Добро пожаловать в мир настольных игр

Итоги 2016 года

Календарный год заканчивается, а, значит, пришло время подвести его итоги, посмотреть, что важного произошло в 2016 году в мире настольных игр, чем год запомнился и какие тенденции намечаются на следующие 12 месяцев.

Наш рынок

Вот уже второй год как мы все живём в новых реалиях. Изменившийся курс национальной валюты не мог не затронуть всё и вся и настольные игры тут не исключение. Но если прошлый год был переломным и, возможно даже шоковым, именно в 2016-м по ощущениям ничего страшного уже не происходило. Игроки адаптировались к новым ценам и поняли, что за границей игры стали стоить существенно дороже. Кого-то это остановило, а кто-то продолжает успешно заказывать новые настолки из США и Франции и по сей день. Издательства же тоже приспособились к экономическим реалиям и, что приятно, продолжают предлагать игры по приемлемым ценам.

Картинка рынка с точки зрения представленных на нём издательств теперь такая. Есть огромный и большой «Мир Хобби», мощный и неповоротливый как динозавр. Мощный – потому что регулярно выдаёт новые игры, неповоротливый – потому что недостаточно быстро (по сравнению с другими компаниями) выпускает новинки. «Мир Хобби» старается развивать собственное производство, наладить выпуск игр по сложным (двойным-тройным) лицензиям, а дело это небыстрое. Поэтому со стороны компания выглядит медленной неповоротливой, особенно на фоне стремительных анонсов новинок Эссена от других издателей. Тем не менее, стратегия у «Мира Хобби» именно такая, компания «бьёт по площадям» и стремится охватить максимально возможную аудиторию (отсюда всякие «Манчкины» и «Соображарии»), не забывая при этом о гиках. Мне, всё-таки, кажется, некоторые болезни роста у «МХ» наблюдаются. Вот, наладится местное производство, утрясутся лицензионные вопросы, и тогда пойдёт нормальный конвеер, а не перманентный перенос сроков выхода новинок, как это зачастую происходит сейчас.

На фоне такого в хорошем смысле слова монстра остальные издатели выглядят мелковато, но, всё-таки, они заметны благодаря выпуску знаковых и ярких игр. Традиционные участники рынка – «Звезда», «Игровед» и «Мосигра» в уходящем году ничем особым себя не проявили. «Звезда» хотя и демонстрирует интерес к продолжению работы по линии настольных игр, он находится на минимальном уровне. Не думаю, что в следующем стоит ожидать от этой компании более 2-3 заметных релизов (Great Western Trail, третья часть «Андора», и, возможно, что-нибудь ещё).

«Игровед» продолжает ориентироваться на массово-детский рынок и в уходящем году из игр для опытных настольщиков отметился только дополнением к «Пандемии» и локализацией 7 Wonders: Duel (с натяжкой ещё можно вспомнить «Криминалиста»). «Мосигра» тоже делает ставку на масс-маркет, только ориентируется на более взрослую аудиторию, у неё новинок особых и нет (разве что услоно «Анна-Детективъ»). Из небытия вынырнули «Правильные игры», с чьим участием появилось аж две игры. Во-первых, обновлённое издание «Эволюции» на русском. Во-вторых, третье дополнение к «старой» отечественной «Эволюции». Но это, скорее, случайная флуктуация, в следующем году ничего особенного от этой кампании не предвидится (хотя возможны допы к новой «Эволюции»).

Наибольшую активность среди новых участников рынка в этом году проявила GaGa Games. Пара десятков релизов, среди которых как отечественные разработки, так и зарубежные локализации. Самый громкий проект, компании, конечно же, «Кодовые имена», но помимо него есть и другие настолки. И, главное, «Гага» продолжает выдерживать заданные высокие темпы и в следующем году обещает порадовать новыми геймерскими игрушками. Я, например, жду русскую версию A New Story of Civilization. А там, ещё и «Адреналин» и другие свежаки Эссена обещаны. Такими темпами GaGa Games вполне может занять второе место на рынке после «Мира Хобби» как минимум по количеству издаваемых новинок.

