«Крошечные эпические галактики» — это компактная стратегическая игра о развитии космической империи. Компактная – во всех смыслах. Сама настолка – это небольшая коробочка, компонентов в ней также немного, по времени она длится минут 30-40, да и разнообразие действий в ней, в общем-то невелико. В плане компонентов тут есть лишь колода карт, россыпь фишек, да пригоршня кубиков. Правил тоже немного. Впрочем, иного ожидать и не стоило. Одно слово – игра-то крошечная! 

Что тут вообще надо делать? Цель игры – первым заработать 21 очко. Начисляются они за колонизацию планет. Чтобы планету колонизировать нужно сперва на неё прилететь, а потом совершить некоторое количество так называемых «колонизационных действий». Их число разнится от планеты к планете, но общий принцип такой, чем сложнее планету колонизировать, тем больше она приносит очков.

Вот как это всё работает. На старте каждый игрок получает небольшой планшет. На нём есть несколько счетчиков, где отмечаются запасы двух ресурсов, энергии и знаний и уровень развития империи. Также на планшете стоят два изначально доступных космических корабля и ещё два корабля, доступ к которым откроется позднее. В центре стола лежит колода планет, из неё вскрываются 6 карт. Это – доступные для исследования планеты. Также на старте каждый игрой получает секретную миссию, выполнение которой позволит продвинуться к победе.

Строится игра на бросках кубиков и применении выпавших действий. Тут есть нестандартные шестигранники, у которых вместо точек на грани нанесены различные символы. В свой ход надо бросить положенное количество кубиков, что выпало – то и можешь сделать. Плюс разрешены перебросы, первый бесплатно, последующие – за энергию. Сами действия нехитрые: запустить корабль, продвинуться по колонизации, получить энергию, получить знания, использовать действие империи. Вроде выбор невелик, но на самом деле вариативность достаточно большая.

Основной цикл действий выглядит так: выбираем приглянувшуюся планету и отправляем туда корабль (действие «запустить корабль»). Для колонизации корабль помещается на орбиту – небольшой счётчик из нескольких позиций. Для успешной колонизации нужно дойти по нему до финиша. Продвигаются корабли с помощью «экономики» или «политики», это два вида колонизационных действий, которые можно выбросить на кубике. Если корабль «доехал» до конца шкалы, карта планеты уходит игроку, он получает обозначенные на ней очки. А на стол взамен из колоды вскрывается новая планета. И так – пока кто-нибудь не наберёт 21 очко.

В игре есть ещё ряд любопытных нюансов. Например, вместо колонизации на планету можно приземлиться, чтобы применить её разовое действие. Оно у каждой планеты своё, и благодаря этому можно получить ресурсы, продвинуться в колонизации другой планеты, немного помешать соперникам и т.п. Ещё тут можно совершать действия в чужой ход, для этого нужен ресурс «знания», потратив его можно повторить действие за активным игроком. Наконец, за колонизацию планет зачастую разворачиваются самые настоящие гонки, кто кого обгонит на пути к финишу по шкале. Ну и ещё колонизированные планеты позволяют применять их эффекты. Да, и не забудьте, что можно прокачивать собственную империю. Это, во-первых, приносит очки, во-вторых, открывает доступ к дополнительным кораблям, и, в-третьих, позволяет бросать в свой ход больше кубиков.

А теперь чуточку подробнее о том, что понравилось, а что – не очень.

Нестандартные кубики. Необычные грани – это всегда здорово. Ну и механика применения выпавших действий тоже хороша. Нужно сперва выбросить что-то, потом подумать, в каком порядке выгоднее применить действия.

Управляемая удача. Кубики – это всегда случайность. Но не в этом случае. Один бесплатный переброс гарантирован игроку каждый ход. Ещё можно совершать дополнительные броски, оплатив их энергией. И, наконец, если очень нужно, можно потратить два кубика, чтобы третий повернуть на нужную грань. Так что если какое-то действия прямо очень-очень нужно, выполнить его можно всегда.

Возможность действовать в чужой ход. Сделать что-то в ход соперника – приятно само по себе. Это не позволяет тебе «вываливаться» из игры, всё время держит фокус внимания, нужно прикидывать, не настал ли тот момент, когда пора что-то сделать. Ну и плюс ещё выстроив нужную комбинацию, можно не просто совершать ходы в чужой ход, а паразитировать на противниках, когда соперник что-то делает, а ты присоединяешься к его действию и получаешь даже больше, чем он сам.

Прокачка и развитие. В игре ощущается длинная арка, мы начинаем с маленькой империей у которой всего 2 корабля и 5 кубиков на ход и можем закончить с 4 кораблями и 7 кубиками. Более того, колонизированные планеты открывают доступ к дополнительным действиям. Так что империя игрока на старте и на финише партии – это две совершенно разные вещи.

Явное соперничество. Для колонизации пригодно всего 6 планет. Это означает, что за каждую из них рано или поздно будут бороться как минимум два игрока. Их корабли зайдут на орбиту и будут стремиться первыми колонизировать ту или иную планету. Эдакие мини-гонки, кто первый на финише, тот и получает себе мир и победные очки за него.

А вот что не очень понравилось.

Основная механика на кубиках. Кубики – это, конечно, здорово, но тут есть два момента. Первое – это та самая удача. Да, в игре есть механизмы, позволяющие справляться с невезением. Однако они всё равно не отменяют тот факт, что кому-то может постоянно везти и кубики будут просто всегда ложиться нужными гранями вверх, а кто-то раз за разом будет выбрасывать что-то не то.

Ощутимый даунтайм. Постоянные броски кубиков, увы, занимают время. И когда после тебя ходит один соперник, потом другой, затем третий – это, зачастую, от 5 до 10 бросков. И ещё каждый, ведь, думает, в каком порядке разыграть все свои действия. И это в наше время, когда в играх всё чаще встречаются микро-действия, а не «отыгрываю один большой ход целиком и полностью». Оказалось очень неожиданно, но в такой маленькой игре присутствуют ощутимые паузы между ходами. Чуточку этот эффект сглаживает возможность сделать что-то в чужой ход, но тем не менее…

Отсюда ещё один нюанс — партия кажется долгой. Для такой небольшой игры, для такого небольшого разнообразия действий 40 минут – это много. Игра не кажется столь насыщенной, чтобы длится столько времени. Хотя, может это только первые впечатления, и следующие партии будут проходить быстрее.

Вот, в общем-то, и всё. Небольшая игра, немного компонентов, продуманный процесс с сильными и слабыми сторонами. Не могу сказать, что это какая-то выдающаяся игра. Так, нормальная. Хотя, честно говоря, по отзывам ждал чего-то большего.