Круглый стол о настольных играх в Самаре

На выходных довелось мне побывать на круглом столе на тему "Настольные игры в Самаре". Попал я туда совершенно случайно, буквально по наводке знакомых. Оказывается, специально ради этого мероприятия в Самару приезжал Александр Миронов (Академия игр), и он даже какое-то специальное занятие проводил по настольным играм (жаль, времени не было, не смог попасть на него). А вот в круглом столе поучаствовал от начала и до конца. 

Обсуждения шли для меня несколько удивительные. Начнём с того, что стол организовали люди, к настольным играм не очень близкие. Это организаторы Самкона (местный конвент ролевых игр), ролевики, хобби, конечно, смежное, но совсем не то же самое, что настольщики. Они, например, не знаю ни про Тесеру, ни про BoardGamer.ru. Играли где-то в десяток игр. И размышляют о том, как нужно настолки рекламировать, как их стоит продвигать, как доносить их до детей и как придумывать самим.

Не зная, практически, ничего 🙂 Ни отечественных авторов, ни деления игр на "взрослые/детские", не имея понятия о том как сложно просто придумать нормальную современную настольную игр (не говоря уже о том, чтобы самому её производить). В общем, было удивительно, но познавательно 🙂

Сухой остаток мероприятия такой: клуб Треугольный Ёж будет участвовать в Самконе, плюс организаторы скорее всего помогут с помещением для проведения самарского этапа всероссийского чемпионата по Ticket to Ride. А дальше — время покажет.

Пресс-релиз по итогам круглого стола:

Вчера в Школе игротехники состоялся круглый стол по теме "Настольные игры в Самаре". 

Среди участников были представители самарских клубов (Треугольный ЁжВеселые кости, клуб-магазин Игрион, клуб при Областной юношеской библиотеке "6х6"), представители третьих мест (АнтиКафе «Будильник»), известный блоггер Юрий Тапилин, руководитель Академии Игр Александр Миронов и просто опытные игроки. 

В ходе обсуждения поднимались проблемы слабой информированности не только вне, но и внутри сообщества настольщиков — многие участники круглого стола не были знакомы друг с другом и впервые слышали о существовании того или иного клуба/мероприятия. 

Говорили о необходимости создания крупных и ярких ивентов, как для привлечения новых игроков, так и для удержания "старичков". Для первой категории больше подходят игротеки на крупных городских и не только мероприятиях (День города, СамКон и другое). Мероприятия, направленные "внутрь", должны быть турнирного типа, где уже опытные игроки могли бы получить нечто стоящее (приз или эмоции), иначе люди уходят играть "на кухни". 

Отсюда вырос новый виток обсуждения — гораздо более серьезный, на мой взгляд: встал вопрос о необходимости клубов настольных игр, как таковых. К сожалению, сами клубы не совсем понимают, что они могут предложить игроку, чего он не может получить дома или в антикафе. 

Также порассуждали на темы, где "скрывается" целевая аудитория клубов настольных игр и как на нее "выходить". 

(О способах общения с чиновниками, школами, Центром социализации молодёжи, Домами молодёжных организаций, общественными объединениями — что им нужно, что им можно предложить и как попасть на мероприятия, проводимые ими.)

Возвращаясь в теме больших событий: участники обсуждения пришли к закономерному выводу, что яркие и запоминающиеся ивенты клубу в одиночку не потянуть, значит нужно объединяться несколькими клубами сразу. А лучше — создавать общегородское сообщество любителей настольных игр. Эта мысль была едва ли не самой важной — участники обменялись контактами и решили организовать большую игротеку на СамКоне этого года.

Из заявленных тем (см. пост — приглашение http://vk.com/samaragames2013?w=wall-59787057_281/all) недостаточно, на мой взгляд, была освещена тема производства настолок в Самаре. Тема игроделания среди пришедших людей оказалась неактуальна — они слишком увлечены продвижением существующих настолок и не верят в то, что в Самаре могут быть талантливые авторы.

Надеемся, что организованная нами встреча была полезна для всех, кто пришёл. Мы готовы к сотрудничеству в этой области.

Новости, Околоигровое



Похожие записи
  • Редизайн 7 Wonders в стиле World of Warcraft
  • Весёлые картинки, № 219
  • Рекомендации по выбору настольных игр для 1-8 игроков
  • Весёлые картинки, № 227 — «Робинзон Крузо»
  • Весёлые картинки, № 243
    1. crow
      19 Фев 2014 из 15:04 | #1

      «Не зная, практически, ничего 🙂 Ни отечественных авторов, ни деления игр на «взрослые/детские», не имея понятия о том как сложно просто придумать нормальную современную настольную игр (не говоря уже о том, чтобы самому её производить). В общем, было удивительно, но познавательно :)» — начнем с того, что о производстве речи так и не зашло(что конечно жаль, ибо заявлено было…) Зная как сложно придумать новую, современную игру, понимая чем отличаются игроки разных возрастных категорий, поигравший в настолки отечественных авторов — сидел и молча поражался происходящему. Однако, не понимаю как знание или не знание вышеперечисленного коррелирует с банальностями сказанными за столом(их мог произнести любой скудно мыслящий человек, не имеющий глубоких представлений о насотлках, о том, что «объединяться это хорошо», ну это правда смотря для каких целей…) — я лично считаю круглыйСтол просто не состоявшимся.