Радует новыми играми «Геменот», стараниями которого на рынке появились несколько новых интересных настолок, в том числе «Домик на дереве» и «Наследие: Завещание герцога де Креси». Очень успешно выступает Crowd Games, выдающая порционные локализации, неизменно пользующиеся спросом. Это и «О мышах и тайнах», и новый «Мёртвый сезон», и, наконец «Серп». Как показывает практика, такие точечные издания весьма востребованы.

Вот, в общем-то, и всё. Где-то далеко, на периферии присутствуют и иные компании. Те же Cosmodrome Games, «Степ Паззл», «Интаглиф» и прочие условно «партизанские издательства». Они выпускают свою продукцию, но чего-то такого, что было бы адресовано не массовому покупателю, а опытному настольщику, с их стороны не видно. Впрочем, как мне кажется, спрос на игры для гиков вполне удовлетворяют совокупные тиражи и издания «Мира Хобби», «Гаги», «Геменота» и Crowd Games.

За рубежом

Если у нас рынок до сих пор кипит и растёт буквально на глазах, за рубежом ситуация куда более стабильная. Крупные издательства как существовали, так и существуют. Ну, разве что понемногу их всех поглощает Asmodee. Количество новых игр продолжает расти, и объять их уже не удаётся, наверное, никому. Тот же Эссен ежегодно демонстрирует всё больше и больше проектов. И, когда в год появляется тысяча проектов, познакомится с ними со всеми невозможно просто физически.

В издании игр за границей сохраняется заметная роль площадки софинансирования – «Кикстартера». Многие хорошие игры рождаются именно там, и уже потом появляются у издательств. У нас в этом плане ситуация иная. С одной стороны есть небольшие, но востребованные тиражи от Crowd Games, с другой – попытки «МХ» наладить выпуск евроигр на CrowdRepublic, которые пока можно назвать лишь условно успешными. Ещё у нас на «Бумстартере» периодически начинаются кампании по сбору средств на издание каких-то неизвестных игр от неизвестных авторов, но, как правило, запрашиваемой суммы они не собирают. В этом плане мы от Запада всё ещё отстаём. У нас и придумать хорошую игру не всегда могут, и представить её публике так, чтобы глядя на компоненты (те же фигурки) кому-то захотелось её купить, тоже не получается.

В целом же заграница видится от нас стабильным рынком. Fantasy Flight Games продолжает выпускать большие игры для любителей америтреша, Days of Wonder стабильно выдает качественные семейные игры, и так далее. Разве что эпизод с разводом FFG и Games Workshop можно припомнить, из-за которого портфолио Fantasy Flight Games с февраля 2017 года несколько похудеет.

Разработчики, блоггеры и прочие известные в настольном мире личности

В стане разработчиков в этом году у нас стабильность. Главным игроделом страны остаётся Николай Пегасов, выдающий новые и новые игры для «Мира Хобби». Его разработки сегодня продаются уже не только в России, но и осваивают зарубежные рынки. Ещё активизировался Пётр Тюленев. В среде разработчиков это не новое имя, но в последние годы его как-то было не слышно (после «Поселенцев» в 2013 году), а в 2016-м он приложил руку к развитию нескольких карточных игр от «Мира Хобби», в числе которых полностью оригинальная разработка по вселенной «Звёздных войн».

Ничего особо не слышно про Юрия Журавлёва, но мы знаем, что он работает над оригинальным и необычным проектом «Пионеры», который обязательно будет издан. А, вот, кто, похоже, отошёл от настолок, так это Евгений Никитин, соавтор «Бастиона». В прошлом году на рынке появились 2 его игры. В этом году – тишина. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что одна из свежих новинок от «МХ» («Путь к надежде») основана как раз на его игре «Москва-Париж».

Алексей Калинин, выпустивший в прошлом году переработанных «Князей», ничем себя не проявил. Авторская группа «Трёхгранник» («Гонки жуков», «Башни») на российском рынке тоже не представлена новинками.

