Капитан Сонар. Впечатления от игры

В последнее время настольных игр стало не просто много, а очень много. С одной стороны это хорошо, огромное разнообразие, выбирай — не хочу. С другой — многие игры рассматриваются как вариации на тему, ничего принципиально нового, мол, еще одно евро или еще одни герои в подземельях или что еще. В таких условиях каждая оригинальная игрушка — как бальзам с неба. И, судя по всему, «Капитан Сонар» — именно из таких.

Это игра о дуэли двух подводных лодок. Игра командная, одна команда — это экипаж одной субмарины, вторая команда — экипаж другой. Цель — уничтожить вражескую подлодку. Но прежде нужно еще сперва обнаружить противника. Для решения этих задач есть необходимые инструменты: мины, торпеды, сонар и дроны-разведчики. Правда, вот какое дело, подводная лодка — штука интересная, периодически то одна, то другая система барахлит, так что в поисках противника и погоне за чужой субмариной надо еще успевать справляться с собственными поломками, а то, скажем, с неработающим торпедным аппаратом не очень-то и постреляешь. 

Экипаж субмарины — это четыре человека. Может быть и меньше, но в идеале за игру надо садиться ввосьмером, у каждого предусмотрена своя роль, свой функционал, свои задачи. Если необходимого количества игроков не набирается, приходится совмещать роли, кто-то будет играть сразу за двоих. Это тоже нормально, по крайней мере вшестером никаких затруднений нет.

Состоит игра из ламинированных листов и маркеров. Перед началом партии каждый член экипажа получает персональный планшет, где маркером надо будет отмечать всякие штуки. Капитан чертит курс, старпом помечает готовые к активации системы, акустик вырисовывает траекторию движения субмарины противников, а инженер отмечает поломки.

Механика игры привязан к перемещениям подводной лодки. Каждый ход субмарина двигается, при этом происходят еще две вещи: «заряжается» одна из систем на лодке и происходит какая-то поломка. Помимо перемещения еще можно активировать одну из готовых систем, а именно: выстрелить торпедой, установить мину, запустить дрон или включить сонар.

На перечисленные действия завязаны игровые роли. Управляет подлодкой капитан, он выбирает направление движения. «Заряжает» системы субмарины старпом. Поломками оперирует инженер. И есть еще одна важдая роль, радист-акустин. Его зачада — слушать эфир и записывать команды капитана соперника. Радист фиксирует курс вражеской подлодки, что в итоге должно позволить определить её координаты. Чтобы выполнить основную задачу — найти и уничтожить.

Уникальность игры в том, что она происходит в реальном времени. Сперва игрокам предлагается попробовать пошаговый режим, чтобы научиться азам правил. Типичный эпизод игры выглядит так: капитан озвучивает направление движения (например, «Курс на север»), старпом «заряжает» одну из систем, инженер отмечает одну поломку, после чего оба рапортуют «есть». Затем капитан озвучитвает курс снова и так далее. Если какая-то система активировалась, старпом докладывает об этом, и её можно будет задействовать.

В реальном времени происходит всё то же самое, только не по очереди, а безостановочно. Если у команды получается плыть быстрее, её лодка двигается чаще и резвее. Ну и, конечно же, есть парочка специальных правил когда игра, всё-таки, приостанавливается. Как только кто-то стреляет торпедой или запускает дрон или сонар, игра ставится на паузу, и команда противника сообщает, попали по ним или нет.

По описанию ничего особенного не скажешь. Разве что, можно предположить, что игрушка не для каждой компании. Всё же собрать не то что восемь, даже шесть человек, получается далеко не у всех. Хотя ходят слухи, кто-то даже умудряется играть в «Капитана Сонара» вдвоём.

Вообще, это очень странная игра во многих смыслах слова. Например, когда берешь коробку в руки, ощущаешь, какая она тяжелая. А когда открываешь, удивляешься как в ней мало компонентов. Вся тяжесть — это две большие ширмы из толстенного картона. Из прочих компонентов — стопочка ламинированных листков, да набор маркеров, и все.

