Конкурс обзоров игр от «Мира Фэнтези»: Метро 2033

Предлагаю ознакомиться с первым обзором, поданным на наш конкурс обзоров игр от Мира Фэнтези. Он написан читателем по имени Михаил и представляет собой заочный обзор Метро 2033. Поехали!

«Иван вдруг понял, что если не пойдет к себе, то заснет прямо здесь, на голом полу.
— В «Монополию» играть будешь? — услышал Иван за тканевой стеной палатки громкий шепот. — Чур, я выбираю!»

Ш. Врочек, роман «Питер 2033» из серии «Вселенная Метро 2033»

«Иван не сразу отреагировал на предложение одного из ребят, усевшихся вокруг раскладной столешницы разложенной прямо на полу в общей палатке. Несколько минут сталкер с «Василеостровской» стоял как вкопанный на кусках мраморной мозаики, почти в самом центре уже дремавшей после «отбоя» станции. Спустя мгновение, в тусклом свете «аварийного освещения» устроенного из смотанных в пучок китайских гирлянд сверкнули налитые кровью глаза, и в руке Ивана проявился силуэт охотничьего ножа. «Хр-р-р-ррр» — окружающую тишину разбавило звуком рвущегося брезента, и на глазах у ошалевших подростков, внутрь палатки шагнула двухметровая фигура. Кирзовый сапожище сорок восьмого размера, словно таран ударил в середину игрового поля, прибавив к остаткам всевозможных пятен от непонятных жидкостей на картоне еще и грязный след от сапожной подошвы.

«Какого дьявола здесь происходит??» — пробасил Иван, предварительно распинав по сторонам разноцветные фигурки и «банк» с картонной наличностью, — «Вы вообще читали отзывы?? Бордгеймергик.ком не врет, слышите меня, шкеты? Есть целых пять с лишним тысяч игр более достойных, чем эта архаичная, примитивная фигня! Проклятые дилетанты…». В течение следующих пяти минут мирный ночной сон обитателей станции еще несколько раз прерывался забористой матерщиной и руганью. В какой-то момент всё снова стихло и человек, более известный под никнеймом “Ivan The Dicemaster”  в совсем далёкой и уже полузабытой прошлой жизни на «поверхности», прошел в соседнюю секцию палатки, скинул с плеча набитый хабаром вещмешок армейского образца и повалился на раскладушку, даже не стянув с тела «походную» спецодежду. С каблука поношенного кирзача одиноко свисала прилипшая банкнота номиналом 500 «чего-то там» зеленого цвета, а если точнее, то уже коричневато-зелёного…  

Тем временем, двое мальчишек еще долго приходили в себя, забившись по углам палатки. Само жилище теперь больше напоминало банк,  свежеограбленный бандой чикагских гангстеров – весь пол устилали «купюры» всевозможных цветов и номиналов, и для абсолютной достоверности не хватало только дырок от пуль в брезентовой крыше.  Спустя некоторое время после последнего скрипа раскладушечных пружин (резко сменившегося храпом) один малец, все еще вытирая слёзы со щеки промямлил: «Серёж, чего это он, а?». Второй паренёк был постарше и мужественно стерпел все обиды и унижения последних минут. Он с дурацкой ухмылкой глядел в сторону уже крепко спящего тела, потом осторожно потянулся рукой в сторону одной из «ножек» маленькой тумбочки без одной дверцы и пошарив по полу поднял треснувшую фигурку здания, нынешней форме которого позавидовал бы сам Гауди.

«Сереж?» — робко повторил паренёк, — «А? Чего?» — этот Серёжа оторвал взгляд от пластмассового домика, уже не подлежащего восстановлению, — «Ты насчет Ваньки-то? Да ну его…» — он подмигнул сопернику по несостоявшейся партии и следом покрутил пальцем у виска – «Нервы да и… радиация, наверное». Тут они оба чуть слышно хихикнули и принялись собирать уцелевшие компоненты и бережно раскладывать их внутри мятой коробки с поблёкшей и давно обесцветившейся полиграфией. «Эх, теперь и поиграть совсем не во что… только кубики целы, да поле» — невесело заметил один из ребят. «Я бы на твоём месте не торопился вешать нос. Лучше глянь-ка вот сюда.» — свет фонарика упал на оставленный Иваном -«дайсмастером» вещмешок. Тесьма была затянута не слишком плотно, и взгляд поймал блики света, отразившегося от глянцевой поверхности небольшой коробки, размером как раз с «Монополию».…

