Добро пожаловать в мир настольных игр

Как фотографировать игры. Часть 2. Макросъёмка

На сайте Заметки новосибирского настольщика появилось продолжение статьи, посвящённой фотографиям настольных игр. В ней автор делится секретами съёмки мелких игровых компонентов, или, другими словами, макросъёмке. Описание этого процесса очень интересно но, прочитав статью полностью, я понял, что такие рекомендации для меня трудновыполнимы. Очень уж много усилий и времени нужно, чтобы сделать качественную фотографию. Так что, похоже, в будущем я ограничусь своими дилетантскими съёмками 🙂 

В сегодняшней статье разговор будет в прямом смысле этого слова предметным; применительно к играм сие означает съёмку отдельно взятых мелких компонентов — миниатюр, к примеру (как на снимке справа). В силу их мелкости это обычно приводит к необходимости макросъёмки.

Это очень типичная задача, с которой кормится куча фотографов (рекламщики прежде всего), и было бы довольно странно, если бы промышленность не предлагала для соответствующих целей кучу готовых решений. Кое-что из них я упомяну по ходу дела, однако в целом постараюсь изложить методику, не требующую технических наворотов и приобретения дорогостоящего оборудования.

Начнём опять же с главного инструмента — фотокамеры. Любой производитель в наши дни заявляет у своей продукции наличие макрорежима («от 5 см», «от 15 см» и т.п.), однако в этих заявлениях есть большая доля лукавства. Как правило, указанная минимальная дистанция съёмки соответствует сáмому короткому концу зума (напоминаю — это когда в кадр входит больше всего), на котором очень сильны перспективные и оптические искажения. Снимать таким образом — не лучшая идея.

К счастью, в абсолютном большинстве ситуаций нет необходимости утыкаться в объект съёмки вплотную: на помощь приходит многомегапиксельность современных камер. Даже если ваша миниатюрка будет занимать не весь кадр, её можно вырезать, и получить при этом изображение довольно-таки большого размера, прекрасно подходящее для иллюстрации web-статей.

Итак, нам для съёмки подойдёт практически любая современная камера (хотя при выборе и покупке всё же следует обращать внимание на заявленные характеристики макрорежима!). И будет очень-очень хорошо, если у неё наличествует ручной режим фокусировки, хотя бы просто кнопочками. Чуть позже мы увидим, зачем это нужно.

Что потребуется ещё? Помимо табуретки (или двух) и штатива, упомянутых в первой части статьи, нужен фон и свет.

Фон здесь будет другой — ведь и масштабы съёмки уже другие. Сходите в канцелярский магазин и купите набор цветной бархатной бумаги для детского творчества. Она-то и будет нашим фоном (разные цвета для разного цвета минатюр). Можно взять и какой-нибудь текстурированный картон, главное чтобы не блестел. Иногда фон неплохо составляется из элементов самóй игры — выбирайте, что лучше подойдёт под ваши задачи…

Со светом несколько сложнее. В самом минималистическом и бюджетном варианте можно обойтись парой настольных ламп или фонариков. Фонарики придётся кому-то держать (так что может понадобиться и ассистент), а лампы удобнее с длинными гибкими «шеями». Берём обычную марлю и несколькими её слоями сильно смягчаем световой поток.

Выпускаются кольцевые осветители для макросъёмки (см. снимок в «шапке» статьи), но они недёшевы и больше подходят для зеркалок (чтобы установить такой на компактную камеру, понадобится какой-то адаптер). Хотя штука довольно удобная: даёт всестороннее освещение с очень незначительными характерными тенями:

  

Световой куб и его применение

Ещё один довольно удобный аксессуар — это так называемый световой куб (см. снимок справа). Способ употребления достаточно очевиден: он служит одновременно и фоном и светом, смягчая внешнее освещение, выставленное вокруг него. Стóит порядка $50, но большинство моделей относительно велико (от 50×50×50 см), что иногда неудобно.

Сам я обычно пользуюсь или кольцевым осветителем, или фонариками. И зеркалкой с макрообъективом (даёт повышенную резкость изображения, фокусируется в упор, сильно диафрагмируется… но и цену имеет немалую). Но прежде, чем браться за своё фотохозяйство, настоятельно рекомендую вам проделать два упражнения.

Во-первых, возьмите миниатюрку и поставьте её примерно на уровень глаз (например, встаньте на колени возле стола, а её поставьте на столешницу). Неторопливо покрутите её перед собой, вдумчиво рассматривая с разных сторон. Попробуйте посмотреть с чуть более высокой или низкой точки. В общем, найдите тот ракурс, с которого ваш объект смотрится выгоднее всего. Нашли? Очень хорошо.

Во-вторых, возьмите фигурку перед собой в руки так, чтобы видеть её в избранном ракурсе. Встаньте с ней возле окна и покрутитесь. Откуда должен падать свет, чтобы было наиболее красиво? Возможно, следует чуть поменять ракурс? Запомните результат.

Все эти действия гораздо удобнее выполнять, когда между вами и объектом съёмки нет камеры. Дальше будет уже чисто техническая сторона дела.

