Как обычно под занавес уходящего года мы подводим некие итоги, оглядываемся назад, чтобы понять, что такого особенного произошло в этом году, чем он оказался памятным и благодаря чему запомнится. И сразу хочу сказать, что конкретно по 2019 году каких-то из ряда вон вещей назвать, пожалуй, нельзя. Всё было хорошо, но привычно хорошо. Прошли «Граникон», «Эссен» и «Игрокон». Издательства выпускали всё новые и новые игры, а игроки их с удовольствием пробовали.
Какого-то качественного скачка не произошло, но это лишь потому, что у нас и так всё уже очень хорошо. Мы уже точно живём не в эпоху, когда у нас был один издатель, выпускающий игры по чайной ложке. Да, локомотивом индустрии по-прежнему остаётся Hobby World, но вообще, издательств становится всё больше и больше. Особенно учитывая возможности выпустить игру через кампанию софинансирования. Ещё немного, и игры будут издавать вообще все кому не лень. Это, безусловно, хорошо, потому что сложившаяся ситуация оборачивается в пользу игроков. Практически каждый издатель предлагает широкий ассортимент настолок, подходящих для любой аудитории. Практически у каждой компании есть детские игры, филлеры, семейки, что-то большое и сложное. И это здорово, потому что каждый может найти игру себе по вкусу.
О локализациях и новых играх
Такое ощущение, что о настолках на иностранном языке скоро вообще можно будет забыть. Локализуется и издаётся на русском уже практически всё. Вон, все хиты Fantasy Flight Games гарантированно выпускает Hobby World. Громкие новинки Стигмайера стремится скорее издать «Лавка игр». А GaGa Games, вообще, замахнулась на локализацию варгеймов. Варгеймов(!), про которые все думали, что это, уж, совсем нишевая, мало востребованная вещь. Если когда-то приходилось засматриваться на западные издания и сожалеть о том, что в переводе этого никогда не будет, а если и появится – то очень нескоро, то сейчас этот разрыв зачастую отсутствует, а если есть, то минимален. Вон, только-только на русском выпустили «Немезиду». Захотелось поиграть в Era: Medieval Age, так примерно через полгода и её локализуют.
Кстати, ещё один символ того, что игр стало очень и очень много, а хобби пошло вширь и вглубь по всем фронтам, это всяческие сопутствующие товары. Так, в этом году взлетел проект Meeple House, предлагающий качественные и удобные органайзеры для компонентов настольных игр по очень приятным ценам. Это, конечно, не первый подобный случай, и ранее было множество органайзеров, только все они были из фанеры или МДФ, а тут – из пластика. Он куда легче, куда приятнее на ощупь, да и просто удобнее благодаря прозрачным крышкам.
Об издателях и издательствах
Короче говоря, игр стало очень много, и, кажется, скоро то же самое можно будет говорить и про издателей. Раньше их практически не было. Сейчас – десяток можно назвать навскидку. Вот: Hobby World, «Звезда», «Игровед», GaGa Games, Cosmodrome Games, Crowd Games, Фабрика игр, «Экономикус», «Эврикус», «Гементот». Это ещё не весь список, и, полагаю, в 2020 году компаний, выпускающих игры, станет только больше. Все уже умеют в печать, в компоненты, в качество. Коробки, фигурки, карточки, поля – всё это не уступает западным аналогам, а в плане цены зачастую и превосходит. Неким приветом из прошлого в этом году было разве что дополнение «Трава и грибы» для «Эволюции», позволяющее сравнить современное производство с играми десятилетней давности (к слову, на общем фоне «Правильные игры» не особо-то и видны). И да, в этом году в конце декабря мы увидели аж два видеоэфира о грядущих планах от двух разных издателей. Эдак, скоро и до постоянного графика будущих релизов доживём 🙂
Интересный момент, в 2019-м одно издательство поглотило другое. Речь, конечно же, о покупке «Мосигры» «Миром Хобби». В такой ситуации, думаю, закономерен вопрос «кто следующий?», хотя ответа на него, наверное на сегодняшний день не знает никто. Но общий тренд, полагаю, не поменяется. Количество издателей будет только возрастать. Возможно, когда-то и будут заметные и значимые поглощения, но до этого времени ещё надо дожить.
Об околоигровых мероприятиях
По части мероприятий всё тоже очень и очень на уровне. Есть профильный слёт разработчиков, «Граникон», где издатели могут присматриваться к новым проектам. Есть «Игрокон», крупнейший фестиваль настольных игр в стране, развивающийся-таки просто в геометрической прогрессии. После очередей этого года очень интересно, где пройдёт «Игрокон» в 2020-м году и какую он охватит площадь. Чего ещё желать? Ну, неплохо бы, чтобы появилась национальная премия «Игра года» применительно к настолкам. Однажды, наверное, доживём, просто на текущем историческом этапе в ней особо никто не заинтересован.
О российских разработках и разработчиках
Единственное, где ещё усматривается существенный потенциал для роста – это собственные разработки. Да, мы уже засветились на мировой арене со «Смартфоном», и положительное впечатление от российских игр, полагаю, только укрепится благодаря «Акватике» и «Карманному детективу», но тут ещё есть куда расти. Пока успешные отечественные разработки можно пересчитать по пальцам одной руки. Будем надеяться, в 2020 году отличных российских проектов станет больше, чтобы все знали: русская школа настольных игр – это звучит гордо!