      «Они, например, не знаю ни про Тесеру, ни про BoardGamer.ru. Играли где-то в десяток игр. И размышляют о том, как нужно настолки рекламировать, как их стоит продвигать, как доносить их до детей и как придумывать самим.» — странно, другое — что этим не занимаются люди сведущие в насотлках. Эта инициатива ШМИ мне видится некой позитивной подвижкой, хотя бы в сторону того, что Самарские клубы настольных игр лишний раз подумают друг о друге, о том к чему же они идут и где их пути пересекаются(или наоборот и почему).


      Как молчаливая, слушающая голова лично для себя я с этого стола не вынес -в пустую потраченное время.


      Есть мнение, что при наличие другого модератора обсуждение прошло бы в других красках(с акцентом как разработку игр, но это лишь допущение).


      ps про Тесеру, BoardGamer.ru — до этой встрече не знал и как-то по этому поводу совершенно не расстроен — не много потерял.


    2. denside
      19 Фев 2014 из 16:08 | #2

      Уже люди, мало сведующие в настолках, проявляют иннициативу в продвижении настольных игр. Это хорошо с одной стороны, а с другой — почему настольщики не так активны? ШМИ молодцы в этом отношении, осталось опытным настольщикам подружиться с ними, познакомить их с настольными играми поближе, а там глядишь они и про Тесеру узнают и БГГ, а может и сами увлекутся настолками как мы.


    3. Rebel
      19 Фев 2014 из 16:54 | #3

      Как человек участвовавший в круглом столе хотелось донести свой взгляд.


      1. Странно, что данный круглый стол собрал ни кто то из руководителей клубов настольных игр. Собравшиеся люди в большинстве своем друг друга не знали хотя и занимаются одним и тем же в одном городе.

      2. Кстати, как ни странно, ролевое сообщество уделяет большое внимания популяризации настольных игр.

      Тому пример и данный круглый стол собранный ШМИ и методическое пособие «Настольные игры: Обучение и Клуб» изданное казанским игро-практическим центром и т.д.

      3. Было много практических советов и предложений от руководителей ролевого сообщества, вплоть до предложения помочь с написанием программы с которой можно идти в местное образование и Центр социализации молодежи.

      4. Было много сказано о том что нужно сотрудничать как между собой так и различными организациями, но у меня сложилось ощущение, что понимание пользы сотрудничества было близко не всем.

      5. К сожалению не хватило времени на разговор о производстве игр в Самаре. Может самарским настольщикам стоит самим собрать такой круглый стол?


      Теперь несколько реплик в ответ:

      Юра, да они организаторы круглого стола не знают про «про Тесеру, ни про BoardGamer.ru. Играли где-то в десяток игр. И размышляют о том, как нужно настолки рекламировать, как их стоит продвигать, как доносить их до детей и как придумывать самим». Но им это особенно и не нужно, они занимаются полигонными ролевыми играми и в этом деле они вполне успешны, при чем игры придумывают сами мастерские команды и они не менее сложны чем настольные, а скорее всего и более. И таких игр, ролевое сообщество, каждый год проводит сотни. А еще десяток крупных фестивалей по всей стране. И большое им спасибо что они пытаются чем то помочь.


      Crow, а может не стоило молчать? Круглый стол, это не семинар, это обсуждение равных.


      Александр Миронов (Rebel)


    4. hk
      19 Фев 2014 из 23:37 | #4

      @crow


      Считайте, семинар был «установочным», люди просто пришли, посмотрели друг на друга, познакомились. Реальные эффекты будут потом. Как минимум — площадка настолок на Самконе.


    5. hk
      19 Фев 2014 из 23:54 | #5


      Rebel :



      Как человек участвовавший в круглом столе хотелось донести свой взгляд.


      1. Странно, что данный круглый стол собрал ни кто то из руководителей клубов настольных игр. Собравшиеся люди в большинстве своем друг друга не знали хотя и занимаются одним и тем же в одном городе.





      Из сидящих за столом «Треугольный Ёж», «Весёлые кости» и «Игрион» друг друга знали и пересекались не раз. У «Игриона», правда, представитель сменился. А ролевиков, да, не знали.



      Rebel :



      2. Кстати, как ни странно, ролевое сообщество уделяет большое внимания популяризации настольных игр.

