игрушки. В плане современных настолок была заявка на локализацию Space Alert, но релиз всё откладывается, да откладывается. Что ещё? Кажется, Neuroshima Hex, да и всё. В общем, в плане продвижения хобби и доставки его если не в каждый дом, то в каждый район крупных городов, благодаря открытию множества торговых точек Мосигра делает. Но вот новых игр, которые были бы интересны серьёзному игроку – не выдает.

Зато специально для таких ворчунов как я появилось аж два новых издателя. Во-первых, Crowd Games, компания, специализирующаяся на качественных локализациях мировых хитов, до которых не дошли руки у других компаний. Примеров тут немало. Это и Мёртвый сезон, и Замки безумного короля Людвига, и Сабурбия. Пожалуй, для такого взыскательного игрока как я, это самый интересный представитель рынка, регулярно подсовывающий всякие вкусности.

В спину традиционным участникам дележки настольного пирога дышит и питерская компания GaGa Games. Выросший из магазина настольных игр, этот издатель предложил в этом году несколько любопытных карточных проектов (Пиксель Тактикс, Карета к замку Дьявола, Печенька), а потом замахнулся и на более масштабное дело – русскую версию Эйфории. Я уже говорил, что GaGa Games, фактически заняло место Правильных игр. Посмотрим, каким будет для них год 2016-й.

Ещё засветились несколько небольших копаний. Это и Интаглиф из Новосибирска, выпустивший уже три собственных проекта в мире Бестиария Сигиллума, и B.C.Studio со своей Молон Лабе, и издательство Bubble с настолками по мотивам комиксов. Активно заявляет о своих детских играх компания Степ Паззл. Радует, что издателей становится больше, потому что это повышает шанс на появление по-настоящему интересных игрушек именно отечественного розлива.

Из тех, кто в уходящем году притих помимо Правильных игр можно упомянуть Геменота. Компания Сергея Голубкина издавала разные проекты, а теперь что-то и не слышно никаких новостей. Игрология, выпускавшая Настолье и Септикон, тоже как-то убавила темп. В этом году появилась За пятью печатями, да Свинтус, перерисованный на манер зомби. Зато проявил себя Алексей Калинин, занимающийся настолками уже более десятилетия, выпустив обновлённую версию своих Князей. Надеюсь, в новом году Алексей порадует нас и другими своими разработками.

Ситуация за рубежом

Если мы посмотрим за границу, то увидим, что год от года настольная экспансия становится всё сильнее. Игр делают всё больше и больше, их общее количество давно перевалило за все разумные рамки, и охватить все релизы в течение года просто невозможно. На выставке-ярмарке в Эссене, насколько я понимаю, показывают уже около тысячи проектов. Это очень много.

И это всё происходит на фоне формирования глобального игрока. Компания Asmodee поглощает издательство за издательством, вобрав в себя уже и Days of Wonder и Fantasy Flight Games. Впрочем, для обычного игрока это вряд ли что-то значит. Оба издателя продолжают стабильно выдавать новые хорошие игры, а это главное и основное.

Помимо традиционных издательств процветает выпуск настолок через платформу софинансирования Кикстартер. И, хотя многие проекты появляются там по принципу «красивые миниатюры и абы какие правила», достойные экземпляры попадаются. Те же Звёздные империи и появившаяся вслед за ними Epic, а также одно из моих открытий года – Quartermaster General – своим рождением обязаны именно Кикстартеру. У нас подобная тенденция только намечается. На российской аналогичной площадке – Бумстартере – настольные проекты запускаются, но успех пока имеют лишь те, что поддерживаются кем-то из традиционных издательств. Такого, чтобы игры сплошь и рядом издавали новички – не наблюдается. Поэтому сейчас когда я вижу на Бумстартере очередной независимый проект, первая мысль обычно: «И этот не взлетит».

По причинам экономического характера в последнее время за рубеж приходится смотреть всё больше с завистью, пересчитывая цены какого-нибудь интернет-магазина по текущему курсу и припоминая, сколько раньше на эти деньги можно было купить всяких настолок.

Разработчики, блоггеры и прочие персоны

В уходящем году на российском рынке в плане медийных персон ничего не произошло. Те, кто присутствовал здесь и раньше, продолжают свою работу. Это и Николай Пегасов, регулярно делающий игры для Мира Хобби, это и Юрий Журавлёв, постоянно работающий над новыми проектами. Появилось пару новых игр Евгения Никитина (Метро 2033: Прорыв, Бастион), после долгого молчания вновь проявил себя Алексей Калинин. Притихли ребята из Трёхгранника (на самом деле нет, они издаются, только не у нас в стране). А новых-то разработчиков и нет. Разве что бывшего работника Звезды Максима Верещагина можно к ним причислить, но, насколько я понимаю, у него в портфолио пока нет такой игры, которую можно предъявить широкой взыскательной аудитории. В общем, будем считать, что в плане разработки у нас стабильность, развитие минимально.

