Только вчера я успел рассказать о ситуации с авторскими правами вокруг игры Сталкер. Зона конфликта, а тут — на тебе, новая история, касающаяся этой игры. Шон Гизатуллин, разработчик правил, который демонстрировал Сталкера на Тишинке объявил, что компания З.О.В. Хабара не выплачивает ему положенное за участие в создании игры. И мотивация, как это не удивительно, снова связана с правами на интеллектуальную собственность.
Привожу здесь всю историю вопроса, опубликованную в живом журнале Дмитрия Тэлэри. Если поступят официальные комментарии от второй стороны конфликта, также их опубликую.
Некоторое время назад я писал оптимистичную статью "Как создать и издать свою настольную игру?". Моего товарища Шона PuPs_RK Гизатулина обманул его издатель. Я сам, как геймдизайнер, не могу остаться равнодушным и опубликую печальное логическое продолжение этой статьи.
Всех неравнодушных к ситуации я попрошу лайкнуть и поделиться с друзьями этой статьей. Помогите мне защитить свои права.
Привет, меня зовут Шон и я люблю настольные игры. Возможно вы уже знаете или слышали обо мне благодаря моему участию в подкастах, в прошлом это "Мастерская Игрушек", ныне – Варп-Маяку. В прошлом году сбылась моя мечта. Мне удалось написать правила к своей первой настольной игре. И ее издали. Теперь даже продают в моих любимых магазинах настолок. Сегодня она продается в различных магазинах под брендом "Сталкер: Зона Конфликта". Я очень рад и горд что мне удалось написать правила к игре, в которую теперь играют люди. Казалось бы мне следует говорить: купите мою игру. Однако я буду пожалуй первым геймдизайнером в истории который скажет: пожалуйста, не покупайте мою игру. Правила которые я к ней написал у меня по сути украли. На сегодняшний день, издатель игры "З.О.В. Хабара" отказывается выплачивать мне мой гонорар за разработку правил. Мотивируя это тем что я не предоставил им патент на эти правила. Если вкратце — меня кинули, развели как полного наивных мечтаний лоха. Моя игра вышла, но я не имею с этого не копейки.
Притом, что самое смешное, я указан как геймдизайнер в списке создателей, на первой странице книге правил поставляемой с игрой. Вот тут можно увидеть правила с моим именем в высоком разрешении.
Как все было: разработка игры
Летом 2012 года, по знакомству меня рекомендовали Разумову чтобы оценить правила к настольной игре, которая на тот момент разрабатывалась другим геймдизайнером. Т.к. нас свел мой хороший друг я согласился помочь. Устроили игровой тест. Я задал массу вопросов по игровой механике и балансу. На большинство из них тот геймдизайнер ответить не смог или полностью или почти полностью.
Позже до меня дошли слухи что разработка тогдашнего варианта правил затянулась слишком надолго и что они никак не могут из закончить. После чего между Разумовым и тогдашним геймдизайнером произошел конфликт на почве которого ЗОВ Хабара остался без геймдизайнера.
Михаил задал мне судьбоносный вопрос: "А ты, сможешь создать правила? У нас уже и модели почти готовы и поле есть. Только правил нет. Я уже взял несколько миллионов в кредит, на производство игры и мне надо ее выпустить."
Я подумал, вот он мой шанс, мечта сбылась. И согласился. Честно говоря я всегда хотел заниматься разработкой игр, особенно настольных. Так что нырнул в написание правил с головой, не задумываясь ни о чем другом.
Естественно мы в первую очередь стали обсуждать деньги и как будем делить будущую прибыль. Остановились на том что я напишу правила и буду потом руководить рекламой игры, за это мне обещали 25% от чистой прибыли проекта.
Т.к. игр я ранее никогда не писал, то слабо себе представлял как себя стоит и можно защитить от потенциальной кражи моей интеллектуальной собственности. А в силу наших тогдашних хороших отношений с Михаилом, не посчитал нужным настоять на подписании какого-то либо договора, искренне веря что Михаил сдержит свое слово.
Пока долепливались модели, я стал писать правила. Честно говоря сделать это мне удалось на редкость быстро. Сами правила я написал примерно за неделю, еще примерно неделю я делал карточки событий и профили игровых персонажей.
