Каждый год в конце декабря я называю лучшие настольные игры, с которыми познакомился в уходящем году. Ежегодно их получается порядка 15 штук, и это действительно классные и интересные настолки, в которые я играю с удовольствием. Но было несколько случаев, когда мне казалось, что та или иная игра названа лучшей недостаточно обоснованно. Сейчас я о них расскажу.
2007. Тигр и Евфрат (лучшая локализация года)
Первый и последний раз, когда я отметил игру авансом. Коробка с игрой ещё не успела попасть ко мне в руки, но я посмотрел на высокий рейтинг на BGG (тогда Тигр и Евфрат была в ТОП-5) и выдал награду. А потом познакомился с игрой лично и ужаснулся. Локализация кошмарная, в коробке не хватало ключевых компонентов, потом их доложили, но вместо фишек, как в западном издании, это оказались картонные жетоны. А игровой процесс — это просто что-то с чем-то, квинтессенция Книциа, игра сухая, как зачерствевшая корка хлеба, провалявшаяся на чердаке десятилетия.
2008. Mission: Red Planet (лучшая стратегическая игра)
Эта игра запомнилась, в основном тем, что я подумывал отдать награду не ей, а Nexus Ops. Nexus Ops — безусловно заслуживает особой отметки. Это удивительная игра, мы в неё уже больше пяти лет играем, редко, правда, но не было ни одной партии, которая была бы неинтересной. Mission: Red Planet же, хотя и неплоха, но кое-какие сомнения у меня возникали. Ровно до того момента, как год-два назад мы попробовали сыграть в неё выкладывая жетоны очков на Марсе в открытую. И пусть она, возможно, уступает Nexus Ops, всё равно, Mission: Red Planet — крайне достойная настолка и награду свою получила заслуженно.
2008. Игра престолов (лучшая локализация года)
У меня были большие виды на Игру престолов. Друзья подарили мне экземпляр как только игра появилась в продаже. Мы почти что сразу сели пробовать в неё играть, я пытался усадить за стол практически всех знакомых, где только не объяснял правила. И, кажется, это был первый случай, когда игра оказалась неподъёмной. Как минимум одну партию пришлось свернуть, когда я понял, что люди просто не в состоянии усвоить зачем нужны все эти бочки, треки и как нужно распоряжаться приказами. А позже выяснилось, что мне и самому игра не так уж нравится. Тем не менее, ИП — достаточно популярная настолка, мало того, что к ней два дополнения вышли, так сейчас уже вторая редакция появилась, и она тоже есть на русском.
2009. Alias (Лучшая игра для компании)
Звание "лучшей игры года" могло бы уйти к Lifeboat, также известной сейчас в России как За бортом!, но я сомневался в этом решении в 2009-м году и эти сомнения не развеялись до сих пор. С одной стороны Alias хороша, лично мне в неё было интересно играть в своё время, а сейчас — вообще не тянет. С другой — это не совсем настольная игра, а такое "застольное развлечение". С третьей — Lifeboat тоже не идеал. Мы в неё периодически играем, примерно раз в полгода-год и чаще — точно не стоит.
2009. Грузи и вези (лучшая детская игра)
В 2009-м году я выбирал лучшую детскую настолку из двух претендентов, Грузи и вези и Лаборатория доктора Миксера. Учитывая, что последняя была рассчитана совсем на маленьких детей и не предполагала никаких решений, награда Грузи и вези была гарантирована. Но в ГиВ была ещё уникальная и интересная механика трёхмерного тетриса, которая очень привлекла всю нашу тогдашнюю игровую группу. С 2009-го года, правда, возвращаться к Грузи и вези мне так ни разу и не захотелось, но для своего времени игрушка была классная.