А в плане блогосферы нет и того. У меня создаётся впечатление, что регулярно пишут о новых играх только два человека, это Владимир Шлапаков (Настольные игры в Латвии) и Александр Горшечников (Две фишки). Владимиру можно только позавидовать, он живёт в зоне евро, до новинок там ближе, есть возможность приобретать новые игрушки относительно дешевле чем в России. Он, считай, занимает нишу для взрослых настольщиков. А Александр ориентируется больше на детские игры и пишет для молодых родителей с детьми. И ещё осталась Настолкомания. И это всё.

Это когда-то было так, что регулярно писали об играх несколько человек, да ещё и каждый со своей точки зрения, и было сразу несколько живых и активных сайтов. Можно вспомнить Алексея Тихонова (Жёлтый мипл), Михаила Баландина (Новосибирский настольщик), Александра Белякова (друг Сета и Грюна), Славу Юмина (Зордок)… Эх, сейчас разве что иногда Максим Трофименко (Mazz_O) или Анна Юшина (Нюсечка) статьями порадуют, да и всё. Заметных новых настольных проектов не появляется. Я видел, по-моему, только один, где пишут обзоры с нецензурщиной, да и то не обратил особого внимания. Обсценная лексика материалы по настольным играм не украшает.

Зато где рост видно невооружённым взглядом – так это в формате видео. Первый видеообзорщик России, Алексей Зуйков, чувствует себя более чем прекрасно. У него есть несколько последователей и, хотя для некоторых такой формат подачи материала не годится, куда больше людей согласны смотреть ролики о настольных играх. Надеюсь, однажды видеоблоггеры дорастут то такого уровня, что их станет по-настоящему интересно смотреть. Сюда же можно занести и видеоподкасты, где говорящие головы рассказывают друг другу о настольных играх (в одном из таких выпусков засветился и я).

Не пойму в чём дело. Казалось бы, странная ситуация. Раньше игр было мало, людей ими увлекалось меньше, а сайтов о настолках было больше. А теперь игр – завались, аудитория выросла, а вот сетевые настольные проекты поумирали и позакрывались. Причём, новая смена на замен не появилась, вот что обидно. Почему так? Закономерно развивается только Тесера, аккумулирующая всю информацию о настольных играх. 

Настолки в массы

Настольными играми уже давно никого не удивишь. Хобби выросло из сугубо нишевого в почти что массовое. Игры можно встретить почти в каждом книжном магазине, магазине игрушек и отделах с подарками. Я уж не говорю о специализированных точках, где торгуют именно настолками. Игры видны в кафе и ресторанах, они популярны в так называемых «анти-кафе», осталось только на телевидении рекламу пустить.

Для сформированной аудитории у нас есть крупный фестиваль – Игрокон, который родился в 2013-м, проводился дважды в год, а с 2016-го будет проходить только один раз, осенью. Это единственное крупное мероприятие на всю страну. В прошлом году был опыт проведения Игрокона в Питере, но это, можно сказать, была случайная акция, вызванная форс-мажорными обстоятельствами. Больше планов по продвижению фестиваля в регионы у издательств нет. Впрочем, это никак не мешает организовывать подобные мероприятия на местах собственными усилиями. В первую очередь тут пример – красноярский Мипл, крупная выставка-ярмарка семейных игр. У нас за 1000 километров от Москвы тоже проводятся похожие фестивали, это и Зиланткон в Казани, и Самкон в Самаре и Толкон в Тольятти. Уверен, в целом по стране ситуация примерно такая же.

Развивается такое направление досуга, как проведение выездных игротек. Тут впереди планеты всей супруги Юшины, пятый, кажется, год подряд организовывающие Настолкэмп, выезд на несколько дней, посвящённых исключительно настолкам. В будущем году в 10-м, юбилейном слёте соратников по хобби планирую принять участие и я.

Хотелось бы видеть более расширенную турнирную поддержку. В первом полугодии 2015-го силами Мира Хобби организован всероссийский турнир по Манчкину. На осеннем Игроконе были ещё турниры, но уже локальные. Это лично моё желание, но хочется, чтобы турниров было больше. Чтобы хотя бы раз в квартал по какой-нибудь игре проходили соревнования.

А ещё уходящий год дал нам понять, что Игросфера закрыта надолго, а Ассоциация клубов настольных игр не подаёт признаков жизни.

