Читатель Артем Платонов рассказывает об игре Sylla, повествующей о непростых днях существования Римской республики, в котором игроки будут принимать самое деятельное участие.
Кризис-мендежмент в настолках может иметь различную подоплеку. Можно, например, спасать мир от инопланетных захватчиков или эпидемии вируса. А можно, как в игре Sylla, пытаться разгребать Авгиевы конюшни проблем, свалившихся на Римскую республику.
Предыстория игры такова: в 79 году бессрочный диктатор Луций Корнелий Сулла добровольно оставил пост, предоставив заниматься делами Рима существенно укрепленному за время его правления сенату. Игроки же, представляющие наиболее знатных граждан республики, схлестнутся в интригах, дабы выяснить, кто же самый могущественный нобль государства – им станет тот, кто наберет наибольшее количество победных очков.
Игра длится 5 раундов-годов, каждый из которых подразделяется на 7 фаз. Каждый игрок начинает игру со стартовым капиталом в 4 монеты (плюс по одной за каждого взятого торговца) и горсткой единомышленников. Каких именно – решаете вы, выбирая четырех из доступных восьми персонажей (рабы, легионеры, весталки, торговцы или сенаторы).
В каждом раунде перво-наперво следует определить, кто из игроков на ближайший год станет консулом. Помимо решения, чья сторона победит в патовой ситуации, консул получит один из жетонов республики, означающие важные аспекты жизни государства: гражданская гордость, здравоохранение и развлечения. Каждый такой жетон принесет в конце игры победные очки, но сколько именно – будет зависеть от манипуляций с ними на протяжении партии.
Далее игроки привлекают в свои ряды новых сторонников – вскрываются новые карты персонажей и каждый по очереди, начиная с консула, берет себе выбранного. После этого настает черед построить в своем квартале какое-нибудь здание (впрочем, зданием может стать и какое-нибудь пшеничное поле или подъемный кран): вначале консул объявляет, за какое из выложенных в этот раунд зданий будут идти торги, а затем игроки по очереди делают на него ставку. Аукцион, обычно лишь тормозящий игру, здесь выполнен по-спартански: сделать ставку на одно здание можно только один раз, причем нужно ставить обязательно больше, чем предыдущий оратор. «Оплата» почему-то производится ресурсами, которые дают персонажи: в случае «покупки» их карточки переворачиваются, и в дальнейших фазах они уже не могут участвовать.
Продолжим. Четвертая фаза просто и без затей приносит нам доход в монетах, а в пятой мы приступаем к борьбе с текущими угрозами Риму. Каждый раунд республике одновременно грозит четыре бедствия, от гонений христиан до набегов варваров и извержения Везувия. Причем, что характерно, от раунда к раунду бедствия могут сменяться, однако эээ… разврат будет грозить государству всю игру: превозмочь его нельзя, и в нем можно разве что удачно поучаствовать. А что вы хотите – время было такое!
Несмотря на то, что игра ни разу не кооперативная, в фазе угроз игрокам иногда бывает полезно сообща решить какую-нибудь проблему, наносящую вред всем. Однако максимум, на что способны игроки, это нейтрализовать две угрозы из четырех, поэтому тут открывается широкий простор для коварства, манипуляций и переговоров. Да, решать проблемы нам помогают определенные персонажи – те, которые остались незаняты чуть ранее при «постройке» зданий.
Едем дальше. В предпоследней фазе игроки участвуют в постройке какого-либо полезного римского здания вроде Колизея или терм, что на деле означает конвертацию монет в победные очки и передвижение (или не передвижение) одного из жетонов республики по треку, что влияет на количество ПО, которое каждый такой жетон в запасе игрока принесет в конце игры.
Наконец, в последней фазе народ решительно требует хлеба, и игроки, которые не озаботились «постройкой» пшеничных полей, теряют уважение (сиречь победные очки). В случае же если в какую-то отрасль (гражданская гордость, здравоохранение и развлечения) игроки мало вкладывались и ее жетон достиг крайнего левого значения на треке, то гнев плебса падает на того из игроков, у кого меньше всего подобных жетонов – он теряет ПО. Тот же игрок, который больше всего способствовал развитию этой части общественной жизни, наоборот, получает победные очки. Таким незатейливым образом в раунде можно потерять больше ПО, чем заработал тяжким трудом патриция.
Так проходят все пять игровых лет, после чего каждый игрок может отпустить на волю рабов и прекратить кошмарить христиан, что даст ему дополнительные победные очки. Далее происходит финальный подсчет, по результатам которого и определяется самый популярный политик в Риме.
Что касается ощущений от игры, то перед нами – самый настоящий евросухарь с присущими этому направлению плюсами и минусами. Из плюсов отмечу многовариантную и хорошо продуманную механику. Выиграть, сосредоточившись на чем-то одном, невозможно: для победы необходимо проявлять активность во всех фазах хода-года. Впрочем, ощущения, что мы бесконечно перекладываем карточки и меняем овец на дерево, не возникает: оформление игры довольно хорошо отражает суть процесса. Однако ввиду обилия многоходовочек игра будет, скорее всего, плохо воспринята новичками и нелюбителями евро: им придется весь отведенный на партию час наблюдать, как побеждает кто-то другой, но только не он – только потому, что понимает, что надо делать для победы.
Ну а тем, у кого на евро аллергии нет, «Сулла» должен понравиться – в конце концов, в этой игре можно построить свой Рим с меняльными лавками и весталками!
Добавить комментарий