Тут же раздалось синхронное «Ух, ты!» — с глянцевого картона, все еще обёрнутого пленкой, на них смотрел человек в противохимическом комбинезоне ,точь-в-точь как у вояк-сталкеров с их родной «Василеостровской»! В гаснущем свете фонарика буквы сверкнули напоследок холодным металлическим отливом – «Метро 2033» ».

Уж извините за это не слишком ладно написанное «лирическое отступление». К слову сказать, когда я впервые взял в руки книгу из сверхпопулярной серии «Метро 2033» и увидел там упоминание о прародительнице всех современных «настолок» игре «Monopoly» (в нашей стране известной еще в далекие 90-е благодаря различным клонам), то волей-неволей подумал, — «А какой может быть настольная игра во вселенной «Метро…» ? Ну, пожалуй, это должна быть «адвенчура», с лёгким уклоном в РПГ. Несколько героев с набором отличающихся друг от друга параметров. разным стартовым снаряжением, политическими взглядами и «подданством»…

И вот эти сорвиголовы отправляются в постядерные мрачные тоннели, где с помощью самопального «калаша» потихоньку прокачиваются на разнообразной мутировавшей сволочи, попутно выполняя различные квесты от своего станционного начальства и обменивая добытые по углам заброшенных станций и честно снятых с/из тушек врагов артефакты на «патроны», обвесы для автоматов и новые модели «химзы» в толчее торговых станций «кольцевой» линии… Конечно, коробка должна быть доверху набита разными жетонами, фишками, кубиками с непонятными символами на гранях, а карточных колод должно быть никак не меньше дюжины: случайные встречи, события, всевозможные негативные\позитивные эффекты и болезни, оружие, снаряжение, монстры, «боссы» — короче говоря, всё что душе угодно. Конечно, на следующий же день я об этом «концепте» напрочь забыл, равно как и забросил откровенно скучный роман «Питер» из метрошной серии… И вот, буквально на днях компания «Мир Фэнтези», очевидно уловила некоторые из моих тогдашних мыслей и всего за 23 года до описываемых в книге событий-таки выпустила на рынок игру «Mетро 2033». Причём сделала это с большим пафосом и плохо скрываемым желанием потеснить аж саму Fantasy Flight Games! Интересно-интересно…

На обьявлений на официальном сайте можно понять, что механика игры заключается в захвате контроля над станциями силами одного из шести героев, которые действуют «от имени и по поручению» знакомых по книгам фракций, расширяя их влияние над московской подземкой.  Удерживая под контролем станции, мы получаем «победные очки» и зарабатываем ресурсы трёх видов, которые можно пустить на оплату некоторых умений героев, увеличение силы армии либо на покупку снаряжения для наших протагонистов. Недавно в сети появились фотографии и, что особо примечательно – правила. Так что некоторые выводы можно сделать уже сейчас. 

Как говориться, «встречают по одёжке…». А одета наша игрушка (судя по фотографиям, конечно) с иголочки – красивая, строгая, выдержанная в едином стиле и наверняка глянцевая полиграфия придают коробке довольно солидный вид. Лицевая сторона с изображением сурового дядьки в противогазе моментально вызывает стойкие ассоциации с обложкой книги из вселенной Глуховского и обязательно подействует на фанатов подобно магниту. Люди знакомые с серией исключительно посредством аудиокниг (либо вообще с ней незнакомые… да, есть и такие) могут без проблем разобрать буквы «Метро 2033» и «Настольная игра», так что пройти мимо тоже не получится… Браво, «Мир Фэнтези», можете смело передвинуть свою фишку вправо на треке «Догнать америку». Кажется, первый успешный шаг к уровню «америтрэша» сделан. Сравните с коробкой «Трёх мушкетёров» и сразу поймёте, о чём я говорю. Второй, не менее амбициозный шаг – это цена. Две тысячи рублей – цифры совершенно астрономические для полностью отечественной игры.  В дочернем интернет-магазине компании-производителя можно скинуть пару сотен, но привыкшие к игрушкам от той же «Звезды» которые откусывают от семейного бюджета максимум 900-1000 «деревянных» определённо будут в шоке. 

