Новая отечественная настольная игра на рынке – это всегда интрига. Да, с каждым годом уровень отечественных авторов растёт, периодически игры российского происхождения привлекают зарубежную аудиторию, но всё же никто не может гарантировать, будет ли та или иная новинка интересна широкому кругу игроков, либо лишь узкому сегменту.
Ещё интереснее дело обстоит в ситуации, когда новинку выпускает не известное издательство, а, фактически, новичок на рынке, как это произошло с игрой «Сибирь. Начало». Её сделала компания «Система ценностей», автономная некоммерческая организация, и позиционируется «Начало» как игра с образовательными элементами, позволяющая приобщиться к истории освоения Сибири.
«Сибирь. Начало» предлагает окунуться в атмосферу освоения Сибири в конце XVII века. Рассчитана настолка на компанию от 2 до 4 человек, заявленное время партии – 1 час. Давайте же посмотрим, что это за игра такая, и чем она может привлечь игроков.
Составные части
Начнём с компонентов. В коробке с игрой обнаруживается буклет правил и пара памяток, горсть разноцветных деревянных человечков, две колоды карт, небольшое игровое поле, складывающееся из трёх картонных фрагментов, а также большое количество квадратных картонных жетонов – это элементы игрового поля, из которого оно будет складываться в ходе партии. Все компоненты изготовлены добротно, качество хорошее, их приятно держать в руках. Отдельно нужно отметить удобный пластиковый органайзер с ложементами для всех компонентов.
Как это работает
Освоение Сибири моделируется в игре следующим образом. В начале партии на столе лежит стартовое игровое поле с изображением Уральского хребта, откуда и начинается Сибирь. С правой части от него пока что пустота (ещё никто ничего не исследовал), но в процессе игры там будут обнаруживаться новые территории со всякими интересными элементами и историческим налётом.
Начальный фрагмент поля состоит из трёх типов местности: тундра, тайга и степь и разбит на квадраты. На него в самом начале выставляются по 1 своей фигурке на его край – все готовы приступить к освоению Сибири. После этого начинается игра. Теперь каждый ход происходит следующее: сперва рядом с каждой фигуркой на краю поля появляются новые фрагменты – игроки подкладывают туда жетоны из стопки соответствующего типа местности.
Затем в порядке очереди игроки совершают действия всеми своими фигурками. Варианты тут следующие: выставить фигурку на поле, передвинуть ранее выставленную фигурку, исследовать участок местности. Фигурок у каждого игрока 5 штук, на старте на поле стоит всего одна, но уже в первый ход ничто не мешает выставить всех пятерых, а потом двигать их по полю и искать нужные участки местности.
Ходят фигурки очень просто – вверх, вниз, влево и вправо на любое количество клеток (как шахматная ладья), единственное ограничение – нельзя перепрыгивать через фигурки противника, они загораживают дорогу. А двигаться надо для того, чтобы отыскивать на поле ключевые участки местности. Напоминаю, мы, тут, вообще-то, занимаемся колонизацией, также что главная задача – отыскивать некие ценные ресурсы.
Какие именно ресурсы нам нужны? Это определяется карточками заданий. Их в игре целая колода, 5 штук всегда лежат в открытую. Каждое задание – это некая комбинация элементов, от 2 до 5, которые могут встретиться на игровом поле. Чтобы выполнить задание, нужно сделать две вещи. Первое – это выставить на поле свои фигурки на нужные точки, второе – взять карту задания в руку (это делается в конце хода игрока). Выполненное задание приносит от 1 до 5 очков, в конце партии у кого очков будет больше, тот и победит.
Нужные для выполнения заданий элементы встречаются на фрагментах игрового поля. Некоторые отыскать проще, они изображены на рубашке картонных фрагментов поля, их видно сразу. Некоторые отыскать сложнее, для этого нужно исследовать жетон – то есть встать на него своей фигуркой, а потом потратить следующий ход, чтобы перевернуть жетон, посмотреть, что там у него на обратной стороне, и при известной доле удачи найти нужный элемент.
Вот так игра и происходит. Каждый ход доступная площадь игрового поля увеличивается – к стоящим у его краев фигуркам подкладываются новые фрагменты (картонные жетоны). Затем игроки двигают фигурки по полю, иногда переворачивают жетоны, исследуя их, а затем получают и (или) выполняют задания. Партия длится пока не закончится колода заданий, в ней 60 карт, так что где-то час реального времени на это точно уйдёт. Возможно, в первых партиях, пока все будут разбираться, что тут и как, надо будет даже часа полтора.