Выберите в качестве фона лист бумаги подходящего цвета, который хорошо сочетается с цветом объекта и не сливается с ним. Разместите его на табуретке с изгибом — так, чтобы горизонталь плавно переходила в вертикаль, как на следующем рисунке:

Сзади фон можно подпереть большой толстой книгой, а спереди по бокам зафиксировать какими-нибудь грузиками. В горизонтальной части конструкции установите снимаемый объект, ну а перед всем этим хозяйством взгромоздите на штатив камеру.

Зум-объектив установите в положение ближе к дальнему концу (это когда «сильнее увеличивает») и соответственным образом разместите штатив. Разумеется, съёмочная дистанция должна быть такой, чтобы камера смогла сфокусироваться, пусть даже объект занимает при этом не весь кадр (см. выше).

Воссоздайте ранее выбранный ракурс и освещение. (При работе с фонариками может понадобиться терпеливый ассистент!) Проследите, чтобы свет был мягким и не отражался объектом прямо в камеру — возможно, для этого придётся ещё смягчить источники.

Ничего страшного, если часть источников освещения влезет на периферию кадра. Главное, чтобы они не светили прямо в объектив и оставляли вокруг снимаемого объекта достаточно пространства для последующего кадрирования.

Цветовая температура самопального освещения может быть достаточно произвольной, однако если вы снимаете одноцветный объект, то можно и не гнаться за точной цветопередачей. Фабричные же источники имеют фиксированные характеристики, указанные в документации, и выставить для них соответствующий баланс белого не составляет труда.

При съёмке обязательно проконтролируйте, что камера сфокусировалась куда надо! При малых съёмочных дистанциях глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) тоже очень мала, и крупная фигурка запросто может в неё не  поместиться. Посмотрите, например, на следующие два изображения:

Бесёнок из «Dungeon Lords» имеет рост всего-то около сантиметра, и здесь он снят почти в упор. Слева вы видите окончательный результат. А справа — кусочек исходного кадра до обрезки. Вот эта горизонтальная полосочка с видимой текстурой и есть резко изображаемое пространство: всё, что не попало в неё, будет выглядеть размыто.

В этом смысле бархатная/текстурированная бумага фона очень удобна для оценки точности. Сдвинуть полосочку вперёд-назад можно посредством ручной фокусировки, а расширить её (т.е., увеличить ГРИП) — за счёт диафрагмирования объектива. Тем-то и полезны ручные режимы.

Некоторые производители (Panasonic, например) реализуют в своих камерах замечательный режим «MF-assist»: при ручной фокусировке центральная часть кадра на экранчике значительно увеличивается и становится видимой во всех деталях. Да ещё этой увеличенной зоной можно «ездить» по всей матрице. Реально помогает, и если такое есть в вашей камере, то просто здорово.

Кстати, я практически всегда ставлю камеру на штатив в горизонтальном положении, даже при съёмке вертикальных фигурок. Именно то той самой причине: так удобнее управлять камерой. А лишнее потом обрежу, и всё равно получится здоровенная картинка, которой будет более чем достаточно.

Обратите внимание ещё вот на что. После съёмки пробного кадра вам почти наверняка захочется ввести экспокоррекцию. И если источник освещения удерживается чьими-то руками, то следите за неизменностью его положения! Иначе все коррекции могут оказаться бесполезными.

Обработка отснятого каких-то принципиальных особенностей не имеет. Разве что обычно можно увеличить контраст изображения, да ещё пошарпить его (т.е. искусственно задрать видимую резкость) можно чуть больше обычного.

Бравые десантники из «Дума» Хитрый манчкин

При удачной постановке света можно и не вырезать изображение из фона: как правило, небольшие тени при этом не бросаются в глаза и выглядят довольно естественно. К тому же цвет фона можно сразу подбирать с учётом особенностей оформления вашего блога. 🙂

8 комментариев

  1. molfar

    для предметной сьемки лайтбокс просто незаменим

  2. zhookevil

    Распространенное заблуждение. Для предметной съемки, как и для любой другой, незаменим только фотоаппарат.

  3. monkey

    а за чем так цацькаться то?) это что на продажу в стоки пойдёт?)

  4. Mootabor

    Горизонт главное чтобы ровный был, и боке кошерное, остальное неважно.

  5. Антон

    Спасибо за обе статьи! Я очень много нового и очень полезного узнал, буду претворять в жизнь 🙂

  6. molfar

    zhookevil :
    Распространенное заблуждение. Для предметной съемки, как и для любой другой, незаменим только фотоаппарат.

    с радостью посмотрел бы на ваши работы, сделанные хорошим фотоапаратом, но на коленке.

  7. GrafSeth

    вот если честно из всех инструментов при съёмке настолок (или фигурок и т.п.) пользуюсь только Cannon A720, штативом иногда, фонариком маг лайт и фотошопом. И ни каких заморачиваний нет 🙂

  8. Денис Гусаков

    @zhookevil
    Значения слов «незаменим» и «необходим» несколько отличаются. Например мужчине для получения сексуального удовлетворения женщина — незаменима, хоть и не необходима. Так и в этом случае. Фотоаппарат необходим. Лайтбокс — незаменим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