Однако уже и сейчас понятно, что известные российские разработчики – это не только Николай Пегасов и Сергей Мачин. Есть ещё Юрий Ямщиков и Иван Лашин. Где-то рядом Михаил Лойко со своей «Тортугой 2199». Как минимум новых игр стоит ожидать от Влада Чопорова, Павла Атаманчука, возможно, Олега Мелешина. И, что ещё более отрадно, минимум две персоны из этого списка могут зарабатывать себе на жизнь именно разработкой настольных игр. Это очень достойный положительный пример для всех российских игроделов.
О трендах года
Хочется выделить ещё некие тренды. Не так давно появились легаси-игры, настолки с «наследием», а также квесты и детективы. В уходящем году ничего подобного явно, вроде бы, не проявилось. Упоминания заслуживает тенденция, наглядно продемонстрированная на Эссене – игры стали выпускать с избыточными компонентами. Условно, вместо обычного жетона, в коробку кладут какую-нибудь здоровенную миниатюру, и так далее. Причина тому понятна, в сегодняшнем изобилии игр надо как-то выделяться, а визуальная составляющая – это самый простой путь. Возьмём, к примеру, те же «Крылья», где даже правила напечатаны на специальной приятно на ощупь бумаге. Или «Эпохи», где есть куча красивых, но не очень-то нужных «пряничных» домиков (и при этом наблюдаются существенные проблемы с балансом).
О текстах и блогах
Продолжается тенденция по вымиранию текстовых блогов. Чего лукавить, даже мы тут немного переползаем в аудиоформат с подкастами. Но – не дождётесь! Новое поколение пусть смотрит видео, а мы, по-старинке, больше с буквами будем дружить. Самих блогов – тьма-тьмущая, только все они как раз «новаторские», на Youtube. Текстовых «старичков», считай, не осталось. Зордок умолк. Хорошо, хоть, Владимир из Латвии продолжает писать. Ну и небольшое приятное пополнение в виде «Марафона настольных игр» нельзя не отметить. Возможно ещё стоит упоминания Frogged Dice. К сожалению, по причине внезапного ухода из жизни Андрея Григоренко прекратил обновляться проект «Солянка от ГРАНДа». Хороший был блог. Помним. Скорбим.
В целом текст, это, конечно, вчерашний, если не позавчерашний день. Хотелось бы видеть больше публикаций о настолках, но это же надо поиграть, сформулировать мысли, суметь изложить их на бумагу. Куда проще включить камеру, которая сегодня есть у каждого в телефоне, и крутить перед ней очередной коробкой, выдавая в эфир всё, что приходит в голову (это я условно, видео не смотрю, не знаю какой там формат и контент). Но тут ничего не поделаешь, просто наступает новая эпоха. Хотя немного обидно, всё ждал, когда же начнут появляться качественные тексты о настолках, с разбором стратегий и т.п. А их не то, что не появилось, вообще практически никаких не стало. Рассчитывать на видео в такой ситуации, наверное, не стоит. Не предполагает оно как-то подобный формат.
О цифровых настолках
Хорошо, хоть, сами игры остаются старыми, добрыми, картонными. Цифровые приложения продолжают постепенно просачиваться (вон, скоро выйдет настолка про приключения в Средиземье, где электронная составляющая очень важна), но основная масса издателей пока предлагает проверенную десятилетиями модель: поле, карточки, фишечки и тому подобное. И, честно говоря, тут с одной стороны любопытно было бы увидеть какие-то прорывы, а с другой немного как-то опасаешься, пусть бы игры и дальше были бы такими, какие они есть.
А то, что их так много – это не беда. Главное – не хвататься за всё подряд, и, особенно не бросаться на красивые картинки или на гору миниатюр. Важно уметь выбирать то, что нравится именно тебе. Это совсем не сложно. Надо просто попробовать всякие разные настолки, а потом спросить себя, какая игра мне нравится больше и почему. Выделить основные точки притяжения, какая тема интересует, какая механика привлекает. А дальше уже искать настолки на сходную тему, на сходных механиках, и брать не всё подряд, а только то, что занимает верхушки всяких рейтингов и собирает множество положительных отзывов.
Вместо заключения
В общем, хороший был год. Индустрия очень подросла и вырастет ещё. Игр издаётся много, а будет, пожалуй, ещё больше. Среди отечественных разработок стали появляться очень качественные вещи, и каждый год число будет только возрастать. А что блоги почти кончились, это не страшно. В конце концов, в игры надо играть, а не читать про них. Так что год был очень хорошим, а следующий будет ещё лучше!
Юрий, на мой взгляд в итогах года вы незаслуженно обходите вниманием события в мире состязаний по настольным играм. Поток выпускаемых новинок урановешивается консервативностью в мире игр, приобретших соревновательный характер. Было бы интересно видеть ваши обзоры на эту тему. Знаю, что проводятся турниры по «Каркасону» и «Пуэрто Рико», например. Сам не имею возможности делать качественные обзоры, но было бы интересно узнать ваши мысли. Тем более, что так же, как и вы, ощущаю недостаток текстов с разбором стратегии и красоты отдельно взятой партии, подаваемом для «непрофессионалов».