Нельзя не отметить «Граникон», фестиваль разработчиков настольных игр, состоявшийся в Питере в начале лета. Это первое подобное мероприятие у нас в стране и, судя по всему, прошло оно достаточно успешно, потому что там побывали представители издателей, и не просто побывали, а даже купили несколько проектов. Надеюсь, в следующем году мы увидим как новинки, родившиеся именно на «Граниконе», так и очередной подобный конвент.

Блогосфера в том виде, в котором она существовала раньше, кажется, уходит в небытие. Есть несколько представителей «старой гвардии», которые хорошо пишут и которых интересно читать (в первую очередь это Владимир Шлапаков с проектом Настольные игры в Латвии). Те же, кто пришёл на смену старым закрывшимся проектам, на мой взгляд не дотягивают по качеству материала либо скатываются в откровенное восхваление всех игр подряд. Именно поэтому столь ценны редкие, но пока ещё появляющиеся обновления на сайтах Зордока (diced.ru), Алексея Тихонова (Жёлтый мипл), Нюсечки (Недомино).

Зато невероятный расцвет переживают видеоблоги. Правда, что именно там происходит я не знаю, потому как считаю видеоформат куда менее удобным, чем текст. Кроме того, у меня имеется стойкое предубеждение, что качество подачи материала на сегодняшний день оставляет желать много лучшего.

Из грустного – в уходящем году не стало Евгения Кузнецова, организатора красноярской выставки-ярмарки настольных игр «Мипл». Это очень печальная новость, потому что без Евгения Васильевича, «Милп» уже не будет прежним. Он будет тоже хорошим, но – другим.

Настольные игры как массовый продукт

Я бы не сказал, что аудитория настольных игр в 2016 году сильно увеличилась. Но это только потому, что и год назад она уже была достаточно широка. Настолки – они повсюду. Сегодня уже никого не удивить игротеками, магазинами настольных игр и антикафе. Пожалуй, самый яркий пример – это когда мы приехали на слёт настольщиков в Пошехонье, небольшой райцентр в часе езды от ближайшей крупной трассы, и в местном мини-супермаркете увидели на полке «Свинтус». Вот это я понимаю – до каждой деревни уже практически добрались.

Для развития хобби нужны регулярные мероприятия настольной ориентированности. И они есть. В первую очередь это фестиваль настольных игр «Игрокон», продемонстрировавший в этом году небывало высокий уровень. Это мероприятие проводилось в «Гостином дворе» в двух шагах от Красной площади в огромном прекрасном и удобном павильоне. Впервые фестиваль настольных игр выглядел как мероприятие, на которое можно привести человека со стороны и испытать гордость, настолько там всё здорово!

И очень хорошо, что «Игрокон» – не единственная отдушина для любителей настолок. У нас есть такое прекрасное явление как «Настолкэмп», слёт любители настольных игр, организуемый Алексеем и Анной Юшиными. В этом году я сам впервые побывал на юбилейном 10-м кэмпе и остался очень доволен. Целую неделю ты спишь, ешь, и в перерывах играешь в настольные игры. Рай для настольщика! А ведь мало того, что «юшинские» кэмпы проводятся дважды в год, эта инициатива ещё пошла по городам, уже подключились Питер, Владимир, и, кажется, Краснодар!

А ещё у нас есть турниры. Только в уходящем году по всей России организовано играли в «Каркассон», «Колонизаторов». «Гномов-вредителей» и «7 Чудес: Дуэль». Были и более мелкие турниры, например, онлайн-соревнования по «Терра Мистике», локальные сражения в «Бестиарий Сигиллума». Особо хочу остановиться на турнире по 7 Wonders: Duel. Этот турнир организован энтузиастами буквально на ровном месте, но очень быстро охватил несколько городов и даже был поддержан издательством. Это очень хорошая практика, надеюсь, по этому примеру увидеть новые турниры в 2017 году.