Или сама идея игры в реальном времени. Нет, это не приниципиальная новинка, но всё-таки таких игр мало. Большинство привыкло к традиционному принципу, с поочередными действиями и ходами. А тут все происходит в реальном времени, никакими ходами и не пахнет.

На практике же получается очень здорово. Игра очень хорошая, и сейчас мы попробуем разобраться почему. Наиболее очевидный фактор — простые правила. По большому счёту перед нами игра для компании. Тут нет книги правил большого объёма, нет каких-то параграфов с исключениями или ещё чего. Вот четыре роли, для всех есть несложные задачи.

Понятная механика. Каждый член экипажа получает ламинированый лист и маркер, которым на этом листе надо писать. Капитан отмечает курс лодки. Акустик — курс противника. Инженер — поломки. Старпом — активацию систем. Даже сам принцип: услышал команду капитана — поставил отметку у себя на листе, достаточно прост, чтобы можно было усадить за «Сонара» даже человека, который раньше никогда вообще ничего об играх не слышал.

Однако при всей своей простоте, каждая роль подкидывает ещё и интересные решения. Скажем, капитан не просто двигает лодку, он действует в условиях ограничений, пересекать свою траекторию нельзя, повторно приплывать туда где уже был запрещено.

Инженер каждый ход должен выбирать что на подлодке сломалось. При этом надо стараться сохранить целыми ключевые на текущий игровой момент систем, да ещё и одновременно попробовать раскидать поломки таким образом, чтобы активировалась автоматическая ремонтная система подлодки.

Акустик должен внимательно слушать что говорят соперники, не пропуская команды чужого капитана и вычерчивать траекторию движения подлодки соперников. Одновременно совмещая её с картой морского сектора он пытается понять где именно на текущий момент находится вражеская субмарина. Эта своебразная головоломка мало того, что интересна сама по себе, так ещё и её решение принципиально важно. Ведь если враг найден, это уже полдела. Осталось просто выйти на огневой рубеж и торпедировать его.

Наконец, старпом должен «заряжать» наиболее актуальные на данный момент системы и кооперироваться с инженером, чтобы эти системы были не просто готовы к использованию, но ещё и исправны.

В совокупности все эти факторы, что в пошаговом, что в режиме реального времени, выливаются в очень азартный процесс. Каждый ход на лодке что-то происходит, то что-то поломалось, то что-то починилось, то зарядилось. Вот инженер советует не плыть в каком-то направлении, а то там всё придет в упадок. Вот старпом пытается активироваться ситему, а она поломалась. Вот радист пытается найти соперников и когда это получается — это очень здорово.

В результате мы имеем неожиданно классную игрушку. Хоть восемь, хоть шесть человек могут отлично провести за ней время. Это могут быть опытные игроки, а могут и новички, и всем понравится, каждому найдется задача по вкусу. Крайне рекомендую. «Сонар» — очень годная игрушка!

Captain Sonar, Обзоры



Похожие записи
  • Подробности об игре «Волкодав. Замок людоеда»
  • Реклама «Civilization: The Board Game»
  • Обзор игры «Shogun» (Сёгун)
  • Видео-обзор игры «Майя»
  • Отчёт за неделю с 9 по 14 января 2008 года
    1. Аноним
      05 Дек 2018 из 8:23 | #1

      Смотрел давно геймплей от «Board Game Community», когда с ними еще был Даня,

      https://www.youtube.com/watch?v=HSahfw_6r2o — супер игруха. Хотя, когда играет Даня, любая игруха кажется классной. Из-за них купил кучу настолок (не жалею ни разу)


    2. Аноним
      05 Дек 2018 из 8:27 | #2

      Оставил отзыв, а он не показывается… может из-за ссылки на ютуб.

      Ну, так напишу. Видел геймплей от команды «Board Game Community». Отличная игра! Советую посмотреть, там еще их «золотой состав»: Даня, Алла, Сергей и гости


    1. Трекбеков пока нет.