Каркассон: бесконечное строительство. Путеводитель по дополнениям

Читатель по имени Завен подготовил статью о дополнениях к Каркассону, рассказывающую о наборах, доступных в продаже на российском рынке: что в них входит и как они меняют игру. 

Часть 1. Предместья и обитатели

Игра “Каркассон” (также известная в России как “Средневековье”) Клауса-Юргена Вреде, базовое издание которой вышло в далеком 2000м году, по праву считается одним из лучших еврогеймов. Игра была настолько успешной, что со временем обросла большим количеством дополнений.  Около месяца назад, в России вышел третий набор дополнений для “Каркассон” под названием “Наука и магия”, включающий в себя 7 различных дополнений. В связи с этим событием, мы подготовили обзор всех дополнений игры “Каркассон”, выходивших в России. Первая часть обзора расскажет о наборе дополнений “Предместья и обитатели”, так жке включенного в набор “Каркассон. Королевский подарок”.

Коробка с “Каркассон “Королевский подарок”

Коробка с “Каркассон. Предместья и обитатели”

Данный набор дополнений поступил в продажу в России в 2011 году (Издание “Королевский подарок” в 2013 году) и включает в себя следующие расширения: “Таверны и соборы”, “Аббат и мэр”, “Купцы и строители” и “Король”.

Таверны и соборы.

Данное дополнение включает в себя следующие компоненты:

  • 18 тайлов местности
  • 8 фишек подданных серого цвета, для ввода шестого игрока
  • 6 двусторонних жетонов для подсчета очков (с одной стороны цифра — 50, с другой – 100).
  • 6 фишек крупных подданных (по одному на каждый цвет).

Основной “фишкой” данного дополнения является появление тайлов с соборами (2 тайла) и тавернами (6 тайлов). Принцип действия у них одинаковый, но соборы распространяются на города, а таверны на дороги.  Если в достроенном городе стоит собор то каждый тайл города и щит приносят не по два очка, как при обычном подсчете, а по три (по 2 очка за каждый тайл дороги, в случае если на ней есть таверна). Однако, данные города и дороги, не приносят в конце игры очков, если они не достроены. Если с тавернами всё довольно просто, поскольку вполне можно замкнуть дорогу за два тайла, то с соборами всё сложнее. Очень сильно зависит от того в какой момент игры они приходят, поскольку придя под конец партии, собор выполняет функцию отъема очков у конкурента за недостроенные большие города и игра понемногу скатывается в сторону игр наподобие “Манчкина” и “Шакала”, нетипично для еврогеймов, порождая прямой конфликт между игроками.

Что касается остальных компонентов данного расширения: жетоны подсчета очков реализованы среднее, поскольку часто партия доходит вплоть до 250 очков и иногда возникает путаница, если опираться только на них. Большие подданные играют важную роль при захвате чужих городов, дорог и полей, потому что при подсчете будут считаться за двоих. Фишки для шестого игрока (серого цвета), добавляют возможность играть 3 командами (по 2 человека в каждой) или 2 командами (3 человека в каждой), однако при малом количестве дополнений (и соответственно тайлов), вносят больше путаницы, нежили конструктива.

Оценка дополнению: 7/10. Добротное расширение, которое практически в обязательном порядке надо добавлять в оригинальное издание игры. По сути единственным значительным минусом которой является рандомность вытягивания тайлов (в данном случае соборов), но этот недостаток присущ и основной игре. Также приятен тот факт, что жетоны очков, фишки шестого игрока и даже больших подданных можно использовать без включения тайлов данного дополнения.

Купцы и строители.

В расширение “Купцы и строители” были включены следующие компоненты

  • 24 новых тайла (на 20 из которых изображены товары)
  • 20 жетонов товаров (9 вина , 6 зерна и 5 ткани)
  • 6 фишек свиней (по одной для каждого цвета)
  • 6 фишек строителей (по одной на каждый из 6 цветов)

Свинки и строители

Первое что бросается в глаза в данном дополнении – это наличие новых деревянных фишек свиней и строителей. У них есть одна общая особенность – они не выставляются на объекты, в которых нет Ваших миплов. Строитель выставляется в город или на дорогу и когда к ним пристраивается новый тайл, он дает дополнительный ход (не более одного раза за ход). Строитель, в определенных игровых ситуациях, может придать партии столь не хватающую подчас динамику. У свиньи принцип действия проще – она выставляется на имеющееся поле для того чтобы принести дополнительное очко за каждый город примыкающий к нему.

