Про «Индустрию» Ивана Лашина написано много хвалебных отзывов, а тут на Board Game Geek внезапно появился критический обзор. Его автор отмечает, что в целом-то настолка неплохая, но называть её выдающейся сложно. Предлагаю познакомиться с вольным переводом и узнать, за что так критикуют эту игрушку.
Мне нравятся хорошие игры, где надо строить движок по добыче ресурсов. Например, мои любимые игры – это «Покорение Марса: Экспедиция Арес» и «Этот безумный мир». «Индустрия» же сочетает в себе вот это вот нравящуюся мне добычу ресурсов с интересным механизмом торгов, благодаря которому ощущается необычный подход к жанру. Вопрос в том, достаточно ли этого, чтобы игра выделялась на фоне многих других подобных настолок?
Об игре в целом
«Индустрия» — это игра на построение движка для 2-4 человек, действие которой разворачивается в XIX веке во время индустриальной революции. Игра разработана Иваном Лашиным, её выпустило издательство Arcane Wonders. В «Индустрии» игроки примеряют на себя роли капиталистов, старающихся завладеть различными компаниями и произвести и выменять как можно больше ресурсов, чтобы получить как можно больше доходов к концу 4 раунда. Для этого игрокам придется делать ставки на различные карты и либо получать эти карты, либо брать вместо них какие-то ресурсы в качестве компенсации за то, что их ставку кто-то перебил. Полученные карты выкладываются перед игроками и в дальнейшем приносят их владельцам ресурсы либо позволяют обменивать одни ресурсы на другие. Всё это в конечном итоге приносит доходы, необходимые для победы.
Подготовка к игре
«Индустрия» раскладывается достаточно быстро. Просто выдайте каждому игроку по случайной стартовой карте и по карте капиталиста, и всё. Стартовые карты – это начальные компании, то, с чего начинает каждый игрок. В начале партии перед каждым будет лежать по одной такой карте. Выложите на стол уголь, железо, нефть и прочие ресурсы. Выдайте каждому то, что производит его стартовая карта, плюс набор дисков для ставок. Выложите жетон раунда на счётчике на цифру 1. Все остальные карты компаний замешайте в колоду. Выложите положенное количество карт из колоды на стол для аукциона. На всё про всё уходит менее 5 минут.
Игровой процесс
Партия в «Индустрию» длится 4 раунда. В каждом раунде отыгрывается 2 фазы, сперва аукцион и потом производство. В фазу аукциона игроки по очереди делают ставки на карты, рассчитывая либо получить себе новую карту, либо взять вместо неё какие-то ресурсы. Всё это довольно просто. В свой ход возьмите один из 4 доступных дисков ставок и положите его на одну из карт, вскрытых рядом с колодой. Так продолжается, пока каждый игрок не выложит все 4 своих диска. Нюанс в том, что на одну и ту же карту нельзя класть диски с одинаковым значением.
Все получают награду
Как только все выложат свои диски, аукцион разрешается. Каждая карта уходит тому игроку, кто положил на ней жетон ставки с самым большим значением. Выигранная карта кладётся перед владельцем на стол. Если же игрок не выиграл карту, он получает компенсацию – ресурсы, указанные в верхней части карты. Количество ресурсов умножается на значение диска ставки игрока. Например, если на карте указано 2 угля, а игрок положил на неё диск с цифрой 3 и не выиграл аукцион, он получает 6 угля.
Наконец, производство
Как только все ставки разыграны, и все получили карты и компенсации, наступает фаза производства. В эту фазу все игроки одновременно активируют собственные карты, лежащие перед ними. При активации срабатывает эффект, указанный в нижней части карты. Каждая карта применяется только один раз за раунд, но игрок может выбрать порядок, в котором срабатывают его карты. Как правило, эффекты карт позволяют получить ресурсы, а также обменять одни ресурсы на другие. Как только все отыграют производство, начинается следующий раунд. После 4-го раунда подсчитывается, кто заработал больше всех денег. Этот игрок и объявляется победителем.
Впечатления от «Индустрии» — компоненты
Компоненты в «Индустрии» вполне хорошие. Большинство ресурсов – это деревянные фигурки, качество карт вполне себе. Картонные жетоны довольно толстые и удобные. Оформление карт приятное, но несколько тусклое, что, впрочем, соответствует стилю индустриальной революции XIX века. Хотя на самом деле моё внимание куда больше занимали ресурсы и качество карт, чем их оформление.