Цифровой формат

Уходящий год был скуп на новости о настольных играх в цифровом формате. Да, вышли новые Ticket to Ride, Dominion, обновился Ascension, появился Splendor, вышла даже русская Пандемия, но как-то это всё на уровне прошлого года. Сильного развития не заметно. И на этом фоне совсем низка активность наших компаний. Раньше мы видели попытки проникнуть на этот рынок со стороны Правильных игр (Варенье) и Мира Хобби (Сантьяго де Куба). Сейчас, кажется, кроме Мосигры, выпустившей Шакала для планшетов, особо никто никаких поползновений не делает. Плохо это или хорошо – каждый решает для себя. Для меня, например, всё равно. Я планшет как способ игры в настольные игры не рассматриваю, хотя и могу иногда раскинуть партию-другую в Star Realms или даже в Hearthstone.

Зато появилось новое направление – настольные игры внутри компьютерной программы-ситулятора. И тут есть два громких имени, это Tabletopia и Tabletop Simulator. Обе эти программы позволяют попробовать сыграть в множество игр на экране монитора с изображением, максимально приближенным к настоящему. Каково это я рассказать не могу, поскольку сам подобные программы не воспринимаю, но и там, и там библиотека игр исчисляется уже десятками (если не сотнями), так что будущее у подобных проектов определённо есть.

Основные тенденции

В целом уходящий год выдался неплохим. Несмотря на все сложности индустрия выстояла, а это хорошо. По-настоящему плохих новостей, как год назад, когда из жизни ушли Константин Кривенко и Алексей Перерва, нет (тьфу-тьфу-тьфу). Есть трудности в экономике, но издатели всё равно продолжают выпуск новинок, пусть что-то даже делалось по инерции и было запущено во времена других цен, но и сейчас у каждой компании есть понятные планы на будущее. Я скажу так, проверку на прочность рублём наше хобби прошло. Несмотря ни на что, игры продолжают привлекать внимание людей, продаваться и позволять компаниям выводить на рынок всё новые и новые проекты. И это хорошо.

В этом, пожалуй, и заключается основной итог года: выдержали, выстояли, не сдали хобби. Несмотря на все неурядицы настолки продолжают радовать людей, дают возможность зарабатывать издателям и удовлетворять спрос наших коллег по хобби. Остаётся только пожелать, чтобы и дальше дела у наших настольных копаний шли как минимум стабильно, а как максимум – стремительно в гору. Чтобы рынок настольных игр рос, и чтобы у нас с вами всегда была возможность поиграть в новую интересную игру, изданную в России одновременно (или практически одновременно) с мировым релизом, да ещё и с качеством компонентов, не уступающим оригиналу.

18 комментариев

  1. KoGe

    2015 год. Люди, наконец-то, стали в игры играть, а него писать про них в интернетах 😉

  2. ZenX

    Видеообзорщиков сейчас, по моему, с каждым днем становится всё больше и больше! и я даже выделила нескольких из них и регулярно смотрю их. Думаю это направление будет более активно и в будущем развиваться, нежели обычные блоги…Хотя лично для меня в этом году открытием стали ваш блог.и блог о настольных играх в латвии (до этого я всю информацию брала только на тесере и сайтах магазинов)

  3. Дмитрий

    Самое главное, что игры пошли в массы. Раньше многие это считали увлечением для детей и довольно скептически относились к настолкам. Когда я на своей работе организовал поход сотрудников в игровой клуб (мы были разновозрастной компанией — от 22 до 36 лет), то многие были в восторге и скептицизм свой поубавили.
    Юрий, мне кажется, или так есть на самом деле, что у блога читателей последний год убавилось, как будто бы комменариев меньше стали писать.

  4. Pard

    Добавлю, что Pard писал в прошедшем году не меньше других блогеров — и здесь, и на БГГ. Перелопачивал информацию о тысячах игр и выдавал данные о собранных сливках, который действительно заслуживают внимания игроков. Десятки переводов игр (правила, стратегии, обзоры, пнп, коробки, реализации для Tabletop Simulator), действительно полезная информация об играх в списке на БГГ (там сейчас почти 2,5 тысячи игр).

    Надеюсь, будет время и желание продолжать заниматься этим в следующем году.

  5. alpas

    почему настольных игр всё больше, а блогов о них всё меньше — вопрос, боюсь, скорее к вашему кругозору, Юрий.

    в этом году появился красочный «Бородатый блог»:
    http://www.beardgames.ru/

    у Frogged Dice всё так же выходят интервью с разработчиками, обзоры и развёрнутые статьи:
    https://boardgameby.wordpress.com/

    Гранд продолжает активно писать об играх:
    http://grandsolyanka.blogspot.ru/

    «Обзорная башня» на Тесере обычно ломится от ссылок. раздел «дневники» там же полон разнообразных авторов и материалов, в т.ч. новых.

  6. pegasoff

    Hobby World за год выпустил 72 новых игры, это существенно больше, чем «по одной в неделю», как в тексте Юры.