Также в данном дополнении появились товары. По сути это дополнительный способ получения победных очков в конце игры.  Всего бывает три вида товаров: вино, зерно и ткань, и они всегда находятся в городе. Для того чтобы получить единицу товара достаточно просто достроить (не владеть, а именно поставить последний тайл, который завершит) город, в котором находится товар. В конце игры имея наибольшее количество товаров одного вида можно получить 10 очков. Иными словами, если в конце игры Вы имеете наибольшее количество все трех видов товаров, то получаете по 10 очков за каждый вид. По сути, товары являются приятным бонусом при финальном подсчете очков, однако фокусирование на сборе товаров, по ходу всей партии, как правило, оказывается проигрышной тактикой.

Оценка дополнения: 9/10. На мой взгляд – лучшее дополнение для “Каркассон”, которое с одной стороны добавляет динамику игре, а с другой – дополнительные способы получения победных очков, при этом, не меняя или ломая механику основной игры.

Аббат и мэр.

“Аббат и мэр”, по количеству компонентов, является самым большим дополнением в данном наборе и включает в себя:

  • 12 тайлов местности
  • 6 квадратов аббатства (по одному на каждого игрока)
  • 6 фишек мэров (по одному на каждый цвет)
  • 6 фишек повозок (по одному на каждый цвет)
  • 6 фишек амбаров (по одному на каждый цвет)

 

Компоненты дополнения: слева – 3 тайла аббатства, в центре – красный амбар, зеленый мэр, желтая и черная тележки, слева – примеры новых тайлов.

Данное дополнение вносит существенные изменение в игру и некоторые её аспекты, привнося три новых вида фишек (амбары, мэры и повозки) и даёт игрокам право на ошибку в виде аббатства.  Обо всем по порядку.

Мэры, представляют собой подданных, которых можно поставить исключительно в город. Он считается за столько очков, сколько в городе щитов. Главное его применение – это захват чужих городов, в которых много щитов. Однако у мэра есть много недостатков. Первый недостаток – это внешняя схожесть с большим подданным, которая часто становится предметов путаницы и подчас замечается не сразу игроками. Второй недостаток – это то, что он не приносит очки за город, в котором нет щитов, даже если в этом городе по итогу никого больше нет, и он занимает всего две клетки.  Иными словами мэр не подходит в качестве мипла, которым можно занять маленький город и получить за него очки. Третий, и, пожалуй, главный, недостаток – это то, что он вносит серьезный дисбаланс в игру – чем больше вражеский город, тем легче его захватить с помощью мэра.

Повозка является обычным подданным, который может находиться в любом месте, кроме поля. Основной особенностью тележки является то, что после завершения объекта, на котором она находится, она может переехать на соседний незавершенный объект, вместо того, чтобы забирать её обратно в руку. Повозка, выгодно отличается от остальных миплов, тем, что умеет двигаться по дорогам, тем самым нарушая правила базового “Каркассона” о неподвижности выставленных миплов.

Амбар, на мой взгляд, вносит самый большой дисбаланс в игру. Он выставляется на поле, на стыке четырех зеленых ландшафтов четырех тайлов и сразу же прогоняет с поля всех крестьян, начисляя соответствующие очки за поля  (3 за  каждый город или 4, если выставлена свинка). Если же поле, на котором есть крестьянин, объединится с полем, на котором стоит амбар, то миплы также убираются, но приносят меньше очков (1 за каждый город или 2, если выставлена свинка). Амбар позволяет получить, во-первых получить очки за одно и то же поле 2 раза, а во-вторых существенно подпортить финальный подсчет очков для соперников, создавая конфликтные ситуации между игроками.

