С «Картахеной» мы знакомы давным-давно. История уходит корнями на 10 лет назад, когда мне повезло разжиться в столице несколькими свежими игрушками. Их было 3 штуки. «Ужас Аркхэма», «Предательство в доме на холме» и «Картахена». Уже пару лет спустя от первых двух я избавился, а в «Картахену» играем до сих пор. Не каждая настолка может похвастаться такой результативностью — появляться на столе 10 лет подряд. Эта — из таких.
Сюжетно игрушка переносит нас в прошлое. На дворе 1672 год, игроки становятся пиратами, заточенными в подземелье форта Картахена на Карибских островах. Задача — сбежать оттуда и выбраться на волю. Вот только вы в подземелье не одни, пиратов много, и нужно сделать так, чтобы в лодке первыми оказались именно ваши соратники.
В плане компонентов игра состоит из колоды карт, фрагментов подземелья, деревянных фишек пиратов (по 6 на игрока) и вспомогательных картонных лодок. Все начинается с того, что на столе формируется подземелье. Для этого его нужно «построить» из нескольких фрагментов. Затем с одной стороны его выстраиваются будущие беглецы, а с другого подкладывается лодка — цель побега. Еще нужно перемешать колоду и выдать каждому участнику по 6 карт. Теперь все готово к тому, чтобы покинуть тюрьму.
Самое время обратить внимание на игровое поле. Подземелье — это туннель, в котором встречаются различные символы, объединённые пиратской тематикой: пистолет, сундук, лампа и т.п. Эти же символы изображены на игровых картах. В ходе побега игроки будут перемещать своих пиратов по полю с помощью карточек. Делается это очень просто — играем карту и двигаем любого своего пирата на указанный на ней рисунок.
И тут кроется ключевая особенность игры: при движении фишка останавливается на первом же незанятом таком рисунке. Это означает, что если, например, вы сыграете пистолет два раза подряд, вы можете взять одного пирата, поставить его на пистолет, а потом взять второго пирата, и поставить его на следущий пистолет. Второй пират «перепрыгнет» первого. А если у вас есть ещё и третий пистолет, можно двинуть еще и третьего пирата еще дальше.
Вот только, понятно дело, двигать свои фишки вперед это хорошо. Но если вы занимаете один и тот же символ несколько раз подряд, тем самым вы позволяете противнику воспользоваться шансом и перепрыгнуть все ваши фишки одним ходом. Так что бежать надо с умом!
Еще один важный момент. Начальные карты рано или поздно закончатся, и надо будет пополнять руку. А для этого нужно идти назад. Двигать своих же пиратов своими же руками по направлению к темнице. Делается это так: берём любого пирата и идём назад до первой же занятой клеточки. Если там стоит один пират — получаем одну карту, два пирата — две карты. Если на занятой клетке скопилось три пирата, «присоседиться» к ним нельзя, придется отступать еще дальше.
Вот на этих нехитрых правилах и построен достаточно простой, но весьма увлекательный игровой процесс. Игра здорово балансирует на тонкой грани между жадностью, азартом и желанием подкузьмить сопернику. С одной стороны хочется бежать вперед и вперед, но тут есть целых две опасности. Можно «подставиться» на поле так, что через тебя перепрыгнут оппоненты, и можно зарваться и остаться совсем без карт на руках, из-за чего потом придется плестись назад. С другой стороны, можно передвигаться медленнее, кучнее, стараться делать через каждые два шага вперед один шаг назад, чтобы получить новые карты, но тут всегда есть риск, что тебя опередят более смелые или удачливые соперники.
Казалось бы, компонентов всего-ничего, правил тоже немного, а так увлекает! Вот она, настоящая семейная игрушка, за которую можно усадить практически кого угодно! Ходы делаются быстро, у каждого игрока есть 3 действия. Действие — это движение пирата вперед (за карту) или назад (чтобы пополнить руку). Раз, раз, и вот ты уже и походил. Динамика на высоте, ждать своего хода не приходится! Да и, вообще, на партию уходит минут 20, ну, может, если максимальным составом играть — полчаса.
В игре ощущается роль случая. Скажем, карты в руку могут зайти как очень хорошие, так и крайне неудачные. Обычно на поле складывается ситуация, когда один из символом временно становится «козырем», сыграв карту с определенным рисунком можно разом перемахнуть половину поля, а то и сразу скакнуть в корабль. И тут те, кому повезло, и руку пришли именно определенные символы, конечно же оказываются на коне (то есть, конечно же, в лодке). Но я бы не сказал, что исход игры определяется исключительно случаем. Это как раз тот тип настолок, в которых опытный игрок имеет преимущество, но у новичка всегда есть шанс победить на удаче.
Еще нужно сказать, что за годы своего существования «Картахена» развивалась и обзаводилась продолжениями. Всего под таким названием вышло 4 игры, а то, что сейчас предлагает GaGa Games — это переиздание самой первой, самой интересной и популярной части. Но это не дословное воспроизведение первоначальной коробки. В новое издание положили «добавку».
Тут, фактически в одной коробке предлагают «Картахену» и «Картахену 2». Вторая часть отличается от первой тем, что нужно бежать не из тюрьмы, а по островам, между которыми курсирует лодка. Кроме того, есть вариант правил, когда для получения новых карт вместо того, чтобы ходить своими пиратами назад, нужно двигать вперед чужих. Кроме того, есть еще два модуля, жетоны находок, а также карты со спецдействиями, позволяющие разнообразить партию, если вам вдруг наскучит играть по базовым правилам.
В общем, хочу сказать, что перед вами очень хорошая настолка. Пусть в ней не очень много компонентов, пусть в коробке нет гор детализированных фигурок, пусть тут карты лишь мини-формата. Главное — не это. В игре есть душа и отличный, увлекательный процесс. Будет возможность — обязательно попробуйте «Картахену». Вы не пожалеете.
Пойдет ли на замену труднодостоваемому Атлантису?
@Reline
Да. Более того, Атлантис хуже, как игра. Картагена куда динамичнее, а с новыми аддонами в ней появляется куча новых фишечек, разнообразящих игровой процесс. Я, впрочем, нахожу все дополнения лишними. База хороша сама по себе. Издание от GaGa выполнено безупречно, рекомендую взять именно его. У меня есть издание от МХ, оно выигрывает только в одном — в нем жетон лодочки вырублен в форме лодочки, а не в форме прямоугольника, как в ГаГовском.
Как раз вчера впервые попробовал. Играли на пятерых. По результатам сделал выбор однозначно мастхэв в коллекцию. Основная причина — тот случай, когда можно играть «для души» с детьми, родителями(!) и уже по настоящему соревноваться в перспективе с гиками 🙂