В завершающей статье цикла "Каркассон. Бесконечное строительство" читатель по имени Завен рассказывает о самом свежем наборе, появившимся на российском рынке — Наука и магия, а также рассуждает на тему "что не так с расширениями к Каркассону".
Часть 3. “Наука и магия”
Завершающая статья нашего цикла, повествует о последнем наборе дополнений для настольной игры “Каркассон”, который получил название “Наука и магия”. Данный набор содержит 7 дополнений: “Летательные аппараты”, ”Гонцы”, ”Грабители”, ”Паромы”, ”Золотые рудники”, ”Маг и ведьма”и ”Круги на полях” (на самом деле “Круги на полях 2”). Данные набор, в отличие от предыдущих, состоит исключительно из мини-дополнений.
Про дополнение “Круги на полях” было написано в прошлой статье. В данном наборе появилось 6 новых тайлов с кругами на полях, но никаких новых правил к ним не появилось. Соответственно, мы не будем останавливаться на этом дополнении, а рассмотрим остальные 6 расширений.
Летательные аппараты.
В рамках данного расширения в игру были включены следующие новые компоненты:
- 8 квадратов местности с летательными аппаратами
- 1 особый шестигранный кубик (1,1,2,2,3,3)
Первые эмоции, которые у меня возникли, когда я открыл коробку с набором дополнение – “Кубик? “В Каркассоне?” Зачем?”. Оказывается, он используется исключительно для того, чтобы определить насколько клеток полетит мипл, выставленный на летательный аппарат. Разумеется, как и во многих других дополнениях для Каркассона, на использование летательного аппарата имеется несколько ограничений: можно приземляться только на незавершенный объект; можно приземлиться на занятый объект; нельзя приземляться в поля; и последнее – нельзя приземляться на пустую клетку.
Оценка дополнению: 1/10. Отвратительное, и что самое главное абсолютно ненужное дополнение для “Каркассона”. Логика предыдущих наборов дополнений четко прослеживается и здесь – Клаус-Юрген Вреде явно жалеет о первоначальной неподвижности миплов и пытается всеми правдами и неправдами это изменить. Данное дополнение, мало того, что ломает базовые механики, так ещё и в какой-то степени становится “читерстов”, придя в нужный момент игроку пытающемуся захватить вражеский замок или другой объект. Некоторую случайность вносит кубик, но, как правило, очень небольшую и незаметную. Несуразность данного дополнений подкрепляется тем, что по логике вещей летательных аппаратов не было вплоть до 1903 года. Соответственно, не смотря на изначальную не очень высоко. Остается открытым вопрос – зачем оно было придумано и введено в игру?
Дополнения “Гонцы” и “Грабители”
Эти два дополнения посягнули на единственную, казалось бы, неприкосновенную вещь в игре – дорожку подсчета очков.
Дополнение “Гонцы” включает в себя:
- 6 фишек гонцов разных цветов
- 8 квадратов посланий
Гонцы, вставая на темные секторы дорожки подсчета очков, тянут квадрат событий и выполняют соответствующие им действия. При этом гонцы выставляются на дорожку сначала игр и можно их двигать в любой момент, вместо мипла, стоящего там. В любом случае, в конце игры их пройденный путь сложиться.
Оценка дополнению: 1/10: Абсолютно бессмысленное дополнение, ломающее значение мипла на дорожке с очками. Теряется смысл в движении обычного подданного по дорожке, поскольку гонец может получить послание, которое принесет дополнительные очки. Это не говоря уже о читерстве некоторых посланий…
Дополнение “Грабители”, включает в себя:
- 6 фишек грабителей разных цветов
- 8 новых тайлов местности
Грабители менее безобидны – они всего лишь позволяют получить дополнительные очки за счет завершенных объектов других игроков, но всё же легкое читерство во всем этом читается. Можно грабить владельцев больших городов и получить очки фактически ни за что, достроив город соперника.
Оценка дополнению: 1/10. Грабители – чистой воды читерсво, работающее при желании нажиться на чужих победных очках.
