Лавкрафт и его произведения на тему мифов Ктулху неоднократно становились источниками компьютерных и настольных игр. Именно на них основывается один из самых известных настольных приключенческих хорроров «Ужас Аркхэма», вышедший уже почти 15 лет назад. Впоследствии мы видели модифицированные версии игры, тот же «Знак Древних», который, по сути, это тот же «Ужас Аркхэма», только на кубиках, и «Древний Ужас», считай, обновлённая и доработанная версия игры. Теперь к ним еще добавился и карточный вариант, «Ужас Аркхэма. Карточная игра»

Сюжетно карточный «Аркхэм» не сильно отличается от своих предшественников. Все основывается на тех же идеях: 1920-е годы, в небольшом американском городке Аркхэм творится какая-то чертовщина, пропадают люди, появляются приверженцы таинственных культов, мелькают какие-то монстры. Разобраться с этими таинственными явлениями собирается команда сыщиков, каждый из которых обладает уникальными навыками и талантами. А дальше — все в руках игроков. Им придется управлять героями, находить полезные предметы, обзаводиться союзниками, искать улики, а иногда и пользоваться магией. И все это — чтобы не допустить вторжения темных сил в наш мир!

Игровой процесс всех перечисленных игрушек строится на том, что сыщики путешествуют по разнообразным локациям, сталкиваются с различными противниками и попадают в различные передряги. Исход многочисленных событий определяется путём проведения проверок различных навыков персонажей. Тут принцип общий, чем выше тот или иной показатель у героя, тем выше вероятность успеха. «Ужас Аркхэма. Карточная игра» также основывается на этих же принципах.

Как следует из названия, в коробке с игрой нас ожидают карты. Много карт, тем более, что вся игра именно из них и состоит. Условно все эти карты можно разделить на 3 категории: карты персонажей, сюжетные карты и карты происшествий. Из карты персонажей составляются колоды героев, которыми игрокам предстоит оперировать в ходе игры. Из сюжетных карт складывается каждый отдельно взятый сценарий, это уникальные локации, персонажи, враги и т.п. Наконец, колода происшествий включает в себя разнообразные напасти, с которыми игрокам предстоит сталкиваться буквально на каждом шагу. В ней находятся мелкие рядовые враги, а также различные неприятности, наподобие депрессий, туманов и прочих не очень приятных вещей, осложняющих сыщикам жизнь.

Поскольку карт много, они разные, а в каждой конкретной партии требуется конкретный определенный набор, приготовьтесь к тому, что перед началом игры потребуется потратить какое-то время на подготовку. Нужно будет отсортировать карточки, собрать требуемую сюжетную колоду, сложить в колоду происшествий (официально она называется колодой контактов) необходимые типы напастей, а также составить колоды героев.

Начинается игра с того, что на столе есть несколько локаций. Это некое подобие игрового поля, по которому будут перемещаться персонажи. Герои представлены в виде небольших карточек, которые двигаются от локации к локации. Также на локациях могут находиться жетоны улик, их предстоит отыскивать в ходе игры. У каждого игрока на старте есть 5 карт и 5 ресурсов, которыми оплачивается розыгрыш карт. Кроме того, перед началом каждого сценария зачитывается сюжетная вводная, объясняющая что, вообще, происходит. Аналогично после завершения партии зачитывается небольшой кусочек истории, рассказывающий к чему привели действия игроков.

В колодах игроков есть карты 3 типов: события, активы и навыки. Проще всего для понимания события, это разовые карты, позволяющие что-то сделать, что именно — написано на каждой карте. Тут все просто, оплатил цену карты в ресурсах, разыграл карту, применил ее эффект и отправил карту в сброс. Активы работают чуть иначе. После розыгрыша они остаются лежать перед игроком, в последующем их можно применять в нужные моменты. Наконец, навыки работают только при проверках какого-то навыка и позволяют повысить шанс на успех конкретной проверки.

