Добро пожаловать в мир настольных игр

Коста Руана. Пиратские острова. Обзор игры

Игровед, один из основных российских игроков настольной индустрии, уже пару лет как искал возможность выйти на рынок с собственной игрой отечественного производства. Во второй половине 2014 года через издательство Стиль Жизни были выпущены две таких игры: Артифициум и Коста Руана. Пиратские острова. Артифициум пока дожидается своей очереди, а сегодня мы поговорим о второй игрушке, Коста Руана, придуманной Юрием Журавлёвым, в чьём портфолио уже есть несколько изданных проектов (Зоомагия, Наместник). 

Действие игры разворачивается на архипелаге Коста Руана, где пираты прячут на островах свои сокровища. Только им неведомо, что архипелаг населён туземцами, которых хлебом не корми, дай стащить что-нибудь блестящее. В ходе игры каждый её участник становится вождём туземного племени, которому предстоит отправлять на острова за добычей своих соплеменников. Тот, чьих туземцев окажется на острове больше всех, забирает себе один самородок. Победит в игре тот, кто добудет больше всех пиратского золота! Играть в Коста Руана могут от 2 до 6 человек, заявленное время партии составляет от 20 минут до 1 часа (в среднем по 10 минут на игрока). 

Первое, о чём нужно сказать – это о качественных компонентах. В Коста Руана есть карты, фишки туземцев, золотые самородки, вигвамы и фишка шамана.  Карты – "льняные", отличные, пожалуй, это лучшее качество, которое можно найти на российском рынке. Фишки туземцев – это деревянные миплы, которых в коробке аж 60 штук, по 10 на человека. Также стоит отметить привлекательные самородки, в виде прозрачных пластиковых кристалликов золотистого цвета, и деревянную фигурку шамана, обозначающую первого игрока. Выглядит она весьма привлекательно, хотя её можно было заменить обычной картой. И, наконец, вигвамы, оригинальное решение для хранения добытых сокровищ. В ходе игры найденное золото забрасывается в вигвам, так что никто точно не знает у кого сколько самородков добыто.

Наконец, основной элемент игры – это карты. Их в игре несколько типов. Во-первых, это карты островов, из которых формируется условное игровое поле. Количество островов в игре зависит от числа игроков, чем больше играет людей, тем больше архипелаг. Во-вторых, это игровые карты четырёх цветов (мастей), с помощью которых игрокам предстоит отправлять туземцев на острова и добывать там сокровища. В-третьих, это две особые двухсторонние карты условий, с помощью которых определяется какие игровые карты срабатывают в каждый ход.

Партия начинается с того, что на стол выкладывается положенное количество островов, на два из них насыпается по 4 самородка, а на остальные – по 5. Затем игроки по очереди выставляют на острова туземцев, пока каждый не выставит троих. После этого каждый игрок получает по 5 игровых карт,  определяется первый игрок, которому достаётся фигурка шамана, а также на стол выкладываются две карты условий. Теперь все по очереди ходят, начиная с шамана.

Ход игрока в Коста Руана определяется формулой "карта-карта-человечек". Сначала игроки разыгрывают по 2 карты, после чего выставляют на одну из сыгранных карт своего туземца. Игровые карты позволяют выполнять следующие действия: выставлять туземцев на острова, убирать туземцев с островов, перемещать туземцев между островами и перемещать золото между островами.

Игровой процесс выглядит так: сперва все, начиная с шамана, выкладывают перед собой или любым другим игроком по одной карте в открытую. Затем, также начиная с шамана, выкладывают по одной карте рубашкой вверх (снова перед собой или любым другим игроком). Наконец, снова, начиная с шамана, по желанию могут выставить по одному своему миплу на любую сыгранную карту, как свою, так и чужую, как выложенную рубашкой вверх, так и в открытую. Зачем выставлять человечка? Карта с ним сработает и для своего владельца, и для того, чей на ней стоит туземец. А если игрок выставил фигурку на свою карту, она сработает для него дважды.

Когда все карты разыграны и все человечки расставлены, наступает время главой интриги. Шаман смотрит на две карты условий и переворачивает одну из них на другую сторону. На картах условий изображены цвета, соответствующие четырём мастям игровых карт. Особенность в том, что в каждый ход срабатывают карты только тех двух мастей, которые указаны на картах условий. Причём, заранее никому неизвестно какие именно масти будут активными, поскольку сначала все играют карты, а потом шаман меняет одну масть на другую, переворачивая одну из двух карт условий.

Когда карта условий перевёрнута, карты мастей, не соответствующие картам условий сбрасываются, туземцы с них возвращаются владельцам, а затем все, начиная с шамана, разыгрывают свои карты, применяя их эффекты. Если на чьей-то карте стоит чья-то фишка, её владелец также применяет эффект карты.

После розыгрыша карт нужно посмотреть на острова. Если на каком-то острове фишек одного игрока больше, чем у любого другого игрока, один туземец хватает один самородок и отправляется домой. Если же туземцев на острове у всех поровну, золото не получает никто. А если – внимание – два игрока делят первенство по числу людей, а на острове есть ещё и третий игрок, который в меньшинстве – самородок достаётся именно ему!