Цифровой формат

Цифровых устройств на планете становится всё больше и больше, а с ними растёт и качество переведённых в электронный формат настольных игр. Здесь наблюдаются две тенденции. За рубежом цифровые настолки множатся и развиваются. Так, ушедший год принёс нам электронный вариант Twilight Struggle для всех платформ, обновилась электронная Eclipse, продолжают развиваться цифровые семейства Ticket to Ride. В России, наоборот, к электронным играм интерес упал. Если раньше мы видели попытки выйти на этот рынок у «Правильных игр» и у «Мира Хобби», сейчас они позабыты.

Зато появляется новый вид игр, обычные настолки в которых задействуется планшет, выполняющий роль генератора случайных событий или даже ведущего. Тут можно вспомнить уже известную XCOM: The Boardgames, Alchemists, Mansion of Madness, а также свежее приложение для Descent. В будущем, полагаю, стоит ожидать большей интеграции электронных устройств в настольные игры, хотя, безусловно, часть настолок сохранит свою традиционную картонно-бумажно-деревянно-пластиковую форму безо всяких добавлений в виде планшетов или телефонов.

Вместо заключения

Основные итоги уходящего года на мой взгляд заключаются в том, что индустрия настольных игр успешно преодолела экономические неурядицы, сумела сохранить, а где-то даже и нарастить позиции. Мы видим, что настольные игры, даже не самые простые, по-прежнему, востребованы и лучшая тому иллюстрация – несколько кампаний софинансирования запущенных в 4 квартале 2016 года и собравших более чем по миллиону рублей на издание таких игр как «Покорение Марса», «Серп» и книгу правил ролевой игры Pathfinder. Всё это позволяет сказать, что и в следующем году настольные игры ждёт дальнейшее развитие. Игр будет много, возможно даже, ещё больше, чем в этом году, и их точно хватит на всех, на любой вкус, цвет, формат и кошелёк.

Более того, на примере тех же «Кодовых имён», «Покорения Марса» и «Адреналина», мы увидели, что издавать в России громкие хиты практически одновременно с Западом – вполне возможно. И что приятно, цены на такие локализации вполне приемлемые. Это позволяет надеяться, что подобная практика будет развиваться и, кто знает, может быть однажды самые громкие новинки  будут появляться в России практически без задержек на регулярной основе.

Вот, в общем-то, и всё. Год был неплохим, закончился хорошо, а, значит, следующий будет ещё лучше!

9 комментариев

  1. Red Meeple

    Журавлев в 2016 году отметился «Гильдиями Лаара», и совсем забыт Ямщиков со «Стальной ареной» в частности.

  2. Егор

    Очень емко и обстоятельно. Юра разложил все по полочкам. Отличный отчет!

  3. WindUpBird

    Юрий, как вы так Лавку то забыли?(

  4. tolya21

    Ямщикова реально забыли, а он крут:(

  5. Red Meeple

    @WindUpBird
    Строго говоря, Лавка только намерения сформулировала да денег собрала. Игра, может быть, только в следующем году выйдет.

  6. Mazz_O

    Понятное дело, всего не охватишь. Из интересного, Трёхгранник покорил английские чарты своими поездами. А это уже уровень!

  7. Amsh

    Ну, если говорить про наш Трехгранник, то в этом году выпущено две наших новых игры, обе в детском сегменте рынка, но очень хорошо встреченные детьми и их родителями: «Шапка -невидимка» издательством «Простые правила» и «Батискаф» издательством «Clever». Наша игра Game of trains в этом году стала карточной игрой года для всех возрастов в Великобритании на Game Expo, и в настоящее время выпущена на 14 языках, а недавно и на 15-М — в Китае. Так что, Юра, не знаю, спросил бы хоть нас что ли 😉

  8. Red Meeple

    @Amsh
    Юра женился в этом году, ему теперь не до вас 🙂

    А это кстати, тоже итог года!

  9. Amsh

    И, кстати, с этим знаменательным событием очень хочется Юру поздравить и пожелать ему и дальше развивать свой блог! И хотя, возможно, ему не до нас, но все таки хочется напомнить о том, что в этом году очень хорошо отметились такие игры как «Стальная арена» Юры Ямщикова и «Джентельменская сделка» Яна Егорова. Это хорошие, добротные игры европейского уровня. И я думаю, что о них нужно упомянуть в блоге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