2010. Замок 1000 зеркал (лучшая детская игра)
Второй год подряд я не совсем угадал с лучшей детской игрой. Замок 1000 зеркал, безусловно, была самой оригинальной настолкой, с зеркалами и интересной системой отражений. Но время показало, что мы куда чаще и с куда большей охотой играем в другую игру, которая тогда не получила награды — Pyramid. Curse of the Mummy, настольные "жмурки", в которых команда приключенцев спасается от мумии.
2011. Братство девяти. Гексостратегия (лучшая отечественная игра)
Знакомство с разработкой Максима Трофименко и Эльмана Гасими было очень приятным. Полноценный проект за крайне бюджетные деньги, тактические сражения для 2-4 игроков, да ещё и различные дополнительные сценарии. Учитывая мою давнюю любовь к компьютерным тактическим ролевым играм — самое оно. Однако же моё знакомство с игрой, фактически, осталось ограниченным несколькими партиями, отыгранными два года назад. Тогда это было здорово, а вот желания сесть за Братство повторно, почему-то, не возникает. Это не означает, что игра плоха. Просто мне в душу она как-то совершенно не запала.
* * *
Я называю лучшие игры года вот уже шесть лет подряд. Каждый год — это 10-12 настолок, всего получается порядка 60-ти. И если из этих игр в 5-6 штук мы больше не играем, ничего страшного в этом нет. Всё равно в своё время каждая из них была достойна отметки. Если бы можно было бы вернуться в прошлое, я всё оставил бы так, как есть, только Тигр и Ефрат бы из лучших игр 2007 года вычеркнул.
В конце статьи верно замеченно, на вкус и цвет все друг другу не торт «Наполеон». 😉 Тот же «Тир и Евфрат» имеет свою аудиторию, и вполне вероятно, что от части благодоря и Вам! Так что не будьте к себе столь критичны.
Безусловно. Не зря игра 15 лет продержалась в 20-ке БГГ. Возможно сказалось первое впечатление от качества локализации.
локализация да .. жидкая .. и я согласен что из лучших игр 2007 года её нужно вычеркнуть .. так как «Тигр и Евфрат» находится в топе лучших игр мира..
И еще, насчет абстрактности. На мой взгляд, наоборот, механика достаточно точно отражает процессы, происходившие в Месопотамии в древние века (о чем написано во введении в игру), когда на месте одной цивилизации со временем образовывалась другая, а прежняя стиралась с лица земли.
@gazza
Мне тоже так показалось. Я недавно с игрушкой познакомился, хотя присматривался к ней еще с момента прочтения описания на boardgames.ru. Отличная игрушка, а вот локализация полное УГ. И только из-за этого желание в нее играть меньше, чем было бы при нормальных компонентах.
«2007. Тигр и Евфрат (лучшая локализация года)»
По моему из-за того, что она была признана лучшей локализацией а не игрой, вычеркнуть и хочется…
@Onno-san
Учитывая, что настоящий Наполеон совсем не похож на то что у нас подают в кафе, то ситуация совсем запутанная)))))
А список очень примечательный и позволяет проследить и историю индустрии в РФ, и вкусы автора.
Погодите-погодите. Ну, локализация Тигра и Евфрата действительно ни в строй, ни в бой, но это уж вина отечественного производителя. Он как делал плохо, так и делает, за исключением случаев, когда закупаются готовые компонеты.
Если же возникает вопрос к самой игре, то сомнения в ее качестве выглядят довольно странно. В гиклисте эта игра заслуженно занимает достойные места, будучи одной из лучших абстрактных настолок. На позиции игр с миллионом токенов, фигурок, запутанными правилами и чисто символическим применением логики она нисколько не претендует. Она является игрой, в которой преимущество имеет не тот, кто лучше освоился в правилах, а тот, кто мыслит более стратегично. Именно поэтому она до сих пор имеет большое количество фанов.
Кницию в целом я не защищаю. Он игровой графоман, но в этом случае он постарался на славу.
А что за игра на заглавной фото?
@Henrylee
Тигр и Евфрат в оригинале. Локализация конечно выглядит так, будто это другая игра =)