Своим собственным варгеймом я грезил очень давно, так что в том или ином виде правила у меня были в голове еще до злополучного знакомства с Михаилом Разумовым. Далее я стал тестировать игру с друзьями и знакомыми, что заняло у меня примерно полтора месяца и 30 ожесточенных и по началу крайне нелепых боев в собственной игре.
Плавно наступила осень, финальный вариант правил я передал Разумову, чтобы он в свою очередь нашел верстальщика который бы все это превратил в книгу правил из кучи экселевских таблиц и текстового документа.
Тут пошли первые проблемы. На мой вопрос Михаилу — пробовал ли он играть в мои правила он так и ответил — "Нет, я уверен что ты все сделал хорошо. И так сойдет" Что как бы намекает на его отношение к потребителю.От меня требовалось написать и протестировать собственные правила, это я сделал. Мне оставалось только ждать. Верстка затянулсь почти на 3 месяца. Разумов тем временем продолжал жаловаться что он очень переживает за выплату своих кредитов и игру нужно запускать скорее. На тот момент я был с ним полностью согласен.
Осень 2012 мы провели рассматривая приходящие из Украины новые игровые миниатюры, поминая задержки с версткой недобрым словом. И еще провели закрытую презентацию игры, на закрытом военном полигоне в Подмосковье.
Куда были приглашены, по словам Разумова: "ключевые фигуры в Сталкеровском сообществе, фанатов игры и вселенной". Различные админы крупных фан-сайтов, сталкеры-страйкболисты-реконструкторы и прочие.
Михаил снова жаловался на то сколько времени, сил и денег он потратил на эту закрытую презентацию. В итоге более половины приглашенных VIP так и не приехали, по разным причинам. Пожалуй другие смехотворные подробности нашей первой презентации я опущу.
Это Михаил Разумов.За зиму книгу правил все таки удалось сверстать, коробка игры была отрисована и литье моделей пошло полным ходом. В период с ноября по декабрь наступило мучительное ожидание запуска игры в продажу.
Видимо бренд Сталкер преследует некоторое проклятие, касательно долгостроя. Пошел ноябрь 2012, я уже потихоньку начал подсчитывать потенциальные доходы с моей первой игры. Я приготовился к плотной работе по дальнейшему развитию игры и ушел с тогдашней работы.
Внезапно, в последних числах декабря, чисто случайно я узнаю о том что игра поступила в продажу, в магазины "Настолкин" и Hobby World. Радости я не испытал, потому что Разумов решил мне об этом не говорить. Подумаешь новость. Твоя первая игра вышла, о чем тебе стоит сообщать, о молодой геймдизайнер? Это было первым тревожным сигналом для меня, который я по большей части проигнорировал, опять же, в силу хороших отношений и доверия к Михаилу.
Это я.12-13 января, фестиваль настольных игр на Тишинке от Hobby World. ЗОВ Хабара и я поехали туда презентовать Сталкер: Зона Конфликта для широкой публики. Честно говоря было невероятно круто, рассказывать о своей детской мечте в виде настолки другим людям, потенциальным игрокам. Очень приятно и интересно удалось пообщаться с многими различными деятелями хобби сообщества и просто с разными настольщиками.
Вот, кстати, отчеты об этой презентации от Желтого Мипла и от Юрия Тапилина.
Начало конца: конфликт и отказ платить
Еще до начала публичной презентации игры в Тишинке я сказал Разумову нанять художников, чтобы они открасили парочку комплектов моделей для будущей рекламы — статей, видео и игротек. Без покрашенных моделей — невозможно продвигать и рекламировать игру с моделями. На что мне было заявлено что денег нет и давай-ка крась сам. Я конечно достаточно опытный вархаммерист и более или менее умею красить модели, но выставлять свой покрас как рекламный продукт у меня не поднялась бы рука. Я трезво оцениваю свои художественные навыки. Далее на меня покатились откровенно нелепые наезды, например: что я "по убогому" склеил модели для выставки на Тишинке. Которые к слову мне пришлось собирать прямо на стенде выставки, своим собственным клеем и кусачками. Так как ко мне игра в руки впервые попала именно на Тишинской презентации. Пардон, я геймдизайнер а не моделист. Найми профессионала. Дальше неадеквата стало больше, пока в один прекрасный момент Разумов так и сказал: "А ты не о**ел, мальчик?". Тогда я решил что больше работать на ЗОВ Хабара, с их свинским отношением не собираюсь.