Конечно, это не всё, что есть в игре. Тут есть своеобразные «масти» заданий, у каждого игрока есть родная масть, выполнение заданий своей «масти» приносит специальные карты событий из отдельной колоды, которыми можно совершать всякие особые действия, например, прогонять с поля чужие фигурки. Ещё на всех фрагментах поля есть некие рисунки и в комплекте с игрой есть специальная памятка, показывающая, что можно найти при исследовании жетона с тем или иным рисунком. Вещь довольно логичная, скажем, если вам нужен какой-то зверь, ищите жетон с изображением следов. Ну и, разумеется, тут можно не просто выполнять задания и исследовать территории, но и толкаться плечами, мешать соперникам двигать их человечков, блокируя им дороги.
Всякие разные мысли
У «Сибири» есть несколько нюансов, заслуживающих упоминания, причём касаются они как исполнения игры, так и непосредственно процесса.
Начнём с оформления. На рубашках элементов игрового поля используется довольно своеобразных стилизованный под старину шрифт. Он не так-то просто читается, но, честно говоря, для игровых целей особо и не нужен. Так что если он кому-то покажется плохо считываемым, сделайте скидку на то, что это скорее образовательно-иллюстративный элемент.
Ещё тут специфическая памятка. При первом взгляде на неё кажется, что тут изображена какая-то мешанина, напрашиваются подозрения о том, что местные люди и животные имеют некие показатели, возможно атаки и защиты. На деле же речь просто идёт о том, какое количество элементов можно найти в том или ином типе местности в привязке к изображениям на рубашках жетонов игрового поля.
Сами жетоны, кстати, зачастую предстоит переворачивать в ходе игры (мы же их исследуем). Это бывает не очень удобно, т.к. на столе их много, лежат они встык друг с другом, да ещё на жетоне всегда стоит чья-то фигурка, её нужно снять, жетон подковырнуть, перевернуть, вернуть на него фигурку. Чтобы облегчить этот процесс можно выкладывать жетоны не вплотную друг с другом, а с небольшим зазором. Так хотя бы соседние элементы игрового поля будут меньше смещаться при исследовании отдельно взятого жетона.
Отдельно стоит упомянуть текст правил. Он написан неплохо и передаёт главное – инструкции о том, как играть в «Сибирь». Однако отдельные элементы и формулировки ясно дают понять, текст писал человек, имеющий не очень хорошее представление о современных настольных играх. За одно только смешение понятий «карточки» (игровые карты) и «карты земель» (фрагменты игрового поля) похвалы точно ждать не стоит. Это совсем разные понятия, но зачем-то их назвали довольно похоже, что не способствует освоению игры новичками. Или, скажем, фигурки человечков, которыми «ходят» игроки называются «ватажники». Понятно дело, у нас тут историческая игра, нужен налёт и флёр, но практика показывает, что выдумывание в правилах собственных терминов – не самая лучшая идея. По крайней мере, пока мы играли, слово «ватажник» в слух не произнёс никто.
Впечатления и ощущения
Ну а теперь к главному – как игра в целом, какие она оставляет ощущения, и, самое главное – вызывает ли желание возвращаться к ней вновь и вновь?
Пожалуй, ответ на этот вопрос кроется в том, чего вы ждёте от настольной игры. Важная характеристика «Сибири» — довольно-таки высокая роль случайных элементов, из которых формируется текущая игровая ситуация. Мы выкладываем на поле новые фрагменты, на обороте которых есть некие элементы, для игроков вскрываются случайные задания, и имея этот набор входных данных, нужно максимально оптимизироваться, расставив своих человечков по ключевым точкам, чтобы выполнить как можно больше заданий. Причём, правила разрешают использовать одну и ту же фигурку для зачёта нескольких заданий, то есть имея в своём распоряжении всего 5 человечков при известной сноровке и удаче можно выполнить сразу несколько заданий. Для этого можно также пользоваться картами действий, полагающимися за выполнение заданий нужной «масти».