Паромы.
В дополнение “Паромы” включены следующие компоненты:
- 8 фишек паромов
- 8 квадратов местности, на которых можно выставить паромы.
На мой взгляд, данное дополнение лишено смысла. По своей сути, паромы – это те же трехсторонние тупики из базовой игры, только с условием, что закончить ей можно только одну дорогу, а две другие объединяться между собой.
Оценка дополнению: 2/10. После замешивания данного дополнения у нас в компании остался один вопрос, какой в нём смысл? Строить более длинные дороги? Или ломать дороги конкурентам? Это дополнение оно само по себе, и ни с какими другими никаким образом не пересекается. И при всем при этом оно теряется при большом количестве тайлов. Напрашивается только один вывод: это очередное бессмысленное дополнение для “Каркассона”.
Золотые слитки.
Данное расширение было включено:
- 8 тайлов
- 16 деревянных фишек золотых слитков.
Сразу скажу, это дополнение не такое плохое, на мой взгляд, как все предыдущие в рамках данного обзора. Однако, несколько, опять же, на мой взгляд, фатальных ошибок предопределили его судьбу. По своей сути оно чем-то, похоже на дополнение из первого набора “Купцы и строители”. На тайл с золотым слитком выставляется фишка + на любой соседний тайл и по итогу владелец объекта, после его завершения получает очки.
Золотые слитки могли стать приятным бонусом, как, к примеру, товары из упомянутого выше дополнения, если бы не одно но – очки начисляются по разному в зависимости от итогового количества золотых слитков. Учитывая общую рандомность “Каркассона” это может оказать существенное влияние на финальный подсчет очков. По итогу, мы плюнули на официальные правила и решили, что каждый слиток будет приносить по 2 очка, после первой же партии с этим допом. В той партии, получилось так, что 14 слитков собрал один игрок и получил при финальном подсчете 56 очков за них, что существенно изменило итоговый порядок игроков на финише.
Оценка дополнению: 4/10. Если следовать официальным правилам – то смело может отнять от оценки дополнения 2 балла, поскольку оно может сильно испортить игру, особенно при игре малым составом. Если же использовать хоумрулы (наподобие предложенного мной выше), то, у данного расширения неплохой потенциал, тянущий примерно на 6 баллов. Почему всего 6? Потому что, при всем хорошем, что в данном расширении имеется – оно вторично на фоне “Купцов и строителей”.
Золотые слитки.
Последнее расширение в данном наборе получило название “Маг и ведьма” и содержит следующие компоненты:
- 8 магических тайлов
- 1 фишку ведьмы (оранжевая)
- 1 фишку мага (фиолетовая)
Здесь все довольно просто. Маг и Ведьма могут выставиться при выпадении магического тайла. Что же они делают? Маг прибавляет по 1 очку за каждый квадрат замка или дороги, на котором он стоит. Притом это работает даже в конце игры. Ведьма в свою очередь снимает половину очков за объект, на котором стоит.
Оценка дополнению: 3/10. Ну, зачем же вы товарищ Вреде добавили ведьму? Не было бы её – был бы отличный усилитель очков, в лице мага, а так очередное манчкинство. Но главная проблема этого дополнения в другом — крайне малая количество магических квадратов.
Общая оценка набора: 2/10. Очень плохой набор дополнений целиком набитый несуразными дополнениями и плохими геймдизайнерскими решениями. Вместо того, чтобы приумножать существующие механики – появляются новые, которые не приносят ничего интересного, а лишь идут в угоду моды на разнообразие. Игра “Каркассон”, если сравнивать с животными, первоначально была чистокровным арабским скакуном. Сейчас же, вместе со всеми дополнениями из данного набора, его как будто нашпиговали стероидами, из-за которых у него выросли три дополнительные лапы, выпала грива, а тело покрылось огромными волдырями.
Bonus. Рассуждения на тему.