  7. Sputnik1818

    @pegasoff Юра Манчкины не учитывал, ясно же)

  8. profanat

    Я считаю, что главным событием года стало изменение курса рубля и удвоение стоимости заказов из зарубежных магазинов, учитывая, что большинство игр нельзя нигде купить кроме как за рубежом.

  9. hk

    @profanat

    Мне кажется, что в России игр уже так много, что почти всё можно достать и у нас по более-менее приемлемым ценам. Разве что какие-то совсем супер-супер новинки. Но, вон, ту же 7 Wonders: Duel даже с учётом курсового скачка в рублях можно назвать доступной.

  10. hk

    pegasoff :

    Hobby World за год выпустил 72 новых игры, это существенно больше, чем «по одной в неделю», как в тексте Юры.

    Я же верно говорю про бешеный темп. А по одной игре в неделю, наверное и не было, бывают пустые недели, а бывает, что релизы идут пачками.

  11. hk

    alpas :

    почему настольных игр всё больше, а блогов о них всё меньше — вопрос, боюсь, скорее к вашему кругозору, Юрий.

    в этом году появился красочный «Бородатый блог»:
    http://www.beardgames.ru/

    у Frogged Dice всё так же выходят интервью с разработчиками, обзоры и развёрнутые статьи:
    https://boardgameby.wordpress.com/

    Гранд продолжает активно писать об играх:
    http://grandsolyanka.blogspot.ru/

    «Обзорная башня» на Тесере обычно ломится от ссылок. раздел «дневники» там же полон разнообразных авторов и материалов, в т.ч. новых.

    Насчёт Frogged Dice соглашусь, его можно зачислить в «выживших». Считай, один блог в Латвии, один в Белоруссии, один в России активный есть. Но, по-моему, всё равно маловато.

    Что касается «Бородатого блога» и прочих материалов, я, возможно, излишне критично настроен, но ни один из них не дотягивает до упомянутых мною проектов, что сейчас закрылись или просто уже не обновляются.

  12. hk

    Pard :

    Добавлю, что Pard писал в прошедшем году не меньше других блогеров — и здесь, и на БГГ. Перелопачивал информацию о тысячах игр и выдавал данные о собранных сливках, который действительно заслуживают внимания игроков. Десятки переводов игр (правила, стратегии, обзоры, пнп, коробки, реализации для Tabletop Simulator), действительно полезная информация об играх в списке на БГГ (там сейчас почти 2,5 тысячи игр).

    Надеюсь, будет время и желание продолжать заниматься этим в следующем году.

    Это, кстати, интересное направление. Не знаю даже как его правильно назвать, какой-то настольный data-mining.

  13. hk

    Дмитрий :

    Самое главное, что игры пошли в массы. Раньше многие это считали увлечением для детей и довольно скептически относились к настолкам. Когда я на своей работе организовал поход сотрудников в игровой клуб (мы были разновозрастной компанией — от 22 до 36 лет), то многие были в восторге и скептицизм свой поубавили.
    Юрий, мне кажется, или так есть на самом деле, что у блога читателей последний год убавилось, как будто бы комменариев меньше стали писать.

    Настолки пошли в массы не в 2015-м, а раньше, годика на три-четыре.
    Вспомните, ещё когда появились игротеки массово, в том числе в торговых центрах и в кинотеатрах. И Игрокон уже не первый год проводится. И т.д. и т.п.

    По читателям – этот год и предыдущий примерно на одном уровне. Может, в 15-м стало даже чуть-чуть больше. Но комментируют меньше, это да, соглашусь с вами.

  14. hk

    ZenX :

    Видеообзорщиков сейчас, по моему, с каждым днем становится всё больше и больше! и я даже выделила нескольких из них и регулярно смотрю их. Думаю это направление будет более активно и в будущем развиваться, нежели обычные блоги…Хотя лично для меня в этом году открытием стали ваш блог.и блог о настольных играх в латвии (до этого я всю информацию брала только на тесере и сайтах магазинов)

    Спасибо за лестные отзывы. Надеюсь, этот сайт и дальше будет становиться открытием для новых адептов настольного хобби 🙂

  15. hk

    KoGe :

    2015 год. Люди, наконец-то, стали в игры играть, а него писать про них в интернетах ;)

    Раньше одно другому не мешало.

  16. SergGold

    Геменот очень круто притих 🙂
    Мы издали «Замки Людвига», «Мертвый Сезон», «Пиратов Семи Морей» и «Margin Game».
    План «по игре в квартал» успешно держим 3й год подряд!

  17. futb_all

    Юра, ты забыл про Граникон! Я негодую!!111

    ЗЫ: обзор уходящего года шикарен =)

  18. ms-dos

    Спасибо ) за объективный, и позитивный, взгляд на настоящие и будущие )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