Теперь я выставил Михаилу цену выкупа моих правил. В ответ он сказал патентовать.
Патент?
К слову, Роспатент — государственный патентный орган РФ обычно регистрирует товарные знаки и промышленные модели, а не авторские права вроде программ к ЭВМ, художественной литературы или правил к играм. К сожалению в силу несовершенности российского законодательства — защитить права на правила к настольной игре в РФ не реально. У ЗОВа Хабара и его руководителя Михаила Разумова ответ один — патентуй и мы сразу заплатим. Вот только все прекрасно понимают что патента на игру я получить не смогу. Поэтому и платить никому не придется. Чудесным образом, геймдизайнер игры, который прописан в книге правил как геймдизайнер и автор правил не может получить за нее гонорар. Хотя игра выпускается и продается.
К слову, патент в россии получить не так то просто. Ибо выдается он обычно на на изобретение или промышленную модель. Например на технику, лампочку, станок, технологический процесс и т.п. Что никаким образом не касается правил к настольным играм. Вообще. Никак. Но если вы все таки хотите получить патент на что нибудь еще, вам нужно:
- Самостоятельно изучить порядка 15 законодательных актов только по патентному праву.
- Заполнить кучу бумаг из которых получится заявка на патент.
- Потратить как минимум 15 тысяч рублей на поиск названия вашего патента или схожего по принципу патента с уже существующими.
- Просидеть пару месяцев в очередях на утверждение заявки.
- Опционально: дать пару сотен тысяч рублей взяток чтобы заявку одобрили (вы же помните, что патентуются обычно промышленные вещи, которые потом планируется изготовлять и продавать в промышленных опять-же масштабах)
- Пройти формальную и фактическую экспертизу. Так и представляю как в роспатенте сидят эксперты геймдизайнеры и оценивают вашу игру на новаторство 🙂
- Опционально: еще дать взяток экспертам чтобы пройти экспертизу.
- Прождать еще месяцок-другой пока вам таки выдадут патент.
Или пойти в одно из миллиона патентных бюро которые решат вопрос за вас, однако будьте готовы платить суммы с 5 нулями на конце.
Как обычно защищаются права автора и издателя
Обычно издатель заключает договор с автором, в котором дает задание автору написать ему правила к игре. Так делают все российские издатели настолок, жаль я об этом узнал слишком поздно и слишком доверился добрым словам и золотым горам который мне наобещал Михаил Разумов.
Когда работа сделана, заключается дополнительный акт о выполнении работы с включенным в него результатом — т.е. правилами и подписывается обоими сторонами договора. После чего издатель спокойно издает и продает игру, а автор игры получает свой гонорар. Жаль господину Разумову такая схема не известна и без патента он вообще не хочет обсуждать гонорар. Проще говоря — он придумывает причины чтобы банально не платить.
Договор-ловушка
В процессе долгого конфликта с издателем, в котором я, вытерпев массу оскорблений, пообещал опубликовать все правила игры в интернете. Только после этого Разумов согласился заплатить мой гонорар, но после подписания каких-то абстрактных документов. Я в свою очередь попросил перед подписанием и встречей с юристами прислать мне копию договора на мыло, чтобы не кататься просто так. Договора мне не прислали, а поставили перед фактом — надо приехать 18 февраля 2013, туда-то, на подписание "договор о передаче прав на правила".
Там меня ждали Разумов и его наемные юристы. Пока я читал договор, юрист неустанно твердил "договор, с юридической точки зрения – оформлен безупречно". Однако, видимо юрист не в курсе что правила к настольным играм под патенты не попадают в принципе. Ведь в самом договоре было сказано, что свой гонорар я могу получить только в случае "передачи результата работ, с соответствующими документами, подтверждающими права Исполнителя (т.е. меня)".
Юрист продолжал: "Ну вы запатентуйте, это не сложно. А потом Михаил сможет спокойно вам заплатить" Ага, патент. Который мне никто не даст. Затем добавил: "Вы можете после заключения этого договора подтвердить свои авторские права." Жаль только в договоре прописано что "Сторона, которая не выполнила обязательства по договору обязана возместить другой стороне причиненные убытки."