На ход игроку отводится 3 действия, это может быть розыгрыш новой карты, активация ранее выложенной на стол карты, применение свойства локации, поиск улик, перемещение, атака врага. Также за действие можно получить 1 ресурс или набрать 1 карту из колоды. Порядок действий не фиксирован, каждый ход игроки сами определяют очередность своих ходов. Единственное, каждый герой должен полностью отыграть все свои действия, после чего ход переходит к следующему игроку и так далее. После действий игроков активируются монстры, они могут перемещаться между локациями и атаковать героев. Затем наступает техническая фаза, в которой разворачиваются активированные карты, все получают дополнительные карты и ресурсы. Потом каждый игрок получает по карте из колоды контактов, обычно в этот момент требуется пройти какую-нибудь проверку (при провале случается что-то плохое) или появляется не очень сильный противник. Ну и снова наступает игровая фаза, в которой действуют персонажи.

В каждой партии есть 2 набора сюжетных карт, определяющих возможные направления развития истории. Первый набор отвечает за плохие события, второй — за хорошие. Обычно это работает так, в начале каждого хода на «плохую сюжетную колоду» добавляется жетончик, это «тикают» сюжетные часы. Как только накопится положенное количество жетонов, случится что-то нехорошее, так что у игроков есть стимул не топтаться на месте. «Хорошая» сюжетная колода задаёт условие развития сюжета в положительном направлении, она определяет цели игроков на текущий момент. Обычно нужно отыскать какое-то количество улик, победить какого-то соперника, найти какую-то локацию. Как только выполняется условие сюжетной карты, она переворачивается и зачитывается. В этот момент в игре что-то происходит, могут открыться новые локации, могут появиться новые персонажи, могут возникнуть новые враги, может случиться что-то еще.

Вот на этих основах и строится игра. Персонажи бегают по локациям, обзаводятся активами, ищут улики и сражаются с врагами. И почти каждое действие требует провести проверку какого-то навыка, чтобы определить, достиг герой успеха или нет. Делается это так: у каждого персонажа есть 4 показателя: воля, знания, сила и ловкость. При проверке навыка всегда указано значение, которое нужно иметь для успеха. Для проверки игрок должен вытащить из мешочка жетон с модификатором и сложить его со значением ключевого показателя. Вот как это выглядит на практике. Например, чтобы найти улику, нужно пройти проверку знания на 2. У игрока показатель знаний 3, вроде бы неплохо. Он тащит жетон, и выпадает -2. 3-2=1. Целевое значение достигнуто. Провал!

Фишка в том, что жетоны в основной своей массе дают игрокам минусы. Поэтому перед проверкой можно повысить свой навык, сыграв карты с руки. Кроме того, если в локации есть другой персонаж, он также может подкинуть карту, чтобы шансы на успешный исход были выше. Кстати, всего в мешочке (который в комплект игры не входит) 16 жетонов. И ими можно «играть» настраивая перед партией ее сложность. Тут все понятно, чем больше положите минусов, тем сложнее будет игра. Ну а если вдруг кажется, что какой-то сценарий непроходим, можно попробовать изъять самые большие минусы из мешка, чтобы повысить вероятность успеха.

А еще в игре есть прокачка! После завершения партии у игроков есть возможность добавить в свои колоды новые карты. Их приобретение оплачивается очками опыта, которые начисляются за различные успехи в ходе прохождения сценариев. Тут включается еще и эдакий элемент колодостроения. Так как каждый герой может иметь в колоде разные типы карт, есть простор для выбора карт. Плюс за каждую новую карту нужно удалить из колоды одну из старых, так что каждый раз глядя на новую карточку придется принимать дополнительное решение: на что именно ее заменить, что выкинуть из колоды, чтобы ее туда добавить?

Все карты персонажей делятся на 5 цветов. В игре есть 5 героев, каждый из которых основывается на картах 2 цветов. При этом один цвет считается основным, из него можно задействовать любые карты, а другой — вспомогательным, в нем выбор героя ограничен. Также все персонажи могут иметь в колоде нейтральные карты (это базовое оружие и обмундирование). В правилах для каждого сыщика предусмотрены стартовые колоды, а при желании игроки могут собрать их сами. Единственное, в базовом наборе игры запас карт ограничен, поэтому не все карточки можно заиметь в двух экземплярах, да и, вообще, собрать можно только 2 колоды героев. Если вам захочется плотно заняться колодостроением (или сыграть хотя бы втроём), потребуется еще один стартовый комплект.