Когда самородки обрели новых владельцев (не забываем забросить золото в вигвамы) все игроки набирают по 2 карты взамен двух сыгранных и начинается новый ход. После пятого хода выполняется подсчёт очков. Игроки получают по 2 очка за каждый добытый самородок и по 1 очку за каждого вернувшегося с островов туземца.

Перед нами представитель европейского семейства настольных игр с чертами типичной евроигры: карты, человечки-миплы, игра, исключаяющая прямой конфликт, но вовлекающая игроков в противостояние по принципу "контроля территорий". Используемые механики должны быть хорошо знакомы искушённым любителям настольных игр и не вызовут вопросов у новичков: розыгрыш карт с руки, выставление туземцев на острова, получение золота за доминирование (или за второе место).

Особняком стоят карты условий, вокруг которых строится добрая половина игрового процесса. Они заставляют играть в двойное угадывание, провоцируют шамана попытаться обхитрить соперников, а других игроков – подстроиться под действия шамана и извлечь максимальную пользу из его предсказуемых (или не очень) действий. Возможность разыгрывать карты на любого игрока служит встроенным в игру механизмом балансировки. Как только кто-то начнёт вырываться вперёд, скорее всего в следующем ходу ему стоит ожидать минусов от товарищей по столу.

В начале каждого хода нужно пораскинуть мозгами: какую масть сменит шаман? Что ему выгодно делать? Какие карты стоит сыграть? Пытаться вырваться вперёд или подкузьмить кому-нибудь? Что класть в открытую, а что  взакрытую? Выставлять ли на какую-то карту туземца? Наконец, на каких островах бороться за золото? Вопросов немало и простор для принятия решений есть, но они не на 100% зависят от игрока. Нужно помнить, что все действия совершаются с помощью игровых карт, и у вас не всегда могут оказаться подходящие действия. Например, нужно вам выставить туземцев на острова, а в руку пришли сплошные минусы. Что делать в такой ситуации? Внимательно смотреть на то, что играют другие игроки и пытаться активировать чужую карту с помощью мипла.

Благодаря тому, что текста в игре нет (на картах используются лишь условные обозначения) ходы делаются достаточно быстро, нужно лишь посмотреть на поле и прикинуть, за что стоит бороться, и чего можно достичь в текущем ходу, исходя из имеющихся карт. Осваивается игра буквально на ходу, динамика не провисает, действия совершаются оперативно.

Ключевой вопрос – насколько Пиратские острова хороши. Ответить на него непросто, потому что ответа на самом деле два. С точки зрения современого российского рынка – очень хороши. Такой качественной  в плане компонентов и вылизанной в плане механики отечественной игры европейского стиля у нас пока ещё не было. Можно припомнить попытки того же Сквирла со своими Крафтерами, да Поселенцев от Правильных игр, и, пожалуй, всё. Поэтому именно как отечественный продукт Коста Руана – игра хорошая и, безусловно, займёт достойное место в ассортименте Игроведа / Стиля Жизни.

Если же поставить Коста Руана на одну доску с играми, выпущенными за рубежом, то тут, боюсь, эпитеты окажутся не столь лестными. Лично мне Пиратские острова видятся средней типичной евроигрой, которые выпускаются на западе уже достаточно давно, в течение 10-15 лет. И в этом плане Коста Руана – всего лишь ещё один продукт, не уступающий прочим, но и не имеющий явной отличительной фишки, хотя кто-то может посчитать таковой механику розыгрыша карт на любого игрока и карты условий или триаду компоненов "золото-вигвамы-шаман". 

Коста Руана – не первая игра Юрия Журавлёва, и на примере его проектов явно видна способность автора работать над механикой. Даже те же Пиратские острова на самом деле в первоначальном варианте были именно про пиратов и лишь потом им на смену пришли миролюбивые индейцы. Вот только, лично мне, например, подобные "механистические игры" несколько уже приелись, в такое евро я наигрался ещё в 2009-2010 годах и теперь хочется чего-то более вкусного, нового, невиданного. По этому критерию лично для меня Коста Руана интересной игрой не кажется.

К положительным сторонам игры относятся высококачественные компоненты, простой и понятный игровой процесс. Явных отрицательных черт у игры я выделить не могу, хотя к тем же компонентам есть пара замечаний. Например, человечки выкрашены в белый, желтый, оранжевый, коричневый, синий и зелёный цвета и сочетание "жёлтый — оранжевый — коричневый" кажется не слишком удачным, т.к. при неидеальном освещении оранжевый может сойти как минимум за коричневый. Почему проигнорированы красный и фиолетовый? А ещё золотые самородки чуточку сливаются с жёлтым фоном карт островов. Золото, понятно, должно оставаться золотом, а вот островам могли бы быть и позеленее 🙂 И ещё вигвамы после сборки не желают укладываться в коробку. Но это, так, мелкие придирки. 

В целом игра удалась. В России, наконец-то, получилось создать игру европейского уровня во всех смыслах этого слова. Для непритязательных игроков, для новичков, для воспитываемого Стилем Жизни потребителя, это, вероятно, самый подходящий продукт. 

1 комментарий

  1. Anna

    hi
    when will be new print and play game 🙂 on your fantastic portal?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