Иными словами, если я не получу патент, после подписания договора, то попаду на бабки или сяду в тюрьму. Т.к буду обязан для Разумова, запатентовать и так мои собственные правила. Клево да? А предложили мне примерно за месяц получить патент, на то что получить патент в принципе нельзя (мне подсказывают, что механику не патентуют, но конкретно на правила патент получить можно, но это около полугода мороки и то не факт что сделают — прим. rhunwolf). Как же я рад что не подписал этот горе договор. Ну про патенты вы все поняли.
Спустя сутки после встречи, тот самый юрист позвонил мне на мобильный (интересно, откуда он узнал мой номер) и всячески склонял меня к урегулированию конфликта на условиях Разумова. В ответ я ему объяснил по какой схеме обычно передаются права на правила от автора к издателю, рассказал об акте приема работ. Удивительно, но он согласился с моей точкой зрения и обещал попытаться уговорить Михаила Разумова согласиться на этот вариант, без всяких потентов. На следующее утро, юрист снова мне позвонил и сказал что Разумов после получения моих условий не желает общаться и с самим юристом. То есть законный вариант, по которому я передам права и получу деньги его не устраивает. На мои звонки он тоже не отвечает.
Итого:
"Сталкер: Зона Конфликта", с моими правилами и моим именем в книге правил спокойно продается в Настолкине, Hobby Games, Cardplace и прочих магазинах настолок. А я с этого не имею не шиша. Меня обокрали, просто и эффективно.
Я понимаю что сам виноват в своей наивности и в том что не настоял в свое время на подписании документов. Однако Разумов все же нарушает мое авторское право и следовательно закон, продавая мою игру. Да, модели, коробка, и игровое поле разрабатывал не я и они принадлежат ему. Вот только играют люди в настольную игру, в которую без правил как то не поиграешь.
Теперь я призываю всех любителей настолок и варгеймов, моих коллег геймдизайнеров, издателей игр и владельцев магазинов настолок просто обратить на этот факт внимание. Настольщики, пожалуйста — не покупайте мою игру, я с нее ничего не получаю, а на чужом труде наживается только Михаил Разумов и его ООО "Легионспецстрой" (юридическое имя ЗОВа Хабара).
Миш, будь человеком. Заплати мне за мои правила. Если ты дальше продолжишь в наглую отказывать мне в пологающемся гонораре, я сначала опубликую свои правила везде где только можно. Притом исправлю опечатки и косяки, с которыми ты игру продаешь. Просто так, бесплатно, для игроков. А пока что я буду изучать возможное судебное решение этого правонарушения.
Всех неравнодушных к ситуации я попрошу лайкнуть и поделиться с друзьями этой статьей. Помогите мне защитить свои права.
Шон "PuPs_RK" Гизатулин.
я конечно много чего не понимаю в рекламе, юриспруденции и т.п.
но IMHO — это всё пиар акция (в данном случае чёрный пиар).
Предвкушаю бурление 🙂
Любой из таких рекламных ходов не улучшит жизнь для этой игры. «СТАЛКЕР: ЗОНА КОНФЛИКТА» — это провал.
Аналогично, ИМХО, но я бы подумал в данном случае, что ситуация реальна: все равно игру будут покупать, ибо она ориентирована, скорее, на поклонников компьютерно-игрового сеттинга, чем на настольных гиков. И буча, поднятая геймдизайнером, увы, не сильно повлияет на продажи. А вот на месте пиар-службы «Зова хабара» (в контексте истории может стоит переименовать в «Зов стяжательства»?XD) я бы и попытался представить эту историю как черный PR.
Господа, юристы вроде обретались на сайте: разве договор, заключенный в устной форме не остается договором? Правда, надо будет еще как-то доказывать его наличие в любом случае…
Но ведь FFG публикует отдельно правила своих игр онлайн и никто от этого не страдает? Почему публикация правил онлайн должна быть эффективным инструментом в плане подрыва продаж? Или там настолько ужасные правила, что я должен их прочитать и подумать «чорт, а ведь игра действительно шлак»?
Цитата: » Максимум на что он может претендовать – это авторство по правилам и только по предоставлению документов, удостоверяющих его авторские права»
Напоминает советский фильм, в котором директор одной конторы потерял документы и его подчиненные, когда он вернулся на работу, не хотели его признавать без справки удостоверяющей личность. Говорили что да, мы видим что это вы, но дайте справку пожалуйста ))
Вот и тут также, автор на коробке, на аторство претендовать может, но дайте бумажку нам.
