«Каверна. Пещера на пещеру» – игра про жизнь суровых гномов в горных пещерах. Вести хозяйство в таких условиях непросто, нужно расчищать территорию, обустраивать комнаты, да ещё не забывать добывать ресурсы. И ещё всё это время ваша пещера участвует в социалистическом соревновании: она должна получиться лучше, чем у соперника.

Вообще, «Каверна» – это большая евростратегия про бытие горных гномов. «Пещера на пещеру» — это как бы её уменьшенная и урезанная версия строго на двух игроков, умещающаяся минут в 40. Подступаясь к ней, я толком ничего об игре не знал. В голове была лишь одна мысль: Уве Розенберг, вроде бы, плохого не делает. Можно смело пробовать!

Проще всего объяснять что такое «Пещера на пещеру» тем, кто знаком с «Агриколой». Не знаю как насчёт большой «Каверны», в неё я не играл, но параллели с «Агриколой» видны невооружённым взглядом. Есть некий набор действий, каждый ход открывается новое (как карточка действий в «Агриколе»), мы их по очереди разбираем.

То есть нам предлагают знакомую механику «выставления рабочих», только без рабочих. Сперва это кажется странным и непонятным, но это ровно до того момента, пока не попробуешь на практике. Вместо того, чтобы ставить свою фишку на нужно действие, ты просто забираешь это действие себе. И всё. Эффект тот же: действие разыгрывается, да и для противника оно уже недоступно (его ж физически забрали!).

Игра ставит типичную для евро задачу «набрать как можно больше победных очков», поэтому именно этому вопросу и подчинены основные размышления в ходе партии. Глобальная задача «где взять очки» делится на подзадачи, завязанные на источники этих самых очков. Решение лежит в плоскости строительства комнат, без этого никак. Это и первичный источник победных очков (их дают за каждую комнату), и способ их дальнейшего дополнительного заработка. Имея комнаты, можно задействовать их, чтобы перегонять в очки добытые ресурсы. А их, свою очередь, тоже нужно откуда-то брать.

Пещера, которую мы обустраиваем и застраиваем в ходе партии комнатами – это персональный планшет игрока. Изначально он почти весь забит камнем, нужно его расчищать, а потом на свободных местах строить комнаты. Опять же, тут напрашиваются параллели с «Агриколой», точнее, с дополнением к ней, где с участка нужно удалять леса и болота.

Всё прочее довольно-таки очевидно. Доступные игрокам действия делятся на три основных вида. Первые два типичны для представителей жанра: можно получать те или иные ресурсы и что-то с имеющимися ресурсами делать. Третий вариант действий завязан на персональный планшет игрока – это активности в своей пещере, поставить где-то стену (они бывают нужны чтобы была возможность возвести какую-то конкретную комнату), или же активировать имеющиеся комнаты, что, как правило, подводит нас к типичному варианту «сдай ресурсы, получи очки» (или «сдай ресурсы, получи другие ресурсы»).

Собственно, интерес рождается на стыке всех этих элементов: какие действия и в каком порядке выбрать, какие ресурсы и в каком порядке добывать, какие комнаты и в каком порядке строить (а потом и активировать). И, по возможности, как бы сформировать такой план, чтобы его не сильно нарушал соперник (выбранные им действия, ведь, становятся недоступными). И тут же плюс в копилку реиграбельности: новые действия появляются в игре с небольшой примесью случайности, а доступные для строительства комнаты так и вовсе сложно предсказать. Есть небольшой фиксированный стартовый набор, а далее они будут выходить в каждой партии по-новому.

Игрушка получилась довольно-таки динамичной. Партия на двоих, как и обещано, укладывается в 30-40 минут. Есть возможность соло-игры, в этом случае потребуется минут 20. Сложность игры умеренная, не самая простая, но и не сказать, что очень высокая. Скорее даже «Пещера на пещеру» тяготеет к понятным настолкам, но тут есть один барьер – тематика.

Насчёт тематики у «Каверны» всё сложно. Формально да, гномы, пещеры, вот это всё, присутствует. Фактически же у двоюродной сестры – «Агриколы» — с этим дело всё куда лучше. Логика бытия фермера, живущего натуральным хозяйством, куда более понятна. Строим дом, растим детей, сеем зерно, возводим сараи и изгороди, чтобы было где держать скотину – такие дела воспринимаются куда понятнее и доступнее, чем какие-то выдуманные низкорослые пещерные жители, употребляющие в пищу редкоземельное зелёное пшено.

Несмотря на постоянные сравнения с «Агриколой», не надо думать, что «Пещера на пещеру» – её упрощённый вариант. Различий тут хватает. Во-первых, принципиально отличие заключается в комнатах. В «Пещере на пещеру» это не место для жительства членов семьи, а элементы движка по добыче победных очков, ради которых и идёт игра. Без комнат их заработать не получится. Очки даются непосредственно за строительство комнат, а также за обмен ресурсов на очки, который возможен, опять-таки, только в построенных комнатах.

И ещё важный момент. «Агрикола» целиком и полностью состояла из микро-действий, и они в основном были двух типов. Можно либо получить ресурсы (просто берёшь их, и на этом действие заканчивается), либо потратить их, чтобы что-то создать (просто сдаёшь их, и берёшь, что положено: забор, комнату, сарай и т.п.). В «Пещере на пещеру» бывают не только микро-действия, но и «цепочки» по 2-3-4 итераций, когда, например, один игрок активирует сразу несколько своих комнат и применяет несколько эффектов.

И эта возможность выливается в другое отличие. В «Пещере на пещеру» есть производственные цепочки! Привычная схема «Агриколы» (либо получаю ресурсы, либо их трачу) здесь не работает. Как правило любой ресурс бывает можно либо превратить в другой, либо сменять на золото, приносящее в конечном итоге очки. И ещё один нюанс: все эти обмены выполняются с помощью построенных комнат, а чтобы комнату активировать надо выбрать специальное действие. Причём, повторюсь, за ход можно задействовать сразу несколько комнат, что полностью противоречит идее микро-действий в «Агриколе». В «Пещере на пещеру» бывает так: в свой ход я активирую комнаты, вот эта даёт, например, два пшена, через другую комнату я меняю их на золото, затем активирую третью и получаю ещё бревно. Это чуть дольше, чем просто «Беру лес».

Все эти обмены, производственные цепочки и активируемые комнаты вываливаются в начале первой партии на неподготовленного игрока как ушат воды. Богатство выбора ощущается, а что именно надо делать – непонятно. И только ближе к концу первой партии удаётся нащупать некоторые комбинации и построить движок по добыче необходимых ресурсов и перегону их в победные очки.

В целом первые ощущения хорошие, но не отличные. Уве Розенберг действительно плохого не делает, но тут есть другой нюанс. «Пещера на пещеру» — это строго дуэльная игра на 40 минут. И в этом слоте у неё есть мощные конкуренты. Например, с куда большим удовольствием я бы раскладывал «7 Чудес: Дуэль», где не такой большой упор на производственные цепочки, зато куда более явно ощущается соперничество игроков в плане экономики, войны и науки. В этом же слоте у нас есть ещё «Инновация», да даже «Поселенцы», что старые, что «Северные империи». Так что «Каверне» придётся держать удар. Скажем, ещё партии 2-3 мы сыграем, чтобы полностью с ней освоиться, а вот что будет потом – вопрос открытый. Удастся ли ей удержаться у нас на столе, или просто попробуем и пойдём дальше?

Интересно, конечно, было бы познакомится ещё с дуэльной «Агриколой», которая All Creatures Big and Small.