В целом всё звучит неплохо и работает довольно несложно. Смотрите, чтобы сделать ход, надо всего лишь либо подвинуть своих работников, либо перевернуть участки поля, где они стоят. Вот только субъективно всё это не особо интересно. Если рассматривать игру как набор интересных решений, то какие решения предлагает нам «Сибирь» — куда идти и переворачивать участок поля или нет. Второе – это всегда некая лотерея. Да, у нас есть памятка, но, по крайней мере в первой половине партии, пока поле ещё слабо разведано, полагаться всё равно приходится на удачу. Первое – это тоже не широкий оперативный простор. На поле всегда довольно тесно, везде стоят фигурки соперников, так что идёшь ты зачастую не туда, куда хотелось бы, чтобы выполнить то или иное задание, а туда – куда можешь себе позволить, просто потому, что все остальные пути перекрыты. Ну и ещё есть решение какое задание брать. Тут выбор в основном между «дешёвое, но простое» и «сложное, но дорогое».
Вот три эти вещи они не вызывают внутреннего энтузиазма. Лотерея с исследованием поля, толкотня в хаосе перемещения соперников и целая куча случайных заданий – всё это в совокупности оставляет ощущение, что не ты играешь в игру, а она играет тобой, заставляя обслуживать то, что происходит на столе. Вот ты подкладываешь в начале хода куда положено новые фрагменты поля. Вот ты ходишь своими фигурками, но не туда, куда хочешь, а туда, куда можешь. Вот ты исследуешь и что-то находишь, а что-то не находишь, вот ты берёшь какое-то задание. И всюду ты ограничен случайностью колоды, элементов поля и хаосом перемещения других фигурок. Интересных решений в таких условиях, увы, не просматривается. Выходит как-то скучновато. И даже возникает мысль, что пролистывать всю колоду из 60 карт заданий – это долговато.
Возможно, я сужу слишком строго, но огромный багаж знаний о современных настольных играх подсказывает, что конкуренцию с коллегами по цеху «Сибирь» выдерживает слабовато. Возможно, она понравится тем, кто не очень хорошо знает какими бывают сегодня настольные игры. Возможно, подойдёт на роль первой-второй настолки, после чего люди потянутся к чему-то более интересному. Уж в роли постоянного гостя игрового стола я её точно не вижу. В пользу «Сибири» нужно сказать, что она предлагает оригинальные механики, не «позаимствованные» из какой-нибудь хорошо известной игры. Но, к сожалению, само по себе наличие таких механик – недостаточное условие для того, чтобы в неё захотелось играть.
Плюсы:
+ оригинальная тема;
+ собственные механики;
+ хорошее качество компонентов.
Минусы:
— скучноватый игровой процесс;
— высокая роль случайности;
— длительность партии можно было бы подсократить.
Вот такая она, «Сибирь». Довольно случайная, довольно хаотичная, весьма специфичная. Своя аудитория у неё, вероятно, найдётся, но, полагаю, она будет довольно невелика.
Знаете, для кого как. Лично для меня рандом — это чаще плюс.
А сколько стоит и есть ли уже в продаже?
Ну вот же:
https://www.sibirthegame.ru/
И Наташа Хенстридж на аватарке электронной помощницы 🙂
Возраст 8+. Думаю, это тоже надо учесть при оценке.
Интереса ради, а что можно посоветовать разработчикам, чтобы сделать эту игру веселее?
Назвать тайлы ватажниками-хорошая идея. От обилия англицизмов в языке настольщиков лично меня подташнивает)))
Сыграл несколько партий, взрослым составом на двоих-троих, с детьми на троих.
Что точно подмечено — конкуренцию современным играм с вылизанным балансом игра не составит. И вот вроде бы при создании принимали участие не только новички рынка, но и один достаточно опытный автор, на результат это не повлияло.
Однако настрой игроков при игре не был столь удручающий, как, к примеру, у Миши. Было интересно заниматься поисками своих объектов, а также решать пространственные головоломки «как бы так быстрее встать, чтобы решить эту карту». Эти моменты действительно погрузили голову в процесс. =)
При цене до 2000 рублей довольные покупкой будут. А вот за 3000 у меня тоже большие сомнения.
Лично я ее не откажусь купить, если цена будет не выше 1к.
@Alex
Про такие цены можно забыть. Не всякая карточная игра меньше 1к сейчас.
@Mazz_O
Стандартная колода игральных карт — 100 рублей.
Играть можно в сотни, если не тысячи, игр.
Так что, в среднем карточная игра стоит не так уж и дорого )))
З.Ы. Ну и, вообще, это к вопросу о том, разумно ли платить много за колоды, которыми можно сыграть только в одну игру.
@Red_front
Настольные игры — это вообще дело неразумное. В электричке стандартная колода карт стоит даже не 100, а 30 рублей. А мы тут сидим, обсуждаем игры не то, что дороже 1000, — 5000, 6000…
Да и комментарии писать тоже дело такое… ))