Аббатство, в свою очередь, даёт игрокам право на ошибку. Оно выставляется на пустой участок, если он с 4х сторон (сверху, снизу, слева, справа), окружен другими тайлами. Аббатство завершает все строительства на соседних тайлах, и после того как оно поставлено, на него можно выставить мипла по правилам монастыря.

Оценка дополнения: 2/10. Худшее дополнение в данном наборе по ряду причин – это и нарушение механик базовой игры, и изменение баланса, и общее направленность дополнения на то, чтобы испортить игру оппонентам, что в свою очередь, крайне нетипично для еврогеймов.

 Король.

               Самое маленькое дополнение, в данном наборе, “Король”, включает в себя

  • Тайл с королем
  • Тайл с атаманом
  • 5 новых тайлов земель

Особенность этого дополнения – в появлении переходящих тайлов короля и атамана. Их получает игрок, имеющий в данный момент самый большой замок (получает фишку короля) или самую большую дорогу (атаман). Игрок, у которого в конце игры останется тайл с королем получить по 1 дополнительному баллу за каждый достроенный замок на карте. Аналогичная ситуация и с атаманом, но только он приносит очки за завершенные дороги.

Оценка дополнения: 6/10. Данное дополнение ничего нового, кроме приятных бонусов в конце игры не приносит. К недостаткам дополнения, можно отнести, то что, не всегда удается уследить, за владельцем самого большого замка или дороги и малый интерес к нему со стороны игроков (по крайней мере, у всех, с кем я лично играл, был очень низкий интерес к данному соревнованию)

Оценка набора: 6/10. В данный набор включено два действительно хороших дополнения – “Таверны и соборы” и “Купцы и строители”, однако всю картину портит дополнение “Мэр и аббатство”, которое сильно меняет механику игры и вносит ненужную конфликтность между игроками.

Bonus

Carcassonne: the phantom

Дополнение Carcassonne: the phantom

В качестве небольшого бонуса, рассмотрим дополнение Carcassonne: the phantom, которое официально не выходило в России. Данное дополнение привнесло новых прозрачных миплов 6 цветов (по одному на каждого игрока). Данные миплы называются фантомами и их можно выставить либо по обычным правилам, либо как второго человечка на тайл. Не смотря на то, что данное дополнение меняет механику основной игры (не больше одного человечка на только что выложенный тайл), оно пришлось мне по душе. Это связано с тем, что базовая версия игры сильно разрослась и обычных миплов часто не хватает для осуществления всего задуманного.

Оценка дополнения: 8/10. Хорошее маленькое дополнение для игры, которое стоит вводить в игру, только если в неё уже включены другие дополнения, а общее количество тайлов больше 100.

Каркассон, Обзоры



Похожие записи
  • Сергей Голубкин о выставке на Тишинке
  • Отзыв об игре «Le Havre»
  • «Магистр. Повелитель стихий» — распечатай и играй
  • Отзыв об игре «Airships»
  • Несколько слов о «Lord of the Fries»
    1. Pard
      11 Ноя 2014 из 16:18 | #1

      Добавлю, что «Игровед» уже продаёт первую игру НОВОЙ каркассоновской серии «Вокруг света» — «Южные моря» (а вскоре, полагаю, добавят в свой ассортимент и вторую — «Золотая лихорадка»).


      Правила в новой серии стали понятнее, а сама игра — более быстрой и азартной.


      К «Южным морям», кстати, уже выпустили дополнение «Пятница». Его в продаже пока нет, но оно настолько простое (6 плиток, которые кладутся отдельно, и с обычными плитками игры никак не смешиваются), что его можно сделать и самому. С ним игра ещё увлекательнее.


    2. gv.berezovskii
      11 Ноя 2014 из 17:02 | #2

      А есть еще мини-дополнения — очень забавные.


    3. Даниил
      12 Ноя 2014 из 0:05 | #3

      Спасибо, как раз только скачал на андроид себе, а там дополнения.


    1. Трекбеков пока нет.