Говоря о карточном «Аркхэме» нужно сказать, что перед нами живая карточная игра. Что это означает? Обычно бывает как, покупаешь коробку с настолкой и играешь в нее один, два, пять, десять раз. Иногда, бывает, если игра чем-то очень цепляет счет идет на десятки и даже на сотни. Но всегда это одна и та же коробка, одна и та же игра, просто она много раз появляется на столе.

С так называемыми «живыми» играми все несколько не так. Для них издатель регулярно выпускает дополнения, поддерживающие к игре интерес. В этих дополнительных наборах появляются новые карты, новые приключения, новые возможности, перед игроками открываются новые сюжеты, новые приключения. Может, конечно, быть и такое, что кто-то взял стартовый набор и только им и играет, но в целом подобные игры изначально рассчитаны именно на то, что к ним нужно будет приобретать дополнения.

«Ужас Аркхэма. Карточная игра» — как раз из таких игр. Базовый набор, который недавно вышел на русском языке, предлагает сюжетную кампанию из 3 сценариев и 5 разных персонажей. Соответственно как минимум чтобы «пройти» набор нужно будет сыграть 3 партии. Но необязательно этим ограничиваться, есть и запас реиграбельности. Во-первых, сюжет кампании предполагает небольшие развилки, так что при повторном прохождении может сложиться немного другая история. Во-вторых, все 5 игровых персонажей достаточно существенно отличаются друг от друга, так что можно играть за разных героев и при этом ощущения от отдыха и тех же сценариев будут несколько иными. Ну а когда захочется продолжения истории или знакомства с новыми героями, тут-то и пригодятся дополнения, которые обещают регулярно выпускать на русском языке.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть плюсы и минусы игры. Они, на мой взгляд следующие.

Проработанный сюжет. Игра действительно завязана на сюжете. Это здорово и это интересно, потому что в каждом сценарии есть что-то новое, непредсказуемое. Правда, тут же есть и минус. Если сценарий приходится проходить заново, получается уже не так интересно. Никаких сюрпризов сюжет уже не преподносит.

Разные герои. Каждый герой — это разный набор карт, уникальный набор параметров и собственный стиль игры. Кто-то из персонажей хорошо умеет сражаться с противниками, кто-то лучше всех ищет улики, кто-то специализируется на поддержке, кто-то может манипулировать колодой и так далее. Как минимум каждого просто интересно попробовать, чтобы почувствовать чем они друг от друга отличаются и какие, в принципе, у героев есть возможности.

Подготовка к партии. Если не придумать что-то с органайзером, перед началом каждой партии придется подсуетиться с раскладыванием карт. Это не то чтобы нерешаемая задача, но к этому нужно быть готовым. Особенно сложным может оказаться самый первый раз, когда типы карт еще неизвестны и непонятны и ориентироваться приходиться только на их номера, пропечатанные мелким шрифтом.

Элемент колодостроения. Не скажу, что этот фактор выражен особо явно. Скажем, в первой кампании после первого сценария можно добавить в колоду порядка 5-6 карт. С учетом того, что в колоде их 33, это не так уж и много. Есть даже шанс, что в следующей партии ни одна новая карта на руки не придёт. Но сама возможность прокачивать колоду (либо собирать ее заново, с нуля) — интересная.

Мало карт. Повторюсь еще раз, один лишь стартовый набор содержит ограниченный набор карт, что позволяет сыграть максимум вдвоем. Для игры втроём ли вчетвером нужен будет еще один стартовый набор. Наконец, с одним набором не размахнешься с колодостроением и если играть вдвоем, можно использовать только несколько комбинаций персонажей (некоторые герои используют одни и те же карты, одного стартового набора им не хватит).

Дополнения. После завершения сюжета уже очевидно что захочется добавки. Придется ждать дополнения, а они точно будут, до конца 2018 года обещают выпустить уже несколько наборов. И это здорово! Тем более, что там будут не только новые приключения, но и новые сыщики!

В целом об игре скажу так: карточный «Аркхэм» мне понравился. Из всех возможных вариаций «Ужасов» этот — самый интересный. Ждём дополнений! Тем более, что первое из них уже поступило в продажу и «Мир Хобби» планирует регулярно издавать новые!