PS Игру брать не буду, желаю вору Михаилу Разумову плохих продаж и убытков по крайней мере на продаже этой игры.
Может быть пиар, а может быть и последствия названия «Зона конфликта». Из всего написанного не понял одну фразу от ЗОВа: «Шон Гизатулин был наемным сотрудником». Так всё-таки Шон был в штате и получал з/п или нет? Или был договор с оплатой по АВР?
Все мы лишь сторонние наблюдатели, но кто-то что-то явно не договаривает.
Грязная возня… Игра уже вызывает отрицательные эмоции, даже не читая СЕКРЕТНЫХ правил.
Достаточно мерзко, но такое бывает. Поэтому работайте с проверенными людьми и издательствами.
Печально все это.
Пожелаю сторонам прийти хоть к какому-то согласию.
Друзья не друзья, а в плане товарно-дененжных отношений на «шкуру не убитого медведя» договор должен быть! Ну, и есть еще подозрение, что издатель не хочет платить, т.к. сумма озвученная геймдезайнером за правила вероятно близка к сумме тех 25% от чистой прибыли. Предположу, что игра продается не так «весело» и издателю, при всех его кредитах, тратить еще такую сумму просто не хочется.
Выкладывание правил в сеть ничего кроме морального удовлетворения Шону не принесет.
Можно обратиться в суд — за компенсацией морального ущерба от использования правил без их покупки (если остались черновики и материалы, как доказательство разработки). Т.к. об авторских правах без договора речи быть не может. Только обязательно через юристов. Судиться самостоятельно с организацией — заведомый проигрыш дела. И если выяснится, что во время создания правил геймдизайнер числился в штате, или получал ЗП, то ничего он не получит. Будет считаться что компания разработала правила.
Мне кажется что чистой прибыли не будет пока не отдадут кредит. Очевидно что сначала надо расходы покрыть.
первое о чём я тоже подумал, скорее всего так и есть. Ведь Разумову ничего не мешает оформить на себя авторство и патент.
Странная ситуевина… Если имя Шона присутствует в правилах,значит издатели согласны,что он эти правила писал,но они тут же не согласны и требуют подтверждения. Следовательно, они написали его имя под пунктом «игровой дизайн и правила» просто по доброте душевной??? Извините за грубость,но — мудачьё!
Одному мне не нравиться, причем категорически, название разработчика «З.О.В хабара»? Простите, но моё ИМХО, их маркетологам надо вырвать руки ну и куда-нибудь их деть.
А уж письма с требованиями что и как писать блоггеру в его обзоре… И информация про то что данные издателя надо не с коробки брать, а из «тайного Знания в ноосфере». За гранью добра и зла.
Мне тоже оно кажется весьма странным и неблагозвучным. Хотя, наверное, оно что-то значит для целевой аудитории и на нее рассчитано.
А ситуация, конечно, выглядит мерзенько, хотя полной ясности пока нет.
Для тех кто не в курсе на украинском языке «хабар» — это взятка, «хабарнык»- взяточник. Кстати, один из министров финансов имеет фамилию Шахрай, что в переводе с украинского значит Жулик. Отсюда и отрицательные ассоциации…
Если они пишут «геймдизайнер — тот-то» — неужели это не доказательство, что он и делал игру? Думаю, без письменного договора получить деньги как зарплату будет нереально.
А почему правила настолько секретны? Неужели в наш век удастся долго протянуть без того, чтобы кто-нибудь бы их не выложил в сеть? Пройдет месяцок, и какой-нибудь счастливый обладатель их все-таки отсканит…
А товарищ директор все-таки поступил нехорошо.
Дык, тут тысяча и один вопрос:
а) работал ли геймдизайнер в собственно самой компании? или был фрилансером?? (в комментах на исходнике прозвучало, что его типа за что-то выгнали — если выгнали значит был сотрудником компании? или нет?) — если он был сотрудником компании, то несмотря на авторские права (которые, кстати, не нарушены, т.к. авторство его указано) права собственности могут быть у компании изначально (если автору платили зарплату за работу, которой являлось написание правил) — надо смотреть трудовой договор, если он был. «Штатный геймдизайнер» сидящий на окладе может быть указан в десятке правил как автор и иметь авторские права на них, но не иметь прав собственности, если в контракте прописано, что всё созданое во время работы в компании является её собственностью.