      Тому пример и данный круглый стол собранный ШМИ и методическое пособие “Настольные игры: Обучение и Клуб” изданное казанским игро-практическим центром и т.д.

      3. Было много практических советов и предложений от руководителей ролевого сообщества, вплоть до предложения помочь с написанием программы с которой можно идти в местное образование и Центр социализации молодежи.



      Вот это для меня самый большой вопрос. Вот что такое сегодня настольный клуб: люди после работы раз в неделю собираюсь и в компании друг друга играют в игры. Приходят новички — им показывают что такое настолки, учат играть. В таком формате клуб существует достаточно давно, всех всё устраивает.


      И тут приходит ролевое сообщество и говорит: а чего это вы, вон, взяли бы методичку и пошли бы в школы. Или к местным чиновникам 🙂 Извини, утрирую конечно, но сам в целом воспринимаю призыв как-то так.



      Rebel :



      4. Было много сказано о том что нужно сотрудничать как между собой так и различными организациями, но у меня сложилось ощущение, что понимание пользы сотрудничества было близко не всем.



      Насчёт сотрудничества между собой я вынес чёткий результат: Самкон с настольными играми, турнир по Ticket to Ride при поддержке библиотеки.



      Rebel :



      5. К сожалению не хватило времени на разговор о производстве игр в Самаре. Может самарским настольщикам стоит самим собрать такой круглый стол?



      Вот с этим пунктом полное у меня непонимание. Что имеется в виду под производством? Искать местных авторов, которые будут делать хорошие игры, пригодные к изданию? Наладить местный издательский бизнес? Провинциального конкурента Мира Хобби или хотя бы Правильных игр?



      Rebel :



      Теперь несколько реплик в ответ:

      Юра, да они организаторы круглого стола не знают про “про Тесеру, ни про BoardGamer.ru. Играли где-то в десяток игр. И размышляют о том, как нужно настолки рекламировать, как их стоит продвигать, как доносить их до детей и как придумывать самим”. Но им это особенно и не нужно, они занимаются полигонными ролевыми играми и в этом деле они вполне успешны, при чем игры придумывают сами мастерские команды и они не менее сложны чем настольные, а скорее всего и более. И таких игр, ролевое сообщество, каждый год проводит сотни. А еще десяток крупных фестивалей по всей стране. И большое им спасибо что они пытаются чем то помочь.





      Вот тут могу судить только по себе. 7 лет в сайт пишу про настольные игры, о настолках у ролевиков слышал только про Зилант, да сам видел на Толконе (но там изначально не ролевики, а настольщики этот вопрос вели). На этом, кажется, и всё. Про тот же Самкон никогда не слышал в связи с настолками. Лично для меня это какой-то параллельный мир, откуда сейчас делаются попытки перейти в настольную реальность 🙂


    6. Алёна
      20 Фев 2014 из 0:33 | #6

      Любопытная у вас полемика завязалась. Вступать не буду 🙂

      Проясню только один момент — неверно считать Школу методологии и игротехники ролевым сообществом.

      На сайте самарскиеигры.рф можно посмотреть чем мы занимаемся.

      Просто так сложилось, что ведущим стал ролевик со стажем. Отсюда возникло заблуждение, что ролевое сообщество лезет со своим уставом в настольный монастырь 🙂

      А вообще — интересную мы кашу заварили, если дискуссия из-за стола вышла в интернеты!


    7. Волк
      20 Фев 2014 из 2:08 | #7

      @hk

      «да сам видел на Толконе (но там изначально не ролевики, а настольщики этот вопрос вели)»

      Со всем почтением хочу не согласится. Как ролевик с уже не малым опытом могу смело говорить что настольные игры на конах это не чуть ли не неотъемлемая часть. И даже когда мы начинали готовить фестиваль вопроса о том будут ли настолки или нет не стоял. И нам очень повезло что Антон как гиперактивный человек попал в оргкомитет.

      Я знаю очень много настольщиков и процент ролевиков среди них крайне низок. Я знаю очень много ролевиков и процент людей которые не играют в настолки стремится к нулю.


      Что касается продвижения настольных игр могу сказать такую вещ. Существует куча исчерпывающих ресурсов, в своё время я не вылазил из этого блога, позже не вылазил с Тесеры. Эти ресурсы прекрасны и исчерпывающи по многим вопросам. Но делу продвижения к сожалению не способствует. Ничто кроме бытовой и наглой рекламы в телевизоре, на стене дома, в лифте, в журнале который он читает, в рекламных роликах или блоках на популярных новостных и социальных ресурсах. Тупая прямолинейная реклама куда смотрит наш потребитель каждый день. Пока у него в голове не перемкнет центр внимания. Тогда потребитель сам найдет и магазины, и клубы и всё всё всё.

      Скучно и обыденно? К сожалению так, но эффективно.