Говоря о дополнениях к “Каркассон”, налицо возникает дефицит геймдизайнерской мысли. Нет-нет! Поймите меня правильно – Клаус-Юрген Вреде абсолютно точно любит свою игру, однако, он не может признать то, что игра уже должна была завершиться примерно 20-25 дополнений назад, а не доиться до последнего (всего вышло около 30 дополнений для оригинального “Каркассон”). Тогда бы игра стала бы золотым фондом настольных игр. Сейчас же, к ней отношение испорчено уже окончательно и выглядит оно примерно так: “База была хороша, вот дополнения местами” или “Игра была хороша лет 10 назад, до выхода дополнений”. Обидно, на самом деле, за “Каркассон”, главной проблемой которого стало неумение её автора во время остановиться и сказать “Хватит!”.
Теперь перейдем к названию цикла – Бесконечное строительство. Главное почему, по крайней мере я, брал дополнения – это не новые механики, а новые тайлы местности. Но после замешивания всех трех наборов дополнений игра стала неподъемной по времени игры даже для двоих игроков. Добавьте к этому новые механики, которые накладываются друг на друга и игра впрямь станет бесконечной. Собственно этим и обусловлено название цикла.
Ну и напоследок, скажу про дополнение “мечты”. Я бы, честно говоря, с огромной радостью купил бы дополнение, в котором бы не было новых механик, а входили бы только новые тайлы. 10, 20, 50 или больше – не важно. Главное, что базовый набор был очень скуп на тайлы и часто отсутствовали подходящие, а с каждым дополнением этот недостаток нивелировался, появлением новых тайлов. Жаль все же, что они не продаются отдельно…
На этом пока всё. Если появится 4 набор дополнений – то я обязательно расскажу о нем на boardgamer.ru. Следующей игрой о дополнениях, к которой я расскажу, будет Tannhauser.
Мне кажется, тут ситуация как с Манчкином — можно придумывать и делаеть ещё и ещё.
С другой стороны, у меня самого есть почти всё — за исключением разеве что Катапульты, The Plague, Darmstadt и La Porxada. Честно — ни разу не играл со всеми ибо игра превратилась в своего рода коллекцию. И хочется имень весь комплект. Наверное, просто потому что интересно выглядит.
А по теме — соглашусь с автором — мини-приложения малоинтересны.
Интересное замечание, что в базовом Каркассоне «часто отсутствуют подходящие тайлы». В этом и есть смысл Каркассона — знать распределение тайлов и строить объекты так, что тебе требуются обычные тайлы, а противнику — редкие. А если к базе подмешать пяток-другой дополнений, то этот аспект игры теряется.
@Ort
Соглашусь!) в заучивание тайлов был определенный шарм) Но при этом в базе было легко «сломать» постройку города соперником, поставив рядом тайл с дорогой)
@Ort
Это очень хорошо если оба игрока хорошо знают тайлы. Последнее дополнение вообще дало мне, если не ошибаюсь, 24 треугольных тайла чтобы можно было делать много разных вариантов.
Дополнение с Овцами и Холмами прячет тайлы под холмы. Как раз, чтобы не было мозможно просчитать, какие тайлы выйдут, а какие нет. Наверное, для обычного игрока или для большой компании — самое то 🙂
«по логике вещей летательных аппаратов не было вплоть до 1903 года» — эээ… э? На воздушных змеях еще китайцы разведку вели черт знает когда, не говоря уж о воздушных шарах.
Очень жду ТАННХАУЗЕР
А мы наоборот любим замешивать большое количество дополнений, за исключением Графа, Катапульты, Базара и Фортуны. Причем у нас есть ещё дополнения, которые не представлены в данных обзорах и не издавались в России. Например — Чума, Холмы и Овцы, Река-1, Фестиваль, Фантом и т.д.
Получается этакий хардкорный мегазамес часа на 3-4-5. И главное мы получаем от этого удовольствие и удовлетворение. А что ещё нужно от игры?
Главное — не надо задротить над игрой! Получайте удовольствие от процесса и общения!
@inci
Я тоже придерживаюсь такого мнения.
а не подкинешь неизданное для распечатки?