«Ну и чёрт с ней, с ценой. Тут кто-то обмолвился об игре совершенно нового уровня! Значит этот «next level» и будет внутри…» — говорю я, и мысленно поднимаю крышку. Внутри чуть больше сотни карт разделенных примерно поровну на карты станций (49), угроз (34)и предметов (33).  Квестов-заданий поменьше – ровно 20 штук. Ну и куда же без карт персонажей – их набралось шестеро. Столько же и листов фракций-«кланов», на которых собрана вся информация о стартовых возможностях, особенностях, количестве ресурсов и силе армии игрока.

Если чуть подробнее остановиться на этих компонентах, то больше всего меня порадовали именно листы фракций. Выглядят очень атмосферно и действительно напоминают видавший виды обрезок из «личного дела» набранного на печатной машинке. Уместны здесь и пометки, «как бы» начирканные шариковой ручкой, и самый натуральный метрошный билет, с перечнем особых способностей игрока. Мятые бумажки с квестами тоже удачная находка разработчиков. Карты с героями игры заслуживают всяческих похвал – художники (и уверенные пользователи «фотошопа») здесь поработали на славу — персонажи будто сошли с экранов боевичка класса «б» и выглядят реальнее некуда.

А вот карты станций, на проверку оказавшиеся фотографиями совсем не постапокалиптического московского метрополитена разочаровали. Куда интереснее было бы увидеть полуразрушенные мраморные своды на фоне кучи палаток и разного мусора, в которых только угадывается состояние станции «до», а вместо этого приходится глядеть на слегка обработанную фотку в самый раз для путеводителя, но не для игрушки претендующей на атмосферность. Пятерку по фотошопу можно поставить и за работу над карточками предметов: чёрно-белая фотка банки консервов, чёрно-белая целёхонькая дрезина, чёрно-белый охотничий нож, etc. Но самое большое разочарование настигает при взгляде на карточки «угроз». Сам я, конечно, не смогу и близко нарисовать даже кусок тюбинга, но (при всём уважении к работе художников) эти картинки больше похоже на халтуру, преподносимую как некий авторский стиль дешевых комиксов.

Дальше по списку (так и хочется ляпнуть «расстрельному») картонное поле. Его внешний вид абсолютно идентичен карте-плакату из BOX-версии компьютерной игрушки «Метро-2033» (только станций поменьше и нет «легенды»), так что обладатели ПК-версии могут не только увидеть его на фотке в сети, но и подержать в руках. На мой вкус очень даже симпатичное, под стать коробке. Сама картонка прекрасно умещается даже на журнальном столике, а большинство компонентов (колоды, например) можно разложить по углам поля, не захламляя дефицитное пространство. К сожалению, плотность картона по фото я оценить не могу, но, повторюсь — на вид всё более чем достойно.  

А теперь немного «ужасов нашего городка» — это фишки героев. Именно фишки. Те самые, которые мы, будучи младшими школьниками, двигали по обложкам детских журналов и с которыми (как я считал) навсегда распрощались, после знакомства с теми же «Колонизаторами» или первого рискованного заказа из-за рубежа. Как сейчас модно говорить «enough said», да и вы наверняка не раз услышите об этих фишках в других гневных частях отзывов и обзоров… Ей-богу, обращаясь к последнему компоненту игры – жетонам, рука сама тянется к ножницам. Но (вот сюрприз!) разноцветные жетончики совсем «по-западному» выдавливаются из картонки! Теперь издатель вряд ли отмажется, что, мол, ни разу не видел «как там у буржуев делают». 

p.s. Я всё же решусь на преступление и напишу два слова про игровой процесс, ни разу не разложив настолку. Если судить по впечатлениям от правил, увы, я прихожу к выводу, что «МФ» нечем удивить нас и в этом компоненте. Кстати, кое-кто уже ругает оные за «отсутствие художественного текста» и странные словесные обороты из той же эпохи, что и фишки-кегли. Тут я присоединюсь к той части настольщиков, что считают простоту и понятность главным достоинством хорошего рулбука. 16 страничек с предельнейшей ясностью разъясняют весь ход игры (непосредственно процессу посвящено не больше половины этого объема).