    8. Волк
      20 Фев 2014 из 9:40 | #8

      Массаракш, что у меня за уродская манера выражать свою мысль. Пере прочитал и ужаснулся. Надеюсь меня поняли правильно.

      Настолщиков среди ролевиков много. Ролевиков среди настольщиков мало. Настолки важная и большая часть ролевой субкультуры.


    9. Шарап
      21 Фев 2014 из 9:04 | #9

      Не хотел влезать, но не выдержал.

      Сначала представлюсь.

      Садофьев Дмитрий, так же известен как Шарап (Sharap_samara).

      Ролевик со стажем в 20 лет.

      Юра, это тот человек, который призывал вас работать с детьми и может помочь с написанием программы.

      Теперь о ролевиках.

      тут правильно высказались, что настолок у ролевиков много, а их самих в этом обществе мало.

      Я однажды услышал такую фразу — «Игра сожрёт всё». И это правда.

      У нас есть люди плотно занимающиеся реконструкцией всех направлений, есть люди, кто занимается танцами, профессионально, и кто занимается настолками то же.

      Но если вы (сообщество настольных игр) кроме как настолками ничем не занимаетесь, утрировано говорю :), то нам, ролевикам, приходится порой шерстить и историю, и психологию, и социологию, и игротехнику и много чего еще. Поэтому настольные игры мы рассматриваем как элемент нашей Большой Ролевой Игры.

      Далее. Вы зря говорите что мы мало знаем настольные игры. Мы их знаем достаточно. Может знали бы и больше, но у нас просто на все не хватает времени.

      Я за всё время в ролевке игр переиграл поменьше твоего, конечно, но список то же будет не маленький. А уж если брать во внимание КШИ, то и с твоим сравнится. Да, в основном я играю, что бы приятно провести время с друзьями. НО!

      В моем клубе есть несколько настольных игр, специально приобретенных мной для того, чтобы, как я говорю, настроить мозги моих легионеров. Это очень способствует. И для этого я настолки применяю.

      Далее. Я сам придумал и сделал свою собственную настольную игру. И пропускаю через нее молодых легионеров. Потому что она создавалась специально под мои потребности. Для работы с молодыми людьми только что пришедшими в ролевую среду. И на этом примере они могут поближе познакомится с ней.

      Ну а на счет пользы в объединении и выхода на работу с детьми можем поговорить лично. Не хочу разводить полемику здесь, потому как чую «горячие споры».

      Если же, конечно, вас интересует данный вопрос.


    10. hk
      21 Фев 2014 из 20:46 | #10

      @Шарап


      Насчёт настольщиков и ролевиков.

      Так сложилось, что вот уже несколько лет я наблюдаю за становлением настольного движения в России. Слово «ролевики» применительно к любителям настолок слышал всего пару раз — применительно к Зиланткону и применительно к секции любителей ролевых игр на Игроконе.


      Не припомню ни одного факта (по крайней мере анонсированного публично) сотрудничества ролевиков с издателями.


      Особенно яркий пример, у нас тут пару лет назад образовалась Ассоциация клубов настольных игр, объединившая больше сотни клубов из России и ближнего зарубежья. Там люди целенаправленно собирали тех, кто заинтересован в настолках. Ролевиков там тоже не припомню.


      Поэтому и говорю, что мы как в параллельных вселенных вращаемся.


    11. Njuse4ka
      24 Фев 2014 из 14:49 | #11

      @Шарап


      Так о том и речь, что вы не рассматриваете настольные игры, как самодостаточную культуру и вообще явление, для вас это лишь кусочек, который вы используете целенаправленно в своих «ролевых» целях (если я правильно поняла из вашего комментария). Всего лишь «приятно провести время с друзьями», «настроить мозги моих легионеров» и пр. Для тру-настольщика настольные игры нечто большее.


      И именно потому, что вам настольные игры и всё, что с ними связано, не интересно само по себе в оторванности от ролевых игр, вы не сможете адекватно рассуждать, например, об издании игр и тем более об их разработке. Это сложный и трудоёмкий труд, если вы, конечно, не собираетесь делать очередную убогую бродилку. Юра, я думаю, это имел ввиду. А у вас же просто времени не хватает на всё. Ну, правильно, каждому своё =). Здорово, что такие круглые столы организуются, потому что это так или иначе популяризирует настольные игры.


      К посту:

      «К сожалению, сами клубы не совсем понимают, что они могут предложить игроку, чего он не может получить дома или в антикафе.» — это неправда. Дома вы с трудом сможете собрать такую коллекцию, которую может предоставить клуб, и никогда не встретите такое разнообразие игроков, а соответственно интересного игрового опыта. И ни одно антикафе не будет заморачиваться играми в таком количестве или хорошо заботиться о качестве имеющихся настолок.


    1. Трекбеков пока нет.