б) О какой сумме речь? Обе стороны упорно её не озвучивают, возможно дело в несходимости по цифрам..
в) цифры по патенту в тексте явно завышены раз в десять… на исходнике есть коммент человека запатентовавшего комп.программу за 70т.р. — через конторку, которая этим занимается — бегал бы сам, скорее всего ещё бы сэкономил, но огрёб гиморой..
г)насколько эти правила оригинальны (не являются копированием идей из других правил) и могут на основании этого быть запатентованы? когда «опытный вархаммерец» ваяет правила за неделю (и ещё за неделю карточки),то это вызывает у меня определённые сомнения в качестве и оригинальности правил..
З.Ы. Если договорных отношений нет (в том числе трудового договора), то автор безусловно сможет правила опубликовать открыто — кто ему может помешать? его авторство признано в правилах, если он не был сотрудником компании на контракте или трудовом договоре, то издатель не сможет доказать, что у него есть какие-либо права на правила.. Вопрос только в том надо ли это кому-нибудь? Если это сырые или не особо оригинальные правила (а что можно за 2 недели + 30 игр сваять?) — то кому это будет особо нужно?… Плюс ещё автору придётся заново верстать правила — т.к. существующая вёрстка принадлежит не автору…
Как Вы яхту назовете — так она и поплывет (с)
«Зона конфликта..» Получите и распишитесь..
Согласен на все 100
Все собственно и дело в целевой аудитории. Думали что фанаты серии ломанутся покупать настольную игру, а большинство фанатов устраивает и то,что они уже имеют — PC-игру (к тому же, зачастую, бесплатную — пиратскую)
Михаил Разумов ответил уже в группе «З.О.В, ХАБАРА» http://vk.com/zovhabara
Выскажу скромное мнение 😉
На что можно рассчитывать при 25% от чистой прибыли:
— очевидно, что такая сумма нереальна (если что, например, Ваккарино работает за 10% роялти).
— получить любые проценты от ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ можно только когда прибыль получена от проекта. Для меня очевидно, что проект пока в глубоком минусе и платить не с чего %.
Мне вот только не понятно, куда фигакнули несколько миллионов разрабатывая игру? Несколько, это как минимум два, что предполагает вернуть кредит только продав ~ 2000 экземпляров игры. К какому году планировалось выйти на прибыль?
В таком проекте авторы, похоже, идут по пути «вахи». Даже стартовый набор имеет ту же цену, что «ваха», что несколько удивляет. Много ли найдётся людей, которые купят никому не известную игру по одной цене с ГВ-продуктом? Вряд ли найдётся хотя бы 500 покупателей за год.
У ГВ самые сливки снимаются, скорее всего, на доп.отрядах и, наверное, с прав на ТМ. 100уе за старт-сет — это затравочка. «Пластмассовые» денежки текут за маленькие коробочки с неадекватной ценой, правда, с очень качественными, детализированными миньками. Если Сталкер «зацепит» и будут допы — будет прибыль. Так что, кто знает, когда проект окупится — может быть никогда, а может быть послезавтра. Пока это выглядит как «безумство храбрых». Ключевое слово — «безумство». Если выгорит — это будет красивый, изящный успех. Если нет — «ещё один сгорел на работе».
Прочитал статью очень удивился. Получение потента занимает не месяц как говорит создатель правил. Это занимает 1,5 года после экспертизы и подачи заявки в ФИПС.
Я сам нахожусь на пороге защиты своих всевозможных прав, так как создал уникальную по своей сути игру средневекового жанра с элементами мифов, магии, сражений, приключений и состязаний. Толь я в отличие от создателя правил сделал все от корки до корки, как говорят.
250 000 тысяч рублей потратил, заказал художнику модели и рисунки. Сам нарисовал кучу рисунков. нанял кучу людей. Встретился с представителем издательства.
Итог таков ему хоть ссы в глаза все божья раса. Сказал что моя игра похожа на монополию.
Монополия уже все достала несмотря на брэнд. Хочется чегото нового.