Повторюсь, что главная соль игры – это захват станций. Видим нейтральную точку на карте – ставим фишку – боремся с «угрозой» в виде монстра или какого-нибудь неприятного события (один игрок за героя, другой – за угрозу бросают кубики (не больше двух) – далее прибавляем\отнимаем различные штрафы и бонусы, в случае успешного исхода – станция наша, там сразу размещается наша гипотетическая «армия», которая (цитата) «не обозначается на игровом поле — считается, что ваша армия присутствует на всех ваших станциях» и мы со следующего хода можем смело собирать с «колонии» три вида ресурсов по принципу «больше армия – меньше ресурсов» и наоборот. В случае нападения на уже обжитую станцию мы будем бомбить уже не «угрозу», а вражеского героя или ту самую «армию», вместе с их модификаторами. Повторять до бесконечности набора определённой суммы победных очков. Все это действо можно разбавить лишь скудным набором квестов (я видел такие же десять лет назад в отечественной настолке-космосимуляторе… Вот бы кто-нибудь помог мне вспомнить название!) да покупкой вещей на «кольцевой».

Если это уместно, то я могу сравнить походную и боевую части игры с недавно игранным WoW: tAG. Там мы, каждый раз ступая на новое деление поля, сражаемся с врагами аналогичным образом – кидая кубики за обе стороны. Но тут я скромно умолчу про традиционное для FFG качество компонентов, количество монстров, заданий (пусть их отличия и разнообразие не такое большие, как может показаться поначалу) и (спойлер!) МЕНЬШУЮ ЦЕНУ. Сравнивать «станционный менеджмент» я не буду ни с чем. Мне искренне непонятно зачем вообще стоило вводить этот элемент в, казалось бы, приключенческую игру. Тем самым, авторы окончательно убили (а вернее – добили в упор) атмосферу, «эффект погружения» окончательно превратив происходящее за столом в некое двигание абстрактных фишек. Даже для ярых фанатов вселенной с очень богатым воображением… 

Итак, резюмируя впечатление (прежде всего — от компонентов), могу сказать только одно – легкое недоумение от обилия фотошопа сменяется ужасом в виде фишек. Положение не спасают замечательное оформление коробки, поля и удачный дизайн листов персонажей и некоторых карт, а так же элементарные правила без кучи нюансов и подводных камней. Игровой процесс заочно видится мне (в плохом смысле) простоватым и скучным, в игре отсутствует пресловутый «эффект погружения», малое количество событий и заданий наверняка скажутся на приключенческом аспекте игры и здорово снизят желание повторно разложить игрушку. Плюс ко всему, дурацкая механика контроля над станциями не даёт ни капли масштабности процессу и окончательно переводит настолку в «абстрактное двигание фишек». Учитывая цену игры, это вообще выглядит издевательством, особенно при намёке самих создателей на «красивую и большую настолку, а-ля FFG». Хотя, скорее всего, персонал «Мира Фэнтези» просто знает об отечественном рынке настолок и потенциальных покупателях в сто раз больше моего. И снова — «enough said».

Лично я пока не осмелюсь рекомендовать её ни ярым фанатам книги, ни абсолютным новичкам-бордгеймерам (более «прокаченным» игра наверняка будет не интересна). К тому же, я твёрдо уверен, что коробка не стоит как рекомендованных за нее двух тысяч, так и 1300-1500 рублей, которые будут просить за нее на различных форумных «барахолках», в попытке хоть как-то отбить выброшенные деньги. 

Конкурсы, Метро 2033, Обзоры



Похожие записи
  • Российские издатели в трёх словах
  • Уточка говорит «кря-кря». Обзор игры Homo Sapiens
  • «AYTCOPCEP» — отечественный клон «Манчкина»
  • Magic детям не игрушка!
  • «Анна Детективъ. Мистериум» – новинка от «Мосигры»
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.