Впечатления от «Индустрии» — игровой процесс
Игровой процесс в «Индустрии»… неплохой. Тут есть ряд интересных решений, которые рождаются когда надо делать ставки на карты. Возможно, вы увидите карту, которая отлично комбинируется с теми, что у вас уже есть. А, возможно, вам очень-очень понадобятся ресурсы с какой-то карты. Так что иногда вы будете делать ставки, рассчитывая не выиграть аукцион, а проиграть, но при этом получить максимально возможную компенсацию ресурсами. В результате иногда вы будете вынуждены делать самую большую ставку на карту, которая вам на самом деле не нужна, но другого выхода просто нет, потому что остальные ставки израсходованы на получение компенсации.
Производственная часть показалась мне довольно скучной. Примените карты в самом оптимальном порядке, получите, что на них указано и переходите к следующему раунду. Чуть интереснее получается, когда вы можете улучить свои карты, чтобы они работали более эффективно. Плюс есть ещё уникальные способности каждого магната, но они не показались мне важными. А ещё мне кажется, что в целом средние впечатления от «Индустрии» обусловлены тем, что я знаком с несколькими отличными настолками, в которых производство и построение движка реализованы куда лучше, чем здесь. Меня, прям, раздирает. В «Индустрии» классно скомбинированы механики, но центральный элемент игры – построение движка – в других настолках, как мне кажется, проработан намного лучше.
Впечатления от «Индустрии» — тематика
Вот моё мнение. Эта игра. Просто. Очень. Сухая. Понимаю, что тематика – это всегда вещь субъективная. Для меня «Идустрия» похожа на работу в офисе корпорации. Торги были интересными, в процесс аукциона у нас рождались забавные диалоги. Но на самом деле я не обращал внимание, за какие компании мы торгуемся. Я делал ставки глядя исключительно на эффекты карт, и это заставляло меня чувствовать себя бездушным менеджером (возможно, именно этого автор и (или) издатель и добивался). Весь процесс в итоге сводился к тому, что я смотрел на символы на карте, выставлял куда-то свои диски и что-то делал с ресурсами, чтобы получить деньги.
Опять же, я провожу сравнение с другими играми, где есть какая-то тема. Возможно, я бы лучше прочувствовал «Индустрию», если бы в ней были какие-то тексты, описания или названия, подсказывающие, что я стремлюсь купить нефтеперерабатывающий завод или угольную шахту, а также поясняющие, что мне выплачивают за компенсацию. Кто-то будет доволен и местной иконографикой, но мне хочется большего. Только познакомившись с «Индустрией», я осознал, насколько мне важны тематические надписи на картах. По моему мнению её излишняя сухость негативно сказывается на игровом процессе.
Вердикт
Моя оценка «Индустрии» — 2 балла из 5.
Мне нравится механика аукциона в «Индустрии». Но мне кажется, что фаза производства в других играх реализована лучше. К сожалению, одного аукциона недостаточно, чтобы выделить «Индустрию» на фоне других настолок на построение движка. Если бы я не был знаком с другими подобными настольными играми, скорее всего я бы поставил ей не 2, а 3. Однако «сухая» тема и конкуренты с более интересным производством заставляют меня снизить оценку
Немного об авторе размещённого обзора. Во-первых у него на БГГ всего 77 оценок игр, что просто ни о чём. Во-вторых, человек он очень особенный — почти 20% оценок составляют 10-ки. В-третьих, с чего он вообще заинтересовался не самой очевидной для себя игрой? Из 15 игр, получивших от него 10-ки, всего одна имеет среди категорий имеет Economic. Они просто не особо ценит экономические игры, у него среди высокооценённых Unmatched: Bruce Lee (2019), Zombie Kidz Evolution (2018), Zombie Teenz Evolution (2020), MicroMacro: Crime City (2020), HeroQuest (1989). С чего с такими увлечениями оценивать экономическую игру — загадка.
@обзор на обзор
Возможно автор и субъективен, но его точка зрения имеет право на существование.
Я тоже в этой игре обнаружил недостаток, писал намедни о нем в теме ПНП на форуме.